Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы проследить историю развития законодательства о защите прав потребителей, этапы становления прав потребителей России и зарубежных стран, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве Российской Федерации, на основе исторического и зарубежного опыта.

Указанная цель предопределила задачи исследования:

Проследить процесс становления и определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей.
Осуществить анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Содержание

Введение…1-2
Краткая история возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России …3-8
1.1. История возникновения движения в защиту прав потребителей…3-4
1.2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции…4-7
1.3. Потребительское движение в России …7-8
Законодательство Европейского Экономического Сообщества и Организации Объединенных Наций о защите прав потребителей …9-18
2.1. Законодательство Европейского Экономического Сообщества о защите прав потребителей: историко-правовой аспект…9-14
2.2. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"...14-18
Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей …19-32
3.1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов…19-21
3.2. Ответственность за ненадлежащую информацию (об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах))…21-22

3.3. Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками…22-24
3.4. Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). …24-27
3.5. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей …27-32
Заключение…33-34
Список использованной литературы…35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     Одно  из главных требований к иным нормативно-правовым актам, защищающим интересы и права  потребителей, заключается в том, что они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не должны им противоречить. В п.2 ст. 1 Закона говорится о том, что Правительство РФ не вправе поручать другим субъектам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Таким образом, субъекты РФ не имеют права устанавливать какие - то ни было правила в сфере защиты прав потребителей.

     Законодательство  о защите прав потребителей является целостной системой, включающей в  себя различные нормативно-правовые акты, направленные на защиту прав потребителей и определяющие правовой механизм их реализации.

     3.2 Ответственность за ненадлежащую информацию

     Закон "О защите прав потребителей" не только обязует продавца (изготовителя, исполнителя) предоставлять потребителю  информацию как о себе так и о товарах, работах, услугах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает следующие виды ненадлежащей информации:

  • недостоверная, то есть такая, которая не соответствует действительности, фактическим данным, показателям;
  • недостаточно полная информация, то есть информация, которая не позволяет потребителю сделать правильный выбор необходимого товара (работы, услуги) либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

     За  предоставление недостоверной или  недостаточно полной информации потребителю  наступает ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) согласно ст. 12 Закона. П. 1 ст. 12 Закона предусматривает ответственность за сам факт непредс-тавления возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге). В таком случае потребитель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора.

     Если были нарушены права потребителя в части непредставления информации, а он приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор, потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы или услуги) продавцу (исполнителю). П. 1 ст. 12 Закона воспроизводит положения п. 3 ст. 495 ГК РФ, который рассматривает непредставление информации о товаре до заключения договора как необоснованное уклонение от заключения договора розничной купли-продажи, являющегося публичным договором.

     Согласно  п. 2 ст. 12 Закона устанавливается единая ответственность за непредс-тавление полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), как за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Нарушение, предусмотренное п. 2 ст.12 является материальным, то есть требующим для наступления ответственности определенных последствий, таких как возникновение недостатков товара (работы, услуги), а также наличие причинной связи между ненадлежащей информацией и наступившими последствиями.

     В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостоверной или недостаточно полной информации потребитель вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда, предусмотрено ст. 14 Закона. Если вред причинен природным объектам (земле, деревьям, и т. д.), находящимся в собственности потребителя на основаниях, предусмотренных законом, либо во владении в соответствии с законом или договором, он также вправе потребовать также полного возмещения ущерба. Законом предусмотрены различные последствия причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и принадлежащим ему природным объектам. В первом случае происходит возмещение вреда по правилам ст.14 Закона, а во втором - возмещение убытков. Согласно ст. 1095 ГК, причинитель вреда обязан его возместить независимо от наличия вины и договорных отношений с потерпевшим.7

     3.3 Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками

     Глава II Закона "О защите прав потребителей" рассматривает права потребителя  при продаже ему товаров. В  частности, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи потребителю  товара ненадлежащего качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под "ненадлежащим качеством". Поэтому можно предположить, что это товар, в котором есть недостатки или существенные недостатки.

     Под недостатками понимается "несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию". Недостатки могут быть двух типов: явные, которые обнаруживаются при принятии, осмотре товара, и скрытые, которые выявляются лишь только в процессе эксплуатации, хранения или употребления товара. Следует отметить, что если продавец указал потребителю на явные и скрытые недостатки товара при покупке, то потребитель не имеет права воспользоваться положениями ст. 18 Закона.

   Однако  если потребитель приобрел товар  ненадлежащего качества и это  не было оговорено продавцом, он имеет  право предъявить одно из нижеуказанных  требований:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжение договора купли-продажи.

   При этом потребитель обязан возвратить продавцу товар с недостатком, а  также потребовать полного возмещения убытков, причиненных некачественным товаром.

   Что касается технически сложных и дорогостоящих  товаров, потребитель имеет право предъявить продавцу только требования, указанные в абзацах 4 и 5 ст. 18 Закона. Остальные же требования потребитель предъявляет только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.

   В отношении товаров, реализуемых  через комиссионные магазины, требования потребителя об устранении недостатков  товара или возмещении расходов на исправление недостатков и о  замене товара на товар аналогичной  марки (модели, артикула) удовлетворяются только с согласия продавца. Потребитель имеет возможность выдвинуть иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи. Такие требования подлежат удовлетворению на общих основаниях, как и при покупке не в комиссионном магазине.

   В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют их устранить, потребитель вправе потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор (п.4 ст.18 Закона). Этот текст пункта приведен в соответствие с п. 2 ст. 503 ГК, где соответствующие товары характеризуются тем, что их свойства не позволяют устранить обнаруженные недостатки, таким образом, речь идет о товарах, не подлежащих ремонту по своему характеру.

   Условием  для удовлетворения требований потребителя  является предъявление им товарного  или кассового чека, а в отношении  товаров, на которые установлены  гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека, а также технического паспорта или иного заменяющего его документа не является основанием для отказа в рассмотрении его требования, так как эти документы не являются договором купли-продажи. Поэтому потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания и другие доказательства, подтверждающие факт совершения сделки и ее условия.

   Закон возлагает обязанность на продавца выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт и время покупки товара у определенного продавца.

   При предъявлении указанных документов продавец обязан рассмотреть требования потребителя и принять товар. Продавец имеет право произвести проверку качества товара (например, экспертизу), а потребитель вправе участвовать в этой проверке. Если в день проверки качества товара потребитель лично не может присутствовать, то он имеет право прислать своего представителя. В процессе проверки потребитель имеет право делать свои замечания, вносить предложения, задавать вопросы специалисту и требовать их отражения в документе (акте) о результатах проверки, а также подписать этот документ (с замечаниями или без них).

   Если  данными экспертизы будет доказана вина потребителя, то он обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Закон предоставляет потребителю право оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.

   "Доставка  крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляется силами и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним" (п.7 ст.18 Закона). Это значит, что выше указанные лица должны обеспечить подготовку купленного товара к упаковке, транспортировке, погрузке, разгрузке, перевозке до места, указанного потребителем. Потребитель имеет право на документальное оформление принятия товара к перевозке. На основании договора между потребителем и продавцом (изготовителем) доставка и возврат товара могут осуществляться силами потребителя, а расходы потребителю оплачивают продавец (изготовитель) или организация, выполняющая их функции.

   3.4 Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков

  В соответствии со ст. 29 Закона потребитель  при обнаружении недостатков  в выполненной работе (оказанной  услуге) имеет право по своему выбору потребовать от исполнителя:

  • безвозмездного устранения недостатков;
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) силами потребителя или третьими лицами.

  Потребитель имеет право требовать от исполнителя  уменьшения цены за выполненную работу в том случае, если он предъявил требование о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги).

  Потребитель может расторгнуть договор и  потребовать полного возмещения убытков:

  • если недостатки не были устранены исполнителем в срок, указанный в договоре;
  • если в работе присутствуют существенные недостатки или есть существенные отступления от условий договора.

     Вышеперечисленные требования предъявляются при принятии выполненной работы (услуги) или  в процессе ее выполнения, а также после ее окончания в установленные Законом сроки. В последнем случае говорится о скрытых недостатках, которые невозможно обнаружить при приемке работы (услуги). Нарушение этих сроков, т. е. обнаружение недостатков работы (услуги) после их истечения, означает утрату права на удовлетворение соответствующего требования.

     После уже принятой работы (услуги) требования по поводу скрытых недостатков могут  быть предъявлены позднее: в течение  гарантийного срока, а при его  отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной  работы (оказанной услуги). Что касается недостатков в строении или иного недвижимого имущества, требования предъявляются в течение гарантийного срока, а сли он не установлен - в течение пяти лет.

     Согласно  п. 4 ст. 29 Закона, когда исполнитель  не установил на результат работы (услуги) гарантийный срок, он несет ответственность за ее недостатки лишь в том случае, если потребитель докажет, что они возникли до принятия им работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Когда гарантийный срок установлен, то бремя доказывания причины возникновения недостатков возлагается на исполнителя. Исполнитель должен доказать, что недостатки возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действия третьих лиц или непреодолимой силы. Если исполнитель этого не докажет, он несет ответственность за недостатки работы (услуги). Таким же образом решается вопрос и в отношении договора купли-продажи.

     Потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков при соблюдении следующих словий: существенный недостаток обнаружен по истечении двух (пяти) лет со дня принятия работы (услуги), но в пределах установленного срока службы или в течение десяти лет с этого момента, если срок службы не установлен; потребитель должен доказать, что существенный недостаток возник до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. В случае, если ремонт не произведен в течение 20 дней со дня предъявления требования или недостаток является неустранимым, потребитель вправе предъявить одно из требований. оговоренных в п. 6 ст. 29 Закона.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей