Тактическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 04:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение места тактического планирования в системе менеджмента, а также оценка выполнения плана РУП ГЗ СИиТО и на их основе выработка рекомендаций по улучшению планирования на РУП ГЗ СИиТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 с.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5 с.
1.1 Планирование как важнейшая функция управления 5 с.
1.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования 9 с.
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов 12 с.
2 СИСТЕМА ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РУП ГЗ СИИТО И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 27 с.
2.1 Технико-экономическая характеристика РУП ГЗ СИиТО 27 с.
2.2 Порядок разработки бизнес-плана на РУП ГЗ СИиТО 29 с.
2.3 Оценка выполнения бизнес-плана на РУП ГЗ СИиТО 36 с.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РУП ГЗ СИИТО 39 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42 с.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 126.17 Кб (Скачать)

      Окончание таблицы 2 

1 2 3 4
14. Объем  инвестиций в основной капитал млн.

руб.

%

2 025 2 184
Темп  роста % 135,0 124,1
15. Темп  роста объема платных услуг  населению через все каналы  связи (в действующих ценах) % 115,5 74,0
 

     За 2008 год из 15 основных показателей  были выполнены 12.

     Основные  причины невыполнения показателей: изменение структуры производства как в разрезе номенклатуры, так  и по потребителям ( «объединение» - «сторона»),  фиксирование цен на продукцию сторонних заказчиков, оплаченную по предоплате, рост цен на металл до августа 2008 года.

     За  отчетный год не был выполнен план по снижению уровня материалоёмкости по методике министерства промышленности по оценке в сопоставимых ценах. При плане  - 1,5 фактически составил +20,6 пункта, что вызвано увеличением в текущем году выпуска металлоёмкой  продукции, в частности, деталей, узлов и сельхозмашин для ПО “Гомсельмаш”, доля материалов, в цене которых порой достигала до 90%. За 2008 год удельный вес металлоёмкой продукции в производстве инструмента и оснастки составил 62,2%, что выше уровня прошлого года на 8,5%. Поскольку продукция завода является мелкосерийной и единичной, прогнозировать снижение удельного веса затрат на материалы в условиях постоянно меняющейся номенклатуры не представляется возможным.

     Также за отчетный год не был выполнен показатель по платным услугам населению, успешное выполнение которого ограничено ценовым фактором – высокий уровень накладных расходов. При плане роста 115%, фактически составил лишь 74,0%.

     В 2008 году план по импорту продукции  составил 130,0%, а фактически 173,6%,

     За 2008 год план по объему ТП в сопоставимых ценах выполнен на 104,8%, при этом темп роста к соответствующему периоду  в сопоставимых ценах составил 126,6%, в действующих ценах – 143,7%. Прирост  объема производства получен за счет роста  производительности труда (темп роста которой составил  121,2%). В отчетном году несколько снизился с 30,6% до 26,2% удельный вес продукции, произведенной для сторонних  заказчиков. Доля экспорта  также  снизилась по сравнению с прошлым  годом на 8,1 пункта.

     За 2008 год был выполнен показатель по энергосбережению: при плане -12,0% фактически составил -23,0%, что связано, как и  с высокими темпами роста объема производства, так и с применением  энергосберегающих технологий.

     Завод вложился в доведенный норматив остатков  готовой продукции, который составил 46,2% к среднемесячному объему ТП (при плане 80,0%), что ниже, чем за 2007 год на -2,2%. Остатки готовой продукции на начало 2008 года составляли  935 млн.руб., на конец года – 1 501 млн.руб. Рост остатков произошел за счет снижении реализации к концу отчетного года режущего инструмента и оснастки.

     Рентабельность  реализованной  продукции при  плане 8,0%, фактически составила 8,7%, что  ниже уровня прошлого года на 8,7 пункта.  Норматив затрат на 1 руб. ТП при  плане 91,1 коп. фактически составил 92,9 коп., что больше уровня прошлого года на 6,6%.

      План  выполнен не до конца, одна в целом  выполнен удовлетворительно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  УЛУЧШЕНИЮ ТАКТИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ НА  РУП ГЗ СИИТО

      Довольно  сложно дать рекомендации по улучшению  тактического планирования на РУП ГЗ СИиТО, так как:

      а) Тактическое планирование РУП ГЗ СИиТО входит в общее тактическое планирование РУП Гомсельмаш, однако из-за специфики продукции (специнструмент и т.д.) есть небольшая возможность влиять на ситуацию изнутри.

      б) Тактическое и стратегическое планирование на РУП ГЗ СИиТО идут в «одной связке», и подчиняются тактическому и стратегическому планированию РУП Гомсельмаш.

      в) Учитывая, что РУП ГЗ СИиТО входит в состав РУП Гомсельмаш, который  является полностью государственным  предприятием, и,  учитывая нашу беларускую планово-государственную экономику, то государство должно выступить инициатором изменения тактического планирования на в соответствии с сегодняшними экономическими условиями в условиях в мирового финансового кризиса.

      Исходя  из этого можно сказать, что давая  тактические и стратегические рекомендации, относятся как к РУП ГЗ СИиТО, так и к РУП Гомсельмаш.

      Итак, чтобы улучшить тактическое планирование на РУП ГЗ СИиТО (а, следовательно, и на РУП Гомсельмаш), требуется обновить положение 2008 года «Порядок разработки бизнес-плана РУП ГЗ СИиТО», входящий в «Порядок разработки бизнес-плана РУП Гомсельмаш», которое определяет организацию и порядок взаимодействия структурных подразделений предприятия при разработке бизнес-плана РУП ГЗ СИиТО и обязательное для всех его подразделений, т.к. с тех пор произошёл и продолжается мировой финансовый кризис, а, следовательно, необходимо пересмотреть свои взгляды на любое планирование, и действовать в соответствии с реалиями сегодняшнего мирового рынка, а, следовательно:

  1. Уменьшить запросы на продажу продукции, т.к. в данный момент времени прежние продажи не могут быть выполнены, а бизнес-план составлен по старым лекалам и в результате отдел продаж на РУП ГЗ СИиТО в настоящий момент практически полностью лишается премий, а также постоянно придаётся обструкции (грозят штрафами, увольнениями, а также ведётся постоянный поиск новых людей в отдел продаж РУП ГЗ СИиТО), так как не может выполнить план по продажам по докризисным планам.
  2. В новом тактическом планировании нужно начинать учитывать способы выхода из кризиса и возвращения на былые позиции.
  3. Учитывая специфику продукции завода, которая практически одного ассортимента уже несколько лет, и то, что в принципе все известные покупатели продукции на территории СНГ и балтии известны, требуется разработка новых видов продукции, а также увеличение её качества, в соответствии с европейскими и мировыми стандартами, чтобы выйти на европейский и мировой рынки. Конечно, европейский и мировой рынки имеют достаточное количество своих производителей данной продукции, однако, можно в ущерб прибыли снизить цену по сравнению с другими предприятиями, и потом наверстать упущенную от этого прибыль за счёт большого объёма продукции (однако всё это возможно только при значительном увеличении качества продукции, которое сейчас находится на довольно среднем уровне).
  4. Есть смысл подумать об аутсорсинге второстепенных функций (аутсорсинг – передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания. Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания). Крупной компании непросто резко поменять курс, но аутсорсинг таких функций, как транспортные услуги, рекламные услуги и т.д., поможет ускорить переход к более современному тактическому планированию, избавив от необходимости перестраивать множество внутренних процессов.
  5. Применять передовые приемы управления показателями для оценки профинансированных вариантов.
  6. Интенсивнее использовать информацию рынка продукции предприятия. Чтобы смена тактического направления была успешной, необходимо располагать всеми нужными данными в нужный момент. Не надо браться за новый вариант, не выяснив его последствия для предприятия, которые могут оказаться весьма плачевными (потеря финансовых средств, времени и т.д.).
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В отличие от стратегического планирования тактическое планирование направлено преимущественно внутрь организации.

     По  содержанию краткосрочное планирование подразделяется на тактическое и оперативное. Результаты тактического краткосрочного планирования – сводный текущий план деятельности организации, а также текущие планы подразделений, содержащие комплекс установленных им экономических показателей. Результат оперативного краткосрочного планирования - оперативные производственные задания для производственных подразделений и оперативные планы работы функциональных подразделений.

     По  результатам оценки эффективности  бизнес-планирования на РУП ГЗ СИиТО  можно отметить, что выполняются большинство прогнозных показателей, и план в целом выполняется удовлетворительно.

     В данной работе были раскрыты понятие и сущность тактического планирования на предприятии, рассмотрен конкретный практический пример тактического плана предприятия РУП ГЗ СИиТО и на его основе сделаны рекомендации по улучшению тактического планирования на РУП ГЗ СИиТО.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 

     1 Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст] / В.А. Винокуров. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 160 с.

     2 Афитов, Э.А. Планирование на предприятии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э.А. Афитов. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 285 с.

      3 Поршнев, А.Г. Управление организацией [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 669 с.

          4 Ильин, А.И. Планирование на предприятии – тактическое планирование [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Ильин, Л.М. Синица. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.

      5 Круглов, М.И. Стратегическое управление компанией [Текст] / М.И. Круглов. – М.: Деловая литература, 2002. – 758 с.

      6 Головань, С.И. Бизнес-планирование [Текст] : учебное пособие для вузов / С.И. Головань. – Р-н-Д.: Феникс, 2002. – 320 с.

      7 Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М., Дело, 1998. – 654 с.

      8 Ильин, А.И. Планирование на предприятии – стратегическое планирование [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Ильин, Л.М. Синица. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 312 с.

      9 Грузинов, В.П. Экономика предприятия [Текст] : учеб, пособие для вузов / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 208 с.

      10 Экономика предприятия [Текст] : учебник для вузов / В.Я.Горфинкель [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 367 с.

      11 Стратегическое и тактическое  планирование / UFC Management [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://bbest.ru/razryprresh/razikonreal-resh/stritaktplan/. – Дата доступа 7.10.2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Тактическое планирование на предприятии