Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:18, дипломная работа
Целью работы является:
Выделение и изучение теоретических основ такого явления как коррупция в экономике;
Критический анализ и описание основных методов в изучении коррупции;
Определить и дать общее описание экономико-математической модели;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коррупция и экономический рост: методологические основы…5
1.1. Основные подходы к исследованию коррупции………………………….5
1.2. Коррупция как объект математического моделирования……………….15
1.3. Определение коррупции, ее разновидности…………………………...…44
Глава 2 . Влияние коррупции на развитие общества……………………...53
2.1. Влияние коррупции на основные экономические показатели………….53
2.2. Коррупция как один из факторов экономического роста……………….67
2.3. Коррупция в России: анализ, перспективы………………………………71
Заключение……………………………………………………………………….80
Список использованных источников…
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра
экономической теории и мировой экономики
Коррупция
и экономический рост (на примере
России)
Выпускная квалификационная работа бакалавра
Направление подготовки 080100 Экономика
Дневное
отделение
Допущено к
защите в ГАК
Зав. Кафедрой
Гоголева Т.Н. д.э.н., проф.
__.__.2011г.
Студент
Руководитель
Воронеж
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Коррупция и экономический рост: методологические основы…5
1.1. Основные
подходы к исследованию
1.2. Коррупция
как объект математического
1.3. Определение
коррупции, ее разновидности………
Глава 2 . Влияние коррупции на развитие общества……………………...53
2.1. Влияние
коррупции на основные
2.2. Коррупция
как один из факторов
2.3. Коррупция в России: анализ, перспективы………………………………71
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………..….
Приложения
Введение
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. В современном мире проблема коррупции становится все более актуальной, так как происходит развитие институциональной среды, а, следовательно, растет количество выгод, которые можно получить с помощью взятки (наиболее общего проявления коррупции). В последнее десятилетие в России наблюдается преобладание неформальных способов регулирования общественных отношений, что во многом является следствием воздействия коррупции на природу властных отношений. Поэтому необходимость исследования коррупции, и правовых средств противодействия этому опасному явлению очевидна, для чего уместно объединить усилия специалистов различных областей науки, занятых изучением философов, политологов, социологов, правоведов и др. Россия не осталась в стороне от проблем мирового сообщества, активно влияющих на процессы формирования ее государственных и общественных институтов. Коррупция для нее явилась настолько серьезным препятствием на пути развития, что несвоевременные и малоэффективные меры, принимаемые в борьбе с ней, могут привести к тому, что в новом качестве она станет явлением «образующего» порядка, определяющем политическое, экономическое и культурное развитие нашего общества.
Объектом данной работы является изучение коррупции как экономической категории и ее воздействие на развитие общества.
Целью работы является:
В данной работе я опирался на исследования следующих ученых: Левин М.И., Астафьев Л.В., Mauro P., Sachs J.D., Warner A.M., Tanzi V., Davoodi H. Работа разделена на 2 основные главы. В первой главе делается упор на рассмотрение теоретических основ и подходов к изучению коррупции, а так же на эконометрическом анализе данной проблемы, тестирование модели на реальных данных. Вторая глава посвящена непосредственному воздействию коррупции на реальную экономику, освещены все возможные риски и проблемы, возникающие вследствие этого явления на микроуровне, а так же в отраслевом разрезе.
Глава 1. Коррупция и экономический рост: методологические основы
1.1. Основные подходы к исследованию коррупции
Экономисты
внесли заметный вклад в изучение
сущности коррупции. Очевидно, что различные
школы внутри лагеря экономистов
сильно продвинулись в дифференциации
своих воззрений. Скажем, экономисты
институционального направления довольно
близко подошли к выводам социологов
и антропологов. Однако если рассматривать
методологическое ядро экономического
анализа, то в наиболее концентрированном
виде его выражает неоклассическая
традиция экономического анализа. По этой
причине дадим слово
Неоклассический подход: коррупционные отношения как выбор рациональных агентов. Экономический анализ коррупции начал активно развиваться в 1970-е гг., когда методологическое лидерство захватила неоклассическая (неолиберальная) доктрина, делающая ставку на индивидуализм и утилитаризм. Экономические исследования коррупции встраивают это явление в общий логический ряд неолиберальной методологии: субъекты пытаются найти оптимальный способ реализации своих интересов в условиях ограниченности ресурсов (Г.Беккер, Р.Вишни, Ф.Луи, С.Роуз-Аккерман, В.Танци, А.Шляйфе и др.). То есть коррупция – рациональный способ оптимизации издержек. В таком случае поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий, - все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя, что отразилось в понятии «политического бизнесмена» (термин Д. дела Порта). Одни оперируют капиталом политическим, другие - административным, третьи - экономическим. При этом цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности.
Экономические теории, при всех методологических различиях между собой, изучают коррупцию, следуя предпосылке о рациональном поведении ее участников. Впрочем, экономическое моделирование коррупции довольно разнообразно. Одни авторы разрабатывают тему коррупции в рамках стандартной неолиберальной теории (совершенная конкуренция, рациональность индивидов и отсутствие вмешательства государства), другие допускают несовершенство рынков и ограниченную рациональность поведения. Но в любом случае решение дать (взять) взятку опирается на ту же калькуляцию затрат и выгод, что и любое другое экономическое решение.
Для
объяснения причин и сущности коррупционных
отношений экономисты обычно используют
модель «поручитель (принципал) – исполнитель
(агент) – опекаемый (клиент)». В этой
модели центральное правительство
действует как принципал: оно
устанавливает правила и
Понятно, что интересы агента и принципала не тождественны. Коррупция - это процесс, когда агент за соответствующее вознаграждение действует в интересах клиента, оставаясь в рамках отведенных принципалом управленческих возможностей. Принципал не способен поставить заслон коррупции по трем причинам: во-первых, сложные решения не подлежат стандартизации, а значит, нет критериев их оценивания. Во-вторых, информационная асимметрия ограничивает эффективность контроля. В-третьих, коррупция агента отнюдь не обязательно означает блокирование целей принципала, они могут реализовываться одновременно. Более того, дорожа местом, приносящим коррупционный доход, агент оперативно и эффективно выполняет все распоряжения принципала.
Клиент может выходить непосредственно на контакт с принципалом, минуя агента, что порождает деление коррупции на политическую (на стадии принятия законов) и административную (на стадии их применения). Впрочем, ряд исследователей считает, что выход клиента на принципала неверно определять как коррупцию, предлагая термин «захват власти». Но в любом случае теория агентских отношений описывает лишь малый сегмент коррупции, ограниченный бюрократической средой. Фактически, коррупция рассматривается как теневой налог на частный сектор, который собирает чиновничество в силу монополии на принятие важных для бизнеса решений («приватизация государства»).
Эта модель (принципал – агент – клиент) ясно показывает, что основная проблема борьбы с коррупцией в бюрократической среде состоит не в отсутствии политической воли, и не в мягкости законов, а в принципиальной неустранимости ее базового условия. Речь идет о свободе маневра чиновников, т.е. о его праве варьировать свое решение по собственному усмотрению. Там, где такого права нет (например, выдача паспорта в возрасте 14 лет при соблюдении формальных требований), нет и коррупции. Но специфика управления в том и состоит, что без возможности «действовать по обстоятельствам» на каждом уровне административной иерархии бюрократическая машина довольно быстро исчерпает свои управленческие возможности. Формальный алгоритм принятия управленческих решений годится только в типовых ситуациях. Скажем, выбор победителя тендера явно не относится к их числу. На местах виднее. И места этим пользуются. Если задаться целью формализовать любые действия чиновника, то коррупция если и не исчезнет, то заметно сократится. При этом возрастет неадекватность управления, не говоря уже о затратах на контролирующий аппарат. Общество заплатит за борьбу с коррупцией слишком большую цену. Поэтому задача государства состоит не в уничтожении коррупции (что невозможно), а в ограничении ее на уровне равновесия социально-экономических выгод и расходов, связанных с этим ограничением.
Модель отношений между принципалом и агентом применима также к так называемой «корпоративной» коррупции. Акционеры выступают в роли принципалов. Свои цели собственники пытаются достичь, нанимая менеджеров (агентов в терминах этой модели). Спуская рамочные условия оперативного руководства, акционеры вынуждены предоставлять менеджерам свободу маневра. В результате создается принципиальная возможность коррупции как реализации целей менеджеров во взаимодействии с другими рыночными акторами в обход или вопреки интересам акционеров.
Тема преступлений и наказаний традиционно любима экономистами неоклассического направления. Тремя китами борьбы с коррупцией в бюрократической среде являются – контроль, побуждения служить честно и санкции за коррупционное поведение. На сравнении ожидаемой выгоды и возможных издержек построено экономическое моделирование коррупции на микро-уровне. Санкции оцениваются как сумма прямых потерь (штраф, конфискация имущества) и косвенных издержек (упущенные выгоды, связанные с арестом и потерей работы). Помимо размера санкций учитывается вероятность быть пойманным. То есть коррупционное поведение лишь отчасти ограничивается системой наказаний. Не менее важную роль играет поощрение не коррумпированного поведения, увеличивающее косвенные издержки преступления ввиду потери легальных доходов, общественного уважения, привилегий представителей власти.1
Оценка риска зависит от положения чиновника и доступной ему информации. Рост раскрываемости коррупционных действий повышает субъективную оценку риска. При этом зависимость наказания от размера взятки снижает размер взяток, но повышает их число. Наоборот, высокая вероятность быть пойманным сокращает объем коррупционных услуг, но повышает единовременный размер взятки.
При всем разнообразии экономических моделей коррупции есть объединяющее их начало. Фактически, игнорируется социальная укорененность экономических субъектов, понимаемая как включенность индивида в социальную среду. Мораль, общественное давление хотя и упоминаются, но практически не принимаются в расчет. Против этого решительно восстают эконом-социологи, а также методологически близкие к ним антропологи и экономисты-институционалисты.
Экономико-
Действительно,
экономическая история знает
массу примеров, когда социальные
нормы сдерживали коррупцию, обусловленную
экономической
Например, уровень коррупции существенно различался в союзных республиках СССР, что было связано с различиями национальных культур. В весьма схожих по уровню экономического развития Чили и Мексике разительно отличается масштаб коррупции (Чили «чище»). А страны с конфуцианской культурой (Сингапур, Япония) уступают по размаху коррупции странам того же региона (Пакистан, Индия), исторически не воспринявшие конфуцианство как кодекс поведения честного и мудрого чиновника.
Не калькулируемая рациональность индивида, а идеологические установки и социальные нормы определяют размах коррупции в обществе. Даже если при отлучении государства от экономики сократится армия коррумпированных чиновников, это победа при отсутствии морального табу вполне может «компенсироваться» ростом корпоративных взяток, обслуживающих продвижение товаров и покупку сырья и материалов.
Информация о работе Коррупция и экономический рост (на примере России)