Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе применяются следующие методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логический метод. Основным методом, использованным в данном исследовании является системный подход.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой излагаются общие теоретические основы международной интеграции, как формы интернационализации хозяйственных отношений; вторая рассматривает место Республики Беларусь в системе международной интеграции; третья глава посвящена перспективным направлением интеграции экономики страны в мировую экономику, намечены возможные пути её совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

     Беларусь  торгует со 167 странами мира. Продукция, производимая в Республике Беларусь, экспортируется в 118 стран. В свою очередь, Беларусь импортирует продукцию  из 152 стран. Промышленная продукция экспортируется в 83 страны и импортируется из 60. Основными торговыми партнерами являются Россия, Украина, Германия, Польша, Литва и Латвия, Нидерланды, Великобритания, США [21, с.112].

     Структура белорусского экспорта в целом приближена к структуре мирового экспорта с преобладанием высокой доли готовой продукции. Беларусь осуществляет экспорт по 19 товарным группам. Основными статьями экспорта являются машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, минеральные продукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция легкой промышленности. Продукция машиностроения совместно с продукцией химической и текстильной промышленности составляют около 60% общего объема экспорта. Экспортируется 90-95% произведенных тракторов и автомобилей, 70-75% металлообрабатывающих станков, 70-80% морозильников и холодильников, 50% телевизоров, 80-90% калийных удобрений, 60-80% химических волокон и нитей, почти все произведенные шины и мотоциклы. Занимая в мире по размерам территории 0,15% и по численности 0,18%, удельный вес Беларуси в производстве некоторых видов продукции довольно значителен. Так, в республике производится 11% мирового объема льна, 11% калийных удобрений, 8% тракторов, 4% картофеля, 1,3% холодильников, 0,6% химических волокон и нитей.

Рис. 2.1. Товарная структура экспорта и импорта  в 2009 году (в % к итогу) 

      Значительная  доля в структуре белорусского экспорта приходится на экспорт услуг. Наибольший удельный вес в структуре экспорта услуг занимают транспортные, деловые, строительные и услуги по переработке нефти. [4, c. 65]

      Экспорт услуг республики за январь-сентябрь 2009 года составил 1595,1 млн. долларов, в том числе в страны СНГ – 552,3 млн. долл., из них в Россию – 354,0 млн. долл., в государства вне СНГ – 1042,8 млн. долл.

      В целом по республике экспорт услуг  увеличился на 21,8 %.

      В страны Содружества экспорт услуг  увеличился на 23,9 процента, в Россию – на 18,7 процента. В страны вне  СНГ экспорт услуг вырос на 20,8 процента.

      Наибольший  удельный вес в общем объеме экспорта услуг (56,2%) занимают транспортные услуги, объем которых за январь-сентябрь 2005 года составил 896,5 млн. долларов и  увеличился на 19,7% по сравнению с  январем-сентябрем 2004 года.

      Импорт  услуг за январь-сентябрь 2005 года составил 937,2 млн. долларов, в том числе  из стран СНГ – 382,2 млн. долл., из них  из России –267,5 млн. долл., из государств вне СНГ – 555,0 млн. долл.

      Общий объем импорта услуг Республики Беларусь вырос на 20,5 процента. При этом импорт услуг из стран СНГ вырос на 9,2 процента, а из других государств – на 29,8 процента [21].

      Наибольший  удельный вес в импорте услуг  занимают поездки, транспортные, деловые  услуги, услуги связи, объем которых  составляет более 90 процентов от всех оказанных республике услуг.

      Положительное сальдо в торговле услугами за январь-сентябрь 2005 года выросло на 126,2 млн. долларов и составило 657,9 млн. долл.

      Основными видами услуг, обеспечивающими положительное  сальдо, являются транспортные (634,2 млн. долл.), деловые (172,9 млн. долл.), строительные услуги (70,1 млн. долл.).

      Наибольшее  пассивное сальдо наблюдается по статье «Поездки» (-213,3 млн. долл.).

     Что касается общих цифровых показателей  внешнеэкономической деятельности, в 2005 году, то необходимо отметить, что объем внешней торговли товарами и услугами из расчета в фактических ценах в январе-ноябре 2005 года составил 111,1% к январю-ноябрю 2004 года (прогноз на год - 110-111%), в том числе экспорта - 117% (111-112%), импорта - 105,6% (109-110%). Превышение темпов роста экспорта товаров и услуг над темпами роста импорта в целом по республике сформировало в январе-ноябре 2005 года положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 294 млн. долларов, в том числе сальдо внешней торговли товарами отрицательное - 486,7 млн., услугами - положительное в размере 780,7 млн. долларов [22].

     Таким образом, с 2001 года прослеживается стойкая  положительная динамика роста товарооборота.

     Структура внешнеторгового оборота в разрезе регионов следующая. Страны СНГ (включая Российскую Федерацию) составляют 62,7 процентов общего товарооборота республики, остальные страны – 37,3 процента. 
Стоимостной объем внешней торговли с государствами Содружества увеличился на 26,0 процентов, с другими государствами – на 24,5 процента.

[3, c.126-128]

     С 1999 года также прослеживается стойкая  положительная динамика роста экспорта в фактических ценах. [3, c. 128-129] Динамика экспорта Республики Беларусь в 1996-2003 годах отражена на рис. 2.3.

     Структура экспорта в разрезе регионов следующая. Товарооборот со странами СНГ составил 7967,7 млн. долларов или 55,1 процента общего товарооборота республики, с остальными странами – 6501,3 млн. долларов или 44,9 процента общего товарооборота.

     Стоимостной объем внешней торговли с государствами Содружества уменьшился на 3,7 процента, а с государствами вне СНГ увеличился на 33,7 процента.

     Экспортировано  Республикой Беларусь товаров на 7381,7 млн. долларов, в том числе  в страны СНГ – на 3244,0 млн. долларов, из них в Россию – на 2656,4 млн. долларов; в государства вне СНГ – на 4137,7 млн. долларов.

     В целом по республике экспорт увеличился на 19,6 процента, в страны Содружества  уменьшился на 0,6 процента, в том  числе в Россию – на 8,7 процента. В страны вне СНГ белорусский экспорт увеличился на 42,2 процента.

     На  страны СНГ приходилось 43,9 процента белорусского экспорта, в том числе  на Российскую Федерацию – 36,0 процента его общего объема, на страны сне  СНГ – 56,1 процента.

     Общий объем импорта товаров составил 7087,3 млн. долларов, в том числе из стран СНГ – 4723,7 млн. долларов, из них из России – 4289,3 млн. долларов. Из государств вне СНГ импортировано товаров на 2363,6 млн. долларов [24].

     Общий объем импорта Республики Беларусь увеличился на 1,7 процента. При этом ввоз товаров из стран СНГ уменьшился на 5,8 процента, в том числе из России – на 9,1 процента. Импорт из стран вне СНГ увеличился на 21,1 процента.

     Доля  стран СНГ в общем объеме белорусского импорта составила 66,7 процента, на российские товары приходилось 60,5 процента импортных закупок.

     Сальдо  внешней торговли товарами сложилось  положительным в размере 294,4 млн. долларов. В январе – июне 2004 года сальдо отрицательное в размере -795,1 млн. долларов. Со странами Содружества  сальдо отрицательное в размере -1479,7 млн. долларов, в том числе с Российской Федерацией – -1632,9 млн. долларов. Со странами вне СНГ сальдо положительное в размере 1774,1 млн. долларов. По сравнению с январем – июнем 2004 года положительное сальдо с этой группой стран увеличилось на 817,6 млн. долларов или в 1,9 раза.

     Структура сальдо в разрезе регионов следующая. Сальдо сложилось отрицательным  с Российской Федерацией, Северной Америкой, Латинской Америкой в размере 2716,9 млн. долларов. Сальдо сложилось  положительным с Европой, странами СНГ (без Российской Федерации), Азией, Африкой и Ближним Востоком в размере 1428,9 млн. долларов. [3, c. 135-138]

     Внешняя торговля в первом полугодии 2005 года 2005 году характеризуется следующими тенденциями:

  • обеспечением положительного сальдо в целом по республике в размере 294,4 млн. долларов;
  • опережающими темпами роста экспорта над темпами роста импорта в целом по республике и в торговле со странами вне СНГ;
  • сдерживанием импорта на уровне 2004 года (в фактическом выражении);
  • превышением фактическим темпом роста экспорта на 0,4 процентного пункта темп роста импорта в торговле с Россией;
  • сокращением отрицательного сальдо на 174,2 млн. долларов в торговле с Россией;
  • выходом на положительное сальдо и превышением темпов роста экспорта над темпами роста импорта в торговле с Украиной;
  • стабильным ростом экспорта (в 1,4 – 1,5 раза), на фоне относительно низкого роста импорта (на 9,6 – 21,1 процента) в торговле со странами вне СНГ;
  • увеличением положительного сальдо в торговле со странами вне СНГ на 817,6 млн. долларов или в 1,9 раза [24].

      Характеризуя наши отношения со странами «дальнего» зарубежья, следует отметить, что на первом месте здесь идет Германия, которая является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.

      На  примере расширяющихся деловых  связей Беларуси с фирмами Германии можно показать, как важно знание особенностей сотрудничества с немецким бизнесом для успешного развития отношений с этой страной. Рынок в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленности, машиностроение.

      Немецкий  рынок является классическим рынком предложения, а не рынком спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепция маркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса. Качество, дизайн и упаковка часто более важны, чем цена товара, а для технических товаров еще и сервис, и соответствие немецким техническим стандартам.

      Поэтому в последние годы ключевое значение в Беларуси придается работе по приближению  национальных стандартов к мировым  требованиям качественных характеристик производимых товаров. Действующий фонд стандартов по машиностроению и приборостроению, изделиям электронной техники и электротехнической продукции уже на 70—80 процентов соответствует международным требованиям.

      Мировая практика свидетельствует, что в  ходе проведения хозяйственной трансформации ныне успешно действующие страны использовали весь арсенал государственного регулирования экономических отношений с зарубежными партнерами и никогда полностью не полагались на стихию рыночных сил в международном обмене. Как правило, внешнеэкономическая политика современных государств включает сочетание методов обеспечения свободной конкуренции и, где это необходимо, — введение протекционистских средств. Причем такое сочетание предполагает, в первую очередь, учет национальных интересов.

      В полном согласии с такой тенденцией нынешние акценты в стратегии  западных стран по отношению к  Республике Беларусь из сферы военно-политического противостояния постепенно смещаются в область экономики. Беларусь подвергается ужесточению экономической блокады, а в сотрудничестве с ее главным партнером — Россией — отчетливо прослеживается стремление западных стран к достижению односторонних преимуществ, сдерживанию развития России, скрытому проникновению в стратегически важные для нее отрасли промышленности, устранению с мировых рынков конкурентноспособных российских товаропроизводителей.

      Понимание особенностей нынешней системы международных  хозяйственных связей, определяющим фактором которых является глобализация мировой экономики, ставит перед нашей республикой задачу выработки новой внешнеэкономической стратегии. Без ее успешного решения и практической реализации невозможно дальнейшее движение вперед по пути социально-экономического прогресса.

     Процессы глобализации и либерализации рынков в XXI веке показывают, что определяющим элементом устойчивого экономического и социального развития государства становится его конкурентоспособность. Ее можно охарактеризовать как способность государства, с одной стороны, в условиях свободных рыночных отношений и добросовестной конкуренции производить и реализовывать товары и услуги, удовлетворяющие требованиям международных рынков, и с другой - поддерживать и повышать благосостояние своих граждан.

     В мае 2005 года свой индекс конкурентоспособности  опубликовал Международный институт развития менеджмента (International Institute For Management Development - IMD), расположенный в г.Лозанна (Швейцария). Его исследование под названием «Ежегодник мировой конкурентоспособности» (The World Competitiveness Yearbook, WCY) охватывает 51 страну, которые были выбраны с учетом их ключевого воздействия на мировую экономику. Дополнительно в рейтинг IMD во второй раз были включены 9 избранных регионов, которые существенно отличаются от своих стран в целом и обладают определенной независимостью в управлении собственной конкуренто-способностью. Из республик бывшего СССР в рейтинг IMD вошли только Россия и Эстония.

Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь