Организация вспомогательного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.
Организация производственной инфраструктуры определяется ее ролью в производственном процессе и влиянием на конечные результаты работы предприятия.

Работа содержит 1 файл

Пр.р.№4.docx

— 25.76 Кб (Скачать)

Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия. Работы по обслуживанию основного  производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Организация производственной инфраструктуры определяется ее ролью  в производственном процессе и влиянием на конечные результаты работы предприятия.

Инструментальное  хозяйство 

Инструментальное  хозяйство на предприятии создается  для выполнения работ по обеспечению  производства инструментом и технологической  оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.

Структура и  организационные формы хозяйства  весьма разнообразны и зависят от типа производства, вида выпускаемой  продукции, ее конструкторской и  технологической сложности и  объема производства.

Инструментальное  хозяйство на предприятии включает производственные звенья по изготовлению инструментов, складские и комплектующие  подразделения; подразделения по восстановлению и ремонту инструментов; подразделения  по инструментообеспечению рабочих  мест.

Задачи и объем  работ по организации инструментального  хозяйства определяются особенностями  основного производства, сложностью выпускаемой продукции, используемым оборудованием, масштабами изготовления однотипной продукции и степенью ее новизны.

Вместе с тем  от уровня организации этого хозяйства  и качества инструмента зависят  интенсивное использование оборудования, технологические параметры его  работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы всего предприятия.

Сложность организации  эксплуатации инструментов обусловливается  огромной номенклатурой оснастки, высокими требованиями к ее качеству и стойкости, большим влиянием инструментального  хозяйства на экономику предприятия. Так, на долю проектирования и изготовления технологической оснастки при освоении новых изделий приходится более 80% трудоемкости всех работ по подготовке производства.

Для изготовления и сборки автомобиля, например, необходим  комплект инструментария, включающих до 20 000 типов режущего, измерительного и вспомогательного инструмента. Показателем  технической оснащенности служит коэффициент  оснастки, определяемый как отношение  количества используемого инструмента  к числу рабочих мест.

Основными задачами организации инструментального  хозяйства являются:

  • определение потребности и планирование обеспечения предприятия оснасткой;
  • обеспечение предприятий покупной оснасткой, организация и реализация связей по кооперации производства оснастки с предприятиями;
  • подготовка производства и изготовление оснастки на предприятии, ее испытание и отладка;
  • нормирование расхода оснастки;
  • обеспечение рабочих мест оснасткой;
  • восстановление оснастки;
  • контроль внедрения оснастки, учет и анализ эффективности ее использования.

Ремонтное хозяйство 

Основной задачей  функционирования ремонтного хозяйства  предприятия является обеспечение  бесперебойной эксплуатации оборудования. Служба ремонтного хозяйства в системе  управления предприятием подчинена  главному инженеру. В ее состав входят: ремонтно-восстановительная база предприятия, склады, цеха и общезаводские отделы ремонтного хозяйства.

В зависимости  от масштабов производства ремонтно-восстановительная  база предприятия может содержать  ремонтно-механический цех, ремонтно-строительный цех, а также электроремонтный цех. Кроме того, в цехах целесообразно  создание ремонтных баз, подчиненных  цеховому механику, главной задачей  которых является поддержание в  работоспособном состоянии технологического оборудования, осуществление профилактических осмотров, разнообразных ремонтных  работ.

Общезаводские отделы ремонтного хозяйства подчиняются  главному механику наряду с ремонтно-механическим и ремонтно-строительным цехами. Вместе с этими подразделениями в  его службе можно организовать бюро планово-предупредительного ремонта  и планово-производственное бюро.

Характерными  работами для ремонтного хозяйства  предприятия являются:

  • паспортизация и аттестация оборудования;
  • разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;
  • планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
  • модернизация оборудования.

Снижение расходов на выполнение ремонтных работ —  одна из целей эффективного ведения  хозяйства. Поэтому выполнению этих работ предшествует техническая, материальная и организационная подготовка.

Техническая подготовка характеризуется выполнением проектных  работ по разработке и последующей  сборке оборудования, составлением ведомости  дефектов, поломок и неисправностей. Их устранение требует соответствующей  проработки восстановительных работ  и операций. В свою очередь, материальная подготовка осуществления ремонтных  работ сводится к составлению  ведомости материалов, комплектующих  деталей, инструментов и приспособлений. Материальная подготовка предполагает наличие достаточного и необходимого запаса сменных деталей, узлов, а  также транспортно-подъемных средств.

Организационная подготовка проведения ремонтных работ  может быть выполнена с применением  одного из следующих методов: централизованного, децентрализованного и смешанного.

Централизованный  метод характеризуется тем, что  все виды ремонтных работ выполняются  силами заводского ремонтно-механического  цеха. В том случае, когда они  выполняются цеховой службой  ремонта, метод называется децентрализованным. Надо отметить, что оба эти метода имеют очевидные недостатки в  виде сложной дорогостоящей системы  организации выполнения работ.

Что касается смешанного метода, то он позволяет осуществить  ремонтные работы с меньшими затратами  и характеризуется тем, что все  виды технического обслуживания и ремонтов, за исключением капитального, выполняет  цеховая служба ремонтного хозяйства, а капитальный ремонт — ремонтно-механический цех. При этом можно успешно пользоваться приемами узловой замены изношенных блоков путем их изъятия и ремонта  на восстановительной базе, а можно  выполнять работы по ремонту во время  технологического и междусменного  простоя оборудования.

Транспортное  хозяйство 

Основная задача организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии  — своевременное и бесперебойное  обслуживание производства транспортными  средствами по перемещению грузов в  ходе производственного процесса.

По своему назначению транспортные средства могут быть поделены на внутренний, межцеховой и внешний  транспорт. На предприятиях находят  применение различные виды транспортных средств: железнодорожные, автомобильные, подъемно-транспортные, — а также  конвейеры разнообразного типа, вида и назначения.

В организационном  отношении работа транспортного  хозяйства строится на использовании  таких понятий, как грузооборот  и грузопоток. Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в  единицу времени в течение  учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков.

Грузовым потоком  называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя  смежными пунктами. Величина грузовых потоков зависит от организационно-производственного  типа производства и может быть рассчитана в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства аналитическим  методом на основе норм расхода материалов и величины производственной программы.

Если на предприятии  сложились стабильные, устойчивые грузопотоки, а это характерно в основном для  массового производства, то перевозки  осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам и с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или  укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять, используя  одну из схем. Первая схема получила название «маятниковая», или «веерная», а вторая — «кольцевая». Для первой схемы характерно одностороннее, двустороннее или веерное движение транспортных средств. Одностороннее движение характеризуется  тем, что транспорт перемещает груз только в одну сторону, например детали перевозятся из гальванического  цеха в сборочный. Двустороннее движение осуществляется путем взаимодействия цехов. Собственно маятниковая система, или веерная, применима при включении в нее склада и поставки через него материалов и деталей в цеха. При этом следует отметить один существенный недостаток этой схемы движения грузов.

Транспортные  средства, отправляясь со склада в  цех, имеют максимальную загрузку, а  вот возвращаются пустые. Это снижает  эффективность грузоперевозок по данной схеме и заставляет обратить внимание на кольцевую схему движения транспортных средств, согласно которой маршрут  движения составляется так, чтобы можно  было, загрузившись на складе, объехать по очереди цеха и вернуться на склад за новой порцией грузов. Подобная схема получила название «кольцевая с затухающим кругооборотом».

Подобные схемы  можно применять при осуществлении  как межзаводских, так и межцеховых и внутрицеховых процессов перемещения  груза. Выбор средств транспортировки  при межзаводских перемещениях должен преследовать цели по сокращению стоимости  транспортировки грузов, их консервации, упаковки; снижению грузовой массы; рациональной организации труда в местах разгрузки.

Стоимость транспортировки  грузов может быть снижена за счет эффективного использования транспортных средств, их вместимости и грузоподъемности, соответствия грузовой единицы размерам транспортных средств, ускорения их оборачиваемости, обеспечения сохранности  груза в пути.

Снабжение предприятия 

Основной задачей  службы материально-технического снабжения  является своевременное и бесперебойное  обеспечение предприятия сырьем и материалами, комплектующими и  сопутствующими изделиями, разнообразными средствами производства при использовании  эффективной и рациональной схемы  их закупки.

Служба (отдел) снабжения  предприятия представляет собой  организационно-структурное подразделение  предприятия, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки оборудования, станков, агрегатов и аппаратов.

В состав звеньев  подсистемы материально-технического снабжения входят отдел материально-технического снабжения и находящиеся в  его подчинении снабженческие склады.

Характерными  видами деятельности служб материально-технического снабжения являются: классификация  и индексация материалов, нормирование расходов и запасов материалов, организация  складского хозяйства и системы  обеспечения цехов средствами производства.

Классификация и индексация материалов. Современные  предприятия испытывают потребность  в разнообразных материалах широкой  номенклатуры и ассортимента. С целью  удешевления производства, поиска новых  материалов, оздоровления условий производства на предприятии необходимо осуществлять классификацию и индексацию используемых материалов. Эта работа нужна и  для совершенствования системы  оперативного бухгалтерского учета.

В основе классификации  лежит группировка материалов по однородности характерных признаков  с последующим распределением на разделы, подразделы, виды. Каждому  из разделов присваивается соответствующий  индекс по десятичной системе.

Классификация и индексация осуществляются в виде таблиц, в которых каждому разделу  присвоен индивидуальный индекс классификатора со ссылкой на технические условия, стандарты, сертификаты и указанием  цены приобретения.

Нормирование  расхода и запаса материалов. Классификация  материалов служит отправной точкой для нормирования расхода материалов по каждой позиции номенклатуры.

Как говорилось выше, под нормой расхода материала  понимают достаточное и необходимое  его количество для изготовления единицы продукции. В практике нормирования расходов материалов нашли применение следующие методы установления норм: расчетный и графико-аналитический.

Информация о работе Организация вспомогательного производства