Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:13, дипломная работа
Целью данной работы является изучение формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также поиск возможных путей оптимизации ее распределения и увеличения на примере ОАО «Коминтерн».
Исходя из поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:
сделать оценку эффективности работы промышленных предприятий Республики Беларусь
изучить теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли на предприятии
провести анализ формирования и использования фонда потребления на примере ОАО «Комин
Введение 4
1 Теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли на предприятии 6
1.1 Прибыль и рентабельность как основные показатели развития предприятий Республики Беларусь 6
1.2 Сущность формирования, распределения и использования прибыли 15
1.3 Понятие социального и экономического развития предприятия 25
2 Анализ прибыли предприятия как источника экономического и социального развития ОАО «Коминтерн» 33
Технико - экономическая характеристика предприятия 33
Анализ формирования и использования фонда потребления на ОАО «Коминтерн» 43
Анализ создания и использования фонда накопления на ОАО «Коминтерн» 52
3 Резервы роста прибыли и пути оптимизации ее распределения на предприятии 59
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение
Налоговая ставка, установленная нормативно-правовой базой Республики Беларусь, находится на том уровне, когда ощущается ее негативное стимулирующее воздействие на деятельность субъектов хозяйствования, а значит, сокращаются налоговые поступления в результате их законного и незаконного уклонения от уплаты налогов, что вызывает необходимость для государства ужесточить меры контроля и взысканий с субъектов хозяйствования. А это является дополнительной нагрузкой на экономику, развивающуюся в условиях кризиса. Следовательно, можно сказать, что налоговое законодательство республики нуждается в изменениях в целях оптимизации ставки налогообложения.
Суммы штрафных санкций, внесенные в бюджет в соответствии с действующим законодательством, а также местные налоги (7,5%), уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей называют чистой прибылью. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. [2, с. 147]
1.3 Понятие социального и экономического развития предприятия
Чистая прибыль - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Создание правильных соотношений при распределении прибыли между основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства.
Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения, такие как фонды накопления и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Сущность и принципы распределения чистой прибыли:
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями:
Распределение
прибыли непосредственно
Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.
Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.
Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей миссии акций.
Распределения прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия
Пропорции распределения
прибыли формируют уровень
Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень может существенно снизиться.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) – получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.[21, c. 83]
Таблица 1.3.1- Схема распределения прибыли предприятия
Показатель |
Чистая прибыль направляется на: |
а) техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства |
б) научно-исследов.
и опытно-конструкторские |
в) расходы по погашению долгосрочного кредита |
г) уплата процента по долгосрочным ссудам |
д) содержание детских дошкольных учреждений |
е) прочие расходы по финансированию социальной сферы: всего: |
- расходы на содержание лагерей отдыха для детей |
- содержание объектов |
- содержание комбината питания - расходы по организации и развитию подсобного сельского хозяйства) |
ж) покрытие прироста оборотных средств |
з) нераспределенная прибыль |
Создание фонда накопления, фонда потребления, а также других денежных фондов обязательно, если предусмотрено учредительными документами предприятия, где указано решение о направлении прибыли в эти целевые фонды. Зачастую указанный порядок нарушается, что приводит к отсутствию четко выработанных ориентиров в пропорциях накопления и потребления. Эта проблема может быть эффективно решена только в рамках стратегического финансового планирования, которое является прерогативой предприятия. Работа должна вестись в направлении развития концепции финансового планирования, отдающей приоритет накоплению капитала и его производственному использованию. [10, c. 42]
Соотношение использования прибыли на накопление, и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных оборотных средств (Rсс):
Rсс =
где ЧП - Чистая прибыль
СК - Собственный капитал
Если Rсс равна 20% , то, отказавшись от использования средств на потребление, можно увеличить собственные средства на 20% или, отказавшись от использования средств на накопление, направить все средства на потребление. В действительности приходится находить оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и процентом увеличения собственных средств (внутренними темпами роста).
Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств предприятия.
Рентабельность собственных средств можно представить как отношение суммы средств, направляемых на накопление и потребление, к величине собственных средств.
Сумма средств, направляемых на накопление и потребление, представляет собой сумму чистой прибыли, которая образуется у предприятия после уплаты налога на прибыль и финансовых издержек:
где Фн - фонд накопления; Фп - фонд потребления; СК - собственный капитал.
Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов. Теоретически при неизменном значении коэффициента оборачиваемости капитала прирост объема реализации продукции равен темпам роста. Отношение фонда потребления к размеру собственного капитала составляет уровень потребления.
Использование чистой прибыли
на потребление увеличивает
Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределились средства на накопление и потребление. Здесь можно выделить следующие критерии оценки:
1. если в структуре
капитала возросла доля
2. если внутренние
темпы роста возрастают, значит,
политика распределения
Оценка эффективности распределения прибыли на накопление, и потребление производится также с помощью количественного измерения эффекта финансового рычага. Заимствование капитала приводит к снижению рентабельности собственных средств.
Таким образом, оценка прибыли предполагает решение следующих задач:
- количественная оценка влияния факторов на изменение чистой прибыли;
- выявление тенденций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период;
- оценка влияния распределения прибыли на финансовое состояние предприятия;
- измерение влияния факторов на величину специальных фондов;
Использование прибыли на потребление ограничивает возможности технического развития предприятия и роста прибыли. Использование фонда потребления является эффективным, если сопровождается ростом производительности труда, сокращением текучести кадров, повышением уровня квалификации персонала. [16, c. 207]
Фонд потребления используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников: выплату премий, не связанный с производственными показателями (за долголетний труд, в связи с юбилеем и др.), оказание материальной помощи, оплату путевок, лечения, медикаментов для работников и членов их семей, выплату дивидендов и др.
Расходы по фонду потребления носят безвозвратный характер.
Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и тому подобное.
К затратам на материальное
поощрение относятся
Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.
Социальная инфраструктура представлена на рисунке 3 и представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей, перечень таких объектов включает:
~ обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.;
~ объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);
объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
~ спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;