Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.
Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Содержание

Введение…1-2
Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России …3-8
1.1. История возникновения движения в защиту прав потребителей…3-4
1.2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции…4-7
1.3. Потребительское движение в России …7-8
Законодательство Европейского Экономического Сообщества и Организации Объединенных Наций о защите прав потребителей …9-18
2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект…9-14
2.2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"...14-18
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей …19-32
3.1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов…19-21
3.2. Ответственность за ненадлежащую информацию (об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах))…21-22

3.3. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками…22-24
3.4. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). …24-27
3.5. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей …27-32
Заключение…33-34
Список использованной литературы…35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     Согласно  ч.2 ст. 180 УК РФ незаконное использование  предупредительной маркировки, незарегистрированного товарного знака или наименование места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

     Другой  разновидностью недобросовестной конкуренции  является заведомо ложная реклама. Такой вид рекламы может причинить вред деловой репутации участников рынка товаров, работ, услуг и интересам потребителей. В соответствии с Законом РФ "О рекламе" от 14 июня 1995 года под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощь любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарами, идеями и начинаниями и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Ложной рекламной информацией признается информация, с помощью которой рекламодатель вводит в заблуждение потребителя рекламы. Ст. 182 УК РФ вводит ответственность за заведомо ложную рекламу - штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

     В УК РФ недавно появилась статья, предусматривающая ответственность  за обман потребителей (ст.200 УК РФ). Статья содержит примерный перечень способов обмана потребителей: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги), иной обман - и наказание за обман - штраф в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

     Обязательным  признаком обмана потребителей является его совершение в значительном размере, под которым, согласно примечанию к ст. 200 УК РФ, признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда.

     В части 2.ст. 200 УК РФ установлена ответственность за обман потребителей, совершенный лицом, ранее судимым за обман потребителей (п. "а"), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "б"), в крупном размере (п. "в"). Данные лица наказываются лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

     В соответствии с примечанием к  ст. 200 УК РФ обманом потребителей в  крупном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.

     Для наступления уголовной ответственности  по ст. 238 "Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" необходимо наличие следующих фактов:

  • неправомерная выдача официального документа, удостоверяющего соответствие товара (работ, услуг) требования безопасности;
  • неправомерное использование документов (сертификат соответствия, лицензия на применение знака соответствия).

     Для наступления ответственности по ч. 1 ст. 238 УК РФ необходимо, чтобы указанные действия повлекли причинение вреда здоровью - от легкого до тяжелого - хотя бы одного человека.

     В ч. 2 ст. 238 УК РФ среди квалифицирующих  признаков данного деяния указаны  совершение его в отношении товаров (работ, услуг), предназначенных для детей в возрасте от шести лет, причинение по неосторожности вреда здоровью двух или более лиц, причинение по неосторожности смерти одному человеку.

     Деяния, предусмотренные ч. 1или 2 настоящей  статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, являются признаком состава рассматриваемого преступления с особо отягчающими обстоятельствами (ч.3 ст. 238 УК РФ).10 

     Заключение

     Изучив историю возникновения движения в защиту прав потребителей в Америке, Великобритании, ФРГ, Швеции и России, рассмотрев Законодательство ЕЭС, Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" и изучив Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей я пришла к следующим выводам:

  • Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Здесь начинают появляться первые организации по защите прав потребителей. Постепенно консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 г. Дж. Кеннеди направил Конгрессу США "Специальное послание о защите интересов потребителей", в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике. Летом 1962 г. был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 г. в Управление по делам потребителей. В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.
  • В Великобритании, ФРГ, Швеции с 70-х годов ХХ века были образованы организации, рассматривающие потребительские нужды и проблемы, создаются, принимаются и функционируют законы обеспечивающие права потребителей, издаются потребительские журналы. В Швеции впервые в 1810 г. учрежден Институт омбудсмена. Омбудсмен - служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.
  • В 80-х годах ХХ века в СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. К началу 1992 г. Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры населения; непрерывное потребительское образование и др. КонфОП организовал выпуск потребительского журнала "Спрос", газеты  "Честное слово"и"Вестник потребительского движения". Сейчас потребительским организациям принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди российского общества, решения проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды.
  • В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается Консультативный комитет по защите прав потребителей. В ЕЭС в 1975 г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Было разработано три программы по защите прав потребителей и информационной политике. Таким образом, политика и практика ЕЭС в сфере защиты прав потребителей имеют определенный историко-правовой опыт; создана определенная нормативная база, выражающаяся в программных документах органов Сообщества, которые отражают основополагающие принципы политики защиты интересов потребителей на уровне стран-участников ЕС.
  • В конце 70-х годов Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития и положил начало разработке руководящих принципов в области защиты прав потребителей. В них излагаются основные элементы защиты прав потребителей, они создают международную основу, на которой можно разрабатывать национальную политику защиты интересов потребителей, устанавливают четкий комплекс целей политики защиты интересов потребителей и являются эталоном, по которому правительства могут сверять свою собственную политику по защите прав потребителей.
  • 7 февраля 1992 г. в России вступил в силу ФЗ "О защите прав потребителей". Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Закон направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав и т.д. А также предусматривает административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность за нарушение этих прав. Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми актами. Например, законы РФ  "О стандартизации", "О рекламе", "О страховании", "Об общественных объединениях", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и т. д.
 

     Список  использованной литературы:

  1. Защита прав потребителей: Учеб.- практич. пособие / А.С.Долбилин, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза. - М.: Маркетинг, 1997. - 160 с.
  2. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей. /Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации. Серия "Законодательство зарубежных государств". Составитель обзора О.Н.Зименкова. М., 1994. 70 с.
  3. Митчелл Дж. Рамки для осуществления руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей в центральной и восточной Европе. Исследование, проведенное по заказу ООН. 1992.
  4.   Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. М., 1996
  5.   Гражданское право. Ч. 1 /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Тостого. М., 2000. - 600 с
  6.   Уголовное право России. Особенная часть. Учебник /Под ред. В.Н.Кудрявцева, А.В.Наумова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1999. - 492 с.
  7. Официальный сайт Союза потребителей Российской Федерации. //http://www.potrebitel.net/zakon_zpp/zakon.shtml:
  8. Конституция РФ. //http://www.constitution.ru/
  9. Гражданский Кодекс РФ. //http://www.kodeks-rf.com/
  10. Кодекс об административных правонарушениях РФ.                                                        // http://administrative-offences-codex.ru/
  11. Уголовный кодекс РФ. //http://criminal-codex.ru/
  12. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест прохождения товаров" с примечаниями от 11 декабря 2002г.№166-ФЗ. //http://www.fips.ru/npdoc/LAW/tmlaw00.HTM
  13. Закон РФ "О рекламе" от 13 марта 2006 г.

            // http://reklama-net.ru/zakony/material.php?mid=43

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей