Вспомогательное производство: задачи организации технического обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - охарактеризовать содержание и основные задачи организации технического обслуживания производства.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
дать понятие производственному процессу в целом;
определить роль вспомогательного производства на предприятии;
дать характеристику основным вспомогательным службам предприятия;
определить значение организации технического обслуживания производства.

Работа содержит 1 файл

Глава 2.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Для организации производства наличие  непосредственно производственного  процесса является недостаточным. Для  основного производства предприятия  необходимо снабжение материалами, полуфабрикатами, энергией различных  видов, инструментом, транспортом.

     Обязательное  условие успешного осуществления  производственной деятельности состоит  в организации инструментального, ремонтного, энергетического, транспортного, складского и др. обеспечения производства. Выполнение всех этих многообразных функций составляет задачу технического обслуживания производства, которые возложены на систему вспомогательных подразделений предприятия.

     Система вспомогательных подразделений  призвана обеспечить бесперебойную  и эффективную работу основного  производства.

     От  их правильной организации и дальнейшего совершенствования в наибольшей мере зависит повышение эффективности технического обслуживания производства в целом.

     Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы курсового проекта.

     Цель  курсового проекта - охарактеризовать содержание и основные задачи организации технического обслуживания производства.

     Задачами  для достижения поставленной цели являются:

    • дать понятие производственному процессу в целом;
    • определить роль вспомогательного производства на предприятии;
    • дать характеристику основным вспомогательным службам предприятия;
    • определить значение организации технического обслуживания производства.
 
 

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 

    1. Понятие производственного  процесса
 
 

     Основу  производственно-хозяйственной деятельности предприятия составляет производственный процесс, который представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, направленных на изготовление определенных видов продукции [1].

     Множество производственных процессов, происходящих на предприятии, представляет собой совокупный производственный процесс. Процесс производства каждого отдельного вида продукции предприятия называют частным производственным процессом. В свою очередь в частном производственном процессе могут быть выделены частичные производственные процессы как законченные и технологически обособленные элементы частного производственного процесса, не являющиеся первичными элементами производственного процесса (он, как правило, осуществляется рабочими разных специальностей с использованием оборудования различного назначения).

     В качестве первичного элемента производственного  процесса следует рассматривать  технологическую операцию - технологически однородную часть производственного  процесса, выполняемую на одном рабочем месте. Обособленные в технологическом отношении частичные процессы представляют собой стадии производственного процесса.

     Частичные производственные процессы могут классифицироваться по нескольким признакам: по целевому назначению; характеру протекания во времени; способу воздействия на предмет труда; характеру применяемого труда.

     По  целевому назначению выделяются процессы основные, вспомогательные и обслуживающие (рис 1).

       

     Рис.1 Классификация производственного  процесса

     Основные  производственные процессы - процессы превращения сырья и материалов в готовую продукцию, являющуюся основной, профильной продукцией для данного предприятия. Эти процессы определяются технологией изготовления данного вида продукции (подготовка сырья, химический синтез, смешение сырья, фасовка и упаковка продукции).

     Вспомогательные производственные процессы направлены на изготовление продукции или выполнение услуг для обеспечения нормального  протекания основных производственных процессов. Такие производственные процессы имеют собственные предметы труда, отличные от предметов труда основных производственных процессов. Как правило, осуществляются они параллельно с основными производственными процессами (ремонтное, транспортное, инструментальное хозяйство).

     Обслуживающие производственные процессы обеспечивают создание нормальных условий для протекания основных и вспомогательных производственных процессов. Они не имеют собственного предмета труда и протекают, как правило, последовательно с основными и вспомогательными процессами, перемежаются с ними (транспортировка сырья и готовой продукции, их хранение, контроль качества) [3].

     Основные  производственные процессы в основных цехах (участках) предприятия и образуют его основное производство. Вспомогательные  и обслуживающие производственные процессы - соответственно во вспомогательных и обслуживающих цехах - образуют вспомогательное хозяйство.

     Основной  производственный процесс представляет процесс производства основной продукции, который включает естественные процессы, технологический и рабочий процессы.

     Естественный  процесс - процесс, который приводит к изменению свойств и состава  предмета труда, но протекает без участия человека.

     Технологический процесс представляет собой совокупность процессов, в результате которых  происходят все необходимые изменения в предмете труда, т. е. он превращается в готовую продукцию.

     Вспомогательные операции способствуют выполнению основных операций (транспортировка, контроль, сортировка продукции и т. д.).

     Рабочий процесс - совокупность всех трудовых процессов (основных и вспомогательных операций). Структура производственного процесса изменяется под воздействием технологии применяемого оборудования, разделения труда, организации производства и др.

     По  характеру протекания во времени  выделяют непрерывные и периодические производственные процессы.

     По  характеру применяемого труда производственные процессы классифицируются на автоматизированные, механизированные и ручные.

     Существуют  следующие принципы организации производственного процесса: дифференциация, комбинирование,  концентрация, специализация, универсализация,   пропорциональность, параллельность,  прямоточность, ритмичность.  

1.2 Роль вспомогательных процессов в процессе производства 

     Важную  роль в стабильной работе предприятия  играет хорошо развитая сфера вспомогательного производства. Вспомогательное производство является составной и важнейшей частью системы обслуживания производственного процесса в целом (рис 2).

     

     Рис 2. Обслуживание производственного  процесса

     Обслуживание  производства включает функции по обеспечению  технического состояния (готовности) средств  производства, движения предметов труда в процессе производства (изготовления продукции) и достижения эффективного труда (социально-бытовое обслуживание). Для технического обслуживания основного производства предприятия могут иметь целый комплекс вспомогательных структур: ремонтное, энергетическое, транспортное, снабженческо-складское. Для обеспечения высокой производительности труда предприятие располагает службами обеспечения производства и социальной сферы: детские сады, жилищно-коммунальные хозяйства, поликлиники, базы отдыха и другие.

     Состав  и масштабы этих хозяйств определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями. Все подразделения непрофильных производств можно разделить на две группы: производственного и непроизводственного значения. Последняя группа, в свою очередь, состоит из подразделений, предназначенных для обеспечения производства и социальной сферы.

     Службы  и подразделения вспомогательного производства производственного назначения необходимы для обеспечения непрерывности технологического процесса основного производства. От эффективности работы этих подразделений зависят качество и объем производимой продукции, безопасность производства.

     Службы  и подразделения вспомогательного производства непроизводственного значения необходимы для обеспечения производства, как с технической, так и социально-экономической стороны. Эти службы и подразделения предприятия в первую очередь ориентированы на труд и на субъект труда – работника. Выполняют функции поддержания работоспособности персонала предприятия (медицинское обслуживание, физкультура и спорт), повышения квалификации (инструктаж и производственное обучение), предупреждения и устранения последствий чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев на производстве (техника безопасности и охрана труда), повышения корпоративной культуры (обеспечение информацией и документацией, экономическая безопасность, служба охраны) и социальный рост (культурно-бытовое обслуживание).

     В качестве специфических признаков  вспомогательного производства промышленного предприятия можно выделить следующие.

     Техническая оснащенность объектов вспомогательного производства отлична от технической оснащенности основного производства. Объем основных фондов основного и вспомогательного производств отличается в пользу первого, а потому и сроки оборачиваемости основных фондов вспомогательного производства меньше, чем для основного. Уровень автоматизации и эффективности технологического процесса основного производства гораздо выше, чем вспомогательного.

     Технология  вспомогательного производства напрямую зависит от технологического процесса основного производства (технологичность). Поэтому совершенствование технологии вспомогательного производства ограничивается развитием основного производства. Также к технологичности вспомогательного производства как специфическому признаку, можно отнести его тройственность, то есть технология вспомогательного производства обеспечивает взаимодействие трех видов деятельности: а) производство изделий, необходимых для обеспечения технологии основного производства; б) ремонт основных фондов предприятия; в) обслуживание оборудования основного процесса производства.

     Вспомогательное производство не изготавливает продукцию  для продажи и служит только лишь для обеспечения непрерывности  технологического процесса основного производства (второстепенность).

     Вспомогательное производство имеет широкую сферу  деятельности (диверсифицированность). Вспомогательное производство для обеспечения и обслуживания основного производства, повышения качества изготавливаемой продукции, улучшения условий производства и социальной защищенности работников предприятия осуществляет разноплановую деятельность: строительство жилья, ремонт оборудования, обеспечение питанием, медицинское обслуживание, финансовые операции и ряд других [2].

     Непрерывность технологического процесса основного  производства предполагает непрерывность работы вспомогательного производства (непрерывность). Поскольку технология производства предприятий различных отраслей промышленности, как правило, имеет непрерывный характер, то и многие службы и подразделения вспомогательного производства находятся в режиме постоянного функционирования.

     В целом вспомогательное производство обеспечивает ритмичность, бесперебойность, безаварийность и стабильность работы промышленного предприятия, а также направлено на повышение экономичности производства – максимальное сокращение длительности производственного цикла с минимальными затратами на выполнение работ по техническому обслуживанию. 

1.3 Задачи и принципы организации  вспомогательных и  обслуживающих процессов 

            Основными  задачами вспомогательных и обслуживающих процессов являются своевременное и комплексное изготовление и обеспечение средствами и предметами труда процесса производства и поддержание в готовности к работе и использованию средств и предметов труда, включая контроль качества продукции.

            К организации вспомогательных и обслуживающих процессов предъявляется ряд требований:

  • должно обеспечиваться производство высококачественной продукции при минимально возможных затратах;
  • организация должна предусматривать профилактику предупреждения нарушений нормального хода основного производства;
  • основное производство должно быть максимально освобождено от функций вспомогательных и обслуживающих процессов;
  • должна обеспечиваться гибкость производственного процесса при переходе от изготовления одного объекта к другому.

Информация о работе Вспомогательное производство: задачи организации технического обслуживания