Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение

Автор: a********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики государства – обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.
Конкретные задачи валютной политики включают в себя:
преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;
введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса;
переход к конвертируемости валюты;
стимулирование притока иностранных инвестиций;
либерализацию валютного режима и др.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения 4
1.1. Понятие и значение валютной политики……………………………………4
1.2. Валютная система России……………….………………………………….6
1.3. Нормативное регулирование валютного законодательства…………….. 8
1.4. Понятие валютного права, объекта, субъекта……………………………..12
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение 24
2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации………………………………………………………………………...24
2.2. Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования..…………………………………………………………………...29
2.3. Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства………………………………………………………………..32
2.4. Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования…....43
2.5. Валютная политика современной России………………………………….46
Заключение 50
Список литературы 53

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 124.45 Кб (Скачать)

     Объектом  административного правонарушения выступают публичные правоотношения по защите экономических интересов  Российской Федерации, заключающиеся  в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж.

     Объективная сторона административного правонарушения выражается в невыполнении обязанности, установленной пунктом 2 Указа Президента России от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации". Указ гласит, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центробанком.

     В соответствии с пунктом 4 Письма ГТК  РФ не могут быть признаны рассматриваемым  административным правонарушением  случаи, когда:

  • проведен зачет платежей, осуществленных импортером-резидентом по контракту, товары по которому не ввозились, в качестве погашения задолженности импортера-резидента за поставленные по другому контракту товары, заключенному с тем же продавцом-нерезидентом;
  • товары в установленный срок ввезены на территорию Российской Федерации, но их таможенное оформление не произведено или произведено без представления паспорта импортной сделки;
  • иностранная валюта своевременно возвращена в сумме не менее той, что ранее переведена в уполномоченный банк, не оформлявший паспорт импортной сделки, при условии идентификации поступивших сумм применительно к импортному контракту, за исполнением которого ведется валютный контроль;
  • имеется разрешение Центробанка на совершение импортером предварительной оплаты товара на срок, превышающий 180 дней до его ввоза на территорию Российской Федерации, и срок ввоза товаров, предусмотренный разрешением, в момент проведения проверки не истек.

     Кроме того, на основании пункта 4 Письма ГТК  РФ письменное заключение, выданное уполномоченными  Минэкономразвития России по итогам рассмотрения представленных импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность ввоза товаров либо возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, оценивается наряду с другими доказательствами отсутствия или наличия состава правонарушения. Это весьма важный документ, получить который полезно всем предприятиям, которые не могут исполнить требования валютного законодательства по не зависящим от них причинам. Данный документ в подавляющем большинстве случаев помогает предприятиям избежать штрафов за нарушение валютного законодательства.

     Согласно  пункту 8 Письма ГТК РФ, размер административного  наказания должен соответствовать  характеру совершенного деяния и  дифференцироваться в зависимости  от того, в чем заключается правонарушение:

  • в неввозе на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, или невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств;
  • во ввозе на территорию Российской Федерации указанных товаров или возврате денежных средств с нарушением установленного срока.

     Согласно  части 3 статьи 15.25 КОАП РФ, нарушение  установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц и юридических  лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, ставших предметами административного  правонарушения. Это правонарушение сходно со вторым административным правонарушением, однако в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности.

     Пункт 4 статьи 15.25 КОАП РФ за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления  и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение  установленных сроков хранения учетных  и отчетных документов предусматривает  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду следующие нарушения порядка документального оформления валютных операций: неправильное составление паспорта сделки и заполнение платежных документов, неверное ведение учетных карточек по сделкам, досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции, и иные административные правонарушения.

     3. Уголовная ответственность за  нарушение валютного законодательства

     Согласно  статье 193 УК РФ, руководитель организации, не вернувший из-за границы крупную  сумму средств в иностранной  валюте, которые должны быть перечислены  на счета уполномоченного банка  России, наказывается лишением свободы  на срок до трех лет.9 Крупным размером в данном случае признается сумма, превышающая 5 млн. руб.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление - это виновно  совершенное общественно опасное  деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

     Важно, что не считается преступлением  действие (бездействие), хотя формально  и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным  кодексом, но, в силу малозначительности, не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 млн. руб., указанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной  валюты меньше 5 млн. руб., то данное деяние будет квалифицироваться по нормам не уголовного законодательства, а  административного права.

     Валютное  преступление – это преступление средней тяжести со всеми вытекающими из него уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности или наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.

     Согласно  статье 8 УК РФ, к уголовной ответственности  можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии (действии или бездействии) состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

     Характеристики  состава валютного  преступления. Субъект преступления – это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.

     Субъективной  стороной валютного преступления выступает  прямой умысел, поскольку субъект  сознавал, что не возвращает иностранную  валюту, или желал этого.

     Используемые  в уголовном праве другие признаки субъективной стороны – мотивы и цели невозвращения иностранной валюты - значения не имеют и могут выступать только в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.

     Объектом  валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного  регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между  уполномоченным банком и юридическим  лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.

     Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном  размере из-за границы руководителем  организации средств в иностранной  валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие "крупный размер" расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ.

     Под уполномоченным банком, согласно пункту 8 статьи 1 Федерального закона "О  валютном регулировании и валютном контроле", понимается:

  • кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка проводить банковские операции со средствами в иностранной валюте;
  • действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
 

     2.4. Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования 

     Валютная  политика немыслима без существования  валютного рыка. Валютный рынок – это система экономических отношений, проявляющихся при проведении операций по торговле валютными ценностями и операций, связанных с инвестированием валютного капитала.

     Необходимость в государственном регулировании  и контроле валютного рынка возникла вслед за отменой валютной монополии.

     Валютный  рынок в России стал интенсивно формироваться  уже в 1992 году. В январе 1992 года создается  Московская межбанковская валютная биржа. В том же году образованы пять региональных валютных бирж: Санкт-Петербургская, Сибирская межбанковская биржа  в Новосибирске, азиатско-тихоокеанская  валютная биржа во Владивостоке, Ростовская межбанковская биржа и Уральская  региональная биржа в Екатеринбурге. В последующие годы появились  Нижегородская валютно-фондовая биржа, Самарская и Краснодарская валютные межбанковские биржи. В этот период право на выполнение валютных операций предоставляется коммерческим банкам, которые стали назваться уполномоченными.

     С самого начала функционирования валютного  рынка процесс купли-продажи иностранной  валюты стал обслуживаться учреждениями двух типов – валютными биржами  и уполномоченными коммерческими  банками. Специфика деятельности бирж как участников валютного рынка  проявляется в том, что они  не являются непосредственными субъектами купли-продажи валюты, а выполняют  функции посредника между продавцами и покупателями валюты, торговой площади, где осуществляются валютные операции. Второй участник валютного рынка  – уполномоченные коммерческие банки являются непосредственными участниками торговли валютой, то есть совершают операции купли-продажи валюты без посредников. Структура валютного рынка включает два сектора – биржевой и внебиржевой (межбанковский). Как объекты управления, регулирования и контроля они не равнозначны. Организация биржевой торговли более регламентирована: биржи выполняют свои функции по твердо установленным правилам, информация о биржевых валютных сделках доступна официальным статистическим органам, которые могут ее публиковать в печати. На межбанковском рынке условия купли продажи валюты определяются самостоятельно ее участниками и составляют коммерческую тайну, что затрудняет процесс регулирования.

     Механизм  текущего государственного регулирования  направлен, прежде всего, на достижение и поддержание сбалансированности спроса и предложения иностранных и национальных валют, обеспечение стабильной динамики курса рубля, его соответствия реальному соотношению финансово-экономических параметров национальной и мировой экономик. Государственные органы осуществляют регулирующие функции, используя административные и экономические методы.

     Из  экономических инструментов наиболее применяемым в регулирующей практике Центрального банка России стали  валютные интервенции, то есть продажа  или покупка Банком России иностранной  валюты в значительных объемах. В  результате таких инвестиций Банк оказывает  сильное стабилизирующее влияние  на соотношение спроса и предложения, курсовую динамику иностранных и  национальных валют, противодействуя  резким колебаниям этих параметров рынка. Достоинство инструмента валютных интервенций проявляется в том, что они позволяют достичь  целей регулирования за относительно короткий период времени. Но регулирующие возможности этого инструмента имеют пределы. Во-первых, валютные резервы банка, необходимые для таких интервенций, не безграничны, особенно с учетом других валютных потребностей государства, которые он также должен удовлетворять. Во-вторых, валютные интервенции оказывают влияние лишь на соотношение спроса и предложения иностранных и национальной валют и не влияют на соотношение их стоимостей. Поэтому их эффект не может сохраняться длительное время. Если же использовать валютные интервенции регулярно в течение относительно длительного времени, то неизбежно возникновение искусственного отрыва курса валюты от реального и в последующем резкое изменение уровня со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями.

     Центральный банк может повлиять на валютный курс используя и другой инструмент косвенного действия – ставку учетного процента. Если величина ставки повышается, то предложение иностранной валюты растет в результате увеличения притока иностранного капитала и таким образом курс национальной валюты повышается. В условиях снижающейся ставки возникает обратное движение курса.

     Одним из методов государственного валютного  регулирования, применяющихся в  России, является установление валютного  коридора. Сущность его состоит в  том, что в законодательной форме  устанавливается максимальный и  минимальный уровни валютного курса  на определенный период времени, по истечении  которого параметры валютного коридора изменяются в соответствии с изменившимися  условиями в валютной сфере. За пределы  установленных условий валютный курс не должен переходить.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение