Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:13, дипломная работа
Целью данной работы является изучение формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также поиск возможных путей оптимизации ее распределения и увеличения на примере ОАО «Коминтерн».
Исходя из поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:
сделать оценку эффективности работы промышленных предприятий Республики Беларусь
изучить теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли на предприятии
провести анализ формирования и использования фонда потребления на примере ОАО «Комин
Введение 4
1 Теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли на предприятии 6
1.1 Прибыль и рентабельность как основные показатели развития предприятий Республики Беларусь 6
1.2 Сущность формирования, распределения и использования прибыли 15
1.3 Понятие социального и экономического развития предприятия 25
2 Анализ прибыли предприятия как источника экономического и социального развития ОАО «Коминтерн» 33
Технико - экономическая характеристика предприятия 33
Анализ формирования и использования фонда потребления на ОАО «Коминтерн» 43
Анализ создания и использования фонда накопления на ОАО «Коминтерн» 52
3 Резервы роста прибыли и пути оптимизации ее распределения на предприятии 59
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение
3 РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРИБЫЛИ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В современных условиях, когда экономика нашей страны не отличается стабильностью, любое предприятие не должно жить только сегодняшним днём, то есть целью предприятия не должно быть сиюминутное получение прибыли. Предприятие должно думать о дне завтрашнем, о перспективах ближайшего будущего и о том, какие результаты принесет его деятельность в дальнейшем. Таким образом, для любого предприятия является важным решение вопроса формирования, распределения прибыли, поиск путей ее увеличения.
Большинство наших экономистов по-прежнему отмечает, что целью деятельности белорусских предприятий является максимизация прибыли и надо признать, что подавляющая масса их действует именно исходя из этого принципа. Однако этот принцип хорош в основном для малых предприятий. Для крупных и средних предприятий, ОАО «Коминтерн» в том числе, в условиях устоявшихся рынков важнее не максимизация прибыли, а устойчивость объема продаж (оплачиваемых, разумеется). То есть решение задачи удержания на возможно большем временном интервале определенного уровня прибыли. Исходя из постулата современной экономической теории об ограниченности природных ресурсов и неограниченности человеческих потребностей, более осознанный подход к данной проблеме состоял бы в оптимизации прибыли за счет направления усилий в сторону управления затратами и формированием прибыли. Сегодня многими экономистами делается упор на вопросы распределения и использования прибыли и упускается из виду сам процесс формирования прибыли, управления прибылью в целом.
Неотемлимой частью формирования прибыли является планирование и прогнозирование, которые основываются на комплексном анализе деятельности предприятия за прошлый период. Это анализ рынков сбыта, конкурентов, поставщиков ресурсов, цен на реализуемую продукцию и многих других факторов. Немаловажным является формирование оптимального портфеля (ассортимента) продукции, для этого целесообразно использовать матрицы BCG, McKincey; методы SWOT, SPACE и другие. Очень важно выбрать оптимальную структуру отдела маркетинга. На ОАО «Коминтерн» отдел маркетинга организован по функциональному принципу, что, на мой взгляд, нерационально для предприятия, которое выходит на рынки других стран. Положительным является факт наличия фирменного магазина «Силует», через него реализуется около 70% продукции от общего объема продаж в г. Гомеле. Следует отметить, что цены в фирменном магазине на 20 процентов ниже общегородских. Целесообразно было бы открытие фирменных магазинов во всех областных центрах республики. Для формирования спроса и стимулирования сбыта необходима грамотная рекламная политика.
Немаловажную роль в формировании прибыли играют те отчисления, которые предприятия делают в бюджет: налоговые платежи и экономические санкции. В этом случае предприятию сложно как-либо воздействовать на эти рычаги и оптимизировать свою прибыль. Так как отчисления в бюджет являются внешним инструментом воздействия на прибыль предприятия. Предприятие может свести к минимуму затраты по экономическим санкциям, неукоснительно соблюдая нормы пожарной безопасности, охраны труда, санитарные стандарты и другое, и тем самым избежать необходимости направлять часть прибыли на различного рода штрафы.
Что касается налогообложения, то тут государство должно идти на встречу предприятиям, так как оптимальное налогообложение и размер оптимальной прибыли тесно взаимосвязаны. Расширение налоговой базы, которое возможно за счет отмены и упорядочения представленных налоговых льгот, а также усовершенствования моделей построения и механизмов взимания каждого из основных налогов, дает в 2-3 раза больший эффект по сравнению с изменением их ставок. [9, c. 28]
Для любого предприятия, в том числе для ОАО «Коминтерн» одним из способов повышения рентабельности и конкурентоспособности продукции, а следовательно дополнительных резервов получения прибыли является привлечение инвестиций. Одним из способов привлечения инвестиций является увеличение уставного капитала с последующей эмиссией акций. Акции выпускаются в размере оплаченного уставного фонда акционерного общества и размещаются среди инвесторов. Однако дополнительный выпуск акций, возможен только после полной оплаты акций и их государственной регистрации. Решение о дополнительном выпуске акций принимается общим собранием акционеров. Размещение дополнительного выпуска акций открытого акционерного общества возможно в форме распределения между участниками общества, либо открытой продажи. Сотрудничество с фирмами Англии, Голландии, Дании позволило предприятию создать некоторый имидж и принести известность ОАО «Коминтерн» в определенных кругах, соответственно есть основания рассчитывать на привлечение капитала из этих стран. [12]
Большинство белорусских предприятий и предпринимателей стремиться получить максимальный доход в кратчайший срок и обеспечить сохранность заработанной прибыли. Для этого в сложившейся экономической ситуации есть всего два пути: 1 - путь развития и риска, т.е. реинвистирование прибыли для ее последующего умножения, 2 – путь стагнации предприятия, т.е. извлечение прибыли, ее дележ и потребление. Второй путь как наименее рискованный выбирается подавляющим количеством предприятий, не исключение здесь и ОАО «Коминтерн». Прибыль полученная предприятием потребляется полностью, кроме того в течении года ОАО «Коминтерн» постоянно пользовался кредитами на оплату сырья и материалов, на выплату заработной платы.
Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли. Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон. Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.
Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”. Среднемесячная заработная плата на ОАО «Коминтерн» в 2001 году составила 130 тыс. руб. Эта величина достаточно низкая (среднемесячная заработная плата в промышленности около 170 тыс. руб.) для того, чтобы стимулировать работников к более производительному труду. В течении года на ОАО «Коминтерн» наблюдался внеплановый простой, часть работников предприятия переведена на неполный рабочий день. Задолженность по кредитам, используемых на выплату заработной платы на 01.01.02 составила 500 млн. руб. На мой взгляд руководство предприятия должно пойти на такой непопулярный шаг, как временное сокращение численности работников (неоплачиваемый отпуск). Сокращение численности основных рабочих на 100 человек + 40% вспомогательных рабочих + 7% руководителей и специалистов позволит получить годовую экономию в размере 228 млн. руб.
Э год. = Ср. мес з/п * 12 мес. * Кол-во работников
Основные рабочие: 130*12*100=156 млн. руб.
Вспомогательные рабочие: 115*12*40=55 млн. руб.
Специалисты и руководители : 207*12*7=17 млн. руб.
Итого: 228 млн. руб.
По различным оценкам на ОАО «Коминтерн» требуется сократить численность работников минимум на 15%, что даст годовую экономию в размере 450 млн. руб. Эти средства можно направить на увеличение заработной платы основным и вспомогательным работникам предприятия (на 20 тыс. руб. в месяц ), а так же направить в фонд накопления 75 млн. руб.
В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.
Руководство так же стремится оставить некоторую часть прибыли нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования. На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.
Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким образом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.
В 2001 году на ОАО «Коминтерн»
основными направлениями
Таким образом, реструктуризация позволит высвободить часть чистой прибыли предприятия, которую можно будет использовать для прироста оборотных средств, дефицит которых наблюдается на предприятии, обновления основных фондов, развития НТП.
Следует отметить, что существуют определенные сложности в изменении пропорций при распределении чистой прибыли. В уставах многих акционерных обществ (в соответствии с примерным текстом устава, рекомендованным Мингосимуществом), в том числе в уставе ОАО «Коминтерн» закреплено положение о распределении чистой прибыли по восьми конкретным направлениям. Оговаривается также, что использование прибыли по первым пяти направлениям (на развитие производства и пополнение оборотных средств, на благотворительную деятельность и оказание безвозмездной помощи, в фонд потребления, на содержание объектов социальной сферы, на предоставление ссуд работникам общества для строительства жилья) производится дирекцией по предварительному согласованию с «Беллегпромом». По трем направлениям (на выкуп обществом размещенных им акций, на формирование резервного фонда и на выплату дивидендов) использование прибыли, предварительно утвержденное собранием, может производиться без такого согласования.
В настоящее время ОАО «Коминтерн» реализует политику экстенсивного пути получения прибыли (главным образом за счет повышения цен). У предприятий использующих такую политику темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, усиление невосприимчивости предприятия к достижениям НТП, что в конечном итоге отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости а, следовательно, себестоимости продукции.
Эффективное формирование и использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.
Во-вторых, реализация продукции - это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.
Рис. 5 - Резервы увеличения прибыли от реализации продукции
Сумма резервов роста прибыли (Р ) за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле:
Р = ,
где: П - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;
РП - количество дополнительно реализованной продукции в
натуральных единицах.
Рост прибыли за счет увеличения объемов производства в нашей ситуации стоит рассматривать лишь в перспективе (запасы готовой продукции на складе составляют около 40 процентов к среднемесячному объему производства).
Костюмы, производимые ОАО «Коминтерн» являются товаром, спрос на который малоэластичен, кроме того ОАО «Коминтерн» является монополистом на рынке Республики Беларусь. Поэтому при незначительном повышении отпускной цены спрос на данную продукцию останется на прежнем уровне. Конечно, этот резерв следует использовать очень осторожно, т.к. необоснованное повышение цены может вынудить покупателя отказаться от покупки товара данной фирмы. Увеличение отпускных цен предприятие производило по месяцам исходя из установленных правительством предельных индексов, что часто не отвечало интересам предприятия.
В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, в том числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе. Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.