Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, дипломная работа
В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы международной интеграции, как формы интернационализации хозяйственных отношений; вторая рассматривает место Республики Беларусь в системе международной интеграции; третья глава посвящена перспективным направлением интеграции экономики страны в мировую экономику, намечены возможные пути её совершенствования.
Серьезную обеспокоенность в этом аспекте вызывает попытка ряда стран-членов ВТО, включая ключевую группу «квадро» (США, ЕС, Канада, Япония), навязать Беларуси присоединение к плюрилатеральным соглашениям по правительственным закупкам и торговле гражданской авиатехникой, а также к другим юридически необязательным соглашениям («секторальным инициативам»), которые предусматривают нулевые ставки ввозных пошлин или их значительное снижение по 13 укрупненным товарным группам;
[14, c.88]
Тем не менее, видится, что присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку наша республика является малой страной с открытой экономикой, чрезвычайно зависящей от внешнеторговых связей. Для Беларуси является чувствительным ударом введение со стороны Европейского союза антидемпинговых мер по нашим стратегическим экспортным позициям. Поэтому республика должна окончательно определить свое отношение к ГАТТ/ВТО и последовательно осуществлять шаги в избранном направлении.
Всемирная торговая организация — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации. Само возникновение ВТО было инициировано ведущими экономически развитыми странами, внутренние рынки которых были переполнены, а развитие производства требовало доступа к внешним неосвоенным рынкам. Об этом свидетельствуют основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО, как-то: представление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное представление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам членам этой организации, обеспечивая доступ на ее рынок товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
Одним
из главных условий присоединения
новых стран к ВТО является
приведение их национального законодательства
в области тарифного и
Присоединение
Беларуси к ВТО потребует
Однако в случае присоединении Беларуси к ВТО может возникнуть много проблем. Вступление Беларуси в данную организацию еще не гарантирует того, что Беларусь не будут обвинять в демпинге на мировом рынке и к ее экспорту не будут применяться антидемпинговые меры. Пока страна не приобретет статус страны с рыночной экономикой, в данной организации антидемпинговые преследования не исключаются. Интересен в этом отношении опыт Китая, который с 1986 г. начал процесс присоединения к этой организации. Основным камнем преткновения на переговорах был вопрос о том, на каких условиях Китай войдет во Всемирную торговую организацию. Западные страны во главе с США не хотят предоставлять КНР исключительного преференциального статуса. Они опасаются, что, войдя в систему ВТО со статусом развивающейся страны, Китай изнутри станет воздействовать на мировые экономические порядки в интересах "третьего мира" и своих собственных. Китай же продолжает настаивать на получении полноправного статуса развивающейся страны при соблюдении договоренностей Уругвайского раунда.
Интересным представляется решение, принятое на заседании рабочей группы ВТО в 2000 году, — исключить из протокола о присоединении упоминание о статусе китайской экономики как переходной или развивающейся. Такое решение было воспринято Западом как значительная уступка с китайской стороны. Но такое решение не означает согласия китайцев со статусом развитой страны со всеми вытекающими из этого обязательствами. Суть его в том, что теперь китайская делегация намерена добиваться уступок со стороны западных партнеров в области защиты конкретных отраслей и производств национальной экономики. При этом в международных финансовых организациях (Всемирный банк, АзБР и др.). Китай не отказывается от статуса развивающейся и переходной экономики в целях сохранения доступа к льготным займам и кредитам. В торговых же спорах по антидемпинговым мерам по отношению к китайскому экспорту Пекин намерен использовать отсутствие упоминания переходного (развивающегося) статуса национальной экономики в документах ВТО как своего рода признания ее рыночного характера.
Китайский
многолетний опыт переговоров необходимо
использовать белорусской делегации
в выработке своей позиции
в длительном переговорном процессе.
Акцент необходимо сделать на долговременном
периоде выработки
Экономические потери для белорусских субъектов хозяйствования могут быть связаны не только с открытием национальных границ для импортных товаров, но и с прекращением государственной прямой и косвенной поддержки экспортеров. Дело в том, что принципы ВТО, направленные на обеспечение равной конкуренции между субъектами международной торговли, запрещают стимулирование и поддержку экспортеров со стороны государства. Следовательно, помощь государства белорусским субъектам хозяйствования, производящим конкурентоспособную продукцию, будет связана со значительными трудностями. Любая поддержка государства на уровне государственных программ по развитию отраслей народного хозяйства потребует обоснования и согласования с ВТО. Особенно остро стоят вопросы в отношении поддержки производства сельскохозяйственной продукции.
Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он включает: 1) защитные меры — временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; 2) антидемпинговые пошлины — применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; 3) компенсационные пошлины — пошлины, применяемые против экспорта товара, субсидируемого в явной или скрытой форме. Для использования защитных мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и т. д. Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию извещения о начале расследования, расследование компетентными органами импортирующей страны причин и масштабов ущерба, проведение консультаций со страной-экспортером, публичные слушания, публикацию доклада, содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран, экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет.
Существуют
также внешние проблемы, связанные
с обязательствами республики, в
частности, наличие Таможенного
союза между Республикой
К основным преимуществам, которые получит Республика Беларусь при условии присоединения к ВТО, можно отнести:
С
учетом того, что интеграция в ВТО
приведет к дальнейшей либерализации
внешней торговли и усилению конкуренции
со стороны западных партнеров, перед
республикой стоит сложная
Вопросы присоединения Беларуси к Всемирной торговой организации (ВТО) и участие ее в таких интеграционных объединениях, как Союзное государство, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП) вызвали необходимость принятия новой редакции закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Данный законопроект был разработан совместно Министерством иностранных дел и Министерством торговли Беларуси и принят в первом чтении депутатами Палаты представителей на пленарном заседании 22 июня 2004 г.
Основной задачей законопроекта, по мнению разработчиков, должна стать адаптация действующего внешнеэкономического законодательства к мировым тенденциям развития и формирование современного механизма реализации внешнеторговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь, норм ВТО.
Необходимо
отметить, что при проведении всех вышеназванных
мероприятий Республике Беларусь следует
отказаться от «мобилизирующих дат» приема
в ВТО. Очевидно, что только тщательно
подготовленная работа может обеспечить
предсказуемый процесс присоединения
к многосторонней системе регулирования
торгово-экономических отношений и позволит
извлечь определенные выгоды от полноправного
участия в мирохозяйственных связях.
Одной из основополагающих тенденций, определяющих развитие мировой экономики в последние два десятилетия, является процесс глобализации мирового хозяйства. Мировая практика показывает, что глобализация носит весьма противоречивый и неравномерный характер, в связи с чем наряду с позитивными содержит и негативные аспекты.
Как показало проведенное исследование, идеи открытой экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности получили широкое распространение в практике хозяйствования Республики Беларусь, но ожидаемых дивидендов это республике не принесло, что обусловлено, прежде всего, системным кризисом экономики, отсутствием инвестиций и новых технологий. Это обстоятельство предопределило низкую конкурентоспособн6ость отечественных товаров и превалирование сырьевой составляющей в структуре белорусского экспорта.
Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь