Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:56, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.
Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Введение…1-2
Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России …3-8
1.1. История возникновения движения в защиту прав потребителей…3-4
1.2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции…4-7
1.3. Потребительское движение в России …7-8
Законодательство Европейского Экономического Сообщества и Организации Объединенных Наций о защите прав потребителей …9-18
2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект…9-14
2.2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"...14-18
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей …19-32
3.1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов…19-21
3.2. Ответственность за ненадлежащую информацию (об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах))…21-22
3.3. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками…22-24
3.4. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). …24-27
3.5. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей …27-32
Заключение…33-34
Список использованной литературы…35
Особые требования выдвигались в Программе в отношении продовольственных товаров и пищевых добавок; указывалось, что необходимо - создать единые или сближенные нормы Сообщества по производству продовольственных товаров, разработке единых списков допустимых пищевых добавок.
Защита
экономических интересов
Основными направлениями деятельности в этой области назывались: гармонизация общих условий предоставления потребительского кредита; проведение исследований с целью установления принципов определения недобросовестной рекламы и возможностей возмещения ущерба, причиненного подобной рекламой; защита потребителей от недобросовестной торговой практики; улучшение ассортимента товаров и услуг.
Оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям. Информирование и просвещение потребителей. Комиссии ЕС поручалось изучение существующей системы оказания помощи потребителям, способов возмещения причиненного ущерба; арбитражное (третейское) рассмотрение и разрешение споров; разработка средств защиты потребителей в судах, в том числе определение возможности предъявления групповых (коллективных) исков.
Изготовители (продавцы, исполнители услуг) должны предоставлять потребителям информацию о природе, качестве, количестве и цене товара. Информация должна быть такой, чтобы потребитель мог сделать разумный выбор и иметь возможность потребовать возмещения любого причиненного ущерба.
В отношении пищевых продуктов намечалось разработать параметры, обязательные для информирования потребителей: состав, вес или объем, калорийность, дата изготовления и другая полезная информация. В отношении иных товаров (услуг) Программа устанавливала обязанность органов ЕЭС разработать правила о параметрах товаров, представляющих интерес для потребителей. Предполагалось побуждать изготовителей к добровольной информативной маркировке.
Следующее направление деятельности - сравнительное тестирование с помощью государственных, частных или иных государственно-частных организаций.
В
области просвещения
Вторая
Программа ЕЭС о защите прав потребителей
и информационной политике была принята
19 мая 1981 г. Эта Программа обеспечивала
преемственность в решении
Вторая
Программа содержала более
При защите экономических интересов потребителей Программа учитывала принципы, заложенные в первой, одновременно предусматривая и новые направления - защиту специфических групп потребителей, учет интересов потребителей при проведении сельскохозяйственной политики, особенно в отношении цен и уровня снабжения.
Программа
распространила политику учета интересов
потребителей на сферу услуг. Поэтому
Комиссия ЕС поставила задачу изучить
и подготовить специальные
Проблема информирования потребителей рассматривалась так же, как и в Программе 1975 г. Однако обязанности Комиссии ЕС были дополнены следующим: включать в нормативные акты Сообщества о качестве и безопасности товара правила о доведении до потребителей достоверной информации о качестве и свойствах товара; проводить регулярные встречи между представителями потребителей, изготовителей и продавцов по поводу разработки добровольных систем маркировки товара, надлежащей упаковки и информирования потребителей об особенностях товара; поощрять сотрудничество между организациями, занимающимися тестированием товаров (услуг); использовать все средства массовой информации для информирования потребителей. По вопросам просвещения потребителей акцент делался на взаимные консультации и обмен мнениями.
Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали на Комиссию ЕС подготовку нормативных актов, проектов, исследований по защите прав потребителей. Однако в силу определенных причин потребовалась немало времени, чтобы политика ЕС в сфере защиты прав потребителей реализовывалась более эффективно.
В середине 80-х г. разрабатывается новый подход к политике защиты прав потребителей. В 1986 г. одобряется новая Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В основу Программы положены два постановления Совета ЕС:
В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г. одобрил постановление "О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей". В Постановлении назывались следующие направления:
Следуя обозначенным в данном Постановлении приоритетным направлениям, был разработан трехлетний план действий в области политики по защите прав потребителей в ЕЭС (1990-1992 гг.).
Таким
образом, политика и практика ЕЭС
в сфере защиты прав потребителей
имеют определенный историко-правовой
опыт; создана определенная нормативная
база, выражающаяся в программных документах
органов Сообщества, которые отражают
основополагающие принципы политики защиты
интересов потребителей на уровне стран-участников
ЕС. Безусловно, правовые нормы, посвященные
защите интересов потребителей в Сообществе,
окажут положительное влияние на становление
и совершенствование национального законодательства
по защите прав потребителей.1
2.2 Резолюция Генеральной
Ассамблеи Организации
Объединенных Наций
"Руководящие принципы
для защиты интересов
потребителей"
Начало непосредственной разработки руководящих принципов в области защиты прав потребителей было положено в конце 70-х г., когда Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития. В 1977 г. Совет предложил генеральному секретарю подготовить обзор национальных учреждений и законодательства по вопросам защиты интересов потребителей. В 1979 г. Совет решил подготовить для рассмотрения правительствами стран-членов ООН всеобъемлющий доклад, в котором содержались бы предложения в отношении мер по защите прав потребителей. А в 1981 г. Совет, сознавая необходимость определения рамок международной политики, в пределах которых предпринимались бы дальнейшие усилия в деле защиты интересов потребителей, поручил генеральному секретарю продолжать консультации с целью разработки ряда общих руководящих принципов для защиты прав потребителей, принимая, в частности, во внимание потребности развивающихся стран.
В соответствии с этим решением генеральный секретарь провел консультации с правительствами и международными организациями стран-членов ООН и в 1983 г. представил на рассмотрение Экономического и социального совета разработку "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей". В течение двух лет вопрос о сфере применения и о содержании "Руководящих принципов" был предметом широкого обсуждения и переговоров на правительственном уровне, которые привели в 1985 г. к утверждению этих принципов на сессии ООН.
В разделе I "Руководящих принципов " перечисляются их цели, которые представлены в контексте неравенства экономической мощи, уровня образования и позиции на рынке, с которыми сталкиваются потребители. Особое внимание уделяется интересам и нуждам потребителей в развивающихся странах и важности содействия справедливому, равноправному и устойчивому их развитию в связи с чем предлагается: 1) содействовать странам - членам ООН в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей; 2) способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей; 3) поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей; 4) содействовать странам - членам ООН в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях; 5) способствовать созданию независимых групп потребителей; 6) расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей; 7) поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор товара при более низких ценах.
Информация о работе Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей