Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, дипломная работа
В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы международной интеграции, как формы интернационализации хозяйственных отношений; вторая рассматривает место Республики Беларусь в системе международной интеграции; третья глава посвящена перспективным направлением интеграции экономики страны в мировую экономику, намечены возможные пути её совершенствования.
После достижения валютной «прозрачности» предполагалось преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских валют должен был играть роль общей валюты.
Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов.
Однако, несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге. Кстати, многие из документов, подписанных в рамках СНГ, также до сих пор не реализованы. Это свидетельствует о том, что данное образование в значительной степени носит политический, а не экономический характер.
Одной
из острейших проблем
Некоторые
специалисты еще в конце 1991 г.
не исключали возможности
Однако политическое оформление процессов государственного размежевания заметно разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить, что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке Росии (как защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело к реальному прекращению функционированию денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.
Наступил новый этап — разделение на автономные денежные системы, внешне объединенные общим платежным средством — рублем — в начальном денежном обороте (10—15% общего оборота), но различные в своей основе — в безналичном обороте. С учетом этого была предпринята попытка создать Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.
Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 г. шестью государствами — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном и Узбекистаном — соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств — участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.
Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г. Экономического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики государств-членов. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.
Главный
торговый партнер Беларуси — Россия,
товарооборот с которой составляет
около 10 миллиардов долларов (58,7 процента
общего товарооборота). В структуре экспорта
на долю транспортных средств (тракторы,
грузовые автомобили, велосипеды) приходится
17,9 процента; машин, оборудования, механизмов
(бытовые холодильники, телевизоры, подшипники,
электронные интегральные схемы) — 13,8;
химической продукции — 11,5; текстиля и
изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов
— 9,2 процента. В структуре импорта 27,5
процента составляют минеральные продукты;
15 — машины, оборудование, механизмы; 13
— продукция пищевой промышленности;
12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента
— химическая продукция. [17, с. 46-47]
Таблица 2.1.
Экспорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ
(миллионов долларов США)
|
Примечание:
источник http://belstat.gov.by
В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.
Таблица 2.2.
Импорт товаров Республики Беларусь по странам СНГ
(миллионов долларов США)
|
Примечание:
источник http://belstat.gov.by
Следует отметить, что именно создание единого союзного государства должно стать важнейшим фактором для обеспечения прочной интеграции нашей республики в мировое экономическое сообщество.
Особенность
функционирования СНГ в ближайшие
годы состоит также в том, что
он вынужден будет опираться прежде
всего на государственные структуры
в сферах производства, обращения и управления
воспроизводственным процессом, поскольку
государственная собственность пока является
господствующей во всех без исключения
странах-участницах подготовки Договора.
2.1.
Результаты
Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы относиться к Центральной Европе. Но условное деление производится не столько географически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство, начиная от высоко индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.
Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.
Стратегия
стабильного экономического роста
Республики Беларусь в значительной
степени связана с развитием
экспортного потенциала и всесторонней
интеграцией белорусской
Республика
Беларусь располагает достаточно большим
внешнеторговым потенциалом, а небольшие
размеры страны порождают экспортно-
Стратегия республики на международной экономической арене определяется ее положением в системе мировых хозяйственных связей. Периферийные страны, к которым относятся Беларусь и другие постсоветские государства, не могут конкурировать на равных с ведущими участниками глобальной интеграции и вынуждены приспосабливаться к ней на правах новичков. Поэтому актуальной задачей становится адаптация национально-хозяйственного комплекса Беларуси к процессу глобализации мировой экономики. Это означает, в первую очередь, необходимость повышения национальной конкурентноспособности, чтобы наша страна смогла занять достойное место в мировом сообществе.
Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь