Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение

Автор: a********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики государства – обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.
Конкретные задачи валютной политики включают в себя:
преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;
введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса;
переход к конвертируемости валюты;
стимулирование притока иностранных инвестиций;
либерализацию валютного режима и др.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения 4
1.1. Понятие и значение валютной политики……………………………………4
1.2. Валютная система России……………….………………………………….6
1.3. Нормативное регулирование валютного законодательства…………….. 8
1.4. Понятие валютного права, объекта, субъекта……………………………..12
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение 24
2.1. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации………………………………………………………………………...24
2.2. Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования..…………………………………………………………………...29
2.3. Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства………………………………………………………………..32
2.4. Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования…....43
2.5. Валютная политика современной России………………………………….46
Заключение 50
Список литературы 53

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 124.45 Кб (Скачать)

     Именно  валютное законодательство выполняет  регулятивную функцию в исследуемом  механизме. В России оно представляет собой крайне неоднородный нормативный  комплекс, включающий в себя акты различной  юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных  иерархических ступеньках. Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции  валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации.2

       Это означает, что принятие валютного  законодательства входит в исключительную  компетенцию федеральных государственных  органов и находится вне ведения  субъектов Федерации.

     К нему относят:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ;
  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

     Рассмотрим  основной документ, который регулирует валютные отношения в России, – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".3 В нем говорится о том, какие фирмы и в каких ситуациях могут рассчитываться в иностранной валюте.

     Этот  закон направлен на либерализацию  валютного законодательства и предусматривает  значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении  валютных операций.

     Также, в законе:

  • уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков;
  • вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж;
  • устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги (то есть из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни);
  • дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.

     Следует отметить, что в 173-ФЗ не предусматривается  разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала.

     Также, законом не допускается установление органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных разрешений.

     Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования  требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.

     В Законе173-ФЗ содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут  осуществляться между резидентами.

     Впервые законодательно закреплен также  перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами  и уполномоченными банками, который  не является закрытым и может дополняться  Банком России.

     Закон делит всех физических и юридических  лиц на резидентов и нерезидентов.

     Резидентами являются:

  • граждане России;
  • иностранцы, постоянно живущие в России;
  • российские фирмы;
  • дипломатические и другие официальные представительства России за границей.

     Статус  резидента нужно подтвердить  документами. Так, основной документ, который  подтверждает российское гражданство, - паспорт. Но в зависимости от ситуации гражданство могут подтверждать и другие документы (свидетельство  о рождении, удостоверение личности офицера и т.д.).

     Следует отметить, что если гражданин России временно выехал за границу, он все  равно считается резидентом. Нерезидентами  становятся только те россияне, которые  там постоянно живут (то есть у  которых есть вид на жительство в  какой-либо стране или аналогичный  документ).

     Для иностранцев документом, который  подтверждает постоянное проживание в  России, является также вид на жительство. Его выдают паспортно-визовые управления МВД. А подтверждением того, что фирма  создана и зарегистрирована в  России, является свидетельство о ее государственной регистрации.

     Нерезидентами считают:

  • людей, которые не являются резидентами России. Иными словами, у них нет российского паспорта или вида на жительство;
  • иностранные фирмы, которые зарегистрированы и находятся за пределами России, а также их российские филиалы и представительства;
  • иностранные дипломатические и другие официальные представительства в России, а также международные организации.

     Чтобы подтвердить свой статус нерезидента, иностранная фирма может представить  выписку из торгового реестра  страны, где она зарегистрирована. Такая выписка должна быть обязательно  заверена апостилем.

     Апостиль – специальный штамп, проставляемый либо консульством, либо "специально уполномоченным органом". Например, в России это нотариальные конторы, в Германии – земельные суды.

     Также, в законе отражено требование о репатриации  валютной выручки и о последующей  ее обязательной продаже в сочетании  с возможностью регулирования порядка  купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился.4 

     1.4. Понятие валютного права, объекта, субъекта 

     Переход общества на новый путь развития, смена  ценностных ориентиров, признание и  закрепление прав и свобод человека привели к формированию нового направления  правового регулирования, который  обеспечивает и гарантирует экономические, гражданские права и в сфере  обращения валютных ценностей. Валютное право – система норм, регулирующих общественные отношения по совершению валютных операций, в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также ответственности за валютные правонарушения.

     Объект  валютного права – валютные операции, юридические действия, отношения по применению норм права (лицензирование, ответственность). Субъектами валютного права являются физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Методы регулирования включают в себя императивный метод, что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере. Что касается понятийного аппарата, то он приведен в статье 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле":

     1) валюта Российской Федерации:

     а) денежные знаки в виде банкнот  и монеты Банка России, находящиеся  в обращении в качестве законного  средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые  либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

     б) средства на банковских счетах и в  банковских вкладах;

     2) иностранная валюта:

     а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении  и являющиеся законным средством  наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

     б) средства на банковских счетах и в  банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных  денежных или расчетных единицах.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости  на всей территории Российской Федерации, является рубль.

     Законом о Банке России установлено, что  рубль - официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации и  состоит из 100 копеек. Таким образом, наличные деньги, которые относятся  к валюте Российской Федерации, должны быть выражены в рублях или его  составных частях (копейках). К валюте Российской Федерации Закон относит  денежные знаки в виде банкнот  Центрального банка, находящиеся в  обращении в качестве законного  средства наличного платежа на территории России. Правовой режим денег (валюты Российской Федерации) определен статьей 75 Конституции, статьей 140 ГК РФ, статьями 27-34 Закона о Банке России, согласно которым рубль является единственным законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости  на всей территории России.

     В зависимости от способа расчетов валюта Российской Федерации подразделяется на наличную и безналичную (статья 861 ГК РФ). Основополагающее значение при  регулировании расчетов имеют нормы, содержащиеся в главах 45 и 46 ГК РФ. Однако существуют особенности правового  регулирования расчетов нормами  публичного права, зависящие от характера  обязательств, из которых они вытекают:

     а) к наличной валюте Российской Федерации, согласно статье 29 Закона о Центральном  банке, относятся банкноты (банковские билеты) и монета Банка России, которые  являются безусловными обязательствами  Центробанка, обеспечиваются всеми  его активами и не могут быть объявлены  недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. При этом законодатель установил запрет на какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена (ст. 30 Закона о ЦБР). Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка после предварительного информирования об этом Правительства России и обязательного опубликования описания образцов новых денежных знаков в средствах массовой информации (ст. 33 Закона о Банке России);

     б) под безналичной валютой Российской Федерации понимаются средства в  рублях, находящиеся на счетах в  банках и иных кредитных учреждениях  на территории России, но к безналичной  валюте могут быть отнесены и средства в рублях на счетах в банках и  иных кредитных учреждениях за пределами  России. При безналичных расчетах используются цифровые записи об обращающейся денежной массе.

     Статья 140 ГК РФ допускает применение в качестве средства платежа иностранной валюты, порядок использования которой  регулируется Федеральным законом "О валютном регулировании и  валютном контроле". Статья 1 этого  Закона к иностранной валюте относит  денежные знаки в виде банкнот, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении  и являющиеся законным средством  наличного платежа на территории того или иного иностранного государства (группы иностранных государств), а  также изымаемые либо изъятые  из обращения, но подлежащие обмену указанные  денежные знаки.

     Что касается безналичной иностранной  валюты, то к ней статья 1 названного выше Закона относит средства на банковских счетах и в банковских вкладах  в денежных единицах иностранных  государств и международных денежных или расчетных единицах. Правовое регулирование порядка расчетов в иностранной валюте подчиняется  принципам валютного регулирования, установленным Законом. В зависимости  от режима международного использования  все валюты подразделяются на:

  • свободно конвертируемые – валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют какие-либо ограничения на их обращение, и они могут свободно обмениваться на другие иностранные валюты;
  • частично конвертируемые – валюты стран, где сохраняются различные валютные ограничения (особенно для резидентов) в отношении определенного круга валютных операций (например, операций движения капитала);
  • неконвертируемые, замкнутые – валюты, которые обращаются только в пределах своей страны и не обмениваются на иностранные валюты;
  • клиринговые – валюты, согласованные участниками безналичных расчетов на основе взаимного зачета встречных требований и обязательств. В этом случае для ведения международных расчетов государства открывают друг другу счета в какой-либо денежной единице. В рамках клиринговых соглашений предусматривается строгое уравнивание взаимного товарооборота по стоимости;
  • международные валюты используются в международных расчетах и устанавливаются на уровне межправительственных соглашений стран – участников расчетных операций (например, специальные права заимствования евро – в рамках интеграции валютных систем Европы).

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение