Тактическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 04:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение места тактического планирования в системе менеджмента, а также оценка выполнения плана РУП ГЗ СИиТО и на их основе выработка рекомендаций по улучшению планирования на РУП ГЗ СИиТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 с.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5 с.
1.1 Планирование как важнейшая функция управления 5 с.
1.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования 9 с.
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов 12 с.
2 СИСТЕМА ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РУП ГЗ СИИТО И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 27 с.
2.1 Технико-экономическая характеристика РУП ГЗ СИиТО 27 с.
2.2 Порядок разработки бизнес-плана на РУП ГЗ СИиТО 29 с.
2.3 Оценка выполнения бизнес-плана на РУП ГЗ СИиТО 36 с.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РУП ГЗ СИИТО 39 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42 с.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 126.17 Кб (Скачать)

     – выявления рисков и снижения их уровня;

  – разукрупнения и тем самым упрощения процессов;

  – повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

     Плановое  решение – один из наиболее часто встречающихся видов управленческих решений. Разработка таких решений – это разработка планов. Разработка планов тесно связана с другими видами управленческой деятельности.

     Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Принятие управленческого решения осуществляется по некоторым критериям. Используя эти критерии, альтернативы оценивают с точки зрения достижения одной или нескольких целей. Критерии отражают цели, которые ставят лица, принимающие управленческие решения.

     Решения о принятии и утверждении планов, как правило, являются не только сложными из-за множественности критериев, но и просто трудными по причинам неопределенности, ограниченности информации и высокой  ответственности. Стремление к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется посредством применения методов оптимизации. Однако окончательные решения об утверждении планов осуществляются путем эвристического, интуитивного выбора из ограниченного числа подготовленных альтернатив.

     Развитие  внутрифирменного планирования непосредственно  связано с усилением тенденции  централизации в управлении крупным  предприятием и призвано увязать  деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное  планирование в рамках предприятия  должно охватывать как стратегическое, так и текущее планирование.

     При этом стратегическое планирование призвано определять общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы  и этапы решения поставленных задач. Разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом этапе развития предприятия. Текущие планы дополняют, развивают и корректируют стратегические направления развития с учетом конкретной обстановки.

     Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятия на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях и службах; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

     Можно выделить некоторые характерные  особенности планирования в зависимости  от целей: [3, с. 137]

  • в американских компаниях главное – это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
  • в английских компаниях – ориентация на распределение ресурсов;
  • в японских компаниях – ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.

     Планирование  предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики предприятия; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

     Заканчивается планирование перед началом действий по реализации плана и является начальным  этапом управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

     Планирование  направлено на оптимальное использование  имеющихся возможностей для эффективного развития предприятия, в том числе  наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению результативных показателей. Таким образом, содержание планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом материальных и финансовых источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей всего предприятия и каждого его подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. 
 

     1.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования 
 

     Тактическое планирование занимает промежуточное  положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование предполагает длительный плановый горизонт на 10-15 лет. Однако с учетом нестабильности рыночной среды в наших условиях на многих предприятиях стратегия разрабатывается на среднесрочный период не более 5 лет. В свою очередь тактическое планирование, как правило, охватывает плановый горизонт на 1-2 года и является периодическим планированием [4, с. 317].

     Суть  хорошо поставленного тактического планирования в том, чтобы провести долгосрочные стратегические решения  в количественные показатели тактического плана, обеспечивающие постоянную координацию производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому тактический план, как бы тщательно он ни был разработан, без стратегического плана эффекта не даст. Здесь проявляется так называемый синергетический эффект, суть которого в том, что эффективные хозяйственные решения лежат на «стыке» различных планов.

     Тактическое планирование выступает как средство реализации стратегического плана предприятия. В рамках тактического планирования, исходя из имеющегося ресурсного потенциала предприятия, с учетом реализуемой стратегии развития определяются и утверждаются ведущие к достижению генеральных целей в среднесрочном и краткосрочном периодах:

  • продуктовая программа;
  • планы (задачи и мероприятия) по функциональным сферам деятельности;
  • проекты или целевые программы.

     Элементы  комплекса тактического планирования в общей системе планирования предприятия (в соответствии с концепцией Д.Хана) представлены на рис. 1.

     Тактический план представляет собой развернутую  программу всей производственной, хозяйственной  и социальной деятельности предприятия, направленную на достижение генеральных  целей стратегического плана  при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.

     Особое  внимание в тактическом плане  должно уделяться показателям эффективности  деятельности предприятия: повышению  конкурентоспособности продукции, обеспечению желаемого уровня рентабельности, росту производительности труда, соблюдению договорных обязательств и др.

     В условиях перехода к рынку существенно  меняется природа тактического, как правило, годового плана. Из инструмента балансовой увязки ресурсов он должен превратиться в эффективную плановую систему принятия управленческих решений на предприятии. Любые просчеты в оценке потребностей рынка и собственных возможностей предприятия грозят убытками или даже банкротством.

     Отличительная особенность тактического плана  заключается в том, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на поиск путей реализации целей и задач стратегического плана [5, с. 218].

     Управленческие  решения, принимаемые при тактическом  планировании, базируются на более объективной и полной информации, чем при стратегическом планировании. Эти решения более детальны и конкретны, связаны с меньшим риском, так как разрабатываются на меньший временной период. Кроме того, текущие плановые решения легче количественно оценивать, ранжировать по критериям и выбирать наиболее оптимальный вариант.

     Тактический план выполняет функции координации  и контроля.

     Функция координации действий предполагает, что план устанавливает определенные пропорции между ресурсами и  видами деятельности предприятия. Координация требует интеграции всех разделов текущего плана. Поэтому на крупных предприятиях процесс планирования носит повторяющийся характер и требует создания сложной плановой системы. На протяжении всего процесса планирования должна осуществляться проверка согласованности планов с учетом реализуемости и эффективности предлагаемых управленческих решений. Кроме того, необходимо применение в тактическом планировании различных оптимизационных методов. 

     Рис. 1 – Основные элементы текущего планирования [4, с. 203] 

       

     Важнейшей функцией тактического планирования является обеспечение эффективного контроля. Точность реализации целевых установок плана, зависит от того, как налажен контроль за его выполнением. Система отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям. Это дает возможность высшему управленческому персоналу уделять внимание только исключительным событиям или ситуациям, вызывающим отклонения от нормального хода производства. Тем самым сберегается время для решения первоочередных стратегических вопросов.

     Основными задачами тактического планирования являются:

     – формирование оптимальной или обеспечивающей достижение требуемого уровня финансового результата продуктовой программы;

     – разработка комплекса соответствующих функциональных и проектных мероприятий.

     При тактическом планировании руководствуются  блоком показателей выручки и  издержек (себестоимости) продукции, рассчитанных на базе текущих цен, т.е. с учетом ценовой динамики и инфляции.

     В зависимости от вида и объема, применяемых на предприятии расчетных моделей (моделей планирования продуктовых программ, финансовых моделей) возникают различные степени свободы и проблемы при тактическом планировании в подразделениях. Так, показатели объемов снабжения, производства и сбыта всех подразделений должны быть согласованны для достижения желаемого объема продаж и создания необходимых запасов, чтобы поддерживать экономически выгодные объемы производства.

     Составление, координация и утверждение тактических планов в подразделениях осуществляется в ходе многоступенчатого, итеративного (часто повторяемого) процесса планирования с учетом взаимовлияния всех подразделений и уровней управления предприятия [4, с. 208].

     Вид и число подразделений определяют на каждом предприятии исходя из его организационной структуры. С ростом размеров предприятия, расширением продуктовой программы и усложнением производственных процессов увеличивается число подразделений (объектов планирования) и отдельных планов. На промышленных предприятиях с функциональной организационной структурой самостоятельными объектами тактического планирования являются сбытовые, производственные, снабженческие, складские подразделения, отделы НИОКР и все отделы с комплексными, сквозными функциями, обеспечивающие работу других подразделений и служб, например, отделы обслуживания и ремонта оборудования (ОГМ), персонала (труда и заработной платы), финансов.

     1.3 Состав и порядок разработки тактических планов

 
 

     Тактические планы содержат детальные данные по всем целевым показателям подразделения (для отдела сбыта – ожидаемый объем сбыта, величину оборота, рост оборота по отдельным продуктам и рынкам), объединенные в одну целевую программу, и необходимые для реализации этой программы мероприятия. План мероприятий включает данные о сроках и исполнителях.

     Тактические планы мероприятий дополняются стоимостными планами, которые содержат данные об издержках (себестоимости) в рамках подразделений, а также данные о необходимых для проведения запланированных мероприятий средствах производства и используемых ресурсах.

     Краткосрочное планирование издержек подразделений  и предприятия в целом называется планированием бюджета (рис. 2).

     Бюджет  – план затрат (издержек) по подразделениям, то есть разбитый на планы мест возникновения  затрат (МВЗ). 

     Рис. 2 – Планирование бюджета [4, с. 215]

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Издержки (затраты) должны планироваться по каждому  месту их возникновения раздельно по видам издержек и по возможности по их важности и зависимости от объемов деятельности данного подразделения (МВЗ).

Информация о работе Тактическое планирование на предприятии