Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:59, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей телевидения как культуроформирующего элемента информационного общества.
Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:
• уточнить содержание понятия «информационное общество» на основе анализа различных концепций информационного общества;
• определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;
• выявить основные культуроформирующие функции телевидения;
• проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Техника и культура…………………………………………………………….6
1.1 Развитие культуры в информационном обществе………………………….6
2. Влияние информационных технологий……………………………………..22
2.1 Культура и информационные технологии…………………………………22
2.2 Информационные технологии в конструировании культуры…………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Таким образом, речь идет не только о привидении в соответствие развитие человека с уровнем технического развития общества, но и о развитии человека соразмерно с достигнутым уровнем развития всех составляющих элементов общественного прогресса, всей человеческой культуры. Человек должен производить себя во всей своей ценности на базе усвоения достижений всех культурных ценностей. С этой точки зрения культура - это производство особого рода, главным результатом которого является сам человек во всей своей целостности, всесторонности своего общественного существования. В этом процессе "производства человека" первостепенное значение принадлежит технике. Это добавляет еще один штрих к характеристике той роли, которую играет техника в развитии и функционировании культуры. Направленная на развитие человека, техника приобретает гуманистический смысл.
Реальный гуманизм признает личность вышей ценностью и критерием всех других ценностей. Технический прогресс должен быть "человекоцентричным". Западные мыслители отмечают тот факт, что современная техника, напротив, часто лишает людей их индивидуальности: чем выше уровень развития техники, чем сложнее техника, тем более стандартизированными, одинаковыми становимся мы сами.
Заметим, что определенная доля истины в этих суждениях содержится и каждый из нас это повседневно ощущает. Мы смотрим одни и те же телепрограммы, читаем одни и те же газеты, журналы и бесстелелеры, живем в аналогичных квартирах, пользуемся одинаковым транспортом и одеждой. Человека надо спасти от этой "одномерности". Глубоким гуманизмом поэтому проникнуты призывы, сформулированные в отчетливой форме Л.Мэмфордом: "Чтобы спасти нашу науку и нашу технику, мы должны прежде всего спасти человека". Это "спасение человека" лежит на пути гуманизации всей культуры и, прежде всего, культуры производства.
Под гуманизацией культуры производства понимается совершенствование всех элементов последней с точки зрения приведения ее в соответствие с потребностями человека, всестороннего развития личности и удовлетворения ее жизненных стремлений.
Главнейшим элементом культуры производства является профессиональные знания личности - знания о конкретной технологии деятельности участника производственного процесса. Чтобы эти знания имели гуманистическую направленность, т.е. способствовали производству, формированию человека, необходимо как бы их "просвечивание" сквозь осознание работником общественной значимости своей профессиональной деятельности. Инженер конструктор, к примеру, должен знать что результаты его деятельности - определенная техническая конструкция - не самоцель, а средство удовлетворения личных и общественных потребностей членов общества. Это поднимает профессиональных работников на уровень сознательных участников общественного прогресса, преодолевает узкий профессионализм мышления, труд приобретает ярко выраженный гуманный характер.
Гуманистическое "просвечивание" профессиональной деятельности позволяет учитывать запросы и возможности человека в процессе производства. Процесс общественного производства выступает не только как процесс производства вещей и идей, но и как процесс производства и воспроизводства человека. Это не следует понимать в вульгарном смысле как "деторождение", а как формирование человека - биологического и социального существа, как процесс становления личности.
Рациональному использованию техники производства для развития личности способствует правильно установленное соотношение между условиями производства, используемой техникой и возможностями человека. Здесь необходимо знание эргономики, которая рассматривает человека, машину и среду как сложное функционирующее целое, в котором главным элементом является человек. Разрабатывая методы учета человеческого фактора при создании техники и соответствующих условий труда, обосновывая принцип преимущественных возможностей человека и техники, эргономическое мышление, рассматривает соотношение человека и техники. Ведущей стороной этого соотношения эргономика считает человека. Следовательно, эргономическое мышление способствует гуманизации культуры производства.
Суть гуманистического подхода к проектированию производственной среды основывается на ряде принципов.
Принцип охраны здоровья требует учета возможностей человеческого организма, как адаптивных, так и компенсаторских.
Принцип индувидуализации предполагает возможность регулирования физических параметров рабочей среды в соответствии с антропологическими показателями работника.
Принцип дифференциации требует гибкости структуры трудовой деятельности, представляющей работающему возможность выбора альтернативных решений.
Принцип динамичности заключается в возможности изменения отдельных компонентов трудового процесса по мере изменения условий труда при гибкой организации производства.
Принцип сопричастности предполагает возможность участия работников данного производства в его управлении и в раскрытии на этой основе своих социально-творческих способностей.
Гуманистический подход к проектированию делает современное инженерное мышление многомерным, комплексным, учитывающим одновременно и технические, и экономические, и экологические требования к производству. Поэтому, в отличие от понимания гуманизации технического прогресса в широком, социальном плане как использование технического прогресса для развития личности, узкий аспект гуманизации технического прогресса представляет собой инженерно-конструкторскую проблему. В этом случае речь идет об учете психофизических и эргономических норм при проектировании машин. Хотя социальные факторы и здесь являются решающими, но они присутствуют как бы имплицитно. В этом случае не происходит "вписывание" человека в контур созданной технической системы, а идет проектирование деятельности человека и на этой основе определяются параметры машины, которая необходима для этой деятельности.
Реализуемые в техническом прогрессе принципы гуманизма качественно изменяют труд человека. Он утрачивает свой вынужденный характер и становится свободным проявлением способностей индивида. Деятельность людей по своему содержанию приобретает творческий характер. Трудовая дисциплина становится более содержательной, трудовые функции работника более ответственными. Изменяется не только содержание и характер труда, но и его форма: труд приобретает форму самодеятельности. Все это требует более высокой профессиональной и общей культуры работника, высокой сознательной дисциплины.
Научно-технический прогресс оказывает воздействие на общественный прогресс также через систему моральных ценностей. Он расширяет сферу действия моральных ценностей и моральные ценности, которые раньше действовали в основном в традиционных областях культуры - искусстве, литературе, ныне функционируют и имеют все большее значение в научной и технической деятельности. Возникает ряд жгучих проблем современности, например, проблема соотношения истины и добра, морали и науки и др. Более того, технический прогресс воздействует на сами моральные ценности в том плане, что он обогащает их внутреннюю структуру рациональными элементами морального сознания, стимулирует взаимопроникновение идеологического и психологического уровней моральных ценностей. Особое воздействие на моральные ценности и всю культуру человека оказывает широкое внедрение в повседневную жизнь компьютеров, требующих дальнейшего развития многих способностей людей.
Возникает много этических вопросов, поскольку этика раздвинула свои границы в формируются различные ее виды - ядерная этика (утверждает, что иррациональность присуща самой внутренней природе ядерных вооружений и потому их производство внутренне противоречиво), экологическая этика (основывается на томистской концепции естественного закона, на убеждении, что неэтично загрязнять или вообще нарушать естественную окружающую среду), биомедицинская этика (разделенная на ряд моральных вопросов, касающихся различных стадий жизни человека от рождения до смерти), инженерная этика ( проблемы ответственности и этика господства), компьютерная этика - (вопросы тайн частных лиц и защиты корпоративных интересов, воздействие ЭВМ на человека, проблемы информационного загрязнения).
Постепенно формируется особый раздел философии техники - политическая философия техники, которая интересуется справедливым распределением технических выгод, проблемами добродетели и преступления. Все это актуализирует проблему ответственности инженерной деятельности.
Внедрение современной технологии привело к расширению и трансформации всего поля ответственности. Нельзя согласиться с мнением, что компьютеры лишают нас ответственности и статута человека. Скорее они порождают новые виды ответственности, новые этические проблемы.
Можно согласиться с К. Митчемом, что инженерия с самого начала своего возникновения и до конца 17 столетия была по преимущественно военной, простым средством, без какого-либо внутреннего идеала, отличного от эффективности и предполагает подчинение внешним социальным структурам. Это наложило свой отпечаток на ответственность инженера, хотя результаты его деятельности более предсказуемы.
Соединение интеллектуальных способностей человека с техническими возможностями компьютеров, роботов, электронных средств массовой информации - телевидения, аудио- и видеотехники создает новый тип массовой культуры. Появление рок- н - рола (1954 г.) и группы "Битлз" ( начало 60-х годов) явились первыми ласточками этого процесса. Изменяется не только способ взаимодействия в системе "человек-машина", но и сами элементы этой системы. Умственные возможности человека усиливаются, человеческий интеллект получает развитие, интеллектуальная деятельность человека охватывает с помощью компьютеров те задачи, решение которых ранее человеку были недоступны и приобретает еще более творческий характер. От письменной культуры человечество переходит к новой экранной культуре. Она складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой, космических каналов связи образующих информационный космос. Возникает новое, экранное мышление для которого характерно "сращение" логического и образного, понятийного и чувственно-наглядного. Новый язык начинает проникать в науку.
Мы входим не только в мир компьютеров и электроники, роботов и информатики, но и в мир развития в человеке его разума и гуманности, что влечет за собой далеко идущие последствия. Введение микрокомпьютеров и особенно микропроцессоров открывает новый этап в развитии НТР с далеко идущими последствиями, которые пока еще не могут быть оценены. Мир компьютерной техники неумолимо вторгается в нашу жизнь. Никакой свободы выбора - пользоваться компьютером или нет - современность не оставляет, от компьютеров также нельзя уйти, как нельзя уйти от электричества, телефона, радио или телевизора. На наших глазах рождается новая культура, соединяющая интеллект человека с техническими возможностями компьютеров. Для этой культуры характерно изменение самого стиля мышления. ЭВМ очень логичны и заставляют людей совершенствовать стиль мышления на высоком уровне абстракции - алгебраической. Возникает особый стиль мышления, который мы предпочитаем называть блочным. Правда при этом эмоционально окрашенное геометрическое или образное мышление подавляется. Психологи все более часто выражают беспокойство по поводу того, что в развитых странах эйдетизм, т.е. способность памяти сохранять яркие образы предметов, исчезает.
Внедрение в культуру компьютерной техники открывает широкий простор для технизации интеллектуальной деятельности человека и порождает множество проблем. Под воздействием быстрой компьютеризации одной из центральных в сфере культуры становится проблема соотношения мозга и машины. Как согласовать компьютерную грамотность с традиционным образованием? Компьютер освободил мозг от рутинной работы, но станет ли от этого наш мозг сильнее? Мы очень мало знаем свой мозг и очень трудно предугадать то влияние, которое окажет на него компьютер. Не ослабеет ли мозг от того, что он все меньше будет работать в том направлении, в котором он работал многие тысячелетия? ЭВМ не может не только думать, но и чувствовать. Не притупит ли свои чувства человек, все более тесно общаясь с компьютером?
Актуальность этих и подобных вопросов обостряется тем обстоятельством, что уже сейчас, в первые годы компьютеризации общества появились негативные последствия этого процесса. Ослабление у людей образной памяти сопровождается появлением "одержимых программистов" - хакеров, у которых ослабляются социальные связи с внешним миром. "Уход" в мир компьютеров, с которыми общаться гораздо проще чем с людьми, приводит к иллюзии жизни в мире, где человек выступает в роли демиурга, творца комфортабельного для себя мира. Наблюдаются факты разобщающего воздействия компьютеров на коллектив, выделение "компьютерной элиты", происходит потеря определенных полезных навыков, "тайны профессии" и мастерства, которые накапливались веками. Притупляются особенности естественного языка - его многозначности, метафоричности, алгоритмический язык ЭВМ приучает человека к метафизическому мышлению, усилению роли его логически-формальной стороны взамен диалектической. Принижаются интуитивные качества человека и его мышление делается инструментальным, способность к творчеству не принимается в расчет. Возникает проблема адаптации человека к измененной системе коммуникаций в обществе. Многочасовая работа человека "один на один" с компьютером действует психически угнетающе, зачастую вызывая у людей ненависть к "электронному чудовищу".
Однако нельзя не отметить и положительное воздействие компьютеризации современной культуры. Работа на компьютере требует от человека отказа от вредных привычек, например, употребление спиртного или курения. Эта работа предполагает рост профессиональных знаний человека, его нравственных качеств, общей культуры. Темпы освоения новой компьютерной техники, которая развивается бурными темпами, во многом зависят от уровня культуры, которая, в свою очередь, формируется под сильным влиянием компьютеризации. Здесь влияние обоюдное. Формируется такой тип культуры, при котором идеи передаются от индивида к индивиду посредством различных знаков - символов, действий, подражаний и т.д. Человек, общающейся с компьютером, должен точно формулировать свои мысли, что естественно накладывает отпечаток на характер такого человека в целом. Труд индивида становится более ответственным, интеллектуально насыщенным, он утрачивает вынужденный характер и становится свободным проявлением способностей индивида, приобретает форму самодеятельности. Компьютеры развивают способность к самообучению, учат среди возможных решений выбирать оптимальное, находить возможности решения тех или иных задач. Постепенно формируется культура диалога общения человека с машиной и если человек не подготовлен к этому диалогу, то машина ему ничего не выдаст. Человек и машина должны идти навстречу друг другу к образованию интеллектуального симбиоза.