Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:56, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.
Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Введение…1-2
Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России …3-8
1.1. История возникновения движения в защиту прав потребителей…3-4
1.2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции…4-7
1.3. Потребительское движение в России …7-8
Законодательство Европейского Экономического Сообщества и Организации Объединенных Наций о защите прав потребителей …9-18
2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект…9-14
2.2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"...14-18
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей …19-32
3.1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов…19-21
3.2. Ответственность за ненадлежащую информацию (об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах))…21-22
3.3. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками…22-24
3.4. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). …24-27
3.5. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей …27-32
Заключение…33-34
Список использованной литературы…35
Согласно ст. 30 Закона определен единый срок устранения недостатков выполненной работы или оказанной услуги - разумный срок. назначенный потребителем. Срок устранения недостатков указывается в договоре, или в ином документе, подписываемом сторонами. Законом для приобретенных товаров и результатов работы (услуги) установлены различные сроки устранения недостатков: для товаров - незамедлительно, для работ и услуг - разумный срок. назначенный потребителм. Срок устранения недостатков в товаре, согласно ст. 20 Закона, может быть увеличен письменным соглашением сторон. При отказе потребителя от этого действует срок, установленный Законом. Закон не дает возможности изменения срока устранения недостатков работ (услуг), назначенного потребителм. Однако это не исключаетвозможность достижения соглашения сторон по этому вопросу. За нарушение сроков устранения недостатков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку. Размер и порядок исчисления неустойки определены в п. 5 ст. 28 Закона.
В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, оговоренные в п. 1 и 4 ст. 29 Закона.
Кроме сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) ст. 31 Закона оговаривает сроки удовлетворения других отдельных требований потребителя. При удовлетворении таких требований потребителя, как уменьшение цены за выполненную работу (услугу), возмещение расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, на возмещение убытков при расторжении договора Законом установлен срок в 10 дней.
Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материла такого же качества и повторное выполнение работы (услуги) подлежат исполнению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги). Если же такой срок не установлен, то в срок, указанный в договоре, который не был исполнен надлежащим образом. Если и договором не предусмотрен указанный срок, то согласно ст. 314 ГК работа (услуга) должна быть выполнена в семидневный срок, если иное не предусмотрено Законом, иными правовыми актами, обычаем или существом обязательства.
За нарушение этих сроков с исполнителя взыскивается неустойка, оговоренная в Законе, а также потребитель имеет право предъявить иные требования согласно п. 1 ст. 28 и п.1 и 4 ст. 29 Закона.
3.5 Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей
1. Административная ответственность
В современном законодательстве РФ уделяется большое внимание юридической ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя. От наиболее существенных нарушений потребителей защищает административное, гражданское и уголовное законодательство.
Основанием
для возникновения
КоАП РФ указывает, что мера ответственности за административное правонарушение выражается в административном взыскании. Административное взыскание применяется в целях:
Ст. 24 КоАП РФ называет виды административных взысканий. Некоторые из них налагаются за нарушение прав потребителей. Чаще всего это:
Глава 12 КоАП РФ непосредственно затрагивает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов.
В зависимости от совершенного правонарушения назначается и мера административного взыскания. Так, ст. 146 указывает, что за нарушение правил торговли влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда.Согласно ст. 146.3. незаконная торговля товарами и иными предметами, реализация которых запрещена или ограничена, наказывается штрафом от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст.146.4. продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям и эталонам качества, комплектности и упаковки, всеми предприятиями торговли, независимо от формы собственности, карается наложением штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда, а при реализации продовольственных товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата налагается штраф от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой.
Согласно ст. 146.5.; 146.6. продажа товаров без документов и нарушение государственной дисциплины цен караются наложением штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Продаже
подакцизных товаров без
При обмане потребителя в небольшом размере, то есть ущерб, причиненный потребителю, не превышает 1/10 части минимального размера оплаты труда, вступает в силу ст. 150.3., согласно которой на нарушителя налагается штраф от 1 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
Взыскание
за административное правонарушение применяется
только к лицу, его совершившему.
Только лишь при наличии состава
административного
2. Гражданско-правовая ответственность
Гражданское законодательство и Закон РФ "О защите прав потребителей" действуют в комплексе и дополняют друг друга. Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод граждан (ст.46 Конституции РФ) применительно к гражданскому законодательству конкретизирована положениями ст. 11 ГК РФ, предусматривающими защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в соответствии с нормами о подведомственности.
Под гражданско-правовой ответственностью понимаются санкции, связанные с дополнительными обременениями для правонарушителя, являясь для него определенным наказанием за совершенное правонарушение.
Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя перед потребителем определяется взаимоотношениями сторон, их правами и обязанностями, например договором, квитанцией об оказании услуги, выполненной работе; квитанцией-заказом, транспортная накладная и т. д.9
Гражданское
законодательство предусматривает
различные формы
Если потребитель понес убытки вследствие недостатков товара (работы, услуги), то они подлежат возмещению сверх неустойки, установленной Законом РФ "О защите прав потребителей". При этом выплата неустойки и убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выполнения возложенных на него обязанностей (п.2, 3 ст. 11 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Возмещение
убытков потребителю
При
рассмотрении требований потребителя
и взыскании неустойки
Неустойка в размере, предусмотренном п. 4 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей", за нарушение установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказание услуги), а так же сроков, назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 29 Закона, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы, оказанию услуги, взыскивается за каждый просроченный день или час, если срок определен в часах.
3. Уголовная ответственность
Нормы,
предусматривающие
В
сфере делового и экономического
оборота нередко можно
Информация о работе Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей