Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.
Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Содержание

Введение…1-2
Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России …3-8
1.1. История возникновения движения в защиту прав потребителей…3-4
1.2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции…4-7
1.3. Потребительское движение в России …7-8
Законодательство Европейского Экономического Сообщества и Организации Объединенных Наций о защите прав потребителей …9-18
2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект…9-14
2.2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"...14-18
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей …19-32
3.1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов…19-21
3.2. Ответственность за ненадлежащую информацию (об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах))…21-22

3.3. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками…22-24
3.4. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). …24-27
3.5. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей …27-32
Заключение…33-34
Список использованной литературы…35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     Во  многих городах Великобритании действуют  потребительские консультативные центры, в них работают и ведут прием граждан специалисты, связанные с отделами в местных органах власти, занимающимися контролем за соответствием продукции определенным стандартам. В Великобритании есть и несколько других потребительских организаций: Исследовательский институт по делам потребителей, Национальная федерация потребительских групп, Европейская координирующая потребительская группа, а также Британская ассоциация потребителей.

     В государстве создаются, принимаются  и функционируют законы реально  обеспечивающие права потребителей, например закон о справедливой торговле (1973 г.), о потребительском кредите (1974 г.), о продаже товаров (1979 г.), о финансовых услугах (1986 г.). В 1987 г. принят закон о защите потребителей, он приводит законодательство о безопасности товаров и услуг в соответствие с требованиями ЕС, а также обеспечивает правовую защиту от поставок недоброкачественных товаров. Закон о безопасности продовольственных товаров (1990г.) усовершенствовал законодательство в этой сфере и включил меры по обеспечению безопасности продуктов и защите потребителей, ввел жесткие санкции против нарушителей.

     ФРГ. По потребительским проблемам в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу. Под председательством министра экономики действует межминистерский Комитет по проблемам потребителей. На уровне земель функционируют потребительские центры, имеющие консультативные бюро во многих городах. Они предоставляют потребителям разнообразную информацию, рассматривают их жалобы и оказывают юридические услуги.

     Союз  потребителей ФРГ объединяет в себе 30 организаций, занимается защитой  прав потребителей в средствах массовой информации на федеральной, европейской и международной арене. Правительство оказывает большую финансовую помощь Союзу: примерно 2/3 его расходов покрываются за счет правительственных субсидий. Во второй половине 70-х годов ХХ века была создана организация по тестированию товаров "Штифтунг Варентест", занимающаяся сравнительными потребительскими испытаниями товаров и услуг. Ежемесячно она выпускает журнал "Тест", в котором представлены результаты исследования товаров и услуг, осуществляемых в независимых лабораториях. К этому журналу имеется специальное приложение, посвященное финансовым услугам - "Финанс тест". "Тест" один из крупнейших потребительских журналов в Европе. Сама организация "Штифтунг Варентест" не проводит испытаний, а размещает заказы на них в компетентных лабораториях по всей Европе. Однако программы испытаний товаров и услуг разрабатывает сама организация и предъявляет к их качеству очень высокие требования. Кроме этого журнала, выпускаются специальные тематические подборки по конкретным товарам или услугам.

     В стране приняты дополнения к законам, касающимся продовольствия; на основе этого усилена инспекция продовольственных  товаров. Экологически чистые и качественные продукты, награждаются особой премией, присуждаемой комиссией при министерстве окружающей среды.

     Швеция. В этом государстве с 1971 г. учреждена должность омбудсмена по защите прав потребителей. Он назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Институт омбудсмена был впервые создан в 1810 г. в Швеции. Омбудсмен - это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады. В течение многих десятилетий это было единичное явление в мире.

     Сегодня во многих государствах мира институт омбудсмена стал незаменимой частью правовой системы. Существует множество его модифицированных законодательных форм, среди которых и специальные омбудсменовские службы для защиты прав потребителей. Омбудсмен по защите прав потребителей призван обеспечивать соблюдение законов о торговой деятельности и о несправедливых договорных условиях. С 1976 г. омбудсмен по защите прав потребителей является и генеральным директором Государственного управления по делам потребителей.

     Если  возникает какой-либо юридический конфликт, затрагивающий интересы потребителя, то омбудсмен предпринимает попытку разрешить его путем переговоров. Если соглашения не достигается, то дело направляется в Коммерческий суд. Он, являясь специальным судебным органом, имеет право запретить предпринимателю использовать определенный вид ограничительной практики, обязать его поставлять товар на соответствующих условиях, предписать максимальную цену, потребовать наложения административного штрафа. Согласно статистике, в Государственное управление по делам потребителей ежегодно поступает около 4 тысяч дел. Однако лишь около 20 дел передаются на слушание в Коммерческий суд. Это свидетельствует о том, что практически все юридические конфликты решаются на основе переговоров, результаты которых удовлетворяют и бизнесменов, и потребителей. Омбудсмен, таким образом выступает своего рода недорогим институтом, который быстро урегулирует споры между гражданами и продавцами (исполнителями, изготовителями).

       1.3 Потребительское движение в России

     В 80-х годах ХХ века в СССР стали  зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 г. эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак.

     К началу 1992 г. Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается раз в полгода. В начале 1992 г. прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами.

     Общественные организации по защите прав потребителей подчас тесно сотрудничают с другими объединениями, например, с советами ветеранов Великой Отечественной войны, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, метрологии и сертификации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей.

     Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых  на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, и др.

     Осенью 1992 г. совместно с организацией "Штифтунг Варентест" КонфОП организовал выпуск специализированного потребительского журнала "Спрос", который в России является популярным потребительским изданием. Немецкая организация оказывала большую помощь молодому изданию. Независимое издание для потребителей "Спрос" помогает потребителю конкретными знаниями по материалам независимых испытаний разнообразных товаров - продуктов питания, бытовой техники и электроники, товаров для детей, одежды, обуви и др. товаров, производимых в России и ввозимых на ее территорию из-за рубежа. В этом издании можно найти экспертные оценки новинок рынка, анализ прецедентов, возникающих по обе стороны прилавка, а также обоснованную антирекламу. На страницах журнала идет диалог потребителя с чиновниками государственных учреждений разных уровней - представителями антимонопольных управлений, милиции, судов, банков, торговых и санитарных инспекций и т. п.

     С 1994 г. КонфОП проводит сравнительные потребительские испытания, является членом международной организации "International Testing". Члены этой организации постоянно обмениваются результатами многих испытаний, а некоторые испытания проводят совместно.

     Конфедерация  ведет активную разъяснительную  политику, она издает большое количество материалов, способствующих потребительскому просвещению граждан и оказывающих  реальную помощь общественным объединениям по защите прав потребителей. Подготовленные материалы Конфедерации регулярно публикуются на страницах многих региональных и столичных изданий. У КонфОп была и своя газета - "Честное слово". В защиту прав потребителя", но, к сожалению, из-за финансовых трудностей она прекратила свое существование.

     КонфОП продолжает выпускать "Вестник потребительского движения", в котором обобщается положительный опыт защиты прав потребителей и рассказывается об интересных делах, происходящих в обществах - членах КонфОП. Основной задачей "Вестника" является организация регулярного информационного пространства между членами Конфедерации.

     КонфОП  тесно сотрудничает с зарубежными  организациями потребителей и является членом Международной организации  союзов потребителей.

     Наряду  с просветительской деятельностью, практически все организации потребителей имеют в своем составе юридических консультантов или правовую службу.

     Сейчас  потребительским организациям принадлежит  одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения  проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды.

 

2. Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей.

           2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект

     Относительно  недавно в нашей стране стала складываться система законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим международный опыт, накопленный странами - участниками ЕЭС и ООН, представляется весьма полезным для всех государств, в которых законодательство о защите прав и интересов потребителя появилось недавно.

     До 1973 г. на уровне стран - участников ЕЭС не предпринимались какие-либо попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием правовой базы с целью защиты интересов потребителей. В 1973 г. в рамках Комиссии ЕС создается специальный орган - Консультативный комитет по защите прав потребителей. ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Советом ЕС были приняты нормативные акты о безопасности и качестве текстильных, продовольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах, способствовавшие созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг.

     В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информационной политике провозглашалось, что Сообщество имеет  намерение улучшить качество жизни  народов Сообщества. Потребитель - это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В Программе провозглашались пять основных прав потребителя: 1) право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг; 2) право на защиту экономических интересов; 3) право на возмещение причиненного ущерба; 4) право на информацию и просвещение; 5) право на представительство (право быть услышанным).

     В "Общих положениях" Программы  указывалось, что потребительская политика имеет недавнее происхождение. Она появилась как ответ на злоупотребления участников рыночных отношений, невозможность неподготовленному человеку осуществить адекватный выбор товара и защитить свои права в случае причинения вреда. Все это способствовало тому, что госорганы вынуждены были обеспечить защиту потребителю, а также побудить производителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров и услуг, устранить методы нечестной торговли.

     В Программе 1975 г. обозначалась приоритетная цель потребительской политики - полный учет индивидуальных и коллективных интересов потребителей в различных областях деятельности ЕЭС. В Программе закреплены пять основных задач ЕЭС в области защиты прав потребителей, а также средства их достижения: 1) защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью; 2) защита экономических интересов потребителей; 3) оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям; 4) информирование и просвещение потребителей; 5) консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы.

     Защита  потребителя от угрозы причинения вреда  его жизни и здоровью. Потребительские  товары и услуги должны быть на рынке  в таком состоянии, чтобы при нормальных условиях их использования они не были опасны для жизни и здоровья потребителей. В практической действительности должны существовать процедуры отзыва опасных товаров и услуг, а потребители должны информироваться о любом риске или опасности, которые могут возникать при использовании товаров (услуг). Потребитель должен быть защищен от последствий вреда жизни и здоровью, причиненного некачественными товарами (услугами). Возмещение вреда возлагается на изготовителей (исполнителей) товаров и услуг.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей