Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.
Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Содержание

Введение…1-2
Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России …3-8
1.1. История возникновения движения в защиту прав потребителей…3-4
1.2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции…4-7
1.3. Потребительское движение в России …7-8
Законодательство Европейского Экономического Сообщества и Организации Объединенных Наций о защите прав потребителей …9-18
2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект…9-14
2.2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"...14-18
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей …19-32
3.1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов…19-21
3.2. Ответственность за ненадлежащую информацию (об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах))…21-22

3.3. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками…22-24
3.4. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). …24-27
3.5. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей …27-32
Заключение…33-34
Список использованной литературы…35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     В разделе II речь идет об общих принципах защиты прав потребителей. Здесь указывается на необходимость того, чтобы правительства разрабатывали, укрепляли и продолжали активную политику защиты интересов потребителей. Правительства призываются к созданию или сохранению надлежащей инфраструктуры для разработки и удовлетворения потребностей населения. Подчеркивается также та роль, которую могут играть в разработке политики защиты интересов потребителей университеты и исследовательские организации. В данном разделе перечисляются шесть законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы: 1) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности; 2) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов; 3) доступ потребителей к информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями; 4) просвещение потребителей; 5) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей; 6) свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

     В разделе III излагается суть Руководящих принципов, сведенных в семь рубрик, охватывающих основные сферы защиты интересов потребителей:

  1. Физическая безопасность. В руководящих принципах, помимо обращенного к правительствам призыва обеспечить условия, при которых товары были бы безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании, предусматривается, что производители и распределители товаров должны уведомлять о любой непредвиденной опасности выявленной уже после выхода товаров на рынок. Содержится также призыв к созданию эффективных систем изъятия товаров из обращения.
  2. Содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов. Сюда относится упразднение ограничительной деловой практики, эффективная конкуренция; наличие обслуживания после продажи, а также наличие запасных частей; справедливые и равноправные контакты между покупателями и продавцами; добросовестная торговая и рекламная практика; законодательство, касающееся единиц мер и весов.
  3. Нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг. Руководящие принципы поощряют разработку, пересмотр и повышение национальных норм, действующих в отношении товаров, и разработку международных норм. В них подчеркивается также необходимость наличия возможностей для проверки и выдачи свидетельств на основные потребительские товары и услуги.
  4. Система распределения основных потребительских товаров и услуг. Правительствам предлагается рассмотреть вопрос о политике, направленной на обеспечение распределения основных товаров и услуг там, где такое распределение затруднено.
  5. Меры, позволяющие потребителям получить компенсацию. Здесь отмечается необходимость в оперативных, справедливых, не дорогостоящих и доступных правовых или административных процедурах, позволяющих потребителям получить компенсацию. Правительствам предлагается также поощрять положительное отношение деловых кругов к жалобам потребителей и созданию добровольных схем консультативных услуг и оказания помощи потребителям.
  6. Программы просвещения и информирования. Целью этих программ является обеспечение возможности для населения действовать в качестве разборчивых потребителей и разработка специальных программ просвещения и информирования для потребителей с низким уровнем дохода и для малограмотных потребителей. Просвещение потребителей рассматривается как часть основной программы обучения.
  7. Меры, касающиеся конкретных областей защиты прав потребителей. Правительствам следует уделять, по мере возможности, первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям защиты прав потребителей, как обеспечение населения продовольствием и лекарственными препаратами, водоснабжение.

     В разделе IV Руководящих принципов речь идет о международном сотрудничестве и приводятся примеры того, каким образом международная деятельность разного рода может укрепить национальную политику защиты интересов потребителей. Это, в частности, сотрудничество по улучшения условий приобретения основных товаров; развитие информационных связей в отношении товаров, которые запрещены, изъяты из обращения или строго ограничены; правительствам следует заботиться о том, чтобы качество товаров и информация о них были одинаковыми для всех стран, так как даже незначительные изменения в этом отношении могут иметь пагубные последствия для потребителей.2

     Кажется, что текст Руководящих принципов  достаточно бесспорен и что не должно быть крупных препятствий  к принятию его правительствами, да и деловыми кругами. Однако в 1983 - 1985 гг. подвергались серьезному обсуждению в Экономическом и социальном совете ООН несколько проектов Руководящих принципов. Некоторые члены делового сообщества выступали вообще против принятия ООН каких-либо руководящих принципов, а также против конкретных предложений. Основные аргументы некоторых деловых кругов против Руководящих принципов состоят в том, что в этом документе отдается предпочтение интервенционистскому подходу к экономическому управлению, что он враждебен по отношению к частному предпринимательству и что ООН не следует действовать в области, относящейся, по существу, к сфере национальной политики.

     Обобщая аргументы, направленные против Руководящих  принципов, можно выделить три основных пункта: 1) Руководящие принципы ООН являются шагом к установлению централизованного контроля над экономикой суверенных стран; 2) Вместо этого ООН должна сосредоточиться на своей основной миротворческой роли; 3) ООН не должна играть роль всемирного регулятора экономической деятельности.

     Однако  представляется, что данные аргументы недостаточно основательны. Руководящие принципы, наоборот, несут в себе много положительного. В них излагаются основные элементы защиты прав потребителей, они создают международную основу, на которой можно разрабатывать национальную политику защиты интересов потребителей, устанавливают четкий комплекс целей политики защиты интересов потребителей и являются эталоном, по которому правительства могут сверять свою собственную политику по защите прав потребителей. Ведь они не носят обязательного для правительств характера и не представляют угрозы для национального суверенитета. В одном из американских журналов аргументы, выдвигающиеся в пользу Руководящих принципов, сводились к следующему: … суть в том, что действующие на законной основе деловые круги во всем мире нуждаются в такой защите потребителей, которая является целью Руководящих принципов. Ни один честный бизнесмен не хочет извлекать выгоду из нанесения ущерба клиенту. Когда Руководящие принципы будут осуществлены в отдельных странах, это улучшит положение клиентов бизнеса и создаст атмосферу, в которой действительно смогут процветать деловые круги, действующие на законной основе. Осуществление принципов, несомненно, принесет выгоду бизнесменам, равно как и потребителям.

     Что касается содержания Руководящих принципов, то, следует отметить, что в политике защиты интересов потребителей существуют некоторые вопросы, которые в  не упоминаются или не рассматриваются  так подробно, как это нужно: жилье, представительство потребителей и услуг. В Руководящих принципах отсутствует даже упоминание о жилье, которое является одной из основных человеческих потребностей.

     Необходимо  отметить еще следующее: в пункте 3 раздела II говорится что, одной  из законных потребностей, на удовлетворение которых направлены Руководящие  принципы, является "свобода создавать  потребительские и другие соответствующие  группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы", но этим упоминанием рассмотрение данной потребности и ограничивается, хотя она - один из ключевых вопросов политики защиты прав потребителей.

     В нашей стране, как и во многих странах мира, широко распространено мнение о том, что защита потребителей при покупке услуг отстает  от защиты потребителей при покупке  товаров. Это объясняется, во-первых, проблемы потребителей при покупке товаров более очевидны. А во-вторых, законодательство о защиты прав потребителей, относящиеся к покупке товаров, легче разрабатывать и вводить в действие. Правда, это расхождение между двумя аспектами политики защиты потребителей до некоторой степени отражено в Руководящих принципах: в разделе III положения, относящиеся к экономическим интересам потребителей, равно применимы как к товарам, так и к услугам. Однако положения о физической безопасности в данном документе относится только к товарам, хотя имеет широкий диапазон услуг где это также имеет большое значение.

     Несмотря  на отмеченные недостатки, Руководящие  принципы представляют собой очень  важную веху в истории правозащитного потребительского движения и являются прочной основой для разработки политики защиты потребителей как на национальном, так и на международном уровне. Руководящие принципы не имеют какой-либо официальной обязательной силы для стран - членов ООН. Они не являются международным договором или конвенцией. Руководящие принципы не рассчитаны на включение в неизменном виде в законодательство по защите прав потребителей. Их формулировки носят слишком общий характер. Они должны, как и предполагает их название, рассматриваться только как руководящие принципы.

 

3. Законодательство  Российской Федерации  о защите прав  потребителей 

     3.1 Законодательство  РФ о защите  прав потребителей  как система нормативно-правовых  актов

     7 февраля 1992 г. в России вступил в силу Федеральный закон "О защите прав потребителей". В настоящее время действует ФЗ"О защите прав потребителей" c изменениями от 25 октября 2007 г. Согласно г.1 ст.1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие "российское законодательство о защите прав потребителей" не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским, Уголовным кодексами, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

     Наибольшей  юридической силой обладает Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В частности, ст. 30, 37, 40, 41, 42, 43 Конституции РФ не только закрепляют права человека на общественные объединения, право на отдых, на жилище, на здоровье и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование и т. д., но и устанавливают гарантии осуществления этих прав (ст. 45, 46, 47, 48 и т. д.).3

     Гражданский кодекс РФ имеет большую юридическую  силу при регулировании правоотношений, затрагивающих гражданский оборот. Часть первая ГК устанавливает юридические основания участия граждан, предпринимателей, юридических лиц в процессе гражданского оборота, раскрывает понятия "моральный вред", "защита чести и достоинства" физических и юридических лиц, определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров и т. д. Часть вторая ГК раскрывает содержание норм, определяющих особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.Из содержания ст.1 Закона вытекает, что Гражданский кодекс РФ является основополагающим законом для регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.4

     Закон РФ "О защите прав потребителей" направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав и т.д.

     Нормы административного и уголовного законодательства защищают потребителя  от наиболее существенных нарушений. Так, в Кодексе об административных правонарушениях  глава 14 защищает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов. В зависимости от вида правонарушения назначается мера административного наказания (предупреждение, штраф, конфискация).5 Ст. 14.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 200 Уголовного кодекса РФ содержит примерный перечень способов обмана потребителей и предусматривает ответственность за правонарушение. Субъекты административной и уголовной ответственности - это должностные лица, которые обязаны в силу своего рода деятельности обеспечивать соблюдение правил по охране прав потребителей.6

     Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми  актами. К ним относятся, например, законы РФ "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О рекламе", "О страховании", "Об общественных объединениях", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и т. д. В ст. 1 Закона закреплен его приоритетный характер по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить.

     В редакции ст. 1 Закона 1999 г. Указы Президента и постановления Правительства РФ не входят с состав понятия "законодательство". Эти акты должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. Указы Президента РФ могут быть изданы по любому вопросу как в области гражданского права, так и в области защиты прав потребителей, за исключением тех отношений, регулирование которых осуществляется только федеральными законами: ограничение и перемещение товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных материальных благ(прав и свобод человека). Правительство РФ имеет право принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона "О защите прав потребителей" Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта и т. д.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей