Взаимодействие государственной активности и частной инициативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить сферы жизни общества, где недостаточно проявляется частная инициатива, выяснить причины и условия такого недостатка активности граждан, найти оптимальные пути решения возникшей проблемы.
Задачи исследования: изучить опыт развитых стран, практику государственного управления в России начала 21 века, найти примеры деятельности отдельных личностей, организаций, стран, иллюстрирующие взаимодействие государственной активности и частной инициативы, выделить наиболее оптимальные и реально осуществимые пути решения проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Часть 1 Государство и частная инициатива в современной России
( проблемы взаимодействия)
1.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....….стр.8
1.2 Государство и малый бизнес …………………………………..……….стр.12
1.3 Государство и гражданин: социальные инициативы…………….…….стр.15
1.4 Государство и наука ……………………………………………………..стр.19
Часть 2 Частная инициатива – опора государства (пути решения проблемы)
2.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....…..стр.27
2.2 Государство и малый бизнес …………………………………..………..стр.29
3.3 Государство и гражданин: социальные инициативы …………….…….стр.34
4.4 Государство и наука ……………………………………………………...стр.37
Заключение……………………………………………………………………стр.41
Использованная литература и интернет-источники……………………….стр.47

Работа содержит 1 файл

от Маши вариант 23.11.2010.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

Более половины малых предприятий сегодня работают в сфере обслуживания и общественного питания – это кафе, бары, рестораны, гостиницы. Именно этот бизнес наиболее уязвим - некоторые законодательные инициативы способны его попросту уничтожить. Например, представителей ресторанного бизнеса есть претензии к закону об ограничении курения в публичных местах. Согласно ему, владельцы кафе и ресторанов будут обязаны создать специальные зоны для курения в помещениях с площадью более 50 кв.м. Вопрос с помещениями площадью менее 50 кв.м. будет зависеть от решения местной власти. "То есть, как чиновник захочет, так и будет»,- подчеркивает М.Орлова, член Федерации рестораторов и отельеров.

Именно муниципальные власти отбили у малого бизнеса охоту заниматься чем-либо, уверена Татьяна Иванова, главный редактор газеты "Экономика и жизнь": "Мы постоянно получаем письма о том, что невозможно делать свое дело, отнимают недвижимость»[14]. Неудивительно, что у нас сегодня каждый второй студент хочет пойти в чиновники, а передовые технологии менеджмента не внедряются даже в крупных фирмах, вся активность предпринимателей направлена на выживание, а не на повышение эффективности работы фирмы.

1.3 Государство и гражданин (социальные инициативы)

          Формализация проблемы (ситуационный анализ).

В последнее время стало очевидным, что  Россия отстает от высокоразвитых капиталистических стран  в плане социальных гарантий (низкая оплата труда, слабое медицинское обслуживание, социальная незащищенность малообеспеченных слоев населения), а  социальные инициативы  граждан, а также активность в сфере  самоуправления  почти не проявляются. Социальная политика государства вызывает постоянную критику, власть явно не справляется со многими проблемами общества, связанными со здравоохранением, экологией, безработицей,  наркоманией и др.

Проблемный анализ

Если Россия не сможет создать условия для комфортного существования граждан, возможности их самореализации, защищенности в критических ситуациях, в том числе и с помощью частного бизнеса, конкурентоспособность  России никогда не сравниться с европейской или американской.

В конце 60-х - начале 70-х годов XX века научное и бизнес-сообщество выдвинуло тезис о социальной ответственности бизнеса (corporate social responsibility), тем самым выведя социальные ожидания за рамки категории прибыльности. В сферу ответственности крупных компаний было введено требование соблюдать не только правовые, но и этические нормы взаимодействия с обществом. Это не просто следование принципам "ненанесения" ущерба обществу в процессе предпринимательской деятельности, но и активное развитие корпоративной благотворительности и программ сотрудничества с местным сообществом, органами местного самоуправления и государственной власти.

Социальное предпринимательство - это предпринимательская  деятельность, нацеленная  на смягчение или решение социальных проблем, т.е. бизнеса с социальной миссией. В России такая деятельность очень востребована.

Социальное предпринимательство занимает  промежуточное положение между благотворительностью и бизнесом. С одной стороны, в отличие от благотворительности, очевиден предпринимательский характер деятельности, системность и ориентированность на создание устойчивых (в идеале – тиражируемых) бизнес-моделей. С другой стороны, от бизнеса, нацеленного исключительно на получение прибыли, социальный предприниматель ориентирован на социальные изменения и разрешение социальных проблем общества.

Выявление закономерностей развития проблемы, её последствий

При наличии доминирующего сейчас в России административно-номенклатурного манипулирования в сфере социальной проблематики (оставшегося в наследство от советской власти), необходимо бороться за создание условий и предпосылок для реализации истинно активной социальной политики.

Суть такой политики состоит в том, чтобы поощрять, развивать, создавать условия для расширения и культивирования, а также делать востребованными гражданские инициативы в различных секторах социальной сферы, с активизацией вовлечения в нее предпринимателей.

При этом ключевыми моментами в социальном предпринимательстве (что отличает его от других, традиционных форм бизнеса) являются достижение общественного благосостояния и создание для этого благоприятных возможностей.

Тема социального предпринимательства становится весьма актуальной сегодня еще и потому, что недавний финансовый кризис показал, что ранее выстроенные бизнес-модели нуждаются в корректировке. Например, банки доверили средства клиентам на оговоренных заранее условиях и столкнулись с тем, что практически с первых дней кризиса некоторые заемщики, используя самые разные пути, старались избежать возврата кредита. Привычные до кризиса методы ведения бизнеса (“business as usual”) требуют пересмотра. Очевидно, что банки, изначально закладывающие в практику ведения своего бизнеса этические подходы, могли бы стать одной из тех целевых групп, на базе которых и будет формироваться новый подход к отношениям банка и клиента. Дополнительным аргументом может служить статистика по возвратам, например, микрокредитов (в разные годы 93-97%) – в противовес наблюдаемой статистике по рискованности обычного банковского кредитного бизнеса[15].

             Выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы

Власти должны осознать, наконец, что благосостояние населения - это результат общих усилий всех слоев и секторов. Их задача - обеспечить действующие правовые условия и реальные финансовые стимулы для участия коммерческого сектора в разрешении социально-значимых проблем, с одной стороны, и процедуры поддержки гражданской активности - с другой.

На наш взгляд механизмы социального взаимодействия государства и общества должны строиться исходя из следующих положений:

-                     четкая согласованная и недвусмысленная система правовых норм и регуляторов, обеспечивающих взаимодействие;

-                     открытые и контролируемые процедуры разработки и реализации программ социальных реформ;

-                     разнообразные формы и способы финансирования взаимодействия из разных источников на базе открытых конкурсов;

-                     фиксированные и согласованные правила оценки, осуществления и контроль отчетности за ходом исполнения социальных программ;

-                     привлечение «частной» инициативы крупного и среднего бизнеса для решения проблем в социальной сфере.

Определение характеристик, структуры ситуации, её функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).

Особенность современного мира – возросшее участие в социальных преобразованиях бизнес-компаний  и частных предпринимателей. Им свойственна одна общая черта – использование инновационных подходов для решения социальных проблем. В качестве доказательства этого явления исследователи обычно приводят наиболее яркие и известные примеры – так действуют банк «Грамин» в Бангладеш, офтальмологическая клиника «Аравинд» в Индии и холдинг «Секем» в Египте.

Предоставляя финансовые услуги малоимущим, банк «Грамин» помогает им основать доходный бизнес и преодолеть бедность. Глазная больница «Аравинд» оказывает услуги по уходу за глазами и проводит операции с оплатой малой части стоимости услуг. Наконец, холдинг «Секем», являясь многопрофильным предприятием, участвует в развитии египетского общества. Холдинг способствовал уменьшению использования пестицидов на хлопковых полях Египта на 90% и основал школы, университет, центр образования взрослых и медицинский центр.

В Европе широкую известность получила деятельность «CSR Europe» - сообщества европейских компаний и организаций, объединенных общими принципами социальной корпоративной ответственности. В сеть «CSR Europe» входит 75 транснациональных корпораций и 25 организаций-партнеров[16]. Один из важных проектов «CSR Europe» является открытие 12 лабораторий по разным направлениям деятельности, в которых представители бизнеса, научного и образовательного сообщества объединили свои усилия для разработки наиболее удачных решений в сфере социального предпринимательства.

2-6 июня 2010г. в Швеции в городе Лександ прошел 5 глобальный саммит YES (Youth.Enterpreneurship.Sustainability) под названием «Rework the World» (англ. - переработать мир), который был проведен совместно с Тэллбергским форумом (форум уже 30 лет собирает вместе лидеров политики, экономики, СМИ, науки, искусства для решения глобальных проблем человечества) и Международной организацией труда[17].
Целью Саммита было разработать планы привлечения инвестиций и образовать сеть контактов людей по всему миру для того, чтобы к 2012 году, когда в Александрии (Египет) пройдет итоговый саммит YES, в мире было создано 2 миллиона новых рабочих мест.

Причем речь идет не просто о каких-то рабочих местах, а о рабочих местах «со смыслом», рабочих местах, способствующих устойчивому развитию и созданию молодежных домашних хозяйств.

На Саммите было представлено более 150 проектов, которые в полном смысле слова относятся к сфере социального предпринимательства. Кроме того, обсуждались вопросы масштабируемости таких проектов и их устойчивости (т.е. возможности за счет получаемой прибыли жить дальше).

Вот несколько примеров:

• Centre for Digital Inclusion – создание центров (сейчас такие центры существуют уже в 13 странах, их 800, в центрах обучено 2,5 миллиона людей, проект стартовал изначально в Бразилии), в которых люди, не имеющие представления о современных (и не только) коммуникационных технологиях, получают необходимые навыки работы с компьютером. Обучение бесплатное, а прибыльность центров достигается за счет предоставления платных услуг (Интернет-кафе, копирование документов, распечатка и т.п. – всего 30 видов услуг). Цель на ближайшие 5 лет – обучить 15 миллионов человек;

• Программы обучения и развития предпринимательства. Были представлены разные мнения и проекты. Традиционное обучение: теория, законодательство, бухгалтерский учет и отчетность, – уступает место обучению практическим навыкам. Например, программа мини-МВА, созданная крупной энергетической компанией в содружестве с банком: обучение длится неделю, после этого обучаемые готовят свои бизнес-планы (сотрудники энергетической компании им в этом помогают), а после – защищают их в присутствии представителей банка. Лучшие проекты получают финансирование. Еще вариант проекта: «Как начать свой бизнес». В течение 4 месяцев упор делается на тренировку креативности (создание идеи), развитие аналитических навыков (умение развить идею и превратить ее в проект), навыки маркетинга (идеи) и продаж создаваемого продукта/услуги.

• Gastromotiva (Бразилия). В стране нет государственной системы подготовки поваров, существуют лишь дорогие (около 25 тысяч евро) программы подготовки шеф-поваров. В начале 90-х годов  известный шеф-повар решил перейти в сферу социального предпринимательства и создал компанию, которая обучает (программа рассчитана на 420 часов) молодых людей профессии повара, а домохозяек среднего возраста – предпринимательству. Затем молодых людей трудоустраивают в рестораны, а домохозяйкам дают микрокредиты на открытие собственного дела (ресторана, кафе и т.п.); проводится мониторинг и контроль проектов. Окупаемость проекта достигается за счет оказания кейтеринговых услуг, в т.ч. для постоянных клиентов. Проект уже тиражируется в Индонезии, а инициатор готов помогать предпринимателям в других странах создавать и развивать аналогичные проекты.

1.4 Государство и наука

Формализация проблемы (ситуационный анализ).

Россия 21 века не может сравниться с США, Германией и другими странами по уровню технологий, количеству инновационных проектов, открытий, изобретений, продолжается «утечка мозгов. Проявить себя творческому человеку, исследователю в нашей стране сложно.

Проблемный анализ, пространственно-временная констатация проблемы

Требования к российской науке в последние годы значительно возросли. Но  институциональная структура российской науки, ее внутренние взаимосвязи, механизмы функционирования в основном сформировались задолго до начала радикальных политических и экономических реформ и не всегда способствовали эффективной интеграции науки в рыночную среду. Научные организации и сами ученые, столкнувшись с непривычными для них реалиями в переходный период, пытались теми или иными способами адаптироваться к новым условиям. Однако такая адаптация в конце 20-начале 21 века происходила в отсутствие своевременной реакции со стороны государства, обоснованных стратегических решений, нацеленных на адекватную трансформацию науки и повышение ее роли в обеспечении позитивных социально-экономических преобразований в России.

            Выяснение типа, характера проблемы, её  системных характеристик (структуры, функций и т.д.);

Проблемы российской науки на сегодняшний день:

-                     Институциональная структура российской науки остается архаичной и не отвечает требованиям рынка. Развиваясь в течение десятилетий по так называемой "советской модели", отвечавшей административно-командным принципам хозяйствования, отечественная наука отличалась тремя специфическими характеристиками: значительными масштабами, централизованным управлением и почти стопроцентным государственным финансированием.

-                     В отличие от индустриальных стран основной формой организации исследований в России по-прежнему остаются научно-исследовательские институты, обособленные от высших учебных заведений и предприятий; на их долю приходится 70-80% персонала и затрат на исследования и разработки.

-                       Кадровый потенциал: среди занятых в науке 44% составляет вспомогательный и прочий персонал, 40% не имеют высшего образования. Возрастная структура научных кадров неуклонно ухудшается: примерно 48% российских ученых - старше 50 лет; средний возраст кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год[18]. .

-                     Слабость заводской науки. Ключевую роль в развитии инновационной деятельности призвана играть внутрифирменная наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок: 65% - в странах ЕС, 7.1 - в Японии, 75% - в США. Российская заводская наука располагает незначительными ресурсами (6% затрат на исследования и разработки) и ориентирована главным образом на решение краткосрочных технических задач собственного производства. 

Информация о работе Взаимодействие государственной активности и частной инициативы