Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы международной интеграции, как формы интернационализации хозяйственных отношений; вторая рассматривает место Республики Беларусь в системе международной интеграции; третья глава посвящена перспективным направлением интеграции экономики страны в мировую экономику, намечены возможные пути её совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

      Однако  роль МВФ в обеспечении устойчивости белорусской экономики в течение  нескольких последних лет претерпела значительные изменения. Наша страна уже не зависит от кредитов этой организации в такой мере, как в прежние годы. Подчеркивая этот факт, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что в последние месяцы у Беларуси сложились самые хорошие отношения с Международным Валютным Фондом.

      МБРР  предоставил республике три кредитных  линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

      Европейский банк реконструкции и развития осуществил прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

      В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.

      Однако  сам факт существования плюрализма интеграционных векторов объективно приводит к постановке проблемы основного  звена, функционирование которого преодолевало бы хаотичность интегративных связей, придавая им характер упорядоченной  системы. Роль такого звена и призван сыграть белорусско-российский союзнический вектор. [8, c. 35-37]

      Среди ученых и аналитиков различных стран  мира существует утвердившееся аргументированное  мнение, согласно которому все отстающие  от Запада в технологическом развитии страны, в том числе выбитые «демократическим экспериментом» и «рыночной реформацией» из колеи нормального развития социалистические государства, не имеют шансов отстоять принципы цивилизации и право на успешное независимое развитие. Их может целиком поглотить теперешний механизм «глобальной» интеграции, запущенный горсткой мощнейших промышленных и финансовых монополий Запада. Чтобы избежать этой опасности, многие страны во имя спасения цивилизационной и национальной идентичности вынуждены будут стремиться переломить сложившуюся в мире ситуацию с помощью нестандартных, новаторских подходов и решений.

      Исходя  из существа нынешней «глобальной» интеграции и ее противоречий, уместно подумать уже теперь о перспективных потенциальных векторах интегративного развития, когда оно, принимая более сбалансированные и лишенные антагонизмов формы, осуществлялось бы в интересах и на благо всего человечества. Для Беларуси вполне реальным потенциальным вектором принципиального значения явилось бы активное участие в создании альтернативной системы международных интегративных связей. [14, c. 78-80]

      Диктат  и произвол западных монополий в международных рамках придает вопросу от необходимости создания основ современной динамичной экономической системы Беларуси и России с использованием элементов рынка в интересах человека еще большую срочность, остроту и общечеловеческую значимость. Заслуживает серьезного внимания высказанная Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко на пленарном заседании десятой внеочередной сессии Парламентского собрания Беларуси и России 21 января 1999 года идея о том, что в сложившейся ситуации Союз этих государств должен считаться ядром мощного цивилизованного центра на нашей планете, экономически независимого с высоким уровнем самодостаточности, способного решать не только экономические, но и политические проблемы. Такой центр явился бы реальным противовесом однополярному миру и агрессивному трансатлантическому монополизму; он объединил бы государства на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Необходимость альтернативного центра ясно ощущается и в цивилизованном плане по мере того, как современная техногенная цивилизация с присущими ей крайностями деструктивного рынка и необузданного потребления ресурсов, потребительской идеологией и другими атрибутами все более загоняет себя в тупик.

      Стратегические  цели, задачи, базовые принципы и  основные приоритеты государства в  текущем тысячелетии определены в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, разработанных в соответствии с Законом «О государственном планировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» и утвержденных Советом Министров в ноябре 2006 года. Определяя стратегию на XXI век, необходимо прежде всего исходить из особенностей Беларуси как малой страны с открытой экономикой, учета внутренних факторов экономического роста, а также процессов глобализации, выражающихся в расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей социально-экономического развития отдельных стран, формировании мирового рынка капиталов, инвестиций, товаров, услуг и рабочей силы, единого информационного пространства, углублении европейской интеграции, создании финансово-промышленных групп (ФПГ), транснациональных корпораций (ТНК). Глобализация становится катализатором широкого распространения высоких технологий. Поэтому активное участие крупнейших белорусских предприятий в ФПГ и ТНК позволит включиться в этот процесс, а следовательно, привлечь новые технологии и инвестиционные ресурсы для повышения эффективности национальной экономики. Вместе с тем для того, чтобы Беларусь заняла достойное место в мире, необходимо соединение лучших достижений мировой цивилизации с историческими особенностями страны, национальными, духовными и культурными традициями народа. [17, c. 51-53]

      К числу факторов, благоприятствующих росту экономики страны, следует  отнести ее выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, сравнительно развитую транспортную инфраструктуру, обеспеченность трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами, достаточно высокий научно-технический и производственный потенциал, позволяющий при его модернизации значительно повысить конкурентоспособность продукции и ускорить выход высокотехнологичных производств на мировой рынок.

      Включение Беларуси в эффективный международный процесс разделения труда предполагает наличие соответствующих внутренних предпосылок развитого научно-технического и промышленного потенциала, высокого уровня образования населения, национальной технической и гуманитарной интеллигенции, доступа к внешним источникам информации, капитала и ресурсов. Все эти условия в той или иной степени присутствуют в Беларуси. Задача состоит в их поддержании и наилучшем комбинировании с целью отстоять свои национальные интересы в глобальной международной конкуренции и использовать конкурентные преимущества для упрочнения своего положения в мировой экономической системе.

      Достижение  стратегических целей нашего государства  связано с ускорением роста и  улучшением качественных параметров всего народнохозяйственного комплекса страны. Необходимо перевооружить производство на основе новейших технологий, чтобы перейти на выпуск продукции современного уровня. Только участие в мировом разделении труда даст возможность решить в ближайшем будущем стратегические задачи и прежде всего обеспечение роста доходов населения, создание достойных условий жизни и среды обитания человека. [6, c. 56-58]

      Опасения  о воздействии существующего  мирового порядка в сложившихся  условиях глобализации мировой экономики на экономическую и социальную жизнь в Республике Беларусь порождают поиски новых путей ее вхождения в мировую цивилизацию. Этот путь предполагает усиление государственного управления экономикой, сохранение стратегических объектов в  государственной собственности, применение новых методов управления. На этих трех концептуальных подходах и должна строится вся экономическая и социальная политика. 
 

     2.2. Экономические связи Республики  Беларусь со странами СНГ 

      После того, как СССР прекратил свое существование, быстро ухудшалось экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования.

      В этих условиях не могло не усиливаться  осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе. Для стран СНГ данная задача особенно актуальна в связи с тем, что в мировой экономике Беларусь, Россия и другие постсоветские государства занимают весьма скромные позиции. Так, совокупная доля СНГ в мировом экспорте насчитывает чуть более двух процентов (в том числе на Россию приходится 1,2—1,3 процента). В мировой торговле услугами новые государства занимают еще более скромные позиции. На долю РФ приходится примерно 0,8 процента коммерческих услуг, предоставляемых странами друг другу. В перемещении капитала участвует фактически только Россия. Правда, и в этой сфере ее роль совсем незначительна. Приведенные цифры свидетельствуют о чрезвычайно малом вкладе новых стран в формирование мировой экономики [11, с.32].

      Важным  шагом на пути восстановления разорванных экономических связей между бывшими республиками Союза ССР и их развития на новой основе стало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства». Подписало это соглашение 8 государств.

      14 мая 1993 г. в Москве на заседании  глав государств — участников  СНГ были приняты декларация  о поэтапном движении к экономическому  союзу и решение о подготовке  соответствующего договора и сопутствующих ему соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по различным направлениям экономической политики, особенно проведению экономических реформ.

      Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.

      Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает  координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.

      На  первой стадии трансформации Договор  предусматривает создание платежного союза на базе: взаимного признания  и официальных котировок всех республиканских валют; многостороннего клиринга через Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием национальных валют; скоординированных механизмов взаимного кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов; конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим расчетам.

      Межгосударственный  банк был создан в декабре 1993 г. Доля России в его оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять кредиты  республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных их счетам в этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьих валютах по решению Совета банка.

      На  следующем этапе предусматривалось  трансформация платежного союза  в «валютный» союз на базе: плавающих обменных курсов республиканских валют и удержаний колебаний курсов в согласованных пределах; полной конвертируемости этих валют.

Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь