Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение

Автор: a********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики государства – обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.
Конкретные задачи валютной политики включают в себя:
преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;
введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса;
переход к конвертируемости валюты;
стимулирование притока иностранных инвестиций;
либерализацию валютного режима и др.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения 4
1.1. Понятие и значение валютной политики……………………………………4
1.2. Валютная система России……………….………………………………….6
1.3. Нормативное регулирование валютного законодательства…………….. 8
1.4. Понятие валютного права, объекта, субъекта……………………………..12
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение 24
2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации………………………………………………………………………...24
2.2. Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования..…………………………………………………………………...29
2.3. Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства………………………………………………………………..32
2.4. Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования…....43
2.5. Валютная политика современной России………………………………….46
Заключение 50
Список литературы 53

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 124.45 Кб (Скачать)

        В практике используемых странами  рыночной экономики систем валютного  регулирования можно найти самые  разнообразные сочетания различных  инструментов и целей воздействия  на рынок. Схемы действий государственных  органов находятся в диапазоне  между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного  курсов и режим свободного  флоатинга.

        Режим фиксированных валютных  курсов. Основная идея такого  регулирования заключается в  проведении политики курсообразования, не допускающей отклонения от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты — для смягчения колебаний на валютном рынке.

        Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральный банк управляет в основном конъюктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.

        Применение конкретной схемы  регулирования связано с состоянием  внутриэкономического развития. Основными  причинами использования режима  фиксированного обмена является  кризис экономики или отсталость  национального хозяйства от мировых  критериев ценообразования и  качества производимых товаров  и услуг. Свобода рыночных сил  на валютных рынках, связанная  с использованием режима свободного  флоатинга, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте.

        Следует заметить, что на практике  эти крайности редко встречаются  в чистом виде. В большинстве  случаев для стран с рыночной  экономикой имеет место система  управляемого флоатинга, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.

        В условиях гибких валютных  курсов, как и при системе фиксированных  курсов, государство в лице Центрального  банка проводит интервенции на  валютных рынках. Центральный банк  продает или покупает валюту, чтобы влиять на ее курс, или  покрывает разницу между спросом  и предложением, чтобы оставить  его на прежнем уровне. Это  методы прямого воздействия. Однако, когда отток капитала становится очень большим, валютные резервы Центрального банка, в случае его стремления поддержать стабильный курс национальной валюты, быстро истощаются. Тогда ЦБ может применить косвенные меры воздействия на валютный курс, основными из которых являются изменение резервной нормы и учетной ставки.

       1. Резервная норма — это часть  банковских депозитов, которые  коммерческие банки не имеют  права использовать для осуществления  своих операций. Регулируя ее, государство  увеличивает или уменьшает совокупную  денежную массу в стране, что,  в свою очередь, уменьшает или  повышает валютный курс.

       Предположим, что Центральный  банк принял решение об увеличении  резервной нормы. Выполняя решение Центробанка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Кроме этого, увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. Это вызовет рост процентов по кредитам и, как следствие, уменьшение денежной массы в стране и увеличение курса национальной валюты. Соответственно, когда ЦБ снижает резервную норму, это увеличивает денежную массу и понижает курс национальной валюты. Аналогично действует механизм учетной ставки.

       2. Учетная ставка — это процент по ссудам, которые предоставляет Центральный банк коммерческим банкам. Ее рост снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране, а понижение — увеличивает и то, и, другое.

     На  показатели валютного рынка в  той или иной степени оказывают  влияние практически все макроэкономические параметры. Поэтому политика государственных  органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития. 

2.3. Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства 

     Согласно  статье 25 Федерального закона "О  валютном регулировании и валютном контроле", резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного  законодательства и актов органов  валютного регулирования, несут  ответственность; это означает, что  лица, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     Рассмотрим  более подробно виды ответственности  за нарушение валютного законодательства России.

     1. Гражданско-правовая  ответственность за нарушение  валютного законодательства.

     Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов заключается в признании недействительными сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких сделок. Это может быть двусторонняя (п. 2 ст. 167 ГК РФ) либо односторонняя реституция или недопущение реституции (ст. 169 ГК РФ).

     Применение  в качестве последствия недействительности сделки взыскания полученного по сделке в доход государства (ст. 169 ГК РФ) возможно, лишь если сделка была совершена одной или обеими сторонами  с целью, заведомо противной основам  правопорядка.

     Как указывается в пункте 11 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, приведенного в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда России (ВАС РФ) от 31 мая 2000 г. N 52, иностранная валюта является объектом, ограниченным в обороте на территории России (ст. 129 ГК РФ). Расчеты в иностранной валюте носят характер исключения из общего запрета и допускаются только по основаниям и в режиме, разрешенным Банком России. Этот запрет распространяется на всех участников гражданского оборота, включая юридических и физических лиц, и на каждый случай использования ими иностранной валюты во внутренних расчетах; он (запрет) не поставлен в зависимость от того, осуществляются ли подобные платежи систематически или в разовом порядке. Поэтому положения статьи 173 ГК РФ об оспоримости сделок, связанных с ограничением на занятие определенными видами деятельности для юридических лиц, к сделкам с ограниченно оборотоспособными объектами, в частности к расчетным операциям в иностранной валюте на территории России, не применяются. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).6

     2. Административная ответственность  за нарушение валютного законодательства.

     Согласно  части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КОАП РФ) проведение валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, – все это влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.7

     На  основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании  и валютном контроле" органы валютного  регулирования не вправе устанавливать  требование о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных разрешений. Согласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", до вступления в силу одноименного Федерального закона 2003 г. была предусмотрена процедура получения разрешений Центробанка на некоторые валютные операции. В этих индивидуальных разрешениях расширялись отдельные права участников в сфере валютных правоотношений. Например, разрешалось возвращать валютную выручку позже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежных средств. Теперь эта практика запрещена, однако ранее выданные разрешения действуют и регламентируются статьей 28 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

     Кроме того, согласно пункту 1 письма Минфина  России от 9 апреля 2004 г. N 150529/455 "О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КОАП РФ" (далее - Письмо Минфина), когда в деле отсутствуют доказательства того, что резидент обращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контракту либо в суд, а также нет свидетельств об обращении резидента в Центробанк за получением разрешения, бездействие резидента не может быть расценено как невиновное, т.е. в этом случае предприятие будет считаться виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КОАП РФ.

     Согласно  пункту 4 Письма Минфина, если требуется  разрешение на проведение валютных операций, а предприятие не имеет такого разрешения и поставляет свой товар  за границу через комиссионера, который  имеет разрешение и совершает  валютные операции от лица предприятия, то предприятие будет привлечено к административной ответственности  на основании части 1 статьи 15.25 КОАП РФ. В этом случае судебная практика подтверждает обязательность получения такого разрешения именно для предприятия.

     Согласно  части 2 статьи 15.25 КОАП РФ, невыполнение в установленный срок обязанности  ввоза на территорию Российской Федерации  товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. В этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей 5 млн. руб. Если сумма невозврата превышает 5 млн. руб., то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

     На  основании пункта 1 письма ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. N 0106/38010 "О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Письмо ГТК РФ) состав правонарушения, предусмотренного этой статьей, характеризуется следующим.

     Субъектами  рассматриваемого административного  правонарушения являются предприятия  и организации-резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным  законом "О валютном регулировании  и валютном контроле", заключившие  или от имени которых заключены  сделки, предусматривающие перевод  из Российской Федерации иностранной  валюты в целях приобретения товаров; к этим субъектам относятся и  физические лица, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.8

     Субъективная  сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины. На основании пункта 2 Письма ГТК РФ при доказывании субъективной стороны  правонарушения необходимо учитывать  меры, предпринятые импортером в целях  исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:

  • на стадии предконтрактной подготовки – выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;
  • на стадии заключения контракта:

     - внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);

     - применение таких форм расчета по договору, которые исключают то, что оплаченные товары не будут ввезены (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.);

     - разработка механизма разрешения возможных разногласий с установлением сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;

     - использование страхования коммерческих рисков;

  • после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:

     - ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной о нарушении обязательств по договору, предъявление претензии);

     - предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.

     Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если будет доказано, что у него была возможность исполнить  обязанность ввоза товаров, стоимость  которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной  валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее  переведенной в установленный срок, но данное лицо не предприняло никаких  зависящих от него мер, чтобы выполнить свое обязательство.

     Согласно  пункту 7 Письма Минфина России, предприятие  признается виновным по части 2 статьи 15.25 КОАП РФ, если установлено, что указанное  правонарушение совершено после  того, как в контракт между предприятием и иностранным партнером внесены  положения, ухудшающие позицию предприятия  с точки зрения возврата иностранной  валюты, а предприятие не предприняло  ответных мер и не предложило внести в контракт дополнительные меры ответственности  иностранного партнера (пеня, поручительство, банковская гарантия, страхование рисков).

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение