Взаимодействие государственной активности и частной инициативы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить сферы жизни общества, где недостаточно проявляется частная инициатива, выяснить причины и условия такого недостатка активности граждан, найти оптимальные пути решения возникшей проблемы.
Задачи исследования: изучить опыт развитых стран, практику государственного управления в России начала 21 века, найти примеры деятельности отдельных личностей, организаций, стран, иллюстрирующие взаимодействие государственной активности и частной инициативы, выделить наиболее оптимальные и реально осуществимые пути решения проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Часть 1 Государство и частная инициатива в современной России
( проблемы взаимодействия)
1.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....….стр.8
1.2 Государство и малый бизнес …………………………………..……….стр.12
1.3 Государство и гражданин: социальные инициативы…………….…….стр.15
1.4 Государство и наука ……………………………………………………..стр.19
Часть 2 Частная инициатива – опора государства (пути решения проблемы)
2.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....…..стр.27
2.2 Государство и малый бизнес …………………………………..………..стр.29
3.3 Государство и гражданин: социальные инициативы …………….…….стр.34
4.4 Государство и наука ……………………………………………………...стр.37
Заключение……………………………………………………………………стр.41
Использованная литература и интернет-источники……………………….стр.47

Работа содержит 1 файл

от Маши вариант 23.11.2010.doc

— 293.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

 

Кафедра макроэкономики

 

 

 

Проблемный проект

 

Взаимодействие государственной активности и частной инициативы

 

 

Руководитель проекта:  Башкова Т. В., гр. У2-1

Исполнители:   Акимцева К. В., гр. У2-1

Шведова М. А., гр. У2-1

Научный руководитель:  к.э.н., доц. Арефьев П. В.

 

 

 

 

 

 

 

                                                Москва 2010

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………стр.3

Часть 1  Государство и частная инициатива в современной России

( проблемы взаимодействия)   

1.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....….стр.8

1.2 Государство и малый  бизнес …………………………………..……….стр.12

1.3 Государство и гражданин: социальные инициативы…………….…….стр.15

1.4 Государство и наука ……………………………………………………..стр.19

Часть 2 Частная инициатива – опора государства (пути решения проблемы)

2.1 Государство и крупный бизнес……………………………………....…..стр.27

2.2 Государство и малый  бизнес …………………………………..………..стр.29

3.3 Государство и гражданин: социальные инициативы …………….…….стр.34

4.4 Государство и наука ……………………………………………………...стр.37

Заключение……………………………………………………………………стр.41

       Использованная литература и интернет-источники……………………….стр.47

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время стало очевидным, что  Россия по-прежнему отстает от высокоразвитых капиталистических стран по уровню жизни граждан, демографическим показателям, эффективности производства и управления, несмотря  на долгожданный переход  к рыночной экономике. Государство позволило гражданам бесплатно приватизировать  собственность бывшего СССР, денационализировало промышленность, появилось огромное количество частных фирм, где люди, казалось бы,  могут проявить свою инициативу… Тем не менее, Россия по-прежнему не может сравниться с США, Германией, Японией и другими странами по масштабам развития малого бизнеса, количеству инновационных проектов,  продолжается «утечка мозгов», государственное регулирование остается чрезмерным. Инициатива граждан во всех сферах жизни, от местного самоуправления и индивидуального предпринимательства  до «высокой» политики и крупного бизнеса постепенно угасает.

       Что понимается под частной инициативой? Это «сфера деятельности, основанная на самостоятельном решении индивидуума о начале и завершении действия. При этом он действует на свой страх и риск и несет полную ответственность за последствия. Государство регламентирует эти действия, но не имеет права подменять частную инициативу»[1].

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий для предпринимателей их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.

В мировой истории примеров взаимодействия государственной активности и частной инициативы множество. Плодами частной инициативы были, например, колонизационные усилия маленькой Финикии, жившей исключительно коммерческими интересами. Знаменитые английские пиратские экспедиции XVI века были усилиями групп частных лиц, акционерные английская и голландская Ост-Индские кампании захватили огромные территории и правили ими несколько сотен лет. В уже не столь отдаленные от нас времена частные компании обеспечили изобретение и внедрение паровых машин и железных дорог, телефона, электричества, даже брались за грандиозные проекты вроде Панамского канала.

В истории России с частной инициативы Строгановых началось покорение Сибири, русская Российско-Американская торговая компания колонизировала и управляла Аляской, в 60-70-х годах XIX века плодами частной инициативы стала знаменитая «железнодорожная горячка», и даже знаменитое собрание картин и музей носит имя русского купца Третьякова, собравшего их исходя из своего личного желания. Политическое управление гигантскими территориями, осуществляемое Российским государством, было возможно только при экономическом освоении их русскими предпринимателями. Предпринимательская деятельность в дореволюционной России отличалась осуждением индивидуального накопления и требованием отказа от чрезмерного богатства путем пожертвований и благотворительности. Это связано с преобладанием в структуре ценностей мотива поиска смысла жизни, а не материального успеха, даже если он достигнут за счет упорного труда и самоотречения. В российском обществе не было развитых традиций частной собственности, а предпринимательство всегда было рядом с государством, и, следовательно, кардинально зависело от него.

Специфика российского предпринимательства 90-х годов заключалось в том, что оно развивалось в обществе с постцентрализованной экономикой, при отсутствии у населения опыта экономической самодеятельности и реальных гражданских свобод, в обществе, где социально-функциональная структура была иерархична и централизована. Экономика была полностью огосударствлена, существовали низкие (по сравнению с Западом) жизненные стандарты и систематическое неудовлетворение базовых материальных потребностей (жилье, питание, обслуживание). Проблема «безинциативности» граждан  современной России имеет глубокие корни, связана с искоренением частной собственности в советское время, «уравниловке», отсутствии мотивов для проявления частной инициативы, недооцененности интеллектуального труда и т.д. Отдельно можно говорить и об уничтожении генофонда российского народа во время войн, репрессий, потери большей части творческой интеллигенции вследствие эмиграции.

Современная рыночная система невозможна без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерной государственной активности. По нашему мнению, в настоящее время «риск» проявления инициативы, как  государственным чиновником, так и  рядовым гражданином чрезмерно велик. Этому способствует излишнее государственное регулирование, жесткая «вертикаль власти», а также коррупция и непредсказуемость принимаемых решений  со стороны органов власти. Среди проблемных зон российского бизнеса в 2009 по индексу GCI (глобальная конкурентоспособность), одной из основных является «груз государственного регулирования». По этому показателю Россия находится на 124 месте из 133[2].

«Есть взаимодополняемость госактивности и частной инициативы, и если имеется однобокое влияние только лишь рынка, появляются мощные провалы рынка, в разных сферах жизни -  монополии, игнорирование социальных сфер жизни, что и в России произошло за последние 20 лет»[3]. Но с другой стороны, «чрезмерное госрегулирование тоже вредно. Проблема в том, что никто не знает золотой середины. Если бы одна частная инициатива могла бы регулировать все рыночные процессы, то она бы и была  везде. На самом деле, здоровая экономика - это сочетание госактивности и частной инициативы и успехи стран, на которые мы пытаемся равняться, в значительной мере  связаны с этим»[4].

Рыночная экономика существует в России столь короткое время, что невозможно даже сравнивать уровень государственного управления, управления предприятиями развитых западных стран и России. В то же время советский опыт научно-исследовательской, изобретательской деятельности утерян (в последнее время именно эта деятельность оказалось наиболее востребованной).

Россия оказалась в «сырьевой нише», выход из которой либо в «строительстве индустриальной экономики, как в развивающися странах, либо создание постиндустриальной инновационной экономики – как в развитых странах»[5]. Правительство России приняло решение «перепрыгнуть через недоделанный индустриальный этап в инновационную экономику»[6].

Выбор представленной проблемы обусловлен заинтересованностью авторов, как представителей молодого поколения граждан России, в собственной реализации. Свою дальнейшую деятельность мы не представляем без проявления творческой инициативы, в какой бы области нам не пришлось работать. В тоже время работа только ради собственного благополучия кажется нам недостаточной для развития личности. Хотелось бы найти применение в деятельности, полезной всему российскому государству, повышать престиж России. Для этого, по нашему мнению, в стране должны бать созданы и строго исполняться разумные законы, поддерживающие частную инициативу, обеспечивающие равенство граждан и свободу мыслей и поступков. 

  Цель исследования – выявить сферы жизни общества, где недостаточно проявляется частная инициатива, выяснить причины и условия такого недостатка активности граждан, найти оптимальные пути решения возникшей проблемы.

Задачи исследования: изучить опыт развитых стран, практику государственного управления  в России начала 21 века, найти примеры деятельности отдельных личностей, организаций, стран, иллюстрирующие взаимодействие государственной активности и частной инициативы, выделить наиболее оптимальные и реально осуществимые пути решения проблемы.

В проекте использовались материалы периодических изданий, интернет-сайтов, а также литературные источники (Р.С.Гринберг, Холодов Л. Г., Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев, А.В. Баженов, А.М. Воротников, Хотяшева О.

Представленный проект состоит из введения, двух частей, восьми параграфов и заключения. Каждый из участников проекта осуществлял работу по одному из разделов, которые, по нашему мнению нуждались в конкретизации. Тема взаимодействия государственной активности и частной инициативы рассматривалась на примерах крупного  и малого бизнеса (Акимцева К. В.) , социального предпринимательства (Башкова Т.В.), научной и инновационной деятельности (Шведова М.). Руководитель группы- Башкова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1  Государство и частная инициатива в современной России

( проблемы взаимодействия)   

1.1 Государство и крупный бизнес

Формализация проблемы (ситуационный анализ).

В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. Правительства передают во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля  их деятельности.

С одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей — в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты — не могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство. Для того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнерства (ГЧП, Public-Private Partnership — РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.  В России развитие  ГЧП   идет чрезвычайно медленно.

Проблемный анализ

В современном понимании ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Частно-государственное партнерство проявляется  в финансировании стратегически значимых крупных проектов, а так же в достижении общих целей в экономическом и социальном аспектах в международном масштабе.

Представители крупного бизнеса также заинтересованы во взаимодействии с государством. Можно выделить следующие причины:

возможность доступа в сегменты экономики, где роль бизнеса была минимальна;

поддержка государства при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости;

Информация о работе Взаимодействие государственной активности и частной инициативы