Взаимодействие государственной активности и частной инициативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить сферы жизни общества, где недостаточно проявляется частная инициатива, выяснить причины и условия такого недостатка активности граждан, найти оптимальные пути решения возникшей проблемы.
Задачи исследования: изучить опыт развитых стран, практику государственного управления в России начала 21 века, найти примеры деятельности отдельных личностей, организаций, стран, иллюстрирующие взаимодействие государственной активности и частной инициативы, выделить наиболее оптимальные и реально осуществимые пути решения проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Часть 1 Государство и частная инициатива в современной России
( проблемы взаимодействия)
1.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....….стр.8
1.2 Государство и малый бизнес …………………………………..……….стр.12
1.3 Государство и гражданин: социальные инициативы…………….…….стр.15
1.4 Государство и наука ……………………………………………………..стр.19
Часть 2 Частная инициатива – опора государства (пути решения проблемы)
2.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....…..стр.27
2.2 Государство и малый бизнес …………………………………..………..стр.29
3.3 Государство и гражданин: социальные инициативы …………….…….стр.34
4.4 Государство и наука ……………………………………………………...стр.37
Заключение……………………………………………………………………стр.41
Использованная литература и интернет-источники……………………….стр.47

Работа содержит 1 файл

от Маши вариант 23.11.2010.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

На практике эти принципы реализуются в двух правилах.

Первое состоит в том, что компания использует различные методики оценки инновативности для служащих и для менеджеров. Методика для служащих более лояльна и поощряет даже неудачные идеи, ставя во главу угла само желание людей к творчеству и новаторству.

Второе правило — правило 15 % — заключается в том, что все сотрудники компании имеют право тратить 15 % своего рабочего времени на собственные исследования в любой области. Создан специальный венчурный фонд, выдающий гранты на такие проекты.

Первоначально линейные руководители рассматривают все идеи. По мере возрастания стоимости исследований для оценки их потенциала привлекаются эксперты из других функциональных подразделений компании, маркетологи, финансисты и другие специалисты проводят независимую экспертизу и отсеивают примерно 20 % проектов, далее цикл повторяется, и в результате остаются наиболее перспективные проекты, которые не всегда доходят до рыночной стадии, однако создают инновационную стратегическую базу компании и могут быть востребованы через несколько лет.

Конечно, в оценке эффективности новых идей случаются ошибки, но компания не боится их признавать. В 1985 г. руководитель группы по разработке нового волокна Ливио де Симоне столкнулся с решением высшего руководства компании о закрытии данного направления. Рынок текстиля казался неперспективным с маркетинговой точки зрения. Однако, используя правило 15 %, группа сумела завершить проект, и через большой промежуток времени на рынок была выведена новинка Тhinsulate — непромокаемая, непродуваемая, но мягкая и пропускающая воздух ткань, используемая во многих отраслях. Новинка имела большой успех, Ливио де Симоне через несколько лет стал председателем Совета директоров компании 3М[24].

 

 

Часть 2

2.1 Государство и крупный бизнес

Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).

Системный подход к проблеме ГЧП (государственно-частное партнерство) должен предусматривать комплексное решение следующих основных задач.

1) Разработка концепции и стратегии введения ГЧП, которые должны включать:

                    цели, задачи и принципы создания ГЧП;

                    этапы их развертывания;

                    организационную структуру и систему управления, предусматривающую, в первую очередь, функции ее отдельных звеньев, правило «одной двери» и т. п.;

                    перечень законодательных актов федерального уровня в пакете, которые необходимо принять;

                    федеральный орган государственной власти, ответственный за подготовку этого пакета законов и сроки исполнения.

2) Создание необходимой институциональной правовой, экономической, организационной среды:

                    формирование достаточно полной и замкнутой законодательной базы по концессиям, включающей нормативные акты и подзаконные документы;

                    формирование в стране других элементов институциональной среды: органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы ГЧП (в первую очередь концессий), финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций (например, Агентство по гарантированию инвестиций), независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов и т. п.

3) Создание специального федерального органа (например, Федерального агентства по ГЧП или по концессиям), который должен реализовывать политику ГЧП в России и отвечать перед президентом, правительством и обществом за весь комплекс вопросов ГЧП. Он должен быть достаточно самостоятельной и полномочной структурой, иметь целью изучение всего спектра проблем ГЧП — юридических, организационных, финансовых, экономических — и подготовку методической, нормативной, правовой, инструментальной базы для развертывания и развития ГЧП в России.

4) Подготовка специалистов в области концессий, создание благоприятного общественного мнения для передачи частному сектору функций владения и пользования объектами государственной и муниципальной собственности, обеспечение доверия общественности к этому новому для современной России типу хозяйственных отношений, а также обеспечение прозрачности деятельности бизнеса.

Соответственно основными направлениями диалога бизнеса и власти в ближайшей перспективе должны стат :

- завершение формирования нормативной правовой базы для нормального функционирования инструментов частно-государственного партнерства (утверждение типовых концессионных соглашений и т.д.);

- совершенствование механизмов частно-государственного партнерства с учетом первых итогов деятельности (в настоящее время не завершен ни один проект);

- определение новых сфер частно-государственного партнерства;

- заключение концессионных соглашений (приняты лишь базовые нормативные правовые акты, объявлен первый концессионный конкурс на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге);

- развитие  особых экономических зон (определены регионы - победители конкурса по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа (Липецкая область (г. Липецк), Татарстан (г. Елабуга)) и технико-внедренческого тина (Санкт-Петербург, Москва (г. Зеленоград), Московская область (г.Дубна), Томская область (г. Томск)) и зарегистрированы первые резиденты ОЭЗ; завершаются процедуры отбора регионов, где будут созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа; в перспективе планируется создать портовые ОЭЗ).

- создание инвестиционного фонда Российской Федерации (отобраны первые проекты): ОАО «Российская венчурная компания» и ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (приняты постановления Правительства Российской Федерации об их создании, финансирование будет осуществляться из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации), государственная корпорация развития на базе Внешэкономбанка (процесс формирования корпорации не завершен).

Еще одним перспективным направлением частно-государственного партнерства может стать создание организаций, оказывающих предпринимателям консалтинговые и иные услуги, при этом данным организациям может быть передана часть функций органов власти. Примером такой структуры может стать Некоммерческая организация «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития», создаваемая Российским союзом промышленников и предпринимателей и Некоммерческим партнерством «Национальное агентство прямых инвестиций». Ассоциация объединит организации» осуществляющие свою деятельность в области инвестиционного продвижения и развития регионов Российской Федерации.

Приложение №1  «Ясельный контракт» (пример взаимодействия частной инициативы и государственной активности).

2.2 Государство и малый бизнес

Диагностика принципиальной разрешимости проблемы

Основным направлением деятельности государства по поддержке малого бизнеса должно стать внедрение опыта развитых зарубежных стран.

Одна из прогрессивных форм организации инновационной деятельности – бизнес-инкубаторы. Исходя из зарубежного опыта, под “фирмой-инкубатором” понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. В настоящее время в США насчитывается свыше 350 фирм-инкубаторов (до 1980 года их было всего 10). Многие фирмы-инкубаторы существуют при финансовой поддержке местных и федеральных организаций. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям (арендаторам) за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам.

Фирмы-инкубаторы могут трех типов.Первый тип – бесприбыльные. Они самые многочисленные. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов от 15 до 50 % ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются региональными или муниципальными властями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.

Фирмы-инкубаторы второго типа – прибыльные. Это частные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных, фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предоставляют сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те услуги, которыми арендатор фактически воспользовался.

Инкубаторы третьего типа формируется как филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможности пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.

Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубаторы ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Примером крупных американских компаний, создающих специальные фирмы-инкубаторы по выращиванию мелких рисковых фирм, являются “Дженерал электрик” и “ИБМ”. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательско-конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения.

Следующим направлением должно стать формирование малых инновационных предприятий, которое происходит по нескольким вариантам:

                             создание новых предприятий инициативными предприимчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;

                             создание путем “отпочкования” от крупных научно-исследовательских институтов, которым сложно приспосабливаться к рыночным условиям хозяйствования; такие малые предприятия занимаются в основном модернизацией разработанных в “материнской” фирме разработок;

                             создание новых структур, как “рыночных дублеров” лабораторий и отделов отраслевых НИИ и промышленных предприятий; такие предприятия занимаются не только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоемкой продукции в ограниченном объеме;

                             создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инноваций и технологий; значительную роль такие малые предприятия играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.

Успех малых предприятий в инновационной сфере объясняется следующими причинами:

1) углубление специализации при проведении научных разработок привело к тому, что во многих случаях малые предприятия в состоянии конкурировать с крупными организациями, работая в узкоспециализированном направлении, даже имея ограниченный объем финансовых средств;

2) малые предприятия занимаются разработками и освоением инноваций в тех областях, которые кажутся для крупных предприятий или неперспективными, или высоко рисковыми;

3) в отличие от крупных предприятий малые предприятия охотно берутся за разработку и освоение оригинальных нововведений;

4) все этапы инновационного процесса объединяются под руководством одного лица, что ускоряет получение конечного результата инновационной деятельности;

5) узкая предметная специализация означает, что фактически предприятие начинает научно-производственную деятельность сразу с опытно-конструкторских разработок, цель которых - достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;

6) изобретательским группам малых предприятий довольно часто приходится работать в областях, в которых исследователи не являются профессионалами из-за ограниченности предприятия в людских ресурсах, а это часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода к решению проблем.

Особое место среди малых инновационных предприятий занимают венчурные фирмы, т.е. “рисковые” фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации “рисковых” инноваций. Данные предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанной идеи, технологий, изобретений. Наибольшее распространение они получили в наукоемких отраслях экономики.

                   Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:      идеи инновации нового изделия, технологии; общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму; рискового капитала для финансирования.

Информация о работе Взаимодействие государственной активности и частной инициативы