Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, дипломная работа
В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы международной интеграции, как формы интернационализации хозяйственных отношений; вторая рассматривает место Республики Беларусь в системе международной интеграции; третья глава посвящена перспективным направлением интеграции экономики страны в мировую экономику, намечены возможные пути её совершенствования.
Однако
роль МВФ в обеспечении устойчивости
белорусской экономики в
МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).
Европейский банк реконструкции и развития осуществил прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.
В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.
Однако
сам факт существования плюрализма
интеграционных векторов объективно приводит
к постановке проблемы основного
звена, функционирование которого преодолевало
бы хаотичность интегративных
Среди
ученых и аналитиков различных стран
мира существует утвердившееся
Исходя из существа нынешней «глобальной» интеграции и ее противоречий, уместно подумать уже теперь о перспективных потенциальных векторах интегративного развития, когда оно, принимая более сбалансированные и лишенные антагонизмов формы, осуществлялось бы в интересах и на благо всего человечества. Для Беларуси вполне реальным потенциальным вектором принципиального значения явилось бы активное участие в создании альтернативной системы международных интегративных связей. [14, c. 78-80]
Диктат и произвол западных монополий в международных рамках придает вопросу от необходимости создания основ современной динамичной экономической системы Беларуси и России с использованием элементов рынка в интересах человека еще большую срочность, остроту и общечеловеческую значимость. Заслуживает серьезного внимания высказанная Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко на пленарном заседании десятой внеочередной сессии Парламентского собрания Беларуси и России 21 января 1999 года идея о том, что в сложившейся ситуации Союз этих государств должен считаться ядром мощного цивилизованного центра на нашей планете, экономически независимого с высоким уровнем самодостаточности, способного решать не только экономические, но и политические проблемы. Такой центр явился бы реальным противовесом однополярному миру и агрессивному трансатлантическому монополизму; он объединил бы государства на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Необходимость альтернативного центра ясно ощущается и в цивилизованном плане по мере того, как современная техногенная цивилизация с присущими ей крайностями деструктивного рынка и необузданного потребления ресурсов, потребительской идеологией и другими атрибутами все более загоняет себя в тупик.
Стратегические цели, задачи, базовые принципы и основные приоритеты государства в текущем тысячелетии определены в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, разработанных в соответствии с Законом «О государственном планировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» и утвержденных Советом Министров в ноябре 2006 года. Определяя стратегию на XXI век, необходимо прежде всего исходить из особенностей Беларуси как малой страны с открытой экономикой, учета внутренних факторов экономического роста, а также процессов глобализации, выражающихся в расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей социально-экономического развития отдельных стран, формировании мирового рынка капиталов, инвестиций, товаров, услуг и рабочей силы, единого информационного пространства, углублении европейской интеграции, создании финансово-промышленных групп (ФПГ), транснациональных корпораций (ТНК). Глобализация становится катализатором широкого распространения высоких технологий. Поэтому активное участие крупнейших белорусских предприятий в ФПГ и ТНК позволит включиться в этот процесс, а следовательно, привлечь новые технологии и инвестиционные ресурсы для повышения эффективности национальной экономики. Вместе с тем для того, чтобы Беларусь заняла достойное место в мире, необходимо соединение лучших достижений мировой цивилизации с историческими особенностями страны, национальными, духовными и культурными традициями народа. [17, c. 51-53]
К числу факторов, благоприятствующих росту экономики страны, следует отнести ее выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, сравнительно развитую транспортную инфраструктуру, обеспеченность трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами, достаточно высокий научно-технический и производственный потенциал, позволяющий при его модернизации значительно повысить конкурентоспособность продукции и ускорить выход высокотехнологичных производств на мировой рынок.
Включение Беларуси в эффективный международный процесс разделения труда предполагает наличие соответствующих внутренних предпосылок развитого научно-технического и промышленного потенциала, высокого уровня образования населения, национальной технической и гуманитарной интеллигенции, доступа к внешним источникам информации, капитала и ресурсов. Все эти условия в той или иной степени присутствуют в Беларуси. Задача состоит в их поддержании и наилучшем комбинировании с целью отстоять свои национальные интересы в глобальной международной конкуренции и использовать конкурентные преимущества для упрочнения своего положения в мировой экономической системе.
Достижение стратегических целей нашего государства связано с ускорением роста и улучшением качественных параметров всего народнохозяйственного комплекса страны. Необходимо перевооружить производство на основе новейших технологий, чтобы перейти на выпуск продукции современного уровня. Только участие в мировом разделении труда даст возможность решить в ближайшем будущем стратегические задачи и прежде всего обеспечение роста доходов населения, создание достойных условий жизни и среды обитания человека. [6, c. 56-58]
Опасения
о воздействии существующего
мирового порядка в сложившихся
условиях глобализации мировой экономики
на экономическую и социальную жизнь в
Республике Беларусь порождают поиски
новых путей ее вхождения в мировую цивилизацию.
Этот путь предполагает усиление государственного
управления экономикой, сохранение стратегических
объектов в государственной собственности,
применение новых методов управления.
На этих трех концептуальных подходах
и должна строится вся экономическая и
социальная политика.
2.2.
Экономические связи
После того, как СССР прекратил свое существование, быстро ухудшалось экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования.
В
этих условиях не могло не усиливаться
осознание необходимости
Важным шагом на пути восстановления разорванных экономических связей между бывшими республиками Союза ССР и их развития на новой основе стало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства». Подписало это соглашение 8 государств.
14
мая 1993 г. в Москве на заседании
глав государств — участников
СНГ были приняты декларация
о поэтапном движении к
Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.
Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.
На первой стадии трансформации Договор предусматривает создание платежного союза на базе: взаимного признания и официальных котировок всех республиканских валют; многостороннего клиринга через Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием национальных валют; скоординированных механизмов взаимного кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов; конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим расчетам.
Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г. Доля России в его оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять кредиты республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных их счетам в этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьих валютах по решению Совета банка.
На
следующем этапе
Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь