Занятость и безработица в Республике Беларусь

Автор: l********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….4
1.Занятость как экономические отношения………………………………..……6
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды…………………………….....…..6
1.2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе…………....….11
2. Безработица, как социально-экономическое явление……………………....13
2.1 Понятие, сущность, классификация безработицы……………….……13
2.2 Социальная защита население от безработицы………………..…..…..21
3. Занятость и безработица в РБ……………………………………………..….25
3.1 Особенности отношений занятости в РБ и ее государственное регулирование........................................................................................................25
3.2 Пути преодоления безработицы в РБ……………………………….….29
Заключение………………………………………………………………...….…35
Список использованных источников………………………………...………...38
Приложение №1…………………………………………………………………40
Приложение №2…………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

     9. международное сотрудничество в  решении проблем занятости населения,  включая профессиональную деятельность  граждан Республики Беларусь  за рубежом и трудовую деятельность  иностранных граждан в Республике Беларусь.[1]

     Государственные программы занятости предусматривают  в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной  занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

     1) содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

     2) развитие системы подготовки, повышения  квалификации, переподготовки и  профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;

     3) обеспечение занятости отдельных  категорий населения, трудоустройство  которых затруднено;

     4) повышение экономической заинтересованности  предприятий и организаций в  создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;

     5) совершенствование организационной  структуры государственной службы  занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической  базы.[1].

     Наиболее  актуальными для Беларуси представляются следующие направления:

     - разработка комплекса мероприятий  по определению, высвобождению  и трудоустройству избыточного  персонала трудоизбыточных предприятий; 

     - разработка взаимоувязанного комплекса  мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);

     - разработка мероприятий по кадровому  обеспечению реструктуризации предприятий  города;

     - разработка комплекса мер поддержки  местными органами власти развития  различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;

     - разработка комплекса мер содействия  внутрирегиональной миграции населения  с целью более эффективного  перераспределения предложения  труда в пределах региона.[19]. 

 

      3.2 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

         В Беларуси официально безработица  была признана в 1991 году, тогда  же появились и первые безработные.  Согласно закону «О занятости  населения Республики Беларусь»  к ним относятся «трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях или не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службе занятости».

          При анализе численности безработных  в нашей стране следует учитывать  три потока: численность обратившихся  в службу занятости граждан,  количество зарегистрированных  в качестве безработных в течение  года, численность состоящих на учете на конец отчетного периода. 

Таблица 1. Численность безработных и потребность в работниках заявленная организациями в органы по труду, занятости и социальной защите.

  2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность зарегистрированных безработных, чел. 95768 136130 83042 67918 52024 44078 37305
Уровень зарегистрированной безработицы (в  процентах к численности экономически активного населения) 2,1 3,1 1,9 1,5 1,2 1,0 0,8
Потребность в работниках, заявленная организациями  в органы по труду, занятости и  социальной защите, чел. 32739 31709 34481 35807 44819 50770 50747
Численность зарегистрированных безработных на одну заявленную вакансию, чел. 2,9 4,3 2,4 1,9 1,2 0,9 0,7

     Примечание – Источник: [12, c. 131]

       Если проанализировать данные Таблицы 1, то можно увидеть, что наибольший всплеск безработицы наблюдался в 2003 году – 136130 человек. К 2008 году произошел резкий спад этого социально-экономического явления, и количество безработных составило 37305 человек. Но, не смотря на спад безработицы, с каждым годом увеличивается потребность в работниках, заявленная организациями. В 2008 году эта потребность составила 50747 заявлений.

     Основной  причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального  производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Это относится к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанимирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на кредитах. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход из "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолженностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит к отсутствию инвестиций.  
Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.

           Необходимо отметить, что различные  группы рабочей силы неодинаково  реагируют на изменения спроса  на рабочую силу. Что касается  гендерной структуры, то в большинстве  промышленно развитых стран уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин. Неблагоприятная ситуация с женской занятостью сложилась в странах Южной Европы, в первую очередь в Италии и Испании, где мужская и женская безработица соотносятся как 1:2.[24]

               Следует отметить, что в республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий - специалист или служащий.[24] Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно.

          Не лучшим образом обстоят  дела и в регионах Республики  Беларусь. В ряде городов и  районов республики уровень безработицы  значительно превышает средне  республиканский уровень.

      

     Таблица 2. Уровень безработицы в областях Республики Беларусь на конец 2008г.

Область Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская
Уровень безработицы 1,0 1,1 1,0 1,0 0,8 0,8

     Примечание – Источник: [12, c. 132]

     Если проанализировать данные Таблицы 2, то можно увидеть, что по уровню безработицы лидером является Витебская область, где на конец 2008 г. уровень безработицы составил 1,1%.[12. c.132] Рядом по значению показателя находятся Брестская, Гомельская, Гродненская области, где уровень безработицы достигает 1,0%.[12, c.132] Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно или два основных предприятий города при своей неритмичной работе уже не могут обеспечить полную занятость региона или самого города в последнее время. Проблему усугубляет и такой фактор, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

     Большое различие можно наблюдать, если анализировать  безработицу по гендерному и половому признакам. Обратимся к данным таблицы Приложения №2. Сразу становится заметно, что преобладающей является женская безработица. Особенно ярко это преобладание выражается у возрастной категории от 16 до 39 лет. Но после 50 лет наблюдается рост безработицы среди мужчин. В 2008 году он составил 20,5 %.   

     Обращение к исследованию безработицы в  Республике Беларусь продиктовано в  первую очередь укоренившимся в  течение последних нескольких лет  представлением о неактуальности данной проблемы. Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов, так или иначе, отражает это мнение. Это выражается в том, что регулируется только официально контролируемая часть рынка труда, слабая связь политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, политика регулирования безработицы рассматривается только в контексте ее социальных последствий. 

          Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований появилось противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде. Однако, использование такой теоретико-методологической основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается мало результативным. Это происходит потому, что инструменты регулирования, разработанные для рыночной экономики в процессе ее эволюции, требуют соответствующей рыночной среды для ее реализации.     Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична от отечественных условий, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пределами предприятий. В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.

          Существующий уровень безработицы  в Беларуси связан с административным  контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости.

           Рассмотрим несколько методов  преодоления безработицы и повышения  занятости в Беларуси

          Инвестиции являются инструментом, с помощью которого можно производить целенаправленные изменения в структуре занятости по критерию её эффективности. Современная инвестиционная деятельность в Беларуси в большей степени ориентирована на государственное субсидирование и дотирование трудоизбыточных градообразующих производств с целью, чтобы предотвратить массовые высвобождения рабочей силы. Это консервирует неэффективную занятость. Как представляется, главная задача в управлении такими предприятиями должна быть сконцентрирована в плоскости их реструктуризации, основанной на сегментировании персонала и выявлении потенциальных возможностей производства конкурентоспособной качественной продукции. Представляется неоправданным продолжение целевого инвестирования сельского хозяйства и строительства жилья, поскольку это невозвратные инвестиции. Также не оправдывает себя административное создание новых рабочих мест на прежней технологической базе. По сути, обозначенные явления тормозят структурную перестройку, так как сохраняют неэффективную занятость. Нужна общая среда, заинтересовывающая в активизации инвестиционной деятельности негосударственных субъектов хозяйствования, и гарантирующая субъектам инвестиционной активности доходы на вложенный капитал (предпринимателю — прибыль, кредитору — процент за пользование кредитом, государству — налог).

Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь