Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы международной интеграции, как формы интернационализации хозяйственных отношений; вторая рассматривает место Республики Беларусь в системе международной интеграции; третья глава посвящена перспективным направлением интеграции экономики страны в мировую экономику, намечены возможные пути её совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

     Конкурентоспособность стран оценивалась специалистами IMD по 323-м показателям, которые были объединены в четыре основные группы. При расчете рейтинга используются материалы международных организаций (ООН, ВОИС, ВТО, Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), а также 57 партнерских институтов различных стран мира. Кроме того, бизнес-климат стран оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. В 2004 году IMD опросил 4166 респондентов.

     В итоге на 1-м месте остались США. За ними следуют Сингапур и Канада. Прошлогодние призеры, Люксембург и  Финляндия, на сей раз заняли 9-е  и 8-е места соответственно. Низкие места неожиданно достались Германии (21-е), Японии (23-е), Франции (30-е) и Италии (51-е). Россия поднялась с 54 места в 2004 г. на 50-е. Замыкают рейтинг Индонезия, Аргентина и Венесуэла. [11, с.44]

     «Ежегодник мировой конкурентоспособности» в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений компаний.

     Беларусь  еще ни разу не включалась в рейтинг IMD. Это свидетельствует о том, что наши товары и услуги в большинстве случаев не могут составить серьезную конкуренцию на мировых рынках. Причиной тому являются дефицит финансовых ресурсов, баланс внешней торговли, нехватка прямых внешних и внутренних инвестиций, отсутствие стимулов и механизма их защиты, низкая мотивация к труду и др. Явным аутсайдером остается Беларусь и по производительности труда, инфляции, сбережениям населения, уровню налогообложения, экологии.

     Однако  по отдельным показателям мы все же можем потеснить некоторых участников рейтинга IMD. Это низкие цены на энергоресурсы для промышленных потребителей, количество научных работников в расчете на душу населения, степень обеспеченности предприятий научным персоналом, общеобразовательный уровень населения, относительно низкий уровень безработицы, диверсификация экспортных рынков, размеры внешнего государственного долга, уровень развития телефонной связи. [7, c. 15-17]

     В начале XXI века перед Беларусью на новом уровне встает задача обеспечения эффективного сотрудничества с зарубежными странами. Главная цель стратегии Республики Беларусь в настоящее время направлена на повышение эффективности внешней торговли, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров и продвижение их на внешние рынки, финансовое и страховое обеспечение торговых потоков и создание для них благоприятных финансово-кредитных условий, развитие торговой инфраструктуры и новых форм торговли. 
 

3. Перспективы интеграции   
Беларуси в мировую экономику
 

     3.1. Стратегия вхождения Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество 

      Смысл процессов глобализации заключается  в быстром и эффективном вхождении  в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и трансферты. Более того, само экономическое и политическое пространство и социальное время становятся функцией общечеловеческого бытия. Особенностью глобализации является также и то, что по характеру экономических, культурных и геополитических измерений Беларусь является европейской страной. По той причине интеграция в мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами: Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.

      Одной из проблем, с которыми столкнулось  общество, является соответствие его внешней и внутренней открытости. Так, Беларусь отличалась во второй половине двадцатого столетия высокой степенью открытости экономики. В начале 90-х годов 47% ВВП было ориентировано на внешнее экономическое пространство. В настоящее время удельный вес белорусской экономики в мировом производстве ряда товаров и услуг составляет значительную величину, учитывая то, что население страны составляет 0,18% мирового народонаселения, а по территории мы занимаем всего 0,15%. [2, c. 94-95]

      Европейское измерение Беларуси следующее: по размерам территории (207,6 тыс. кв. км) мы занимаем 13-е, а по численности населения (10,2 млн чел.) — 14-е место среди европейских стран. Вместе с тем социально-экономическое развитие страны отстает от общего европейского уровня. Если по реальному ВВП на душу населения страны-лидеры (Бельгия, Швейцария, Нидерланды, Дания) производят более 20000 USD, то аналогичный показатель в Беларуси составлял в 1997 г. всего 5884, а в 1999 - 6894 USD (пересчитанный по новой методике показатель). Ближе к нам находятся такие страны Европы как Португалия и Кипр, хотя их показатели в 2 раза выше наших.

      С другой стороны, структура белорусской  экономики соответствует типологии развитых стран 60-х годов XX века. Можно констатировать то, что в стране есть относительно развитое машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность. Существует значительная «продвинутость» в таких сферах экономической деятельности, как добыча калийных удобрений — 11%, производство льноволокна - 8,7%, картофеля — 3,1% от мирового уровня. Эта триада «калий-лен-картофель» может быть своего рода визитной карточкой экономики страны.

      Конечно, данная триада и является предпосылкой активной деятельности на мировом рынке. Например, в 2000 году из общего объема экспорта калийных удобрений 99,8% продавалось в страны «вне СНГ», то есть по существу на мировом рынке. [6, c. 78-81]

      Отличия Беларуси от стран с высоким уровнем  развития человеческого потенциала заметны не только по параметрам ВВП или другим экономическим показателям. Есть значительные плюсы по показателям образованности. Мы опережаем по индексу уровня образования Швейцарию, Люксембург, Кипр, Грецию и Португалию. Уровень грамотности взрослого населения в нашей страны выше, чем в Италии и Испании. Это существенные моменты в оценке реальной ситуации, соотнесенности жизненных условий в сопоставлении со странами Европейского Союза.

      Начало  нового столетия ставит нашу страну перед рядом вызовов. Экономическое недоразвитие становится тормозом активного выхода на мировые рынки. По этой причине основные преобразования должны быть связаны с необходимостью реструктуризации белорусской экономики, созданию потенциала роста, технологической модернизации. Не последнюю роль играют и факторы эффективного использования образовательного и интеллектуального капитала. Именно эти ресурсы и могут стать ведущими при активной интеграции в мировое и европейское сообщество. [2, c. 96-99]

      Конечно, перспективы вхождения в мировое  сообщество связаны с экономическим  сотрудничеством, развитием экономических взаимосвязей. По этой причине важно быстро найти свои промежуточные ниши в быстро глобализирующейся экономике. Надо ли создавать свои новые предприятия или ждать, когда придут иностранные инвесторы и поставят корпуса заводов, наймут рабочих и инженеров. Это также далеко не праздный вопрос.

      Изменения интеграционного плана связываются  с изменениями структуры экономики, сегментов и отраслей промышленности и аграрного сектора, инвестиционными потоками, бюджетными доходами и расходами. [12, c. 24]

      Что же и как должно изменяться? Рассмотрим возможные изменения макроэкономической структуры.

      Например, сельское хозяйство в Беларуси составляет 14% от ВВП, что в целом выше, чем в России (8%) и Украине (12%). Однако сравним с развиты ми европейскими странами. Так, в Германии данный показатель равен 1%, Великобритании — 2%, Италии и Испании — 3%. Конечно, далеко не теоретический вопрос: что делать с нашими 10-12% излишнего сельского населения. Это важно и по той простой причине, что речь идет о судьбе целого миллиона людей.

      Сравнения показывают, что остальные сектора  соотносятся следующим образом. Так, доля промышленности составляет 44% от ВВП, а сфера услуг, соответственно — 42%. Это относительно неплохие показатели для прошлых времен индустриализации, но к началу XXI века мы сопоставимы по доле промышленности с показателями Саудовской Аравии (45%), Республики Корея (43%), Свазилендом (42%), Индонезией (43%). Для того, чтобы войти в ряд стран с более развитой структурой экономики, мы можем ориентироваться на показатели таких государств как Норвегия (32%), США (27%), Франция (26%). Это означает необходимость реструктуризации всей экономики и создание новых рабочих мест в информационных отраслях и сферах деятельности, в сфере услуг в целом. [2, c. 103-105]

      Наши  шансы могут быть реализованы, когда  с нынешних 42% доли сферы услуг  от ВВП, что сопоставимо с такими странами, как Индонезия (41%), Гвинея (42%), Нигер (44%), Свазиленд (40%) мы переместимся в другое структурное качество экономики. Белорусский путь в мировое сообщество будет связан с модернизацией промышленности, изменением соотношений различных отраслей деятельности, в результате чего сфера услуг может быть увеличена до показателей в 64%, что соответствует средней величине промышленно развитых стран. Конечно, сложнее будет достигнуть параметров 78% (Бельгия) или 84% Гонконга. Однако можно представить алгоритм изменений как уменьшение доли аграрного сектора на 10% и соответствующее увеличение сферы услуг с 42% до 52%. Кстати, именно развитие малого и среднего бизнеса наиболее удачно сказывается на формировании «продвинутой» сферы услуг. Такого рода цель позволяет создавать новые рабочие места, использовать новые информационные технологии и быть ближе к человеку, ориентироваться непосредственно на него.

      Конечно, вхождение в мировое сообщество будет осуществляться постепенно, шаг  за шагом. Скорость такого вхождения  зависит и от успешности экономических реформ в стране. Чем быстрее развивается рыночная экономика, тем больше шансов конкурировать и сотрудничать в мировой экономике.

[2, c. 106-109]

      Открытость  экономики дает шансы на успешную глобализацию и в данном отношении  республика является экспортно-ориентированной страной. По показателю доли экспорта товаров и услуг (в % от ВВП) Беларусь имеет хороший результат - 60%. Для сравнения укажем на то, что от нас значительно отстают Швеция (40%), Исландия (36%), Великобритания (30%), Франция (24%), Германия (24%) и другие страны. Лучшие показатели среди европейских стран у Люксембурга (91%), Бельгии (68%), Ирландии (76%). Хотя есть и существенные моменты в оценке реальных величин. Так, экспорт Бельгии был в 1997 году в 14 раз больше, а португальских товаров и услуг было продано почти в 3 раза больше, чем белорусских, хотя по размерам наши страны сопоставимы. Конечно, то, что Беларусь разработала новую стратегию экспорта, является важной чертой развития. Реализовать свои возможности в условиях возрастающей конкуренции будет не просто. Вхождение в мировое сообщество не есть механическое установление более тесных производственных, экономических, финансовых связей. Данный процесс более сложен и интересен. [2, c. 109-111]

      Важно подчеркнуть, что интернационализация экономических связей связана и с тем, как страна воспринимает ценности мирового сообщества, насколько жители государства способны разделять их как цели мирового сообщества. По этой причине важно ориентироваться на активное участие Беларуси в международных организациях, участие в больших международных экономических, социальных, гуманитарных проектах. Речь идет о создании магистральных дорог, развитии сетей коммуникаций, использовании Интернета в образовании.

      Как малой открытой стране, Беларуси нет необходимости формировать свой «внутренний мир» только так, чтобы он повторял ошибки и просчеты, совершенные другими странами на пути к вершинам мировой цивилизации. Нет необходимости исходить из принципов «догоняющего развития», а можно использовать шансы растущей глобализации мировой экономики и человеческого сообщества. Это означает интенсификацию сотрудничества со странами-лидерами мирового сообщества, развитие отношений как на двусторонней, так и многосторонней основе. Именно такие проекты, в которых участвуют ведущие мировые государства, позволяют ускорять динамику развития, адаптироваться к новым условиям жизни и новым непростым вызовам ХХI столетия.

     3.2. Пути совершенствования  внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на современном этапе

       Экономические преобразования в республике включают в качестве центрального направления  и реформу внешнеэкономической  деятельности, проводимую с 1986 года союзным правительством, а с 1991год – белорусским.

       В основу внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь изначально были положены принципы либерализации внешнеэкономической деятельности, которые были сформулированы, как указывалось выше, в конце 80-х годы в СССР. В соответствии с данными принципами приоритеты Республики Беларусь во внешнеэкономической деятельности на этапе формирования состояли в следующем:

  • либерализация ВЭД;
  • расширение интеграционных связей со странами СНГ и обеспечении эффективности вхождения Беларуси в мировую экономику;
  • развитие экспорта, как основного источника валютных поступлений;
  • обеспечений импортных поставок для обеспечения структурной перестройки;
  • защите интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.

Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь