Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:59, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей телевидения как культуроформирующего элемента информационного общества.
Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:
• уточнить содержание понятия «информационное общество» на основе анализа различных концепций информационного общества;
• определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;
• выявить основные культуроформирующие функции телевидения;
• проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Техника и культура…………………………………………………………….6
1.1 Развитие культуры в информационном обществе………………………….6
2. Влияние информационных технологий……………………………………..22
2.1 Культура и информационные технологии…………………………………22
2.2 Информационные технологии в конструировании культуры…………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
В связи с персональными компьютерами человек должен приобретать "вторую грамотность", не теряя "первую". Микрокалькулятор не избавляет школьника от изучения таблицы умножения. В противном случае человек может стать рабом машины. На дисплее человек получит нужную ему информацию сразу. Но как это отразится на межличностных связях, общении? Компьютеризация создает новую психологическую атмосферу.
Формирования культуры общения с машиной протекает на фоне традиционного стиля мышления, которое оказывает неоднозначное влияние на процесс этого формирования. С одной стороны, традиционный стиль мышления, связанный не только с образованием абстрактных понятий но и с наглядным образом, в определенной степени тормозит выработку навыков общения с компьютером при помощи числового кода. Но с другой - "обычная", традиционная грамотность является необходимым условием формирования компьютерной грамотности. Поэтому наивно усматривать во "второй" компьютерной грамотности замену "первой", традиционной. Без полного усвоения в процессе образования общей грамотности с большой компонентой гуманитарного знания компьютерная грамотность может способствовать превращению человека лишь в придаток компьютера. Опыт работы со студентами свидетельствует, что те из них, кто хорошо усвоил курс высшей математики, легко и быстро овладевают основами программирования и непосредственной работой на дисплее. Не освоившие курс высшей математики обычно не в состоянии написать простую программу. Однако традиционное образование часто тормозит течение мысли по новому. Не случайно академик Е.И.Велихов отмечает, что в этом случае идет становление человека как личности и компьютеры очень интересно и по разному вписываются в различные периоды становления человека. Так, маленькие дети считают компьютер живым и легко входят с ним в контакт. Это происходит потому, что ход их мыслей не тормозит традиционное мышление.
Недалеко то время, когда плановые хозяйственные работники не умеющие разговаривать с компьютером будут столь же беспомощны, как сейчас неграмотные люди. Умение общаться с компьютером скоро станет элементарным признаком культурного человека, как умение читать и писать в наши дни.
Опосредуя отношение человека к действительности, компьютеры все более определяют человеческую деятельность. Таким образом, не только люди создают информационные системы, но и эти системы требуют и создают новых людей. Конечно поголовная компьютерная солидная грамотность ныне невозможна, хотя бы уже потому что для решения этой задачи наше общество не имеет необходимое количество компьютерных средств. Но и делать всех людей программистами нет необходимости. Вместе с тем любой специалист должен быть пользователем ЭВМ, умело обращаться с ними при решении конкретных производственных проблем, уметь создать файл, вызвать его, отредактировать текст, сделать рисунок или чертеж и перенести его в документ, отпечатать нужный материал на принтере. На производство должен приходить грамотный в вопросах информатики работник. Требуется сознательно и активно формировать способности человека к новому уровню развития информатики. Такую задачу должна выполнить вся система образования - начальное, среднее и высшее.
В развитых странах мира на образование населения обращается особое внимание и выделяются колоссальные средства. В меморандуме Президента США об образовании (декабрь 1991 г.) забота об образовании названа стратегией нации и на образование выделяются огромные средства - до 260 млрд. долларов ежегодно. В меморандуме отмечается, что только то государство может обеспечить достойную жизнь своим гражданам, которое выделяет необходимые средства на образование и науку. Инвестиции в сферу образования признаются самым выгодным вложением капитала. Образование должно использовать всю мощь современной информационной техники. Поэтому инвестиции на информатику в США превосходят суммарный вклад в энергетику, сырьевые и перерабатывающие отрасли.
К сожалению, сложившаяся система образования не способна сформировать у человека те качества, которые необходимы ему для полнокровной и успешной дальнейшей деятельности. Это определено рядом обстоятельств и прежде всего потерей образования воспитательной функции. А.В.Луначарский12 писал, что "образование слагается из обучения и воспитания, причем и обучение, и воспитание между собой переплетаются". Обучение - это передача определенных знаний, а воспитание - организация характера. Знание само по себе не ведет к росту духовности. а служит преимущественно профессиональной подготовке. Еще Апокалипсис провозглашал: "много знания - много печали", а древние греки говорили, что многознание уму не научает. Надо отличать знание от мудрости. Последняя означает умение человека осмысливает с нравственно-философских позиций любые явления. Знание приобретает значимость для человека, когда оно соединяется с его моральными принципами и личными идеалами, выработанными в процессе воспитания. Поэтому воспитание как вторая компонента образования не менее если не более важна, чем первая - обучение, т.е. приобретение знаний.
Само слово "образование" говорит о том, что человек формирует себя, создает свой образ. Цель образования - формирование личности. Помогая усваивать добытое другими образование делает человека более свободным, является способом саморазвития и поэтому требует активности субъекта.
Между тем ныне образование сталкивается с пассивностью студентов и снижением их интереса к профессии. Это связано с тем, что на образование смотрят с узко практических позиций. Произошло отчуждение образования от духовной культуры. Мы все больше обращаемся к уму своих питомцев, а не к их совести.
Довоенное поколение инженеров училось еще у тех преподавателей, которые знали традиции Толстого и Достоевского, Герцена и Чернышевского, Руссо и Гете. Ныне культурная традиция прервана. Все, что выходит за пределы чисто технических решений, в большинстве случаев воспринимается не только студентами, но и (стыдно сказать) часто преподавателями как нечто второстепенное, не заслуживающем внимания. Культурная подготовка инженеров? Изучение ими философии, истории? Все это иногда допустимое , но третьеразрядное! В итоге мы воспитали несколько поколений технократически мыслящих людей, лишенных твердых нравственных устоев. Высшая школа в значительной степени утратила свою главную - воспитательную - функцию.
Все эти обстоятельства требуют не только перестройки учебного процесса, но и перестройки самих преподавателей. Необходимо создать систему непрерывного повышения квалификации преподавателей применительно к изменениям, происходящим в учебном процессе под воздействием научно-технического прогресса. Такая система помимо традиционных и подчас уже себя изживших форм повышения педагогического мастерства и научного уровня педагогов должна включить в себя, в частности, систематическое овладение компьютерной грамотностью и изучение иностранных языков с последующей аттестацией преподавателей и материальным стимулированием. Введение гуманистической компоненты в учебный процесс должен быть несовместим с технократическим мышлением.
Технократический способ мышления, учет только экономической выгоды, бюрократизм, понимание человека как придатка машины, недооценка развития социальной сферы - все это явления одного порядка - нашей некультурности. А каковы результаты такого технократического подхода? Результат один: наша страна оказалась на обочине современного научно-технического прогресса и развития мировой цивилизации. Из 110 открытий, получивших техническое применение и тем самым определивших облик современной цивилизации, 65% принадлежит США, 15% - ФРГ и 10% - Японии. Что касается нашей страны, то мы можем назвать только одно открытие подобного рода - лазер.
Что касается "чисто" профессионально подготовки, то система образования сегодня выпускает усредненных специалистов, которые в лучшем случае обладают послушанием, пунктуальностью, способностями к однообразным заученным действиям. Это - заводские специалисты конвейерного производства. Деятельность этих специалистов по мере его автоматизации, роботизации и компьютеризации становится все менее эффективна. Производству все более требуются люди инициативные, творческие, ставящие под сомнение традиционные решения и вместе с тем люди, обладающие высококвалифицированными знаниями. Возникает необходимость реформы все системы образования, превращения ее из системы, обслуживающей производство, в систему, направленную на производство (формирование) личности. Возникла необходимость перехода от понимания образования как предпосылки производственного процесса к его оценки как цели производства человека.
В ходе этой революции образования огромную роль должна сыграть информационная техника. Использование этой техники обуславливает установление коммуникационных связей между обучающимися индивидами, развивает логику мышления. Вместо того, чтобы объяснять как решать уравнения учителя будут учить как применять математические методы, как сформулировать задачи, чтобы их могла решать машина.
Революция образования призвана выработать модель специалиста, способного выполнять свои функции в условиях сложного и динамичного производства. Это относится прежде всего к подготовке инженеров в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса, которое особенно заметным стало со второй половины 19 века. Это ускорение повлекло за собой ускоренное развитие всей культуры к которой люди не смогли сразу адаптироваться. В 1899 году Э.Геккель писал: " Как известно, вся область нашей современной культуры - медицина и технология, промышленность и сельское хозяйство, горноделие и лесоводство, сухопутный и водный транспорт - получили во второй половине XIX века такой могучий размах, что наши предки XVIII столетия растерялись бы в нашей обстановке, если бы могли воскреснуть". Каким было бы удивление Э.Геккеля сейчас, если бы он воскрес! Как бы быстро не развивалась техника в конце 19 столетия, люди рождались, жили и умирали примерно в одной и той же технической среде. Теперь впервые в истории человечества темпы смены многих поколений техники опережают темпы смены поколений работников. Ф.Рапп, отмечая, что в прошлом на протяжении многих поколений не происходило никаких заслуживающих упоминания технических нововведений, писал, сто "наши современники на протяжении одного поколения пережили такие нововведения, как радио, автомобиль, самолет, телевидение, автоматизация, компьютерная и атомная техника". На глазах одного поколения людей произошла смена четырех поколений компьютеров и роботов. При этом техника морально стареет быстрее, чем физически.
В условиях, когда поколения машин сменяются быстрее, чем поколения людей необходима "гибкая технология" системы образования, ее умение быстро перестраиваться для своего соответствия техническим потребностям и другим областям человеческой практики. Возникают проблемы непрерывного образования и самообразования. "Старые времена, когда вы получили квалификацию и могли бы полагаться на нее всю жизнь, или, по крайней мере, в течение нескольких десятилетий, прошли" - утверждает один из руководителей Института информатики США И.Адамс. Высказывается мнение о том, что 25-летний инженер должен проходить курс переподготовки 8 раз в течение своей 40-летней карьеры. "Современному обществу, - пишет Т.Стоуньер, - необходима новая система образования человека в течение всей его жизни. При быстрых изменениях информационной среды люди должны иметь возможность время от времени получать новое образование. В будущем периоды рабочей деятельности человека будут чередоваться с периодами его переподготовки".
Важная
причина, в силу которой к инженеру предъявляются
повышенные и новые требования, заключается
в том, что изменяются задачи инженера
в процессе функционирования, и особенно
в процессе проектирования новой техники.
До сих пор техническая система проектировалась
и конструировалась исходя из определенных
технических показателей - энергоемкости,
материалоемкости, надежности и др. После
подобного проектирования и конструирования
определялись функции человека в технической
системе и соответствующие требования
к человеку. Теперь изменилась сама логика
проектирования . Оно идет как бы "от
человека": качества и возможности человека
берутся как отправные для определения
технических характеристик проектируе
2.
Влияние информационных
технологий
2.1
Культура и информационные
технологии
Двадцать первый век с его вечной нехваткой времени и разнообразием технических новинок, с появлением школьных предметов, о которых многие сегодняшние учителя читали в юности в научно-фантастических романах, во многом формирует интеллект детей, «живущих в Сети», с этим нельзя не считаться. В самом деле, кто это будет, обложившись учебниками и справочниками, готовиться к завтрашнему докладу по литературе (географии, биологии, экологии и т. д.), если можно «скачать» готовый реферат, красиво распечатать (не от руки же писать!) и даже «вставить» хорошенькую картинку. В итоге такой «работы» ученик сдаёт красиво оформленный реферат, не всегда даже вникая в его содержание, и получает оценку, не всегда соответствующую трудозатратам.
Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников миром классической русской литературы, проблемой, выдвинутой в произведении, как научить детей познавать литературу личностно, познавать не только художественные особенности, творческие поиски автора, но и самих себя? Да ведь и не хочется совсем уж глупо выглядеть, доверчиво принимая очередной «реферат», «доклад» или «домашнее сочинение».
Когда преподаёшь литературу в классе, ученики в котором на «ты» с компьютером, решение этой проблемы может оказаться и таким: освоить информационные технологии, доступные школьникам, предложить задачу, решение которой потребует применения этих технологий, пройти вместе с учениками путь поиска информации в Сети, этап обработки и переработки этой информации.
А потом работа из обременительного задания превращается в совместный творческий проект. Вы вместе с детьми учитесь искать и спрашивать. Каждый школьник создаёт свою неповторимую творческую работу, соответствующую его уровню развития, кругозору, знаниям. Кроме того, учитель становится обладателем огромного количества иллюстративного материала, а некоторые из творческих работ уже могут быть использованы на уроках.