Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение

Автор: a********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики государства – обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.
Конкретные задачи валютной политики включают в себя:
преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;
введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса;
переход к конвертируемости валюты;
стимулирование притока иностранных инвестиций;
либерализацию валютного режима и др.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения 4
1.1. Понятие и значение валютной политики……………………………………4
1.2. Валютная система России……………….………………………………….6
1.3. Нормативное регулирование валютного законодательства…………….. 8
1.4. Понятие валютного права, объекта, субъекта……………………………..12
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение 24
2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации………………………………………………………………………...24
2.2. Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования..…………………………………………………………………...29
2.3. Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства………………………………………………………………..32
2.4. Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования…....43
2.5. Валютная политика современной России………………………………….46
Заключение 50
Список литературы 53

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 124.45 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что перечень валютных операций является закрытым. Не признаются валютными операции, при которых нерезидент переводит иностранную валюту со своего счета из одного уполномоченного банка на свой счет в другой уполномоченный банк, либо резидент использует валюту Российской Федерации как средство расчета с другим резидентом или переводит иностранную валюту со своего транзитного счета на свой специальный счет, либо физическое лицо приобретает товар за наличный расчет за пределами таможенной территории Российской Федерации.

     При проведении сделок между резидентами  к валютным относятся только операции, связанные с переходом права  собственности на валютные ценности (иностранную валюту и внешние  ценные бумаги). При осуществлении сделок между резидентами и нерезидентами валютными признаются операции, связанные с переходом права собственности не только на валютные ценности, но и на валюту Российской Федерации, внутренние ценные бумаги, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. При сделках между нерезидентами к валютным операциям отнесены те же операции, что и при осуществлении сделок между резидентом и нерезидентом. Таким образом, участие нерезидента (даже в качестве одной из сторон) в сделке, связанной с переходом права собственности либо с использованием в качестве средства платежа валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, автоматически относит такую операцию к валютной, в то время как такая же операция между резидентами валютной не является.

     Кроме того, конкретизировано понятие международных  денежных переводов, использовавшееся в Законе от 9 октября 1992 г. N 3615-1: в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" отсутствуют определения текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала.

    Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение 

    1. Валютное  регулирование и  валютный контроль в  Российской Федерации
 

     В области валютного  законодательства за последние десять лет произошли серьезные изменения, вызванные основным событием в этой сфере – отменой государственной валютной монополии.

     Государственная валютная монополия была главным  принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в  одних руках и распределялась из центра с помощью валютного  плана. Государство имело тогда  исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему  золотовалютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

     С упразднением государственной монополии  на внешнюю торговлю и началом  либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с  валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка  в России придало валютно-правовому  регулированию постоянный характер.

     Допуская  в известных пределах обращение  иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет  собственной, национальной валюты. Так, денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ “Об итогах работы Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка” от 2 ноября 1994 года в расчетах между конечными потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте. Оценка вкладов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте – по соглашению между участниками предприятия.

     Таким образом, валютное регулирование – деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

     Валютное  правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

     Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

     Индивидуально-правовое регулирование – это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.

     Основы  организации и осуществление  валютного регулирования определены Законом РФ “О валютном регулировании  и валютном контроле”. Более детальное  регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных  иных нормативных актах, в том  числе и ведомственных (однако имеющих  общее значение).

     Правовые  нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две  основные функции – регулирующую и контрольную.

     Регулирующая  функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению  объема прав и обязанностей лиц, участвующих  в совершении валютных операций, под  которыми понимаются:

  • операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
  • осуществление международных денежных переводов.

     Основной  же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

     Одним из важнейших элементов успешного  проведения как внутренней, так и  внешней экономической политики государства является валютное регулирование  внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые  будут регулировать валютное взаимоотношение  на внутреннем валютном рынке.

     Валютное  регулирование охватывает правоотношения, связанные с функционированием  валюты в национальной экономике  и международном обороте, поддержанием валютной системы страны. Оно распространяется на российскую валюту (банковские билеты Центрального банка и монеты, средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в России и за ее пределами, ценные бумаги в валюте Российской Федерации - платежные документы в виде чеков, векселей, аккредитивов, фондовые ценности: акции, облигации и другие долговые обязательства в рублях), а также на иностранную валюту, валютные ценности (ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни).

     Основу  валютного законодательства России составляют федеральные законы от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в ред. 2003-2004 гг. (СЗ РФ. 2002. N 28. ст. 2790) и от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (СЗ РФ. 2003. N 56. ст. 4859). Ими определяются принципы осуществления валютного регулирования и контроля, полномочия и функции уполномоченных органов, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

     Целями  валютного регулирования законами определяются обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации  и стабильности внутреннего валютного  рынка; установление и соблюдение правил обращения, порядка приобретения и  использования, вывоза и пересылки  валюты, определения права собственности  на валютные ценности, установления режима внутреннего валютного рынка, регламентации  текущих валютных операций, связанных  с ее движением (ввоз, вывоз, биржевая торговля), и т.д.

     Валютное  регулирование включает в себя жесткую  систему валютного контроля, которая  не основана, как это было ранее, на валютной монополии, сверхцентрализованном механизме руководства валютным хозяйством страны. Основными его направлениями являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, по продаже ее на внутреннем рынке, а также обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и операциям нерезидентов в российской валюте.

     Полномочия  по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 ФКЗ от 17.12.1997 г. "О  Правительстве Российской Федерации". Правительство РФ осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

     Органом валютного контроля является и Центральный  банк. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные  Банку России, которые в соответствии с законодательными актами России могут  осуществлять функции валютного  контроля. Ответственность за нарушение  валютного законодательства распространяется как на резидентов, включая уполномоченные банки, так и на нерезидентов. Санкции  за валютные правонарушения установлены  отраслевым законодательством (административным, уголовным). 

2.2. Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования 

        Валютное регулирование можно  определить как деятельность  уполномоченных государственных  органов (органов валютного регулирования)  по установлению порядка проведения  валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными  ценностями в целях обеспечения  защиты и устойчивости национальной  валюты и платежного баланса  страны, формирования и развития  внутреннего валютного рынка.

        В СССР валютное регулирование  сводилось к распределению валютных  ресурсов на основе валютного  плана и единой валютной кассы,  а также установлению порядка  ввоза, вывоза и пересылки наличных  денежных знаков. Для советской  валюты в принципе все это  было запрещено, если не считать  некоторых исключений, которое трудно  воспринимать серьезно. Так, разрешалось  временно вывозить советскую  валюту до 30 рублей на одно  лицо, но без права расходования  за границей с обязательным  ввозом обратно, советские монеты  можно было ввозить и вывозить  не более одной штуки каждого  достоинства. Затем с рядом  стран были заключены соглашения  о расширении этих прав. Ввоз  наличной валюты практически  свободен, вывоз — при наличии  подтверждения о ее ввозе или  законности приобретения (таможенной  декларации, разрешения на вывоз,  выдаваемого Внешэкономбанком или  Минфином). Экономика была фактически  изолирована от мирового рынка,  хотя, как показала практика, это  не помогло защититься от неблагоприятных  внешних влияний. Напротив, результатом  стали ценовые диспропорции, иррациональность  валютных курсов и процентных  ставок, уязвимость перед лицом  внешних факторов, таких как изменение  цен на нефть и курс доллара  США.

        Традиционными ориентирами действий  государственных органов по управлению  валютным рынком выступают: 

       - уровень и динамика курса  национальной денежной единицы;

       - структура и сальдо внешнеторгового  баланса;

       - состояние основных сегментов  финансового рынка, прежде всего  движение капиталов;

       - борьба с отмыванием денег,  неуплатой налогов и т.д. 

        Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется  как самоцель.

        Обменный курс валюты является  тем ключевым фактором, который  связывает экономику страны с  остальным миром. Различают два  вида обменных курсов: номинальный  и реальный. Номинальный обменный  курс — это цена национальной  валюты, выраженная в единицах  иностранной валюты. Реальный курс  — относительная цена товаров,  произведенных в двух странах.  Реальный курс валюты определяется  по ценам товаров, выраженным  в национальных валютах.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение