Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала, отображение сущности рынка труда и особенностей его формирования и стабильного функционирования в Республике Беларусь в сегодняшних условиях.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
-изучить основные постулаты теории человеческого капитала, теоретические основы рынка труда:
-оценить особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь;
Введение 4
1 Теория человеческого капитала: основные аспекты 5
1.1 Понятие человеческого капитала 5
1.2 Генезис теории человеческого капитала 8
1.3 Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала 9
2 Рынок труда: понятие и принципы функционирования 15
2.1Теоретические основы рынка труда 15
2.2 Безработица: понятие, причины, формы, измерение 23
3 Особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь 31
Заключение 40
Список использованных источников 42
В то же время для белорусского рынка труда были характерны такие механизмы самоадаптации как рост самозанятости, параллельной занятости и трудовой миграции.
В таблице 2 отражена реализация активных мер политики занятости населения Республики Беларусь
Таблица 2 - Реализация активных мер политики занятости
Примечание — Источник: [13].
В 2011 году Министерством труда и социальной защиты, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение основных показателей Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 1522) – (далее – Государственная программа).
За 2011 год в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 313,3 тыс. человек (95,3 процента к 2010 году), из них зарегистрированы безработными 188,4 тыс. человек (91,5 процента). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 365,8 тыс. человек (94 процента), из них 221,5 тыс. безработных (90 процентов) [13].
В целом основные показатели Государственной программы выполнены всеми облисполкомами и Минским горисполкомом.
В 2011 году в соответствии
с заданиями Государственной программы:
республиканскими и местными органами
государственного управления трудоустроено
на созданные рабочие места 181,6 тыс. человек
(103,7 процента к годовому заданию), в том
числе 2,5 тыс. безработных – на рабочие
места, созданные нанимателями за счет
выделенных бюджетных ссуд;
оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 200,8 тыс. человек, из них 130,5 тыс. безработным (соответственно, 100,5 и 101,9 процента);
направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 20,4 тыс. безработных (97,4 процента), в том числе 9,1 тыс. – женщин, 12,6 тыс. – молодых людей в возрасте 16-29 лет, из них 2,3 тыс. - несовершеннолетних;
оказано содействие в трудоустройстве 1648 безработным из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,2 процента к заданию);
оказано содействие в трудоустройстве 21,0 тыс. безработным, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 11,9 тыс. – в счет установленной брони;
организована адаптация к трудовой деятельности 499 инвалидов (105,9 процента);
профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 145 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2 913 безработным (96,1 процента);
на новое место жительства и работы переселено 363 семьи безработных (106,8 процента);
в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,7 тыс. человек, в том числе 50,1 тыс. безработных (соответственно, 106,9 и 101,8 процента).
Всеми областными исполнительными комитетами выполнены основные показатели Государственной программы по обеспечению занятости сельского населения. На созданные рабочие места трудоустроено 21,5 тыс. человек, в том числе 419 человек – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
За 2011 год в сельской местности оказано содействие в трудоустройстве 28,5 тыс. безработным, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 460 безработным, направлено на профессиональное обучение 4,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 63,6 тыс. человек, в том числе 22,5 тыс. безработных.
В результате принятых мер количество безработных в сельской местности в сравнении с началом года уменьшилось на 1385 человек (с 7249 человек на 1.01.2011 до 5864 на 1.01.2012), или на 19,1 процента, количество вакансий увеличилось с 6,8 тыс. до 7 тыс. рабочих мест, или на 2,9 процента.
Реализован комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых городах[13].
За 2011 год в малых городах трудоустроено на созданные рабочее места 29,2 тыс. человек (115,9 процента к заданию), в том числе в Брестской области – 4,7 тыс. (103,5 процента), в Витебской – 4,9 тыс. – 108 процентов, в Гомельской – 3,6 тыс. – 105,1 процента, Гродненской – 6,1 тыс. – 147,2 процента, Минской области – 5,6 тыс. – 126,8 процента, Могилевской области – 4,4 тыс. рабочих мест – 103,9 процента. Из общего количества созданных рабочих мест 1436 создано нанимателями за счет бюджетных ссуд.
Оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 52,6 тыс. человек, в том числе 32,6 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 4,1 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 798 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,1 тыс. человек, в том числе 12,4 тыс. безработных.
В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 514 человек (с 6192 человек на 1.01.2011 до 5678 на 1.01.2012), или на 8,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 8,7 тыс. рабочих мест, или на 3,6 процента[13].
Напряженность на рынке труда малых городов на 1.01.2012 составила 0,7 (в целом по республике 0,5).
В 27 малых городах, включенных в Государственную программу, на созданные рабочие места трудоустроено 7309 человек (119,6 процента к заданию), в том числе 432 человека на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
Численность безработных в 27 малых городах уменьшилась на 224 человека, или на 11,4 процента (с 1968 человек на 1.01.2011 до 1744 человек на 1.01.2012).
Обеспечивалось
В органы по труду, занятости
и социальной защите за 2011 год обратилось 5555 обязанных
лица, из них трудоустроено на постоянную
работу 5413 обязанных лиц (99,9 процента),
в том числе в счет брони 4338 человек. В
трёх областях (Гомельской, Минской, Могилевской)
и г. Минске обеспечено 100-процентное трудоустройство
обязанных лиц, в Брестской и Витебской
областях – 99,9 процента.
В полном объеме обеспечивалась предусмотренная
законодательством социальная поддержка
безработных.
На 1 января 2012 г. пособие по безработице получали 13 тыс. безработных, или 46,1 процента от числа состоявших на учете. Средний размер пособия в декабре составил 102,3 тыс. рублей[13].
По состоянию на 1 января 2012 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 28,2 тыс. безработных (85,2 процента к уровню 2010 года).
Напряженность на рынке труда снизилась и составила в целом по республике 0,5 (в 2010 г. – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в Гомельской области – 1,1, самая низкая – 0,2 – в г. Минске.
Количество вакансий в сравнении с началом 2011 года увеличилось на 5,9 процента и на 1 января 2012 г. составило 51,7 тыс. Рынок труда по–прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,6 процента от общего количества вакансий, заявленных нанимателями (в 2010 году – 77,2 процента).
Итоги текущего мониторинга
показывают, что существенного ухудшения ситуации
с регистрируемой безработицей не наблюдалось.
Ситуация на рынке труда оставалась стабильной,
управляемой, контролируемой и не выходила
за рамки прогнозных показателей Государственной
программы.
Уровень безработицы стабилизировался
и на 1.01.2012 составил 0,6 процента к численности
экономически активного населения (при
прогнозе на конец 2011 года 1,2 –1,5 процента).
Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы. По состоянию на 1 декабря 2011 г. из 118 районов и 12 городов в 116 регионах уровень безработицы составил 1 процент и ниже, в 14 – от 1,1 до 1,2 процента[13].
По данным Белстата, численность
занятых в экономике в январе-
Выполнение показателей
Государственной программы нахо
Либерализация экономики, активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест, более эффективное использование рабочей силы сопровождается сокращением численности занятых в сфере материального производства и увеличением масштабов высвобождения излишней численности работников.
Одним из основных механизмов государственного регулирования процессов в сфере занятости является реализация ежегодно разрабатываемых в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (от 1.07.2006г. )государственных и региональных программ занятости населения, предусматривающих комплекс мер, направленных на создание необходимых условий для реализации конституционного права граждан на свободный и добровольный труд, а также социальную поддержку безработных. Приоритетное внимание в указанных программах уделяется таким активным мерам государственной политики занятости, как сохранение и создание новых рабочих мест, профессиональная подготовка и переподготовка безработных по профессиям, востребованным на рынке труда, содействие развитию их предпринимательской инициативы и самозанятости, организация оплачиваемых общественных работ и др.
Для сферы занятости по-прежнему продолжает оставаться актуальным ряд проблем, имевших место ранее и в значительной мере определяющих общую ситуацию на рынке труда и характер происходящих на нем процессов.
Одним из наиболее тревожных симптомов является увеличение выхода на рынок труда молодежи, неподготовленной в профессиональном плане и, как следствие, неконкурентоспособной см. приложение А.
Несмотря на снижение удельного веса женщин в структуре безработных, эта категория населения по-прежнему остается одной из наиболее уязвимых на рынке труда социально-демографических групп и определяет портрет среднестатистического безработного. Вследствие преобладания спроса на мужскую рабочую силу средний период поиска работы у женщин вдвое больше, чем у мужчин, соответственно, женщины имеют и более продолжительный период безработицы.
Не теряет своей актуальности, несмотря на постепенное сокращение, проблема длительной безработицы. Сегодня каждый третий безработный состоит на учете в государственной службе занятости от 6 месяцев до одного года, каждый восьмой – более года.
Это, прежде всего, города и поселки с моноструктурной специализацией экономики, где основная отрасль переживала экономический спад (г. Новолукомль, г. Светлогорск, р.п. Микашевичи Лунинецкого рна, Сморгонский рн) и бывшие места дислокации воинских частей (Ганцевичский, Калинковичский, Поставский районы). Проблема региональных различий в безработице усугубляется низкой территориальной мобильностью населения, обусловленной отсутствием развитого рынка жилья, и в еще большей степени – отсутствием у граждан средств для его приобретения, недостаточной транспортной обеспеченностью возможных мест работы, ростом платы за проезд.
Низкая территориальная мобильность рабочей силы, дисбаланс профессионально квалификационной структуры спроса и предложения на нее в конкретных регионах, несовпадение профессионально трудовых притязаний потенциальных работников с содержанием и условиями предлагаемой им работы приводят к ситуации, когда на рынке труда одновременно существуют и требуют разрешения две, казалось бы, взаимоисключающие друг друга проблемы: с одной стороны – безработица, с другой – дефицит необходимых кадров.
Анализ основных факторов и тенденций, определяющих состояние и динамику рынка труда, показывает, что для поддержания стабильной ситуации и ослабления негативных последствий процессов, происходящих на рынке труда в настоящее время и в ближайшие годы, от органов государственного управления (и в первую очередь государственной службы занятости) потребуется не только активизировать свою работу, но и в еще большей степени выстраивать ее по принципу определения приоритетов, комплексности, обеспечения максимальной эффективности использования средств государственного фонда содействия занятости [13].
В целом, основные направления
проводимой до настоящего времени активной
политики занятости на рынке труда сохраняются.
Ключевым направлением государственной
политики занятости является комплекс
экономических и организационных мер,
направленных на увеличение числа рабочих
мест в экономике и, соответственно, спроса
на рабочую силу, повышение мотивации
безработных к скорейшему началу либо
возобновлению трудовой деятельности.
Для уменьшения масштабов выхода на рынок
труда работников в результате реструктуризации
производства, оптимизации и сокращения
штатов и численности активизируется
совместная работа с нанимателями по опережающему
профессиональному обучению лиц, подлежащих
высвобождению. Проводится работа по совершенствованию
механизма создания на неиспользуемых
производственных площадях предприятий
бизнесинкубаторов, которые должны будут
решать не только производственно-