Влияние коррупции на экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы будем придерживаться узкого подхода к пониманию коррупции, подхода теории агентских отношений, в соответствии с которым «сущность коррупции в том, что два индивида или две группы совместно действуют в своих собственных интересах в ущерб третьей стороне».1 Более того, в связи с тем, что такой подход предполагает возможность коррумпированной активности не только в государственном, но и в частном секторе экономики, мы еще более сузим рамки анализа, так как коррупция в частном секторе в рамках заявленной темы нас не интересует.

Работа содержит 1 файл

Impact_of_corruption_on economic_growth.doc

— 938.50 Кб (Скачать)

В работе Pellegrini and Gerlach (2004) в качестве каналов влияния коррупции на рост рассматриваются инвестиции, открытость внешней торговли,59 среднее число лет обучения в школе, политическая нестабильность. В результате, на инвестиционный канал приходится 32% сокращения роста вследствие коррупции, на открытость внешней торговли – 28%, на политическую нестабильность – 16%, на обучение – 5%, на коррупцию непосредственно – 19% (иначе говоря, последние 19% в рассматриваемой модели фактически остались необъясненными).

Коррупция и экономический рост: нелинейная зависимость

Ряд эмпирических исследований обнаружил, что коррупция влияет на экономический рост нелинейно: в зависимости от других объясняющих переменных регрессионного уравнения коррупция может сдерживать экономический рост, не оказывать на него выраженного влияния, или даже ускорять его.

В частности, в работе Li, Xu, and Zou (2000) анализируется влияние коррупции на экономический рост в 47 странах ОЭСР, Азии и Латинской Америки с 1980-го по 1994 г.г. В качестве каналов влияния коррупции на рост здесь берутся: первоначальный уровень ВВП на душу населения, среднее число лет обучения в школе, финансы (отношение агрегатора M2 к ВВП), открытость (доля импорта в ВВП), торговые шоки (различие  между изменениями импортных и экспортных цен), наценка черного рынка, государственные расходы (доля госрасходов в ВВП), средняя площадь пахотных земель, уровень урбанизации, рост населения и равномерность первоначального распределения активов (земли).

Главный результат рассматриваемой  работы – существенное различие влияния коррупции на экономический рост между Латинской Америкой, странами ОЭСР и азиатскими странами. В частности, различие в экономическом росте между Азией и Латинской Америкой составило 3,3%. Из них только 0,1% можно отнести на непосредственное и только 0,04% – на совокупное (с учетом влияния других перечисленных выше переменных) влияние коррупции. Разница в экономическом росте между азиатскими странами и ОЭСР также положительная и составляет 1,96%, тогда, как непосредственное и совокупное влияние коррупции на эту разницу отрицательно (то есть азиатские экономики развиваются быстрее при более высоком уровне коррупции чем в странах ОЭСР). Фактически, коррупция объясняет только разницу в темпах роста между странами ОЭСР и Латинской Америкой.60 Индекс влияния коррупции на рост составил -0,957 для неазиатских и только -0,157 для азиатских стран.

Существенные различия в показателях  влияния коррупции на экономический  рост между  странами ОЭСР, Азии, Африки и Латинской Америки обнаружило также исследование Gyimah-Brempong and Camacho (2006): если в странах Азии и ОЭСР сокращение коррупции на 1% увеличивает рост доходов на душу населения на 0,17%, в Латинской Америке – на 0,26%, в Африке – на 0,28%.61

Объяснение (по крайней мере, частичное) «азиатского парадокса» дает исследование Campos, Lien, and Pradhan (1999): коррупция отрицательно влияет на инвестиции, и, как следствие, на экономический рост, не потому, что коррупционные сделки сами по себе порождают большие потери мертвого груза и, тем самым, оказывают сдерживающее воздействие на экономический рост, а потому, что коррупция связана с высокой неопределенностью (то есть предприниматель крайне редко может в текущем периоде с уверенностью сказать, кому и сколько нужно будет заплатить в следующем периоде, даже, если он уже давно присутствует на соответствующем рынке и неоднократно проходил всю коррупционную цепочку).

В данной работе для оценки предсказуемости  коррупции используется достаточно простой (состоящий из четырех вопросов) опрос предпринимателей, по результатам которого все страны делятся на три категории: a) характеризующиеся высоким уровнем коррупции и низкой предсказуемостью; b) с высоким уровнем коррупции и высокой предсказуемостью; c) с низким уровнем коррупции и высокой предсказуемостью.62 Эконометрическая оценка методом наименьших квадратов показала, что предсказуемость коррупции в большей степени способствует инвестициям, чем сама по себе коррупция их сдерживает. Учитывая, что страны Восточной Азии попадают, по большей части, в раздел b данной классификации, становится понятным, почему азиатская коррупция оказывает меньшее отрицательное воздействие на инвестиции и рост, по сравнению с коррупцией в Африке или Латинской Америке.

Рисунок 763

Индекс восприятия коррупции (чем ниже, тем выше уровень коррупции)

Реальный рост на душу населения


Интересная оценка взаимосвязи  между коррупцией и экономическим  ростом содержится в работе Paldam (2002). Автор разделил все страны в соответствии с их культурной принадлежностью и попытался учесть культурный фактор в своем анализе.64 Результат его оценки наглядно представлен на рис. 7.65

Здесь A – страны, принадлежащие к африканской культуре; LA – к латиноамериканской; WE – к западноевропейской, O – к восточно-азиатской; OC – страны бывшего социалистического лагеря; Res – страны, не попавшие ни в одну из перечисленных категорий.

Как можно увидеть на рис. 7, взаимосвязь  между коррупцией и ростом наиболее четко выражена для бывших социалистических стран, несколько менее, но все же достаточно отчетливо – для стран, относящихся к латиноамериканской и африканской культурам, а также для стран, не попавших ни в одну из категорий; наконец, совсем не прослеживается данная связь для стран западно-европейской и восточно-азиатской культур.

 

Наконец, в заключении, обратим  внимание на описанную сравнительно недавно и пока еще не решенную проблему в оценке влияния коррупции  на экономический рост.

В работе Swaleheen and Stansel (2007) в число  объясняющих переменных включается индекс экономической свободы. Анализируя панель из 60 стран исследователи приходят к выводу, что в странах с низким уровнем экономической свободы (где спектр экономических возможностей индивидов ограничен) коррупция отрицательно влияет на рост. Однако, в странах с высоким уровнем экономической свободы коррупция, наоборот, оказывает на рост положительное воздействие.

Близкий результат был получен  в исследовании Méndez and Sepúlveda (2006): в «свободных» странах по классификации Freedom House коррупция и рост связаны обратной связью, а в «несвободных» взаимосвязь между коррупцией и ростом оказалась статистически незначимой.

Наконец, исследование Aidt, Dutta, and Sena (2005), в котором используется достаточно сложная техника эконометрического анализа, обнаружило, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на экономический рост только в странах с сильными институтами (коэффициент этого воздействия колеблется от -0,28 до -0,45), тогда как в странах со слабыми институтами это влияние статистически не значимо.66

Нам представляется, что три последние из перечисленных в данном разделе исследований в определенной степени противоречат подавляющему большинству других, по большей части, полученных ранее эмпирических результатов, и вопрос о взаимосвязи между политическими институтами, коррупцией и экономическим ростом нуждается в дальнейшем изучении.

Библиография

Abed, George T. and Hamid R. Davoodi (2000), ‘Corruption, Structure Reform, and Economic Performance in the Transition Economies’, International Monetary Fund Working Paper, WP/00/132.

Aidt, Toke, Jayasri Dutta and Vania Sena (2005), ‘Growth, Governance, and Corruption in the Presence of Threshold Effects: Theory and Evidence’, Cambridge Working Paper in Economics, No 540.

Aksay, Selcuk (2006), ‘Corruption and Human Development’, 26(1) Cato Journal, 29-48.

Alesina, Alberto and Dani Rodrik (1994), ‘Distributive Politics and Economic Growth’, 109(2) Quarterly Journal of Economics, 465-490.

Andvig, Jens Chr. and Karl O. Moene (1990), ‘How Corruption May Corrupt’, 13(1) Journal of Economic Behavior and Organization, 63-76.

Azfar, Omar, Young Lee, and Anand Swamy (2001), ‘The Causes and Consequences of Corruption’, 573 ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 42-56.

Bardhan, Pranab (1997), ‘Corruption and Development: A Review of Issues’, 35(3) Journal of Economic Literature, 1320-1346.

Beck, Paul J. and Michael W. Maher (1986), ‘A Comparison of Bribery and Bidding in Thin Markets’, 20(1) Economic Letters, 1-5.

Bailey, David H. (1966), ‘The effects of corruption in a developing nation’, 19(4) Western Political Quarterly, 719–732.

Bowles, Roger (2000), ‘Corruption’, in B. Bouckaert and G. De Gees (eds.), Encyclopedia of Law and Economics, Volume V. The Economics of Crime and Litigation, Cheltenham: Edward Elgar, 460-491.

Campos, J. Edgardo, Donald Lien, and Sanjay Pradhan (1999), ‘The Impact of Corruption on Investment: Predictability Matters’, 27(6) World Development, 1059-1067.

CIET (1999), ‘Corruption: The Invisible Price Tag on Education’, CIET Media Release, October 12, N.Y.: CIET International.

Devarajan, Shantayana, William R. Easterly, and Howard Pack (1999), Is Investment in Africa Too High or Too Low? Macro and Micro Evidence, manuscript, Washington: World Bank.

Easterly, William R. (1999), ‘The Ghost of Financing Gap: Testing the Growth Model Used in the International Financial Institutions’, 60(2) Journal of Development Economics, 423-438.

Easterly, William R. and Ross Levine (1997), ‘Africa’s Growth Tragedy: Policies and Ethnic Division’, 112(4) Quarterly Journal of Economics, 1203-1250.

Easterly, William R. and Ross Levine (2000), It Is not Factor Accumulation: Stylized Facts and Growth Model, manuscript, Washington: World Bank.

Egger, Peter and Hannes Winner (2006), ‘How Corruption Influences Foreign Direct Investment: A Panel Data Study’, 54(2) Economic Development and Cultural Change, 459-486.

Escaleras, Monica, Nejat Anbarci, and Charles A. Register (2007), ‘Public Sector Corruption and Major Earthquakes: A Potentially Deadly Interaction’, 132(1) Public Choice, 209-230.

Friedman, Eric, Simon Johnson, Daniel Kaufmann, and Pablo Zoido-Lobaton (2000), ‘Dodging the Grabbing Hand: The Determinants of Unofficial Activity in 69 Countries’, 76(3) Journal of Public Economics, 459-493.

Ghura, Dhaneshwar (1998), ‘Tax Revenue in Sub-Sharan Africa: Effects on Economic Policies and Corruption’, International Monetary Fund Working Paper, WP/98/135.

Gulati, Mohinder and Mark Yeshwanth Rao (2006) Checking Corruption in the Electricity Sector, World Bank, mimeo.

Gupta, Sanjeev, de Mello, Luiz, and Sharan, Raju (2000), ‘Corruption and Military Spending’, International Monetary Fund Working Paper, WP/00/23.

Gupta, Sanjeev, Hamid Davoodi, and Rosa Alonso-Terme (1998), ‘Does Corruption Affect Income Inequality and Poverty?’, International Monetary Fund Working Paper, WP/98/76.

Gupta, Sanjeev, Hamid Davoodi, and Rosa Alonso-Terme (2002), ‘Does Corruption Affect Income Distribution?’, 3(1) Economics of Governance, 23-45.

Gupta, Sanjeev, Hamid Davoodi, and Erwin Tiongson (2000), ‘Corruption and the Provision of Health Care and Education Services’, International Monetary Fund Working Paper, WP/00/116.

Gyimah-Brempong, Kwabena and Samaria Munoz de Camacho (2006), ‘Corruption, Growth, and Income Distribution: Are there Regional Differences?’, 7(3) Economics of Governance, 245-269.

Habib, Mohsin and Leon Zurawicki (2001), ‘Country-Level Investment and the Effect of Corruption: Some Empirical Evidence’, 10(6) International Business Review, 687-700.

Hendriks Jean, Michael Keen, and Abhinay Muthoo (1998), ‘Corruption, Extortion and Evasion’, University of Exeter Department of Economics Discussion Paper, No 98/09.

Human Development Report (2001), UNDP: http://www.undp.org

Huntington, Samuel P. (1968), Political Order in Changing Societies, New Haven: Yale University Press.

Johnson, Simon, Daniel Kaufmann, and Pablo Zoido-Lobaton (1999), ‘Corruption, Public Finances, and the Unofficial Economy’, World Bank Discussion Paper, No 2169.

Johnston, Michael (1989), ‘Corruption, Inequality, and Change’, in P.M. Ward (ed.) Corruption, Development and Inequality: Soft Touch or Hard Graft?, London: Routledge, 13-37.

Kaufmann, Daniel (1997), ‘The Missing of a Growth Strategy for Ukraine: Institutional and Policy Reforms for Private Sector Development’, in Peter K. Cornelius and Patrick Lenain (eds.), Ukraine: Accelerating the Transition to Market, Washington D.C.: International Monetary Fund, 234-275.

Kaufmann, Daniel, Aart Kraay, and Pablo Zoido-Lobaton (1999), ‘Governance Matters’, World Bank Policy Research Working Paper, WPS 2196.

Kaufmann, Daniel and Shang-Jin Wei (1999), ‘Does "Grease Money" Speed Up the Wheels of Commerce?’, World Bank Policy Research Working Papers, WPS 2254.

Kenny, Charles (2006), ‘Measuring and Reducing the Impact of Corruption in Infrastructure', World Bank Policy Research Working Paper, WPS 4099.

Kenny, Charles (2007a), ‘Construction, Corruption, and Developing Countries’, World Bank Policy Research Working Papers, WPS 4271.

Kenny, Charles (2007b), ‘Infrastructure Governance and Corruption: Where Next?’, World Bank Policy Research Working Paper, WPS 4331.

Khamfula, Yohane (2007), ‘Foreign Direct Investment and Economic Growth in EP and IS Countries: The Role of Corruption’, 30(12) World Economy, 1843-1854.

Klitgaard, Robert (1990), Tropical Gangsters, Basic Books.

Leite, Carlos and Jens Weidmann (1999), ‘Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth’, International Monetary Fund Working Paper, WP/99/85.

Leff, Nathaniel H. (1964), ‘Economic Development through Bureaucratic Corruption’, 8(2) American Behavioral Scientist, 8-14.

Levine, Ross and David Renelt (1992), ‘A Sensitivity Analysis of Cross-Country Growth Regressions’, 82(4) American Economic Review, 942-963.

Li, Hongyi, Lixin Colin Xu, and Heng-fu Zou (2000), ‘Corruption, Income Distribution, and Growth’, 12(2) Economics and Politics, 155-182.

Lien, Donald H. D. (1986), ‘A Note on Competitive Bribery Game’, 22(4) Economic Letters, 337-341.

Lui, Francis T. (1985), ‘An Equilibrium Queuing Model of Bribery’, 93(4) Journal of Political Economy, 760-781.

Mauro, Paolo (1995), ‘Corruption and Growth’, 110(3) Quarterly Journal of Economics, 681-712.

Mauro, Paolo (1996), ‘The Effects of Corruption on Investment, Growth, and Government Expenditure’, International Monetary Fund Working Paper, WP/96/98.

Mauro, Paolo (1997), ‘The Effects of Corruption on Growth, Investment, and Government Expenditure: A Cross-Country  Analysis’, in Ann Elliott Kimberly (ed.), Corruption and the Global Economy, Washington D.C.: Institute for International Economics, 83-107.

Mauro, Paolo (1998), ‘Corruption and Composition of Government Expenditure’, 69(2) Journal of Public Economics, 263-279.

McGuire, Martin C. and Mancur, Jr. Olson (1996), ‘The Economics of Autocracy and Majority Rule: The Invisible Hand and the Use of Force’, 34(1) Journal of Economic Literature, 72-96.

Méndez, Fabio and Facundo Sepúlveda (2006), ‘Corruption, Growth and Political Regimes: Cross Country Evidence’, 22(1) European Journal of Political Economy, 82-98.

Méon, Pierre-Guillaume and Khalid Sekkat (2005), ‘Does Corruption Grease or Sand the Wheels of Growth?’, 122(?) Public Choice, 69-97.

Mo, Pak Hung (2001), ‘Corruption and Economic Growth’, 29(1) Journal of Comparative Economics, 66-79.

Murphy, Kevin M., Andrei Shleifer, and Robert W. Vishny (1993), ‘Why Is Rent-Seeking So Costly to Growth?’, 83(2) American Economic Review, 409-414.

Olken, Benjamin A. (2004), ‘Monitoring Corruption: Evidence from a Field Experiment in Indonesia’, NBER Working Paper Series, WP 11753.

Paldam, Martin (2002), ‘The Cross-Country Pattern of Corruption: Economics, Culture and the Seesaw Dynamics’, 18(2) European Journal of Political Economy, 215-240.

Pellegrini, Lorenzo and Reyer Gerlagh (2004), ‘Corruption’s Effect on Growth and its Transmission Channels’, 57(3) Kyklos, 429-456.

Persson, Torsten and Guido Tabellini (1994), ‘Is Inequality Harmful for Growth?’, 84(3) American Economic Review, 600-621.

Sachs, Jeffrey D. and Andrew M. Warner (1995), ‘Natural Resource Abundance and Economic Growth’, NBER Working Paper Series, WP 5398.

Salinas-Jiménez, M. del Mar and Javier Salinas-Jiménez (2007), ‘Corruption, Efficiency and Productivity in OECD Countries’, 29(6) Journal of Policy Modeling, 903-915.

Shleifer, Andrei and Robert W. Vishny (1993), ‘Corruption’, 108(3) Quarterly Journal of Economics, 599-617.

Smarzynska, Beata K. (2000), ‘Technology, Transfer, and Foreign Investors’ Choice of entry Mode’, The World Bank Policy Research Working Paper, WPS 6255.

Smarzynska, Beata K. and Shang-Jin Wei (2000), ‘Corruption and Composition of Foreign Direct Investment: Firm-Level Evidence’, NBER Working Paper Series, WP 7969.

Swaleheen, Mushfiq us and Dean Stansel (2007), ‘Economic Freedom, Corruption, and Growth’, 27(3) Cato Journal, 343-358.

Tanzi, Vito (1998), ‘Corruption Around the World: Causes, Consequences, Scope, and Cures’, IMF Working Paper, WP/98/63.

Информация о работе Влияние коррупции на экономический рост