Автор: a********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики государства – обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.
Конкретные задачи валютной политики включают в себя:
преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;
введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса;
переход к конвертируемости валюты;
стимулирование притока иностранных инвестиций;
либерализацию валютного режима и др.
Введение 3
Глава 1. Общие положения 4
1.1. Понятие и значение валютной политики……………………………………4
1.2. Валютная система России……………….………………………………….6
1.3. Нормативное регулирование валютного законодательства…………….. 8
1.4. Понятие валютного права, объекта, субъекта……………………………..12
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение 24
2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации………………………………………………………………………...24
2.2. Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования..…………………………………………………………………...29
2.3. Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства………………………………………………………………..32
2.4. Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования…....43
2.5. Валютная политика современной России………………………………….46
Заключение 50
Список литературы 53
К
внутренним ценным бумагам относятся
эмиссионные ценные бумаги, номинальная
стоимость которых указана в
валюте Российской Федерации и выпуск
которых зарегистрирован в
Для целей применения валютного законодательства ценные бумаги подразделяются на внутренние и внешние ценные бумаги (подп. 3, 4 п. 1 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
При этом дан перечень только внутренних ценных бумаг. К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не обладают признаками внутренних ценных бумаг.
Если применить определение ценных бумаг с точки зрения валютного законодательства, то к ним относятся и облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Выпуск облигаций (ОВГВЗ) зарегистрирован в России и удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации, но номинальная стоимость облигаций указана не в валюте Российской Федерации, поэтому с точки зрения валютного законодательства облигации внутреннего государственного валютного займа - это внешние ценные бумаги.
Четкое определение того, является ценная бумага внутренней или внешней, особенно важно для установления понятия "валютные ценности". Согласно новому валютному законодательству под валютными ценностями понимаются только иностранная валюта и внешние ценные бумаги (подп. 5 п. 1 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Определяется также критерий отнесения ценных бумаг к внутренним ценным бумагам: это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации; их выпуск зарегистрирован в России в соответствии с федеральным законодательством о рынке ценных бумаг; выпущенные на территории России иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, т.е. любые виды ценных бумаг, правовая природа которых соответствует признакам, закрепленным в статьях 142-149 ГК РФ.
Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон о валютном регулировании) к внутренним ценным бумагам.
На
основании части 2 статьи 1 Закона используемые
понятия и термины гражданского
и административного
В соответствии с частью 1 статьи 142 ГК РФ ценной бумагой считается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги в соответствии со статьей 144 ГК РФ является определение в законе или в установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которой влечет ее ничтожность.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон от 9 октября 1992 г. N 3615-1) под "ценными бумагами в иностранной валюте" подразумевал более широкий круг объектов по сравнению с содержавшимся в статьях 142, 143 ГК РФ понятием ценных бумаг. Например, он относил к ценным бумагам платежные документы (тратты, аккредитивы, платежные поручения и др.), что не соответствовало необходимым требованиям, предъявляемым к квалификации таких документов в качестве ценных бумаг.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1186 ГК РФ право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе, когда объект гражданских прав находится за границей, определяются на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в России. Если невозможно определить право, подлежащее применению, то применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.
Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Законодатель уточнил перечень видов имущества, признаваемых валютными ценностями. По сравнению с Законом от 9 октября 1992 г. N 3615-1 этот перечень сокращен: из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Их обращение регулируется Федеральным законом от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а на операции с ними действие валютного законодательства не распространяется.
Валюта
Российской Федерации также не включена
в перечень валютных ценностей. В
отличие от иностранной валюты, она
не всегда выступает в качестве объекта
валютных отношений, а становится предметом
валютно-правового
Законодательство включает в круг резидентов:
Как и Закон от 9 октября 1992 г. N 3615-1, действующий Закон содержит понятие "резиденты" и уточняет перечень лиц (физических и юридических), относящихся к резидентам. Например, в отличие от Закона 1992 г., который относил к резидентам всех физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящихся за пределами России, действующее законодательство выделяет две категории физических лиц – резидентов в зависимости от наличия у них гражданства Российской Федерации.
К первой категории отнесены граждане Российской Федерации, за исключением тех, которые постоянно проживают в иностранном государстве в соответствии с его законодательством. Гражданство Российской Федерации приобретается, согласно части 1 статьи 6 Конституции России, в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Принятый на основании Конституции Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" установил, что гражданство Российской Федерации – это устойчивая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина России или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Ко второй категории физических лиц, резидентов, отнесены постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, в данную категорию включены лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства (иностранные граждане), либо не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства (лица без гражданства). Причем и те и другие должны проживать в России на основании документа, удостоверяющего личность, подтверждающего разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в нее указанных лиц (то есть вида на жительство).
Кроме этого, перечень резидентов приведен в соответствие с Гражданским кодексом: из него (перечня) исключены предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами. Вместе с тем, поскольку юридические лица имеют право на основании Гражданского кодекса создавать свои филиалы и представительства, в Законе среди резидентов названы те филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, которые находятся за пределами России.
По-прежнему
в перечне резидентов находятся
различные официальные
Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право вести банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств при наличии как у тех, так и у других лицензии Центробанка на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте. Лицензии на проведение банковских операций выдает Центробанк в соответствии с Законом РФ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности", а порядок применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, установлен Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" так определяет понятие "валютные операции". Это приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Это ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с нее валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории России, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами России.
Наконец, валютные операции – это перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.5
Проводить
валютные операции могут только уполномоченные
банки, то есть те кредитные организации,
которые созданы в соответствии
с законодательством Российской
Федерации и имеют право
Понятие "валютная операция" основное в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле"; в подпункте 9 пункта 1 статьи 1 этого Закона дано не определение валютной операции, а перечень операций, отнесенных к числу валютных.
Валютные ценности и валюта Российской Федерации могут быть как предметом сделки, так и средством расчетов между участниками.