Занятость и безработица в Республике Беларусь

Автор: l********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….4
1.Занятость как экономические отношения………………………………..……6
1.1 Понятие занятости, ее формы и виды…………………………….....…..6
1.2 Тенденции развития занятости в мировом сообществе…………....….11
2. Безработица, как социально-экономическое явление……………………....13
2.1 Понятие, сущность, классификация безработицы……………….……13
2.2 Социальная защита население от безработицы………………..…..…..21
3. Занятость и безработица в РБ……………………………………………..….25
3.1 Особенности отношений занятости в РБ и ее государственное регулирование........................................................................................................25
3.2 Пути преодоления безработицы в РБ……………………………….….29
Заключение………………………………………………………………...….…35
Список использованных источников………………………………...………...38
Приложение №1…………………………………………………………………40
Приложение №2…………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

     Вследствие  этого, в стране назрела необходимость   увеличение  пособий  по безработице  до  социально  оправданного   уровня,   соответствующего   общепринятым международным нормам гарантий социальной защищенности  граждан  (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в  зависимости  от категории безработных).

     Создание  в  Беларуси  социально  ориентированной   экономики   требует усиления   социальных  амортизаторов,  в   частности   организации   системы государственного   обязательного   страхования   от   безработицы.   Система страхования  граждан  от  безработицы  значительно  поднимает   уровень    и длительность материальной помощи  безработным,  ориентирует  безработных  на активный поиск работы и  трудоустройство.  В  результате  безработные  будут стремиться не только к получению высокого пособия по  безработице,  но  и  к быстрому нахождению подходящей работы,  то  есть  к  совсем  иным, активным формам социальной защиты.

     Учитывая  опыт других стран,  система  государственного  страхования  от безработицы должна охватывать лиц наемного  труда  и   финансироваться работодателями и работниками в  соответствии   со  специальной  шкалой:  чем  ниже  заработок  работника,  тем  большую  долю  налога   платит   за   него работодатель.  Страховая  система  предполагает,   что  гарантии   получения определенного  дохода  в  случае  потери   работы   зарабатываются,   а   не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет  ли человек право на пособие по  безработице,  то  есть,  участвовал   ли  он  в период своей занятости  в формировании страхового фонда.

     Таким образом, для смягчения  негативных последствий  перехода страны к рыночной  экономике   социально  ориентированного  типа  ключевое   значение имеет государственное  регулирование рынка труда.

     Учитывая  опыт развитых стран, следует  отметить,  что  для  преодоления негативных последствий безработицы требуются  усиление  мер  государственного регулирования  рынка  труда,   проведение   активной   политики   занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую  деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть  направлено  в первую  очередь  на  создание  и  сохранение  рабочих  мест,  подготовку   и переподготовку рабочей  силы.  При  этом  социальная  защита   населения  от безработицы   должна   стимулировать   безработных   на   поиск   работы   и трудоустройства.

     Проблемой в сфере социальной защиты является и нехватка социальных работников. Эта проблема носит двойственный характер.

     Например, в Витебской, Минской, Гродненской  областях имеется большой количество отдаленных и малонаселенных сельских пунктов, в которых достаточно сложно найти граждан трудоспособного возраста, соответствующих требованиям, которые предъявляются к должности социального работника. В Минске другая проблема – большой рынок труда, много вакансий с более высоким уровнем заработной платы, что снижает привлекательность профессии социального работника.

     Для решения этой проблемы 17 сентября 2007 года Министерством труда и социальной зашиты Республики Беларусь было утверждено постановление № 114 Примерное положение  о территориальном центре социального  обслуживания населения.[13, c.12] Положение предусматривает, что к обслуживанию на дому могут привлекаться работники на условиях не полного рабочего времени с пропорциональной оплатой труда: пенсионеры, студенты, а также граждане, желающие работать по совместительству.

     Для предоставления различных видов  социальной помощи одиноким гражданам  и инвалидам в центрах предусмотрены  специальные легковые автомобили из расчета 1 автомобиль на центр, в котором  на обслуживании состоит 500 граждан, и 2 автомобиля на центр, в котором свыше 500 обслуживаемых.[13, c.12] Работники в сельской местности обеспечиваются велосипедами, чтобы сократить затраты времени на дорогу. Для обслуживания жителей отдаленных и малонаселенных сельских пунктов  в центрах открываются социальные пункты, в том числе с выездной формой работы, и организуются бригады социального обслуживания на мобильной основе.

                   
           3. Занятость и безработица в Республике Беларусь

     3.1 Особенности отношений занятости в Республике Беларусь и ее регулирование. 

     Государственное воздействие на занятость и безработицу  является неотъемлемой частью общей  системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

     Первые  биржи труда, занимавшиеся трудоустройством населения и предоставлением  гражданам, потерявшим работу, гарантий социальной поддержки стали создаваться в молодом советском государстве в 1918 году.[19] Они занимались учетом безработных, распределением безработной рабочей силы, учетом потребностей хозяйственных органов в рабочей силе, учетом совместительства, проверкой правильности приема на работу учреждениями и предпринимателями, вербовкой рабочей силы.

       Что же касается непосредственно  Республики Беларусь, то в 1991 году  в целях создания условий для  реализации права граждан на  труд, получения ими бесплатной государственной помощи в трудоустройстве, профориентации, подготовке и переподготовке, повышении квалификации, а также для социальной защиты временно незанятых граждан в соответствии с постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 5 июня 1991 года № 845 – VII был введен в действие Закон "О занятости населения Белорусской ССР".[19] Законом был определен порядок признания неработающего гражданина республики безработным, определены права и обязанности безработного.

       Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.

     Регулирование занятости осуществляется с помощью комплекса методов. К таким методам относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

     Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

     Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

     К административным методам можно отнести: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

     Идеологические  методы применяются для разъяснения  политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов  работодателей и работников.

     Суть  организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

     Регулирующая  функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

     Управление  занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.

     В журнале «Директор» №7 за 2008 год  помещено интервью Николая Кохонова, начальника Главного управления политики и народонаселения Минтруда и  соцзащиты. Н.Д. Кохонов говорит о том, что в нашей стране с 2006 года при разработке программы занятости и других документов ставится как цель уже не сокращение безработицы, а повышение качества трудовых ресурсов. То есть, речь идет о повышении уровня занятости за счет вовлечения в экономическую деятельность тех граждан, которые оказались за ее рамками. В 2007 году в экономике было занято 4445,3 тыс. человек. По данным ежегодного статистического сборника в 2008 году этот показатель возрос до 4594,4 тыс. человек.

     В рамках реализации  Декрета  Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и исполнительными районными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.

     В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам  Республики Беларусь гарантируется  право на труд, то есть право на выбор  профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

     В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости.[1]

     Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

     В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

     1. обеспечение равных возможностей  всем трудоспособным гражданам;

     2. предоставление социальных гарантий  и компенсаций безработным;

     3. поддержание трудовой инициативы  граждан, содействие и поощрение  в развитии их способностей  к производительному и творческому  труду;

     4. обеспечение мер, направленных  на предотвращение безработицы;

     5. принятие дополнительных мер,  содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;

     6. обеспечение социальной защиты  в области занятости, проведение  специальных мероприятий для  трудоустройства граждан, желающих  работать;

     7. координация деятельности в области  занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

     8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых  коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле  за выполнением мер по обеспечению  занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь