Влияние коррупции на экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы будем придерживаться узкого подхода к пониманию коррупции, подхода теории агентских отношений, в соответствии с которым «сущность коррупции в том, что два индивида или две группы совместно действуют в своих собственных интересах в ущерб третьей стороне».1 Более того, в связи с тем, что такой подход предполагает возможность коррумпированной активности не только в государственном, но и в частном секторе экономики, мы еще более сузим рамки анализа, так как коррупция в частном секторе в рамках заявленной темы нас не интересует.

Работа содержит 1 файл

Impact_of_corruption_on economic_growth.doc

— 938.50 Кб (Скачать)

В-третьих, равным образом, сокращению вероятности разоблачения факта  коррупции способствует и тот факт, что большинство условий сделки по закупке вооружений по объективным причинам представляют собой засекреченную, недоступную для общества информацию.

В-четвертых, объекты военных заказов  представляют собой, зачастую, весьма дорогостоящие инвестиционные проекты, обладающие такими привлекательными для  коррупционеров отличительными чертами, как масштабность и уникальность (см. выше).

Коррупция, распределение доходов в обществе и человеческое развитие

Влияние коррупции на человеческое развитие

Человеческое развитие (human development) определяется как «расширение возможностей людей вести жизнь, которую они ценят»40. Индекс человеческого развития ООН (Human Development Index) представляет собой интегральную оценку трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, образование41, а также стандарт жизни и доступ к ресурсам, оцениваемый как ВВП на душу населения по паритету покупательной способности национальной валюты. ИЧР изменяется от 0 (нижний уровень) до 1 (верхний уровень человеческого развития).

Тесно связаны с индексом человеческого развития показатели, отражающие уровень общественного неравенства (имеется в виду главным образом неравномерное распределение доходов) и уровень бедности, поэтому влияние коррупции на эти показатели также будет рассмотрено в данном разделе.

Механизм влияния коррупции  на человеческое развитие представлен  на рис. 2.

Рисунок 2.


Непосредственная оценка влияния  коррупции на человеческое развитие в работе Akcay (2006) продемонстрировала, в частности, что сокращение Индекса  восприятия коррупции TI на 1 пункт (означающее соответствующий рост коррупции) приводит к снижению индекса человеческого развития на 0, 015.

Коррупция и государственные расходы  на здравоохранение и образование

Негативное воздействие коррупции на образование и здравоохранение выражается в трех основных тенденциях.

  1. Коррупция увеличивает издержки предоставления услуг образования и здравоохранения, так как, хотя формально многие виды этих услуг полностью или в значительной части финансируются государством, в действительности, потребители этих услуг очень часто вынуждены еще и сами платить за них. Так, по данным организации CIET (Community Information, Empowerment, Transparency) International в различных странах мира число студентов, которые вынуждены самостоятельно и нелегально оплачивать свое образование варьируется от 10% до 86%42. Нелегальное увеличение стоимости предоставляемых государством услуг сокращает спрос на них, что приводит к недопроизводству таких общественных благ, как средний уровень образования и здоровье населения.
  2. Коррупция может и напрямую сокращать объем предоставляемых государством услуг: расхищение и продажа на сторону лекарств, медицинского оборудования, разного рода материалов и инвентаря, необходимых для организации учебного процесса – это распространенная практика в большинстве стран мира. Кроме того, выделенные на образование и здравоохранение бюджетные средства могут использоваться не по назначению чиновниками на местах.
  3. Коррупция сокращает качество предоставляемых услуг. Например, когда место школьного учителя предоставляется за соответствующее вознаграждение недостаточно компетентному человеку (ситуация, немыслимая для нашей страны, но достаточно распространенная в некоторых других развивающихся странах), качество образовательных услуг, очевидно, сокращается.

Эконометрический анализ связи  между индексом восприятия коррупции и такими показателями, как уровень младенческой смертности, уровень детской смертности, процент младенцев, родившихся с недостатком веса, процент учащихся, исключенных из средней школы, процент школьников, оставшихся на второй год, уровень неграмотности взрослого населения подтверждает негативное воздействие коррупции на образование и здравоохранение43. Рисунок 3, в частности, отражает взаимосвязь между уровнем коррупции и коэффициентом детской смертности.

Рисунок 344

Коррупция, неравенство и бедность

Коррупция способствует усилению общественного  неравенства и увеличению числа  членов общества, живущих за чертой бедности. Этому есть довольно много  объяснений. Прежде всего, коррупция негативно воздействует на показатели экономического роста, а чем меньше рост, тем выше уровень бедности. Важно также отметить, что показатели экономического роста связаны отрицательной зависимостью с уровнем неравенства в распределении доходов45, поэтому, если коррупция усиливает неравенство, то таким образом она способствует замедлению экономического роста и увеличению числа людей, живущих за чертой бедности.

Далее, коррумпированные фискальные структуры всегда способствуют перераспределению налогового бремени от богатых к бедным, так как коррупционная сделка, предметом которой является уклонение от уплаты налогов, будет выгодна обеим сторонам только в том случае, если речь идет о достаточно большой сумме. В противном случае трансакционные издержки превысят размер перераспределяемой ренты, и сделка не состоится.

Еще один важный аспект: коррумпированные чиновники могут не по назначению использовать бюджетные средства, выделенные на осуществление действительно необходимых обществу социальных программ. Например, средства, выделенные на улучшение государственной системы здравоохранения, могут быть вложены в очередной грандиозный инвестиционный проект, так как, как уже неоднократно отмечалось, такое использование бюджетных средств более привлекательно для коррумпированных чиновников.

Рисунок 446

Кроме того, высокий уровень неравенства  в распределении доходов, фактически, является самоподдерживающимся феноменом: относительно небольшая доля богатых людей в бедном обществе способна оказывать существенное влияние на процесс принятия решений органами государственной власти (как законодательной, так и исполнительной), и, таким образом, способствовать дальнейшему усугублению неравенства.

Наконец, как отмечалось выше, коррупция  оказывает отрицательное воздействие на общественные образовательные программы, следовательно, у людей с низкими доходами сокращаются возможности увеличения своего человеческого капитала, и, соответственно, перспективы роста доходов в будущем.

Проведенное Гуптой, Давуди и Алонсо-Термо  эмпирическое исследование подтверждает представленные здесь выводы47. Кроме того, в этой работе демонстрируется, что коррупция в большей степени влияет на доходы наименее обеспеченной части общества, то есть отражается, в первую очередь, на бедных. Рост коррупции на величину одного стандартного отклонения сокращает рост доходов 20% беднейших членов общества на 7,8% в год.

 Корреляция между уровнем коррупции и скорректированным коэффициентом Джини представлена на рис. 4.48

Стоит также отметить, что влияние  коррупции на распределение доходов  в обществе имеет ярко выраженные региональные отличия. Исследование Gyimah-Brempong and de Camacho (2006) выявило, что сокращение уровня коррупции на величину одного стандартного отклонения сокращает коэффициент Джинни (изменяющийся от 0 до 1) на 0,05 в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD), на 0,14 в азиатских странах, на 0,25 в странах Африки и на 0,33 в странах Латинской Америки.

Коррупция, инвестиции и экономический  рост

Хотя эмпирические данные однозначно свидетельствуют о том, что существует отрицательная взаимосвязь между богатством страны и характерным для нее уровнем коррупции (см рис. 5), установить причинно-следственную связь между этими показателями не так просто.

Большая часть современных исследования, оценивающих влияние коррупции на параметры экономического роста для установления направления зависимости между двумя этими показателями использует двух- или даже трехшаговый метод наименьших квадратов и другие достаточно сложные эконометрические методы.

Рисунок 549

Доход на душу населения (1000 долл. США)

Индекс восприятия коррупции


 

Коррупция и экономический рост: линейная зависимость

Коррупция влияет на экономический  рост не сама по себе, а через описанные  выше каналы. Соответственно, большинство современных оценок воздействия коррупции на параметры экономического роста представляют собой оценку влияния коррупции на величину инвестиций, индекс политической стабильности, показатели развития человеческого капитала и т.д.

Что касается простых оценок воздействия  коррупции на экономический рост, то едва ли не все они дают схожие результаты: коррупция замедляет экономический рост (см. рис. 6).

В частности  статистически значимый коэффициент корреляции между двумя этими показателями (коррупцией и ростом) в работе Вито Танци и Хамида Давуди составил -0,32.50 В работе Pellegrini and Gerlach (2004) – -0,38.51 Исследование Abed and Davoodi (2000) обнаружило, что сокращение уровня коррупции на 1% увеличивает рост ВВП на 1% – 1,3%.

Рисунок 652

Темпы роста (откорректированные по величине первоначального дохода)

Индекс восприятия коррупции


Для установления именно влияния коррупции  на рост, а не корреляции между этими  двумя явлениями во многих работах  используются инструментализация коррупции, то есть находятся переменные, которые коррелируют с коррупцией, но не связаны с ростом, и вместо влияния на рост реальных показателей коррупции оценивается влияние полученных таким образом оценок.

В пионерной работе Паоло Мауро53 в качестве такой инструментальной переменной используется показатель этнолингвистической разобщенности (ethnolinguistic fractalisation) – вероятность того, что два случайным образом выбранных члена данного общества будут принадлежать к разным этнолингвистическим группам. Данный показатель прямо связан с уровнем коррупции, но не коррелирован (по мнению Мауро) с темпами экономического роста. Проведенный Мауро таким образом анализ влияния коррупции на темпы экономического роста позволил ему сделать вывод, что увеличение индекса восприятия коррупции на 2,38 пункта увеличит ежегодные инвестиции в экономику страны на 4% от ВВП, а ежегодный рост ВВП на 0,5%.

В работе Easterly and Levine (1997), однако, доказывается что уровень этнолингвистической разобщенности населения отрицательно влияет на экономический рост сам по себе, без какой-либо связи с коррупцией (что совершенно понятно интуитивно, так как этнолингвистическая разобщенность общества увеличивает трансакционные издержки, делая, таким образом, экономически невыгодным целый ряд контрактов, что, в свою очередь, отрицательно влияет на экономический рост), поэтому использовать данный показатель в качестве инструмента для оценки уровня коррупции некорректно.

В работе Leite and Weidmann (1999) в качестве инструментальных переменных для оценки уровня коррупции используются такие показатели, как доля природных ресурсов в экспорте страны, открытость внешней торговли («высота» внешнеторговых барьеров), верховенство закона и политическая нестабильность). Авторы приходят к выводу, что увеличение уровня коррупции на 1% сокращает экономический рост на 0,9% – 1,2% (хотя независимость роста от всех перечисленных инструментальных переменных также достаточно сомнительна).

Другой особенностью моделей, в  том числе и линейных, оценивающих  влияние коррупции на рост является выявление каналов этого влияния. Иными словами, акт коррупции – это просто сделка между двумя индивидами (пусть и нелегальная), которая сама по себе является чистым трансфертом и на экономический рост повлиять никак не может. Однако, такие сделки приводит к многочисленным неблагоприятным последствиям на макроуровне, большая часть которых подробно рассматривалась в предыдущих разделах.

Самым очевидным и интуитивно важнейшим  каналом влияния коррупции на рост является инвестиционный канал: коррупция  сокращает уровень инвестиций в  экономику и тем самым замедляет экономический рост.54 Кроме того, как отмечалось выше, коррупция может отрицательно влиять на объем и качественный состав иностранных инвестиций, а также на объем государственных инвестиций и качество инвестиционных решений и инвестиционных проектов.

Инвестиционный канал влияния  коррупции на темпы экономического роста также впервые был проанализирован  Мауро в работах 1995 и 1996 г.г. В последней, в частности, было обнаружено что  увеличение коррупции на 1% сокращает  долю инвестиций в ВВП на 1% - 2,8% и, как следствие, рост реального ВВП на душу населения на 0,3% -1,8%.55

Méon and Sekkat (2005) также находят отрицательную зависимость экономического роста и инвестиций от уровня коррупции. В качестве одной из объясняющих переменных они используют показатель качества государственного управления. При этом, коррупция в их работе оказывает как опосредованное (через инвестиции) так и непосредственное воздействие на рост. Последнее увеличивается с ухудшением качества государственного управления, что согласуется с описанным выше результатом, полученным в работе Kaufmann and Wei (1999): коррупция является не смазкой, а скорее песком для скрипучей и неповоротливой машины государственного управления.

В работе Gyimah-Brempong (2002) с помощью  трехшагового метода наименьших квадратов анализируется влияние коррупции на рост через инвестиционный канал в 21 африканской стране в период с 1993 по 1999 г.г. Результат: увеличение коррупции на 1% замедляет рост примерно на 0,4%.

Кроме инвестиционного канала исследователи в последние годы часто пытаются оценить влияния коррупции на экономический рост через другие каналы: канал человеческого капитала, политической нестабильности, государственных расходов и т.д. В частности в работе Mo (2001) сокращение уровня коррупции на 1% ускоряет рост на 0,72%. При этом в качестве каналов влияния анализируются человеческий капитал, инвестиции и политическая нестабильность. Последний из этих каналов объясняется, в первую очередь, рассмотренным выше положительным воздействием коррупции на неравенство: чем выше уровень неравенства, тем выше вероятность революций, государственных переворотов и попыток экспроприации собственности, а следовательно, тем медленнее экономический рост. Именно влияние канала политической нестабильности признается в данной работе наиболее значимым (см. таб. 2).

 

Таблица 256

Оценка

Инвестиции

Человеческий капитал

Политическая нестабильность

Единственный канал57

28%

9,7%

64%

Три канала одновременно58

24,8%

14,8%

53%

Информация о работе Влияние коррупции на экономический рост