Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.
Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Содержание

Введение…1-2
Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России …3-8
1.1. История возникновения движения в защиту прав потребителей…3-4
1.2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции…4-7
1.3. Потребительское движение в России …7-8
Законодательство Европейского Экономического Сообщества и Организации Объединенных Наций о защите прав потребителей …9-18
2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект…9-14
2.2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"...14-18
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей …19-32
3.1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов…19-21
3.2. Ответственность за ненадлежащую информацию (об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах))…21-22

3.3. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками…22-24
3.4. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). …24-27
3.5. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей …27-32
Заключение…33-34
Список использованной литературы…35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     Особые  требования выдвигались в Программе  в отношении продовольственных  товаров и пищевых добавок; указывалось, что необходимо - создать единые или сближенные нормы Сообщества по производству продовольственных  товаров, разработке единых списков допустимых пищевых добавок.

     Защита  экономических интересов потребителей. В основе защиты экономических интересов  потребителей лежат следующие принципы: 1) исключение злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных договорах и т. д.; 2) возмещение ущерба, причиненного ненадлежащего качества товарами и услугами; 3) предоставление потребителям средств защиты от ложной рекламы или умышленного введения в заблуждение в отношении товаров и услуг, включая финансовые услуги; 4) обеспечение достоверной информации относительно качества и свойств товаров (услуг) в рекламе, на упаковке либо иным способом; 5) обеспечение послепродажного обслуживания предметов длительного пользования; 6) предоставление широкого ассортимента товаров и услуг для адекватного потребительского выбора.

     Основными направлениями деятельности в этой области назывались: гармонизация общих  условий предоставления потребительского кредита; проведение исследований с  целью установления принципов определения  недобросовестной рекламы и возможностей возмещения ущерба, причиненного подобной рекламой; защита потребителей от недобросовестной торговой практики; улучшение ассортимента товаров и услуг.

     Оказание  помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям. Информирование и просвещение потребителей. Комиссии ЕС поручалось изучение существующей системы оказания помощи потребителям, способов возмещения причиненного ущерба; арбитражное (третейское) рассмотрение и разрешение споров; разработка средств защиты потребителей в судах, в том числе определение возможности предъявления групповых (коллективных) исков.

     Изготовители (продавцы, исполнители услуг) должны предоставлять потребителям информацию о природе, качестве, количестве и  цене товара. Информация должна быть такой, чтобы потребитель мог сделать разумный выбор и иметь возможность потребовать возмещения любого причиненного ущерба.

     В отношении пищевых продуктов  намечалось разработать параметры, обязательные для информирования потребителей: состав, вес или объем, калорийность, дата изготовления и другая полезная информация. В отношении иных товаров (услуг) Программа устанавливала обязанность органов ЕЭС разработать правила о параметрах товаров, представляющих интерес для потребителей. Предполагалось побуждать изготовителей к добровольной информативной маркировке.

     Следующее направление деятельности - сравнительное  тестирование с помощью государственных, частных или иных государственно-частных  организаций.

     В области просвещения потребителей предполагалось обучение различных возрастных групп населения соответствующему поведению по защите своих прав, правильному выбору товара на основе предоставленной информации. Консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы. На Комиссию возлагалось провести сравнительные исследования существующих в странах Сообщества процедур консультирования потребителей и представителей потребителей через организации и общества защиты потребителей, а также побудить имеющиеся потребительские организации и общества к обмену информацией и опытом.

     Вторая  Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981 г. Эта Программа обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе  и определяла дальнейшую политику Сообщества в данном направлении. Вторая Программа ЕЭС аналогично первой устанавливала принципы обеспечения основных прав потребителей. Отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров; причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в гос-ве - члене ЕЭС специальных норм анализа, тестирования, маркировки, стандартов безопасности.

     Вторая  Программа содержала более детальные  требования в отношении некоторых  групп товаров: продовольственных, косметических, фармацевтических и др.

     При защите экономических интересов потребителей Программа учитывала принципы, заложенные в первой, одновременно предусматривая и новые направления - защиту специфических групп потребителей, учет интересов потребителей при проведении сельскохозяйственной политики, особенно в отношении цен и уровня снабжения.

     Программа распространила политику учета интересов  потребителей на сферу услуг. Поэтому  Комиссия ЕС поставила задачу изучить  и подготовить специальные нормативные  акты, регулирующие следующие услуги: 1) коммерческие услуги, распространяющиеся на товары, которым необходим послепродажный сервис, ремонт товаров длительного пользования, увеличение гарантийного срока, снабжение запасными частями; 2) коммерческие услуги, не связанные с товарами (туризм, потребительский кредит и страхование); 3) услуги, оказываемые государственным и государственно-частным сектором (снабжение электроэнергией, газом, водой, транспортом).

     Проблема  информирования потребителей рассматривалась  так же, как и в Программе 1975 г. Однако обязанности Комиссии ЕС были дополнены следующим: включать в нормативные акты Сообщества о качестве и безопасности товара правила о доведении до потребителей достоверной информации о качестве и свойствах товара; проводить регулярные встречи между представителями потребителей, изготовителей и продавцов по поводу разработки добровольных систем маркировки товара, надлежащей упаковки и информирования потребителей об особенностях товара; поощрять сотрудничество между организациями, занимающимися тестированием товаров (услуг); использовать все средства массовой информации для информирования потребителей. По вопросам просвещения потребителей акцент делался на взаимные консультации и обмен мнениями.

     Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали  на Комиссию ЕС подготовку нормативных  актов, проектов, исследований по защите прав потребителей. Однако в силу определенных причин потребовалась немало времени, чтобы политика ЕС в сфере защиты прав потребителей реализовывалась более эффективно.

     В середине 80-х г. разрабатывается новый подход к политике защиты прав потребителей. В 1986 г. одобряется новая Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В основу Программы положены два постановления Совета ЕС:

  1. "О дальнейшей ориентации политики ЕЭС по защите интересов потребителей" от 23 июля 1986 г. В нем говорится, что, ставя своей задачей создание объединенного рынка, Сообщество предпринимает меры для достижения высокого уровня защиты потребителей, особенно в сфере качества и безопасности товаров и услуг. Такая политика ЕС даст возможность потребителям ощутить преимущества объединенного рынка, ведущего к образованию "Европы народов";
  2. "Об интеграции политики по защите потребителей с политикой в других областях деятельности" от 15 декабря 1986 г. Это Постановление подчеркивало необходимость учета интересов потребителей при разработке проектов нормативных актов. Комиссия при создании проектов должна обратить внимание на вопросы, связанные с ценообразованием на товары (услуги): их качество и безопасность, доступность для потребителей и состояние конкурентности на рынке.

     В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г. одобрил постановление "О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей". В Постановлении назывались следующие направления:

  1. Включение политики защиты прав потребителей в общую политику Сообщества по созданию объединенного рынка путем: изучения последствий создания объединенного рынка для потребителей (особенно влияние тех рыночных секторов, которые в наибольшей степени воздействуют на потребителей);подготовки проектов нормативных актов, наиболее остро затрагивающих интересы потребителей.
  2. Совершенствование представительства потребителей в органах Сообщества посредством: участия органов ЕС в системе представительства потребителей государств -членов Сообщества; обмена мнениями с представителями предпринимателей; оптимального выполнения постановления Совета ЕС от 4 ноября 1988 г. "О большей вовлеченности потребителей в процесс стандартизации товаров";
  3. Гарантирование безопасности товаров и услуг и обеспечение информации об их свойствах посредством: возможной разработки соответствующих норм на уровне Сообщества; обеспечения оптимальной работы службы оповещения о несчастных случаях, вызванных потребительскими товарами и о появлении опасных товаров; поощрения мероприятий по обеспечению высокой безопасности товаров для детей т. д.;
  4. Поощрение государств - участников (без вмешательства в их внутреннее законодательство) к развитию эффективной системы возмещения ущерба потребителям путем: рассмотрения возможности предъявления групповых исков; обеспечения судебного и внесудебного способа рассмотрения и разрешения споров на небольшие суммы, возникающих между потребителями и предпринимателями (с учетом быстрого и эффективного разрешения таких споров);изучения возможности доступа к правосудию при возникновении споров, вытекающих из отношений с иностранным элементом;
  5. Завершение работы над проектом директивы Совета ЕС о недобросовестных условиях договоров и об общей политике в области информации потребителей.

     Следуя  обозначенным в данном Постановлении  приоритетным направлениям, был разработан трехлетний план действий в области политики по защите прав потребителей в ЕЭС (1990-1992 гг.).

     Таким образом, политика и практика ЕЭС  в сфере защиты прав потребителей имеют определенный историко-правовой опыт; создана определенная нормативная база, выражающаяся в программных документах органов Сообщества, которые отражают основополагающие принципы политики защиты интересов потребителей на уровне стран-участников ЕС. Безусловно, правовые нормы, посвященные защите интересов потребителей в Сообществе, окажут положительное влияние на становление и совершенствование национального законодательства по защите прав потребителей.1 
            2.2 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"

     Начало  непосредственной разработки руководящих принципов в области защиты прав потребителей было положено в конце 70-х г., когда Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития. В 1977 г. Совет предложил генеральному секретарю подготовить обзор национальных учреждений и законодательства по вопросам защиты интересов потребителей. В 1979 г. Совет решил подготовить для рассмотрения правительствами стран-членов ООН всеобъемлющий доклад, в котором содержались бы предложения в отношении мер по защите прав потребителей. А в 1981 г. Совет, сознавая необходимость определения рамок международной политики, в пределах которых предпринимались бы дальнейшие усилия в деле защиты интересов потребителей, поручил генеральному секретарю продолжать консультации с целью разработки ряда общих руководящих принципов для защиты прав потребителей, принимая, в частности, во внимание потребности развивающихся стран.

     В соответствии с этим решением генеральный секретарь провел консультации с правительствами и международными организациями стран-членов ООН и в 1983 г. представил на рассмотрение Экономического и социального совета разработку "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей". В течение двух лет вопрос о сфере применения и о содержании "Руководящих принципов" был предметом широкого обсуждения и переговоров на правительственном уровне, которые привели в 1985 г. к утверждению этих принципов на сессии ООН.

     В разделе I "Руководящих принципов " перечисляются их цели, которые представлены в контексте неравенства экономической мощи, уровня образования и позиции на рынке, с которыми сталкиваются потребители. Особое внимание уделяется интересам и нуждам потребителей в развивающихся странах и важности содействия справедливому, равноправному и устойчивому их развитию в связи с чем предлагается: 1) содействовать странам - членам ООН в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей; 2) способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей; 3) поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей; 4) содействовать странам - членам ООН в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях; 5) способствовать созданию независимых групп потребителей; 6) расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей; 7) поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор товара при более низких ценах.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей