Влияние информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление особенностей телевидения как культуроформирующего элемента информационного общества.
Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:
• уточнить содержание понятия «информационное общество» на основе анализа различных концепций информационного общества;
• определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;
• выявить основные культуроформирующие функции телевидения;
• проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Техника и культура…………………………………………………………….6
1.1 Развитие культуры в информационном обществе………………………….6
2. Влияние информационных технологий……………………………………..22
2.1 Культура и информационные технологии…………………………………22
2.2 Информационные технологии в конструировании культуры…………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Развития IT на развитие культуры.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

    Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Учитель зачастую ограничен в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать — и при оформлении кабинета. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

    Однако  при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.

    Во-первых, информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений — обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления — больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т. е. создан одним человеком — обратите внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомните, знакомо ли вам его имя по другим статьям и публикациям.

    Заслуживающие доверия сайты всегда указывают  источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники —  их стоит проверить. Так, во-первых, можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а во-вторых — узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для проведения урока биологии. Все эти моменты следует объяснить и ученикам, если вы поручаете им самим разыскать в сети ту или иную информацию к уроку или внеклассному мероприятию. 

    1.2 Информационные технологии  в конструировании  культуры 
 

    Информатизация  современного общества является одним  из наиболее мощных феноменов, способных  своим противоречивым влиянием на общественное сознание вызвать глубоко неоднозначные  трансформации социального пространства. Информационная картина Мира складывается из способности воспринимающего существа понимать содержание информации. И не важно, будет ли она исходить из самого общества и ориентировать своих субъектов на формирование необходимых моделей социального поведения, или станет восприниматься как некий шифр, закодированный закон мироздания, подчиняясь которому происходит вечное движение материи. Социальная значимость любой информации заключается в способности человека воспринимать ее, оценивать и использовать в практической жизни. «Сущность процесса развития заключается в целенаправленном накоплении информации с последующим ее упорядочением, структуризацией».

    В конечном счете процесс информатизации приобретает статус информационной культуры человека, выступающей как способность индивида и общества к получению, обработке, передаче, хранению информации и применению ее в соответствии с практическими нуждами. Культурные модели поведения социальных групп становятся производными от особенностей понимания индивидами содержания информации. Геометрическая прогрессия объема информационных субстанций на рубеже XX-XXI-х веков делает закономерным процесс становления глобальной информационной культуры. Динамичные социальные изменения, задаваемые гигантскими информационными потоками, обусловливают особенности общественного поведения на бытовом, профессиональном, политическом, экономическом, этническом, религиозном, наконец, экологическом уровнях.

    Проблема  глобальной деэкологизации выдвигает  множество направлений поиска возможных механизмов сохранения и восстановления естественной среды. Развитие информационного общества ведет к расширению возможностей информационных технологий в формировании культурных ценностей, определяющих направление и качество социально-экологического развития. Однако эти возможности гораздо больше служат экономическим интересам человечества и отводят сохранению природы второстепенные места. «Всепроникающий и унифицирующий поток (денег, товаров, людских ресурсов, информации) против природного и культурного разнообразия «мест» (социоприродных экосистем), которые поддерживают биосферу в относительном равновесии, – ключевой социально-экологический конфликт современности и главная проблема социальной экологии эпохи глобализации».

    Ведущим условием обеспечения экологической безопасности является знание, позволяющее человечеству разрабатывать систему мер противостояния неблагоприятным условиям окружающей среды. «Это естественное свойство человеческого мозга узнавать все новые и новые для себя факты. …Это у него всегда сочеталось со своей безопасностью потому, что человек не был защищен от стихии, явлений природы или каких-то ее обитателей. Поэтому ему надо было знать все больше и больше факторов природы». Особенность современного знания о мире заключается в наличии огромного теоретического материала и отсутствии реальных практических достижений, обеспечивающих реконструкцию природного пространства, страдающего от негативных антропогенных практик. В настоящее время знание «…охватывает сотни научных направлений. И хотя человек очень много узнал об окружающем его мире и о самом себе, но на большинство важных вопросов ответа пока нет».

    Информационное  воздействие на международную духовную жизнь, миротворческую, политическую деятельность проявляется через субъективный фактор – сознательную деятельность людей, государственных и общественных организаций. Использование современных информационно коммуникационных технологий для решения актуальных социальных задач неизбежно связано с проблемой осознания общественного интереса, и это позволяет говорить о возрастании мировоззренческой роли ИКТ. К сожалению, всплеск гедонистических умонастроений в конце XX – начале XXI вв. сформировал целый ряд поколений, ориентированных на максимальное потребление благ и минимальную заботу о будущем человечества. Актуализация материальных ценностей создала информационное пространство потребительства, не позволяющее человеку в полной мере осознать, что «важнейшей особенностью в обеспечении безопасности его жизни становятся нематериальные факторы», частью которых выступает экологическая культура.

    Экологическая культура – это сложное понятие, имеющее разнообразные интерпретации. Как часть общечеловеческой культуры она испытывает на себе прессинг политических, экономических, криминальных интересов общества, а гигантские возможности информатизации остаются почти не задействованными в позитивной экологической социализации. «Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес – не частный вопрос коммерции. Оно изменяет сам характер человеческого развития: если раньше человечество изменяло окружающий мир, то теперь – вероятно, из-за того, что антропогенная нагрузка на биосферу приблизилась к некоему критическому уровню – оно перешло к изменению самого себя» [6].

    Рекламное пространство как один из способов манипуляции общественным сознанием выступает эффективным средством реализации бизнес-программ, способствуя одновременно закреплению деформированных ценностей, вытесняющих из общественного сознания экологические проблемы. «Информационные технологии впервые удешевили и упростили технологии формирования сознания до такой степени, что они стали практически общедоступны. В результате изменением нашего сознания занимается не национальное и даже не зловещее "мировое" правительство, а практически каждый фабрикант собачьих консервов. Тот, кто не делает это, давно вытеснен из бизнеса, в котором теперь нечего делать без РR-технологий: в отличие от традиционного маркетинга, они приспосабливают не товар к предпочтениям людей, а, напротив, людей – к уже имеющемуся товару».

    Функционирование  системы рекламно-информационных технологий сопровождается множеством негативных психологических и социокультурных  эффектов, определяющих в последующем  качество экологического сознания и  культуры общества. Крайне неблагоприятное влияние оказывают заметная экологическая некомпетентность специалистов по рекламе, их откровенная незаинтересованность в создании информационного продукта, не приносящего «живых» денег, и сознательная спекуляция идеями чистой природной среды для достижения коммерческого интереса. Всевозможные эмблемы чистой природы все активнее входят в моду, а затасканное словосочетание «экологически чистый продукт» не только не устаревает, но и продолжает эффективно внедряться в процесс продвижения практически всех товаров и услуг. «Опасность широкого распространения информационных технологий связана и со снижением ответственности управляющих систем. Работая с "картинкой" и представлениями, человек неминуемо теряет понимание того, что его работа влияет на реальную жизнь реальных людей. Он просто забывает о них – и в сочетании с высокой эффективностью это превращает его в прямую угрозу для общества» .

    Межрегиональные исследования, направленные на изучение экологической культуры казахстанского населения показали, что даже представители сферы образования являются весьма неинформированными в вопросах экологической культуры. Практически все респонденты отождествляют экологические и санитарные мероприятия, видя в них лишь уборку городской территории, что свидетельствует о заметном дефиците нужной информации. Опрос учителей школ и старшеклассников показал более высокую регулярность получения в коллективе экологической информации, но и они не видят разницы между экологической и санитарной культурой (свидетельство некачественной информации и низкого экологического образования), а забота о природе в целом также отождествляется лишь с уборкой территории. Еще более низкой оказалась экологическая информированность медицинских работников, от знаний и культуры которых существенно зависят эколого-медицинское просвещение населения и профессиональная оздоровительная работа. Никто из них не включает в свою лечебно-профилактическую деятельность вопросы экологической пропаганды и оздоровления. И не потому, что не хотят этого делать, а потому, что не знают как. Опрос иных категорий населения также обнаружил невысокий уровень экологической информированности и соответственно экологической культуры.

    Сегодня очевиден факт того, что информационно  коммуникационные технологии и «СМИ не отражают социальную действительность подобно зеркалу, а конструируют ее». В числе немногочисленных телепередач экологического характера практически отсутствует информация, направленная на формирование у населения практических навыков охраны окружающей среды. Редко можно услышать о том, как утилизировать мусорные отходы после загородного отдыха, что такое – бережное отношение к животному и растительному миру и т.п. Не менее существенной причиной, обуславливающей дефицит экологически значимой информации, выступает кризис системы образования, ориентированной на умножение узкоспециальных знаний, а также отсутствие экологообразовательных программ для дипломированных специалистов различных профилей. Не следует забывать и характер государственной политики, фокусирующей свой интерес на увеличении финансовой прибыли любыми средствами.

    Между тем «локальное знание не просто "совокупная информация" – оно представляет собой процесс формирования смыслов  в конкретном локальном контексте» и требует поиска информационных каналов, обеспечивающих создание новых форм экологически позитивного мышления и культуры. Современные ИКТ можно использовать как против, так и на благо экологической социализации общества. «Информация – один из важнейших источников «питания» миротворческого процесса; она выступает не только как продукт человеческого мышления, результат познания материального мира и социальных явлений, но и как мощное средство активного влияния на формирование личности». Новые научные направления вплотную подвели социологию к более широкому использованию медиатехнологий в решении общественных задач. Уже существует множество программных средств, предоставляющих широкие возможности для анализа информации, построения графиков и диаграмм различных типов. Использование нейронных сетей в значительной степени повышает уровень обработки информации в связи с их невысокой чувствительностью к неполным или искаженным сведениям (экспертно-диагностическая программа «МАКС», программа «АЛЕКС», система «Контент-анализ», программа «Ксения»). Но, если до недавнего времени компьютерные средства служили в социологии, главным образом, для статистической обработки данных, построения диаграмм и создания научных презентаций, то появление визуальной антропологии позволило визуализировать социальные факты и анализировать их в условиях виртуального пространства.

    В условиях переизбытка информации и  глобальной конкуренции практически  во всех сферах социальной деятельности все чаще приходится обращаться не только к акциям продвижения того или иного продукта, но и к технологиям позиционирования, к концепции визуальной подачи необходимой информации. Визуальное информирование уже не замыкается на простых рекламных имиджах или печатных модулях, наружной рекламе или роликах для ТВ. Наиболее полноценными и открытыми в преподнесении сведений можно считать печатные и электронные презентации, построенные на «живых» фото- и видеоматериалах. «Обращение к визуальному повлияло на расширение, во-первых, предмета социального мышления – в него оказались включены практики и образы культуры, во-вторых, репертуара методов сбора и анализа информации, куда вошел прием визуализации изучаемых социальных феноменов».

    На  сегодняшний день презентация –  это не только инструмент бизнеса  и коммерции. Визуализация социокультурного пространства превращается в один из самых комфортных и эффективных способов ознакомления целевой аудитории с самыми разнообразными сведениями. Это есть и средство повышения интерактивности сторон, и возможность реализации поставленных задач в реальной жизни и в виртуальном пространстве интернета.

    Однако, несмотря на интенсивное внедрение  ИКТ в методологию науки, отечественная  эмпирическая социология сегодня еще  не готова в полной мере к исследованию процессов информатизации общества в связи с недостатком специалистов-социологов, профессионально владеющих методиками и техникой информатики. Метод сбора, анализа и презентирования фотоматериалов пока крайне редко выступает в социологии в роли научного инструмента познания. К презентации прибегают, как правило, с целью визуализации цифровых материалов или просто потому, что это стало принято. Зачастую демонстрация слайдов выглядит лишь как набор текстов, таблиц, диаграмм или примитивных графических изображений. Между тем презентации с использованием фото- и видеоматериалов оказывают на аудиторию не только информационное, но и сильное психологическое воздействие, заявляя о себе как о мощном и перспективном средстве научно-образовательных, педагогических, информационных, коммуникативных технологий, формирующих общественное настроение, создающих предпосылки к появлению значимых моделей поведения.

    Социальный  интеллект, страдающий от переизбытка  дешевой и некачественной информации, все больше фиксирует внимание на реальных фактах и образах, отраженных в фото- или видеосюжетах, интегрированных в презентацию. «Образ может визуализировать (больше, чем просто озвучить) фигуры умолчания в речи субъекта, отражающей лишь его сознательные намерения. То есть образ делает особо наглядным неизреченный и сокрытый от сознания объект желания, структурирующий человеческое поведение».

Информация о работе Влияние информационных технологий