Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы международной интеграции, как формы интернационализации хозяйственных отношений; вторая рассматривает место Республики Беларусь в системе международной интеграции; третья глава посвящена перспективным направлением интеграции экономики страны в мировую экономику, намечены возможные пути её совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

      После достижения валютной «прозрачности» предполагалось преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских валют должен был играть роль общей валюты.

      Межгосударственный  валютный комитет, предусмотренный  Договором об экономическом союзе  в качестве наднационального валютного  органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов.

      Однако, несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге. Кстати, многие из документов, подписанных в рамках СНГ, также до сих пор не реализованы. Это свидетельствует о том, что данное образование в значительной степени носит политический, а не экономический характер.

      Одной из острейших проблем взаимоотношений  стран ближнего зарубежья стала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение является необходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.

      Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты во внутриреспубликанском обороте с рублем России в качестве резервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений (поливалютная зона с взаимо-плавающими курсами национальных валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этом Институт исходил из высокой степени вероятности разных скоростей и направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от сторонней инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.

      Однако  политическое оформление процессов государственного размежевания заметно разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить, что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке Росии (как защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело к реальному прекращению функционированию денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.

      Наступил  новый этап — разделение на автономные денежные системы, внешне объединенные общим платежным средством —  рублем — в начальном денежном обороте (10—15% общего оборота), но различные  в своей основе — в безналичном  обороте. С учетом этого была предпринята попытка создать Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.

      Политические  игры с рублевой зоной, призванные демонтировать  стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 г. шестью государствами — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном и Узбекистаном — соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств — участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.

      Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г. Экономического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики государств-членов. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

      Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой составляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота). В структуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. [17, с. 46-47]  
 
 

      Таблица 2.1.

      Экспорт товаров Республики Беларусь по странам  СНГ

      (миллионов  долларов США)

  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Всего 4384,4 5434,6 7317,8 7060,3 8608,8 11221,4 14360,2 9314,01)
Азербайджан 4,5 8,7 14,9 28,0 34,5 86,4 105,4 120,3
Армения 2,9 7,3 8,8 12,9 19,5 20,3 23,6 23,2
Грузия 0,7 0,9 2,6 6,7 18,1 29,3 34,1
Казахстан 39,1 68,1 121,3 183,5 259,4 361,4 365,2 313,4
Кыргызстан 2,7 4,8 4,1 8,8 20,0 23,1 37,9 65,7
Молдова 43,2 55,9 73,5 102,2 95,7 144,8 241,2 170,4
Россия 3977,1 4879,9 6485,0 5715,8 6845,3 8878,6 10551,9 6713,9
Таджикистан 3,0 4,1 11,8 8,6 13,6 27,7 37,4 34,6
Туркменистан 20,6 39,7 16,9 43,9 14,5 86,9 47,4 73,0
Узбекистан 19,0 21,7 39,1 42,1 54,2 93,1 138,1 106,5
Украина 271,6 343,5 539,8 907,8 1234,0 1469,8 2777,9 1693,1
 

Примечание: источник http://belstat.gov.by 

      В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.

      Таблица 2.2.

      Импорт  товаров Республики Беларусь по странам СНГ

      (миллионов  долларов США)

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Всего 8048,8 11882,8 11142,5 14511,7 19015,7 25957,2 18214,7
Азербайджан 1,7 1,2 2,0 2,7 3,3 6,2 4,3
Армения 2,3 2,1 2,1 4,1 3,5 4,6 5,1
Грузия 3,7 3,6 2,5 3,4 4,6 11,3
Казахстан 13,0 23,5 31,1 74,4 151,7 171,8 74,9
Кыргызстан 3,4 3,2 2,0 1,5 2,7 6,4 3,2
Молдова 48,1 68,5 72,3 81,1 81,9 92,6 84,6
Россия 7601,9 11219,2 10118,2 13099,1 17204,9 23507,4 16717,1
Таджикистан 1,9 4,8 3,4 4,4 6,3 9,8 11,1
Туркменистан 0,04 0,4 1,1 1,1 0,9 2,0 1,8
Узбекистан 10,7 11,3 13,9 16,2 21,6 29,9 23,
Украина 362,1 545,0 893,9 1223,7 1534,3 2115,1 1289,4
 

Примечание: источник http://belstat.gov.by 

      Следует отметить, что именно создание единого  союзного государства должно стать  важнейшим фактором для обеспечения прочной интеграции нашей республики в мировое экономическое сообщество.

      Особенность функционирования СНГ в ближайшие  годы состоит также в том, что  он вынужден будет опираться прежде всего на государственные структуры в сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом, поскольку государственная собственность пока является господствующей во всех без исключения странах-участницах подготовки Договора. 

     2.1. Результаты внешнеэкономической  деятельности на современном этапе 

      Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы относиться к  Центральной Европе. Но условное деление  производится не столько географически, сколько экономически, политически  и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство, начиная от высоко индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

      Важную  роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса  играют внешнеэкономические связи  республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.

     Стратегия стабильного экономического роста  Республики Беларусь в значительной степени связана с развитием  экспортного потенциала и всесторонней интеграцией белорусской экономики  в мировую хозяйственную систему.

     Республика  Беларусь располагает достаточно большим  внешнеторговым потенциалом, а небольшие  размеры страны порождают экспортно-ориентированную  структуру экономики.

      Стратегия республики на международной экономической  арене определяется ее положением в системе мировых хозяйственных связей. Периферийные страны, к которым относятся Беларусь и другие постсоветские государства, не могут конкурировать на равных с ведущими участниками глобальной интеграции и вынуждены приспосабливаться к ней на правах новичков. Поэтому актуальной задачей становится адаптация национально-хозяйственного комплекса Беларуси к процессу глобализации мировой экономики. Это означает, в первую очередь, необходимость повышения национальной конкурентноспособности, чтобы наша страна смогла занять достойное место в мировом сообществе.

Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь