Теория человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала, отображение сущности рынка труда и особенностей его формирования и стабильного функционирования в Республике Беларусь в сегодняшних условиях.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
-изучить основные постулаты теории человеческого капитала, теоретические основы рынка труда:
-оценить особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 4
1 Теория человеческого капитала: основные аспекты 5
1.1 Понятие человеческого капитала 5
1.2 Генезис теории человеческого капитала 8
1.3 Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала 9
2 Рынок труда: понятие и принципы функционирования 15
2.1Теоретические основы рынка труда 15
2.2 Безработица: понятие, причины, формы, измерение 23
3 Особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь 31
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

18-10теория человеческого капитала 2012.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Следует отметить, что кроме видов в экономической литературе различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, технологическую, циклическую и естественную.

Фрикционная безработица. На рынке труда всегда имеется  некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.

Структурная безработица. Главной причиной структурной безработицы является профессионально–квалификационное и территориальное несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике. Структурная безработица имеет место тогда, когда работники, потерявшие в результате структурных сдвигов работу в одних секторах экономики, не могут быть устроены на свободных рабочих местах, которые имеются в других отраслях (секторах, регионах).

Технологическая безработица  означает вынужденную незанятость  работников из–за внедрения новой техники и технологии, неспособности или невозможности трудиться в новых технологических условиях. От технологической безработицы не застрахована ни одна экономика. Однако особенно такая безработица ощущается там, где быстрое развитие НТП сочетается с высоким уровнем доходов занятых, что придает большую экономическую эффективность и ведет к сокращению количества рабочих мест.

С экономическими циклами  связана циклическая безработица, возникающая в результате циклических спадов производства и кризисов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Падение совокупного спроса на труд происходит в условиях негибкости реальной заработной платы  и ее понижения.

Три формы безработицы  – фрикционная, структурная и  технологическая – существуют практически всегда. Поэтому уровень безработицы, равный сумме фрикционной, структурной и технологической безработицы, называется естественным.

Что касается Республики Беларусь, то  видим, что динамика за последние 2 года остается стабильной, безработица в среднем составляет менее 1 %, это заметно из Рисунка 3. 

В январе – июне 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 149,9 тыс. человек (96,2 процента от уровня 2011 года), из которых 92,9 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (97 процентов от уровня 2011 года). С учетом 45,9 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2012 г., всего нуждалось в трудоустройстве 195,8 тыс. человек, из них 121,1 тыс. безработных. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год

2012 год

 

2012 год к 2011 году,

%

Зарегистрировано  безработных,

тыс. человек

Зарегистрировано  безработных,

тыс. человек

январь

17,0

16,3

95,9

февраль

16,9

16,6

98,2

март

18,2

16,5

90,7

апрель

15,5

14,4

92,9

май

13,7

15,0

109,5

июнь

14,5

14,0

96,6

июль

13,2

   

август

16,2

   

сентябрь

16,3

   

октябрь

16,2

   

ноябрь

16,6

   

декабрь

14,1

   

Таблица 1

Примечание — Источник: [13]. 

 

Рис.3-динамика регистрации безработных в 2011-2012 годах

Примечание — Источник: [13].

 

Уровень зарегистрированной безработицы на конец июня 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (в 2011 году – 0,7 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,4 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,8 процента в 2011 году). В г. Минске вакансий в восемь раз больше, чем безработных.

На 01.07.2012 из 130 регионов республики в 117 регионах уровень безработицы составлил 1 процент и менее, в 13 регионах - от 1,1 до 1,2 процента.

Самый высокий уровень  безработицы - 1,2 процента зарегистрирован в Ганцевичском и Лоевском районах, самый низкий – 0,2 процента в  Минском  и Смолевичском районах [13]. 

Спрос на рабочую силу, по сравнению  с прошлым годом, увеличился.

На 01.07.2012 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 66,6 тыс. вакансий, что составило 105,5 процента к уровню 2011 года. 

 

 

 

 

Рис.4-спрос и предложение на рынке труда в 2003-2012гг.

               Примечание — Источник: [13].

 

 

Соответственно, состояние  полной занятости в национальной экономике предполагает наличие безработицы не выше ее естественного уровня. По мнению М. Фридмена, естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы подобно тому, как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

Для нормального функционирования национальной экономики необходимо иметь незадействованные ресурсы, которые могли бы быть использованы в случае необходимости. Это необходимый объективно обусловленный резерв рабочей силы.

Основными причинами  существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются следующие.

1) Увеличение времени  поиска работы в условиях системы  страхования по безработице. Выплата  пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству – увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.

2) Устойчивость (жесткость)  заработной платы порождает «безработицу ожидания». Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением.

«Застывание» рынка труда в неравновесном состоянии связано с:

  1. законодательным установлением минимума заработной платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума;

2) фиксацией уровня заработной штаты в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях;

незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из–за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.

Следует подчеркнуть, что количественную безработицы в любой стране отражает показатель уровня безработицы, показывающий отношение количества безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству рабочей силы. Для его расчета, все население обычно разделяют на три группы:

-лица, не влившиеся в состав рабочей силы, т.е. не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях. Их не считают потенциальными компонентами рабочей силы;

-лица, выбывшие из состава рабочей силы. Эту группу составляют люди, потенциально имеющие возможность работать, но не работающие и не ищущие работу, в том числе неработающие, вышедшие из трудоспособного возраста, а также потенциально не имеющие возможности работать;

-рабочая сила – эта группа состоит из работающих и безработных, активно ищущих работу.

Таким образом, уровень  безработицы можно рассчитать по формуле:

 

Уровень безработицы =

количество безработных

х100%

предложение рабочей  силы


 

 

 

В любом обществе безработица  всегда связана с определенными  социальными и экономическими издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.

Безработица ведет к  усилению социально–негативных процессов, росту напряженности, социальной патологии  в обществе. В целом же совокупные затраты общества, связанные с  ростом государственных расходов на преодоление социально–негативных последствий безработицы, имеют довольно значительную величину.

Необходимо отметить, что безработица оказывает и  некоторое положительное воздействие на экономику и общество, поскольку, например, фрикционная безработица способствует рациональной занятости в результате нахождения работниками более адекватных их потребностям рабочих мест. Структурная и технологическая безработица стимулирует повышение квалификационно-образовательного уровня трудящихся и оптимизирует профессиональную структуру совокупной рабочей силы. В долгосрочной перспективе это оказывает позитивное влияние на динамику ВНП и уровень жизни населения.

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости. В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с  помощью которых государство  воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:

-кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;

-организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают организацию системы образования и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству;

-регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;

-расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;

- инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости  включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

 

 

 3 Особенности формирования рынка труда в Республике Беларусь

 

 

В любой экономике рынок труда опосредует влияние проводимой макроэкономической политики на благосостояние людей, а также определяет параметры распределения доходов и пути решения проблем социальной защищенности. Практически все бывшие социалистические страны при проведении рыночных реформ, необходимых для повышения эффективности экономики, столкнулись с проблемой негативных социальных последствий адаптационного спада. Однако спустя некоторое время стали проявляться  позитивные тенденции – рост выпуска и заработков – хотя проблема безработицы во многих случаях не потеряла своей остроты.

Улучшение ситуации правительство  связывает с повышением эффективности функционирования рынка труда и экономики в целом. Однако они могут объясняться и появлением новых способов придания рынку труда определенной гибкости в условиях государственного регулирования экономики на макроуровне.

Отличительными особенностями  рынка труда Республики Беларусь на протяжении нескольких лет являлись относительно спокойная динамика происходящих на нем процессов, устойчивость основных тенденций и относительно невысокий и достаточно стабильный уровень регистрируемой безработицы (в пределах 1 % от численности экономически активного населения). В течение последних нескольких лет государственная статистика регистрирует экономический рост, сокращение официально зарегистрированной безработицы и увеличение реальной заработной платы.

Информация о работе Теория человеческого капитала