Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:56, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.
Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Введение…1-2
Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России …3-8
1.1. История возникновения движения в защиту прав потребителей…3-4
1.2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции…4-7
1.3. Потребительское движение в России …7-8
Законодательство Европейского Экономического Сообщества и Организации Объединенных Наций о защите прав потребителей …9-18
2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект…9-14
2.2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"...14-18
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей …19-32
3.1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов…19-21
3.2. Ответственность за ненадлежащую информацию (об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах))…21-22
3.3. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками…22-24
3.4. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). …24-27
3.5. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей …27-32
Заключение…33-34
Список использованной литературы…35
В разделе II речь идет об общих принципах защиты прав потребителей. Здесь указывается на необходимость того, чтобы правительства разрабатывали, укрепляли и продолжали активную политику защиты интересов потребителей. Правительства призываются к созданию или сохранению надлежащей инфраструктуры для разработки и удовлетворения потребностей населения. Подчеркивается также та роль, которую могут играть в разработке политики защиты интересов потребителей университеты и исследовательские организации. В данном разделе перечисляются шесть законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы: 1) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности; 2) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов; 3) доступ потребителей к информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями; 4) просвещение потребителей; 5) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей; 6) свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.
В разделе III излагается суть Руководящих принципов, сведенных в семь рубрик, охватывающих основные сферы защиты интересов потребителей:
В разделе IV Руководящих принципов речь идет о международном сотрудничестве и приводятся примеры того, каким образом международная деятельность разного рода может укрепить национальную политику защиты интересов потребителей. Это, в частности, сотрудничество по улучшения условий приобретения основных товаров; развитие информационных связей в отношении товаров, которые запрещены, изъяты из обращения или строго ограничены; правительствам следует заботиться о том, чтобы качество товаров и информация о них были одинаковыми для всех стран, так как даже незначительные изменения в этом отношении могут иметь пагубные последствия для потребителей.2
Кажется,
что текст Руководящих
Обобщая аргументы, направленные против Руководящих принципов, можно выделить три основных пункта: 1) Руководящие принципы ООН являются шагом к установлению централизованного контроля над экономикой суверенных стран; 2) Вместо этого ООН должна сосредоточиться на своей основной миротворческой роли; 3) ООН не должна играть роль всемирного регулятора экономической деятельности.
Однако представляется, что данные аргументы недостаточно основательны. Руководящие принципы, наоборот, несут в себе много положительного. В них излагаются основные элементы защиты прав потребителей, они создают международную основу, на которой можно разрабатывать национальную политику защиты интересов потребителей, устанавливают четкий комплекс целей политики защиты интересов потребителей и являются эталоном, по которому правительства могут сверять свою собственную политику по защите прав потребителей. Ведь они не носят обязательного для правительств характера и не представляют угрозы для национального суверенитета. В одном из американских журналов аргументы, выдвигающиеся в пользу Руководящих принципов, сводились к следующему: … суть в том, что действующие на законной основе деловые круги во всем мире нуждаются в такой защите потребителей, которая является целью Руководящих принципов. Ни один честный бизнесмен не хочет извлекать выгоду из нанесения ущерба клиенту. Когда Руководящие принципы будут осуществлены в отдельных странах, это улучшит положение клиентов бизнеса и создаст атмосферу, в которой действительно смогут процветать деловые круги, действующие на законной основе. Осуществление принципов, несомненно, принесет выгоду бизнесменам, равно как и потребителям.
Что касается содержания Руководящих принципов, то, следует отметить, что в политике защиты интересов потребителей существуют некоторые вопросы, которые в не упоминаются или не рассматриваются так подробно, как это нужно: жилье, представительство потребителей и услуг. В Руководящих принципах отсутствует даже упоминание о жилье, которое является одной из основных человеческих потребностей.
Необходимо отметить еще следующее: в пункте 3 раздела II говорится что, одной из законных потребностей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы, является "свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы", но этим упоминанием рассмотрение данной потребности и ограничивается, хотя она - один из ключевых вопросов политики защиты прав потребителей.
В нашей стране, как и во многих странах мира, широко распространено мнение о том, что защита потребителей при покупке услуг отстает от защиты потребителей при покупке товаров. Это объясняется, во-первых, проблемы потребителей при покупке товаров более очевидны. А во-вторых, законодательство о защиты прав потребителей, относящиеся к покупке товаров, легче разрабатывать и вводить в действие. Правда, это расхождение между двумя аспектами политики защиты потребителей до некоторой степени отражено в Руководящих принципах: в разделе III положения, относящиеся к экономическим интересам потребителей, равно применимы как к товарам, так и к услугам. Однако положения о физической безопасности в данном документе относится только к товарам, хотя имеет широкий диапазон услуг где это также имеет большое значение.
Несмотря на отмеченные недостатки, Руководящие принципы представляют собой очень важную веху в истории правозащитного потребительского движения и являются прочной основой для разработки политики защиты потребителей как на национальном, так и на международном уровне. Руководящие принципы не имеют какой-либо официальной обязательной силы для стран - членов ООН. Они не являются международным договором или конвенцией. Руководящие принципы не рассчитаны на включение в неизменном виде в законодательство по защите прав потребителей. Их формулировки носят слишком общий характер. Они должны, как и предполагает их название, рассматриваться только как руководящие принципы.
3. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей
3.1
Законодательство
РФ о защите
прав потребителей
как система нормативно-
7 февраля 1992 г. в России вступил в силу Федеральный закон "О защите прав потребителей". В настоящее время действует ФЗ"О защите прав потребителей" c изменениями от 25 октября 2007 г. Согласно г.1 ст.1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие "российское законодательство о защите прав потребителей" не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским, Уголовным кодексами, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.
Наибольшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В частности, ст. 30, 37, 40, 41, 42, 43 Конституции РФ не только закрепляют права человека на общественные объединения, право на отдых, на жилище, на здоровье и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование и т. д., но и устанавливают гарантии осуществления этих прав (ст. 45, 46, 47, 48 и т. д.).3
Гражданский
кодекс РФ имеет большую юридическую
силу при регулировании
Закон
РФ "О защите прав потребителей"
направлен на регулирование отношений,
возникающих между
Нормы административного и уголовного законодательства защищают потребителя от наиболее существенных нарушений. Так, в Кодексе об административных правонарушениях глава 14 защищает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов. В зависимости от вида правонарушения назначается мера административного наказания (предупреждение, штраф, конфискация).5 Ст. 14.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 200 Уголовного кодекса РФ содержит примерный перечень способов обмана потребителей и предусматривает ответственность за правонарушение. Субъекты административной и уголовной ответственности - это должностные лица, которые обязаны в силу своего рода деятельности обеспечивать соблюдение правил по охране прав потребителей.6
Отношения
в сфере защиты прав потребителей
регулируются и другими нормативно-
В редакции ст. 1 Закона 1999 г. Указы Президента и постановления Правительства РФ не входят с состав понятия "законодательство". Эти акты должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. Указы Президента РФ могут быть изданы по любому вопросу как в области гражданского права, так и в области защиты прав потребителей, за исключением тех отношений, регулирование которых осуществляется только федеральными законами: ограничение и перемещение товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных материальных благ(прав и свобод человека). Правительство РФ имеет право принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона "О защите прав потребителей" Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта и т. д.
Информация о работе Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей