Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала, отображение сущности рынка труда и особенностей его формирования и стабильного функционирования в Республике Беларусь в сегодняшних условиях.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
-изучить основные постулаты теории человеческого капитала, теоретические основы рынка труда:
-оценить особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь;
Введение 4
1 Теория человеческого капитала: основные аспекты 5
1.1 Понятие человеческого капитала 5
1.2 Генезис теории человеческого капитала 8
1.3 Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала 9
2 Рынок труда: понятие и принципы функционирования 15
2.1Теоретические основы рынка труда 15
2.2 Безработица: понятие, причины, формы, измерение 23
3 Особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь 31
Заключение 40
Список использованных источников 42
Производственная подготовка в понимании теоретиков человеческого капитала охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Огромное теоретическое значение имело введенное Г.Беккером различение между специальными и общими инвестициями в человека (позднее разграничение между общими и специфическими ресурсами легло в основу трансакционной теории фирмы). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены.
В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций. Напротив, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее. Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.
Глубокий анализ проблем производственной подготовки был дан в работах Дж.Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.
В 70-е годы теория человеческого капитала подверглась атакам со стороны так называемой теории фильтра (среди ее авторов известные экономисты и социологи - А.Берг, М.Спенс, Дж.Стиглиц , П.Уилс, К.Эрроу). Согласно этой теории, образование представляет собой механизм, сортирующий людей по уровню их способностей. Информация об этом достается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. Более высокая производительность оказывается связана не с полученным работниками образованием, а с их личными способностями, которые существуют до и помимо него и которые оно просто делает явными. Теория фильтра не ставит под сомнение выгодность обладания дипломом для отдельного человека. Но для общества в целом содержание такого дорогостоящего сигнального устройства как система образования заведомо неэффективно, поскольку известны намного более простые и дешевые методы проверки деловых качеств.
Аргументы теории фильтра, как показали ее критики, недостаточно убедительны. Даже в качестве средства отбора образование может содействовать повышению эффективности, помогая будущим работникам, не имеющим достаточной информации о собственных возможностях, узнавать себя лучше и находить в экономической системе наиболее подходящие ниши. Вопреки утверждениям теории фильтра фирмы не полагаются при отборе персонала на образовательные удостоверения, а затрачивают немалые средства на его тестирование.
Вместе с тем теория фильтра заставила с большей осторожностью относиться к выводам и рекомендациям, выработанным теорией человеческого капитала. Большинство исследователей согласны с тем, что их нужно рассматривать не столько как противоположные, сколько как взаимодополняющие подходы.
Еще одна область, где вклад теории человеческого капитала оказался особенно весом, - это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.
Структура распределения человеческого капитала, а, значит, и заработков, будет тем неравномернее, чем сильнее разброс в индивидуальных кривых. Особенно глубокое неравенство возникает в случае корреляции кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются также наделены и более высокими способностями.
Предложенная Г.Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т. п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование [8, с.100].
Таким образом, теория человеческого капитала – теория, предполагающая, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы.
2 Рынок труда: понятие и принципы функционирования
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов, прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.
Подавляющая часть населения, чтобы обеспечить себя необходимыми средствами существования вынуждена предлагать свои услуги в форме труда за определенное вознаграждение или заработную плату. Люди предлагают особый вид товара - рабочую силу, т.е совокупность физических, интеллектуальных и духовных способностей к трудовой деятельности.
Спрос на рабочую силу предъявляют работодатели или предприниматели. Продавцы и покупатели вступают в определенные экономические отношения на рынке труда.
Рынок труда включает в себя способы, общественные механизмы, организационные структуры, содействующие покупателям найти необходимую рабочую силу, а продавцам предложить свои услуги.
Данный рынок с одной стороны похож на прочие рынки, т.к. на нем также действует ценовой механизм - механизм заработной платы. Однако данный рынок имеет существенные отличительные особенности, которые, прежде всего, связаны с тем, что данный товар, т.е. рабочая сила является неотъемлемой частью человека (работника). В связи с этим существенное воздействие на рынок труда оказывают психические, социальные, моральные, нравственные и другие факторы.
Поэтому на ряду с заработной платой, которая является главным регулирующим фактором на рынке труда, а следовательно и его элементом, на состояние рынка оказывают воздействие:
а) безопасность и условия
труда, творческая и
б) потребность человека в
самореализации собственной
в) способность к
г) обоюдное стремление и
работодателя и наемных
Уровень заработной платы, а следовательно и состояние рынка труда, определяется прежде всего стоимостью необходимых жизненных средств или благ для обеспечения нормальных условий для воспроизводства рабочей силы.
Динамика заработной платы, или иными словами цены труда, воздействует как на спрос, так и на предложение на рынке труда. При этом спрос и предложение являются так же одними из основных факторов, а значит и элементов рынка труда. На предложение рабочей силы на рынке труда влияют следующие факторы:
-величина заработной платы;
-численность населения;
-профессиональная и квалификационная структура рабочей силы;
-мобильность рабочей силы;
-национальные, культурные, религиозные, этнические традиции.
Спрос рабочей силы на рынке труда определяется следующими факторами:
- масштабом общественного производства;
- уровнем его технической оснащенности;
- структурой общественного
производства и происходящими с
Социальное положение человека определяется не только реальным доходом и потреблением (включая потребление услуг в виде пользования жильем), но, прежде всего, также и «участием в трудовой деятельности» или отсутствием таковой в случае безработицы, а также системой социального обеспечения. В немецкой статистике различают «трудовую деятельность» и «занятость» в отношении работающего населения и лиц, «не участвующих в трудовой деятельности» и «зарегистрированных безработных» в отношении неработающего населения (за исключением экономически неактивных лиц).
Признак «трудовой деятельности» относится к конкретным лицам, не поддается суммированию и лучше всего определяется с помощью прямого опроса соответствующих лиц. В рамках постоянного населения различают следующие группы:
1) экономически активное население;
а) население, занятое в
б) население, не занятое в народном хозяйстве,
2) экономически неактивное население.
Занятость является признаком, относящимся, прежде всего, к месту работы и поддающимся суммированию (одно и то же лицо может быть занятым на различных предприятиях или выполнять подсобную оплачиваемую работу). Поэтому говорят о случаях занятости (в отличие от подхода с точки зрения экономически активного населения). По отношению к занятости интерес представляют, прежде всего, признаки соответствующего предприятия (места работы), такие, например, как отрасль народного хозяйства, величина предприятия и т.п.
Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных или общественных потребностей и приносит ее субъекту заработок или доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию общественного продукта. Следует отметить, что к трудоспособному населению относятся все, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.
Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:
- граждане, работающие по найму;
- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);
- граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;
- учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;
- работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;
- занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.
Следует отметить, что в состав экономически активного населения, кроме выше указанных категорий, входят временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также лица, ищущие работу.
В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), которые по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
Необходимо различать полную занятость на уровне национальной экономики и полную занятость на уровне отдельного индивида, предполагающую, что он занят полный рабочий день, неделю, месяц и т.д. Так же и неполная занятость на уровне национальной экономики предполагает избыточность предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее, а на уровне индивида – занятость с неполным рабочим днем, неделей, месяцем и т.д.