Теория человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала, отображение сущности рынка труда и особенностей его формирования и стабильного функционирования в Республике Беларусь в сегодняшних условиях.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
-изучить основные постулаты теории человеческого капитала, теоретические основы рынка труда:
-оценить особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 4
1 Теория человеческого капитала: основные аспекты 5
1.1 Понятие человеческого капитала 5
1.2 Генезис теории человеческого капитала 8
1.3 Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала 9
2 Рынок труда: понятие и принципы функционирования 15
2.1Теоретические основы рынка труда 15
2.2 Безработица: понятие, причины, формы, измерение 23
3 Особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь 31
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

18-10теория человеческого капитала 2012.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

В то же время для белорусского рынка труда были характерны такие  механизмы самоадаптации как рост самозанятости, параллельной занятости и трудовой миграции.

В таблице 2 отражена реализация активных мер политики занятости населения Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
   

 

Таблица 2 - Реализация активных мер политики занятости

Примечание — Источник: [13].

 

В 2011 году Министерством труда и социальной защиты, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение основных показателей Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 1522) – (далее – Государственная программа).

За 2011 год в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 313,3 тыс. человек (95,3 процента к 2010 году), из них зарегистрированы безработными 188,4 тыс. человек (91,5 процента). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 365,8 тыс. человек (94 процента), из них 221,5 тыс. безработных (90 процентов) [13].

В целом основные показатели Государственной программы выполнены всеми облисполкомами и Минским горисполкомом.

В 2011 году в соответствии с заданиями Государственной программы: 
республиканскими и местными органами государственного управления трудоустроено на созданные рабочие места 181,6 тыс. человек (103,7 процента к годовому заданию), в том числе 2,5 тыс. безработных – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;

оказано содействие в  трудоустройстве на созданные рабочие  места и имеющиеся вакансии 200,8 тыс. человек, из них 130,5 тыс. безработным (соответственно, 100,5 и 101,9 процента);

направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 20,4 тыс. безработных (97,4 процента), в том числе 9,1 тыс. – женщин, 12,6 тыс. – молодых людей в возрасте 16-29 лет, из них 2,3 тыс. - несовершеннолетних;

оказано содействие в  трудоустройстве 1648 безработным из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,2 процента к заданию);

оказано содействие в  трудоустройстве 21,0 тыс. безработным, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 11,9 тыс. – в счет установленной брони;

организована адаптация к трудовой деятельности 499 инвалидов (105,9 процента);

профинансированы и  компенсированы нанимателям затраты  на приобретение специализированного оборудования для создания 145 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;

оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2 913 безработным (96,1 процента);

на новое место жительства и работы переселено 363 семьи безработных (106,8 процента);

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,7 тыс. человек, в том числе 50,1 тыс. безработных (соответственно, 106,9 и 101,8 процента).

Всеми областными исполнительными  комитетами выполнены основные показатели Государственной программы по обеспечению занятости сельского населения. На созданные рабочие места трудоустроено 21,5 тыс. человек, в том числе 419 человек – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

За 2011 год в сельской местности оказано содействие в трудоустройстве 28,5 тыс. безработным, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 460 безработным, направлено на профессиональное обучение 4,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 63,6 тыс. человек, в том числе 22,5 тыс. безработных.

В результате принятых мер  количество безработных в сельской местности в сравнении с началом года уменьшилось на 1385 человек (с 7249 человек на 1.01.2011 до 5864 на 1.01.2012), или на 19,1 процента, количество вакансий увеличилось с 6,8 тыс. до 7 тыс. рабочих мест, или на 2,9 процента.

Реализован комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых городах[13].

За 2011 год в малых  городах трудоустроено на созданные  рабочее места 29,2 тыс. человек (115,9 процента к заданию), в том числе в  Брестской области – 4,7 тыс. (103,5 процента), в Витебской – 4,9 тыс. – 108 процентов, в Гомельской – 3,6 тыс. – 105,1 процента, Гродненской – 6,1 тыс. – 147,2 процента, Минской области – 5,6 тыс. – 126,8 процента, Могилевской области – 4,4 тыс. рабочих мест – 103,9 процента. Из общего количества созданных рабочих мест 1436 создано нанимателями за счет бюджетных ссуд.

Оказано содействие в  трудоустройстве на постоянное место работы 52,6 тыс. человек, в том числе 32,6 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 4,1 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 798 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,1 тыс. человек, в том числе 12,4 тыс. безработных.

В результате принятых мер  в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 514 человек (с 6192 человек на 1.01.2011 до 5678 на 1.01.2012), или на 8,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 8,7 тыс. рабочих мест, или на 3,6 процента[13].

Напряженность на рынке  труда малых городов на 1.01.2012 составила 0,7 (в целом по республике 0,5).

В 27 малых городах, включенных в Государственную программу, на созданные рабочие места трудоустроено 7309 человек (119,6 процента к заданию), в том числе 432 человека на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд. 

Численность безработных  в 27 малых городах уменьшилась  на 224 человека, или на 11,4 процента (с 1968 человек на 1.01.2011 до 1744 человек на 1.01.2012).

Обеспечивалось трудоустройство  граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица).

В органы по труду, занятости  и социальной защите за 2011 год обратилось 5555 обязанных лица, из них трудоустроено на постоянную работу 5413 обязанных лиц (99,9 процента), в том числе в счет брони 4338 человек. В трёх областях (Гомельской, Минской, Могилевской) и г. Минске обеспечено 100-процентное трудоустройство обязанных лиц, в Брестской и Витебской областях – 99,9 процента.  
В полном объеме обеспечивалась предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных.

На 1 января 2012 г. пособие по безработице получали 13 тыс. безработных, или 46,1 процента от числа состоявших на учете. Средний размер пособия в декабре составил 102,3 тыс. рублей[13].

По состоянию на 1 января 2012 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 28,2 тыс. безработных (85,2 процента к уровню 2010 года).

Напряженность на рынке  труда снизилась и составила  в целом по республике 0,5 (в 2010 г. – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в Гомельской области – 1,1, самая низкая – 0,2 – в г. Минске.

Количество вакансий в сравнении с началом 2011 года увеличилось на 5,9 процента и на 1 января 2012 г. составило 51,7 тыс. Рынок  труда по–прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,6 процента от общего количества вакансий, заявленных нанимателями (в 2010 году – 77,2 процента).

Итоги текущего мониторинга  показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдалось. Ситуация на рынке труда оставалась стабильной, управляемой, контролируемой и не выходила за рамки прогнозных показателей Государственной программы.  
Уровень безработицы стабилизировался и на 1.01.2012 составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (при прогнозе на конец 2011 года 1,2 –1,5 процента).

Значительно уменьшилась  дифференциация регионов по уровню безработицы. По состоянию на 1 декабря 2011 г. из 118 районов и 12 городов в 116 регионах уровень безработицы составил 1 процент и ниже, в 14 – от 1,1 до 1,2 процента[13].

По данным Белстата, численность  занятых в экономике в январе-декабре 2011 г. составила 4632 тыс. человек при  прогнозе на 2011 год 4670 тыс. человек, при этом Минская область обеспечила выход на нижний уровень прогнозного показателя (681 тыс. человек при задании 674,7 тыс. человек)

Выполнение показателей  Государственной программы находилось под постоянным контролем Министерства, ход реализации ее мероприятий ежеквартально рассматривался на заседаниях коллегии.

Либерализация экономики, активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест, более эффективное использование рабочей силы сопровождается сокращением численности занятых в сфере материального производства и увеличением масштабов высвобождения излишней численности работников.

Одним из основных механизмов государственного регулирования процессов в сфере занятости является реализация ежегодно разрабатываемых в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (от 1.07.2006г. )государственных и региональных программ занятости населения, предусматривающих комплекс мер, направленных на создание необходимых условий для реализации конституционного права граждан на свободный и добровольный труд, а также социальную поддержку безработных. Приоритетное внимание в указанных программах уделяется таким активным мерам государственной политики занятости, как сохранение и создание новых рабочих мест, профессиональная подготовка и переподготовка безработных по профессиям, востребованным на рынке труда, содействие развитию их предпринимательской инициативы и самозанятости, организация оплачиваемых общественных работ и др.

Для сферы занятости  по-прежнему продолжает оставаться актуальным ряд проблем, имевших место ранее и в значительной мере определяющих общую ситуацию на рынке труда и характер происходящих на нем процессов.

Одним из наиболее тревожных  симптомов является увеличение выхода на рынок труда молодежи, неподготовленной в профессиональном плане и, как следствие, неконкурентоспособной см. приложение А.

Несмотря на снижение удельного веса женщин в структуре  безработных, эта категория населения по-прежнему остается одной из наиболее уязвимых на рынке труда социально-демографических групп и определяет портрет среднестатистического безработного. Вследствие преобладания спроса на мужскую рабочую силу средний период поиска работы у женщин вдвое больше, чем у мужчин, соответственно, женщины имеют и более продолжительный период безработицы.

Не теряет своей актуальности, несмотря на постепенное сокращение, проблема длительной безработицы. Сегодня  каждый третий безработный состоит на учете в государственной службе занятости от 6 месяцев до одного года, каждый восьмой – более года.

 Это, прежде всего, города и поселки с моноструктурной специализацией экономики, где основная отрасль переживала экономический спад (г. Новолукомль, г. Светлогорск, р.п. Микашевичи Лунинецкого рна, Сморгонский рн) и бывшие места дислокации воинских частей (Ганцевичский, Калинковичский, Поставский районы). Проблема региональных различий в безработице усугубляется низкой территориальной мобильностью населения, обусловленной отсутствием развитого рынка жилья, и в еще большей степени – отсутствием у граждан средств для его приобретения, недостаточной транспортной обеспеченностью возможных мест работы, ростом платы за проезд.

Низкая территориальная  мобильность рабочей силы, дисбаланс  профессионально квалификационной структуры спроса и предложения на нее в конкретных регионах, несовпадение профессионально трудовых притязаний потенциальных работников с содержанием и условиями предлагаемой им работы приводят к ситуации, когда на рынке труда одновременно существуют и требуют разрешения две, казалось бы, взаимоисключающие друг друга проблемы: с одной стороны – безработица, с другой – дефицит необходимых кадров.

Анализ основных факторов и тенденций, определяющих состояние  и динамику рынка труда, показывает, что для поддержания стабильной ситуации и ослабления негативных последствий процессов, происходящих на рынке труда в настоящее время и в ближайшие годы, от органов государственного управления (и в первую очередь государственной службы занятости) потребуется не только активизировать свою работу, но и в еще большей степени выстраивать ее по принципу определения приоритетов, комплексности, обеспечения максимальной эффективности использования средств государственного фонда содействия занятости [13].

В целом, основные направления  проводимой до настоящего времени активной политики занятости на рынке труда сохраняются. Ключевым направлением государственной политики занятости является комплекс экономических и организационных мер, направленных на увеличение числа рабочих мест в экономике и, соответственно, спроса на рабочую силу, повышение мотивации безработных к скорейшему началу либо возобновлению трудовой деятельности. Для уменьшения масштабов выхода на рынок труда работников в результате реструктуризации производства, оптимизации и сокращения штатов и численности активизируется совместная работа с нанимателями по опережающему профессиональному обучению лиц, подлежащих высвобождению. Проводится работа по совершенствованию механизма создания на неиспользуемых производственных площадях предприятий бизнесинкубаторов, которые должны будут решать не только производственно-технологические задачи, но и задачу трудоустройства высвобождаемых работников и безработных. Новый импульс развития получают общественные оплачиваемые работы как мера временной трудовой занятости безработных и их социальной поддержки.

Информация о работе Теория человеческого капитала