Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа
Цель исследования – выявить сферы жизни общества, где недостаточно проявляется частная инициатива, выяснить причины и условия такого недостатка активности граждан, найти оптимальные пути решения возникшей проблемы.
Задачи исследования: изучить опыт развитых стран, практику государственного управления в России начала 21 века, найти примеры деятельности отдельных личностей, организаций, стран, иллюстрирующие взаимодействие государственной активности и частной инициативы, выделить наиболее оптимальные и реально осуществимые пути решения проблемы.
Введение………………………………………………………………………стр.3
Часть 1 Государство и частная инициатива в современной России
( проблемы взаимодействия)
1.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....….стр.8
1.2 Государство и малый бизнес …………………………………..……….стр.12
1.3 Государство и гражданин: социальные инициативы…………….…….стр.15
1.4 Государство и наука ……………………………………………………..стр.19
Часть 2 Частная инициатива – опора государства (пути решения проблемы)
2.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....…..стр.27
2.2 Государство и малый бизнес …………………………………..………..стр.29
3.3 Государство и гражданин: социальные инициативы …………….…….стр.34
4.4 Государство и наука ……………………………………………………...стр.37
Заключение……………………………………………………………………стр.41
Использованная литература и интернет-источники……………………….стр.47
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государств, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
Внутренним венчурам, как правило, предоставляется юридическая и бюджетная самостоятельность, для чего они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления. Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.
Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в России. Для его поддержки существует около 15 тыс. структур, поддерживающих малый бизнес. Сложным вопросом, однако, является финансирование малых предприятий, особенно в инновационной сфере деятельности.
Выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы
Для внедрения перечисленных достижений мирового опыта необходимы структурные изменения в системе государственного управления. Первые шаги в этом направлении уже делаются, например, проводимая в России административная реформа, перевод многих видов деятельности на принципы самоуправления.
Осуществление административной реформы началось в России в феврале 2003 года, когда Президент В.В. Путин подписал внутренний документ, определивший основные направления реформы. В настоящее время как государства с радикальными подходами, так и государства, идущие по пути постепенных реформ, проявляют желание позаимствовать у частного сектора модели и методы управления (целиком или более целенаправленными частями). И это несмотря на значительные различия между сравнительно простыми результатами деятельности частного сектора и чрезвычайно сложным комплексом результатов деятельности государственного аппарата. Такое стремление связано с осознанием необходимости отказа в современных условиях от чисто бюрократических принципов, форм и методов как основы государственного управления. Одной из важнейших целей реформы в России является ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
Еще раз необходимо отметить декларативность постановлений правительства. Несмотря на то, что административная реформа начата в 2004 году, но лишь в 2009 году, когда финансовый кризис «подстегнул» политиков, принято несколько конкретных законов, позволяющих развиваться малому бизнесу. О правительственной программе по борьбе с кризисом рассказал депутат ГД Владимир Мединский[25]: "Предусмотрен целый ряд позитивных мер: увеличение финансирования малого бизнеса, упрощение порядка регистрации, - перечисляет он,- уменьшение списка видов деятельности, подлежащие лицензированию, ускоренный выкуп помещений».
Если бы депутаты поинтересовались мнением предпринимателей, то узнали, что они ждут от государства гораздо более серьезных решений: реального снятия излишних административных барьеров, кредитования малого бизнеса, налоговых каникул.
Примером действующего закона может служить закон о саморегулирующих организациях, вступившего в силу с января 2010 года. В связи с этим возникло множество вопросов относительно своевременности и эффективности данного решения. Например, сфера строительства полностью переведена на принципы саморегулирования. Говорить о системном анализе результатов перехода к саморегулированию в области строительства пока рано. По мнению правительства данный реформаторский шаг был сделан своевременно и продуманно, так как в недавнее время строительный рынок отличался рядом отрицательных свойств, в числе которых состояла выдача сотен тысяч лицензий на строительные работы компаниям, которые впоследствии осуществляли свою деятельность крайне недобросовестно. Отозвать же лицензию недобросовестной строительной компании в судебном порядке зачастую было крайне проблематично. В связи с этим, весьма перспективным видится состоявшийся переход участников строительной отрасли к самостоятельной и скоординированной защите интересов рынка от недобросовестных компаний.
Однако не стоит ждать сиюминутной перемены ситуации: кардинальный переход от лицензирования к саморегулированию не дает желанных результатов сразу. Так или иначе, но количество СРО-однодневок, сводящих на нет организационно-правовую форму Некоммерческого Партнерства, наводит на грустные размышления. Некоторые СРО беззастенчиво занимаются банальной штамповкой допусков, превращая изначально некоммерческое начинание по контролю над составом строительной отрасли в прибыльный бизнес.
2.3 Государство и гражданин
Диагностика принципиальной разрешимости проблемы
В России на сегодня четко выделяется несколько видов бизнес-моделей социального предпринимательства[26]. Приведем лишь некоторые из них:
• Сфера сельского хозяйства
- Социальный предприниматель приобретает земли сельскохозяйственного назначения, создает инфраструктуру, приобретает необходимую технику и технологии. Затем к проекту привлекаются те группы населения, которые мы привыкли называть социально незащищенными, в том числе: дети, выходящие из детских домов во взрослую жизнь, недавние заключенные, люди, страдающие наркозависимостью или алкогольной зависимостью. Им предоставляется все необходимое, чтобы начать новую жизнь на базе своего собственного дела.
- Аналогичная технология работает и в депрессивных регионах – для того, чтобы молодежь не стремилась в города, а оставалась в своих деревнях и селах.
Примерами используемых технологий являются многие фермерские хозяйства, занимающиеся кролиководством, пчеловодством, разведением перепелов и т.п.
• Социальная сфера
- Решение проблем занятости многодетных мам, матерей-одиночек и других людей, для которых полная занятость не представляется возможной. Происходит создание бизнесов на дому (обычно – с максимальным вовлечением всех членов семьи в созидательную деятельность), и, что очень важно, организуется доставка сырья и дистрибуция.
- Обеспечение полноценной жизни для инвалидов
- примером может послужить фирма «Доспехи». Благодаря разработанной в фирме технологии изготовления специальных индивидуальных корсетов у вчерашнего лежачего инвалида появляется возможность вернуться в мир «ходячих» людей.
- Создание специальных туристических компаний для лиц с ограниченными возможностями. Не секрет, что наши города зачастую мало приспособлены для передвижения людей в инвалидных колясках. Создаваемые туркомпании значительную долю своих усилий тратят на проработку маршрутов для беспрепятственного передвижения колясок.
- Трудоустройство инвалидов по зрению, слуху и т.п. Примерами таких производств могут служить производство гофрокартона, иной бумажной продукции, производство ПЭТ тары, домашней еды и т.п.
• Сфера образования
-Организация досуга: детские сады и школы, особенно в депрессивных регионах, спортивные секции, создание точек питания, в которых одновременно есть развлекательные и развивающие центры для детей.
• Сфера малого бизнеса
- Развитие предпринимательской культуры. Помощь тем, кто хочет начать свое собственное дело: обучение необходимым азам, помощь в написании бизнес-планов, а также поддержка их реализации.
- Развитие инфраструктуры. В качестве примеров таких проектов можно привести парикмахерские, мастерские, прачечные эконом-класса, бани (особенно там, где горячего водоснабжения нет в принципе), проекты по сортировке и переработке мусора, облагораживанию территорий.
- Благоустройство, экология. Улучшение облика городов, безопасный транспорт, использование энергии солнца и ветра, приборы для очистки воды и многое другое.
- Трудоустройство студентов. Известно, что студенты – в большой своей массе - относятся к малообеспеченным слоям населения и вынуждены искать дополнительные источники доходов, а студенческие подработки нередко наносят ущерб обучению. Выходом может быть организация специальных бизнес-единиц или, как раньше говорили, учебно-производственных комбинатов, предоставляющих услуги, связанные с тем или иным профилем обучения. Будущие инженеры-программисты и «системщики» могут предоставлять услуги по программированию и поддержке системных продуктов, будущие учителя - организовывать дополнительные занятия в соответствии со специализацией, биологи - предоставлять услуги лаборантов и т.п. Подобные предприятия, будучи правильно организованными, могут вполне успешно развиваться и приносить прибыль и одновременно решать задачу материальной поддержки студентов без ущерба для качества обучения. Для студентов подобные предприятия ценны еще и тем, что дают практический опыт и стаж, без которых по выходу из университетских стен им будет практически невозможно найти работу на открытом рынке труда. В условиях кризиса это утверждение верно вдвойне. Кстати, именно в кризис вышеописанная бизнес-модель может быть весьма эффективной и устойчивой. Многие компании – в целях экономии – активно прибегают к так называемому «аутсорсингу» - привлечению стороннего персонала для решения определенных бизнес-задач. Студенческий труд – довольно квалифицирован, но при этом - недорог, поэтому студенческие учебно-производственные комбинаты вполне могут быть конкурентны в различных сегментах рынка. Так, именно в кризисные 2008-2009 года получили широкое распространение студенческие колл-центры, организованные на принципах аутсорсинга для банков и крупных компаний. «Студенческие» компании активно используются и для проведения различного рода маркетинговых и рыночных исследований.
Определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы, выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы
Существует не слишком много форм и примеров социальной работы российских бизнесменов как на частном, так и на корпоративном уровне. Анатолий Вершик, президент Санкт-Петербургского математического общества, в интервью Полит.ру назвал частные научные конкурсы для молодых ученых «главным событием 2007 года». В 2007 году к 300-летию со дня рождения первого петербургского математика Леонарда Эйлера для студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук был учрежден Эйлеровский конкурс, который спонсировали бизнесмены, учившиеся когда-то на физическом и математическом факультетах. В Москве состоялись очередные конкурсы Пьера Делиня (известный математик, учредивший в 2005 году ежегодный конкурс для молодых ученых России, Украины и Белоруссии), Августа Мёбиуса (проводится одноименным фондом, основанным на частные средства бизнесменов — бывших математиков) и Фонда «Династия».
Из числа частных инициатив наиболее известна на сегодня деятельность Фонда некоммерческих программ «Династия» (основан Дмитрием Зиминым, почетным президентом компании «Вымпелком»). В рамках Программы поддержки студентов, аспирантов и молодых ученых фонд ежегодно выделяет стипендии студентам старших курсов (по 4 тыс. руб. в месяц), гранты аспирантам и молодым ученым без степени (8 тыс. руб.), а также молодым ученым до 35 лет со степенью кандидатов наук (15 тыс. руб.) и до 40 лет со степенью доктора наук (около 20 тыс. руб.) — так называемые «пост-док позишн». Гранты действуют в течение трех лет. Действует также специальная Программа поддержки молодых математиков с выделением трехгодичных стипендий в размере 15 тыс. руб. в месяц.
Существавший с 90-х годов фонд "Общественный вердикт", созданный на средства акционеров НК "ЮКОС", занимается правовой и судебной помощью жертвам произвола со стороны правоохранительных органов. Другой фонд, "Открытая Россия", с годовым бюджетом в 20 млн. долларов, также образованный на средства компании, осуществлял инновационные образовательные проекты по всей стране, в том числе в сфере правового, гражданского и интернет-образования.
АКБ "Росбанк" совместно с фондом CAF Россия и UNICEF в течение нескольких лет осуществляют грантовую программу "Новый день", направленную на поддержку государственных и общественных организаций, которые помогают детям.
Возможно, размах социальных инициатив бизнеса пока не сопоставим с тем, что был присущ "золотому веку" отечественной благотворительности. Тем не менее, по оценке CAF Россия, российские компании и фонды ежегодно выделяют около 1,5 млрд. долларов на благотворительные проекты[27].
Поскольку в России социальное предпринимательство только начинает возрождаться, определенная государственная поддержка этому новому начинанию представляется необходимой. Форма поддержки может быть различной, включая, например, налоговые льготы и иные экономические преференции для предприятий и частных лиц, осуществляющих реализацию бизнес-идей социального предпринимательства. Возможно, деятельность региональных руководителей, в том числе, стоит оценивать и по количеству действующих социально-предпринимательских проектов в данном регионе. Кроме того, государство должно всерьез задуматься о пропаганде идей социального предпринимательства.
2.4 Государство и наука
Диагностика принципиальной разрешимости проблемы
Государство предложило решение проблемы рабочих мест для научных кадров путем создания технопарков. Уже в 2008 году планируется открыть 19 тыс. рабочих мест, а к 2011 году — 75 тысяч. Это одно из возможных решений, но ясно, что не для всех ученых, не для всех отраслей знаний. Именно создание научных учреждений нового типа призвано, по мнению независимых экспертов, комплексно решить эту проблему. Пример Сколково – проект хорошо разработан прогностически. Это не совсем государственный проект в обычном понимании, хотя, безусловно, от участия и вовлеченности в проект государственных институтов будет в значительной степени зависеть эффективность работ по запуску "Сколково", особенно на ранних этапах. В этом плане очень важно, что Попечительский совет фонда возглавляет президент России Дмитрий Медведев.
Однако существенная роль государства не означает, что фонд скопирует многочисленные сложные процедуры принятия решений, свойственные некоторым госучреждениям, и по сути станет этаким "министерством инноваций". Проект направлен на то, чтобы создать в "Сколково" особую, благоприятную для инновационного бизнеса среду, привнести в нее свободу предпринимательской деятельности. Только в случае, если удастся создать такую среду, "размножая" этот опыт, наверное, мы сможем дать какой-то толчок к тому, чтобы те проблемы, которые у нас сегодня существуют в этом секторе (в первую очередь, проблемы, связанные с трансфером наших инновационных идей и их реализации на рынке, созданием конечных продуктов) будут решены. Тогда мы сможем соответствовать тому уровню, на который сегодня должна претендовать российская экономика.
Перспективы решения проблемы в России уже существуют, появились они задолго до проекта «Сколково», проиллюстрировать их можно на примере тех ученых, которые занимаются прикладными исследованиями. В последнее время у них появились шансы остаться на родине благодаря появлению на поле «охоты за головами» достойного конкурента западным научным институтам — российского бизнеса.
Информация о работе Взаимодействие государственной активности и частной инициативы