Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 04:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение места тактического планирования в системе менеджмента, а также оценка выполнения плана РУП ГЗ СИиТО и на их основе выработка рекомендаций по улучшению планирования на РУП ГЗ СИиТО.
ВВЕДЕНИЕ 3 с.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5 с.
1.1 Планирование как важнейшая функция управления 5 с.
1.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования 9 с.
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов 12 с.
2 СИСТЕМА ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РУП ГЗ СИИТО И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 27 с.
2.1 Технико-экономическая характеристика РУП ГЗ СИиТО 27 с.
2.2 Порядок разработки бизнес-плана на РУП ГЗ СИиТО 29 с.
2.3 Оценка выполнения бизнес-плана на РУП ГЗ СИиТО 36 с.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РУП ГЗ СИИТО 39 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42 с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 с.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Планирование как важнейшая функция управления 5 с.
1.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования 9 с.
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов 12 с.
2 СИСТЕМА ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РУП ГЗ СИИТО И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 27 с.
2.1 Технико-экономическая характеристика РУП ГЗ СИиТО 27 с.
2.2 Порядок разработки бизнес-плана на РУП ГЗ СИиТО 29 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
с.
ВВЕДЕНИЕ
Методы планирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый – это экономические кризисы последней четверти ХХ века. Они вынудили экономистов и менеджеров разных стран изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив развития предприятия и их прогнозирование. Создание информационных систем на предприятиях позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.
Отказ
от неэффективной командно-
На протяжении последних лет многие экономисты ломали копья в спорах по проблеме сочетания плана и рынка. Когда рыночные отношения стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок – это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие элементы экономической системы как на макро-, так и на микроуровнях управления. Управление производственно-хозяйственным развитием предприятия в условиях рынка без сбалансированных планов себя не оправдывает.
Однако построение системы планирования на предприятии, отвечающей современным требованиям, – достаточно сложный процесс. Для этого необходимы соответствующие ресурсы, а работники предприятия должны обладать определенными навыками и уменьем, так как требуется решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
Решение методологических проблем предполагает: овладение теорией планирования (методическими основами планирования, учением о системе, механизме, методам и процессе планирования); выбор форм и методов планирования, в наибольшей мере соответствующих специфике предприятия; разработку структуры планов предприятия, систему показателей и методику их расчета и т.д.
Решение
организационно-технических
Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике в целом, и ситуацию, складывающуюся на самом предприятии. Это непростые проблемы, для решения которых необходимо обладать соответствующими навыками.
Объектом исследования в данной работе является РУП ГЗ СИиТО.
Целью
данной работы является рассмотрение
места тактического планирования в системе
менеджмента, а также оценка выполнения
плана РУП ГЗ СИиТО и на их основе выработка
рекомендаций по улучшению планирования
на РУП ГЗ СИиТО.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАКТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
1.1
Планирование как важнейшая
функция управления
Потребность в управлении возникает в том случае, когда необходима координация действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих целей. Такими целями могут быть: обеспечение устойчивости функционирования или выживания предприятия в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на международный рынок и т.д. Цели сначала носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций [1, c. 12].
Система управления представляет собой совокупность объекта управления – предприятия и субъекта управления – управленческого аппарата. Последний объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу же объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, т.е. реализация той деятельности, для которой создавалась система управления.
Оба компонента системы управления предприятия связаны прямой и обратной связями. Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от управленческого аппарата к объекту управления, а обратная представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущей в обратном направлении.
В процессе управления принимаются решения трех категорий: стратегические, тактические и оперативные. В соответствии с этой классификацией управленческий аппарат обычно имеет трехуровневую иерархию: высший, средний и оперативный уровни управления.
Высший уровень (высшее руководство) определяет цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. В его компетенцию входят анализ рынка, конкуренции, конъюнктуры и поиск альтернативных стратегий развития предприятия на случай выявления угрожающих тенденций в сфере его интересов.
На
среднем уровне основное внимание сосредоточено
на составлении тактических
На оперативном уровне происходит реализация планов, и составляются отчеты о ходе их выполнения. Руководство здесь состоит, как правило, из работников, обеспечивающих управление цехами, участками, отделами, службами. Основная задача оперативного управления заключается в согласовании всех элементов производственного процесса во времени и пространстве с необходимой степенью его детализации [2, с. 43].
На каждом из уровней выполняются работы, в комплексе обеспечивающие управление. Процесс управления может быть представлен взаимосвязанными функциями. В зависимости от целей можно выделить функции различной степени общности. Типичными являются следующие функции: планирование, организация, учет и анализ, регулирование и стимулирование.
Планирование – функция, посредством которой в идеальной форме реализуется цель управления. Данная функция служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления предприятием.
Планирование
занимает значительное место в деятельности
высшего руководства и меньше
на среднем и оперативном уровнях.
Планирование на высшем уровне управления
касается будущих проблем и
Организация – функция управления, которая имеет целью формирование управляемой и управляющих систем. Организовать – это значит определить общую структуру, взаимное расположение элементов этой структуры и их взаимосвязь. Посредством организации создается или реорганизуется предприятие, устанавливаются функции, внутренняя структура, штаты, порядок работы, определяются права и обязанности должностных лиц и т.п.
Учёт – функция, направленная на получение информации о состоянии хозяйственной системы. Он служит базой для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства.
Регулирование – состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы, выявление резервов, нахождение путей исправления отклонений и принятие решения по выводу объекта управления на плановую траекторию.
Стимулирование – позволяет активизировать работников предприятия, обеспечивает интенсификацию их трудовой и общественной деятельности.
Планирование занимает в теории принятия управленческих решений центральное место и представляет собой ориентированный в будущее регулярно повторяющийся процесс принятия решений, в котором соединяются вместе различные виды управленческой деятельности: волеизъявление (волеобразование) и претворение в жизнь этой воли.
Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и в целом предприятием. Планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
Потребность в планировании на современном предприятии вытекает из огромных размеров обобществления производства, осуществляемого в международном масштабе; специализации и кооперирования производства в рамках обширных хозяйственно-производственных комплексов; наличия многочисленных структурных подразделений в рамках крупного предприятия; тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, включенных в единый технологический процесс, а также из требований научно-технического прогресса – быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.
Исследования
показывают, что эффективность
Планирование
не является отдельным одноразовым
событием в силу двух причин. Во-первых,
большинство организаций
Планирование определяет направления, цели, пропорции, темпы конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов на предприятии. Посредством реализации функции планирования составляется план действия на определенный отрезок времени (долгосрочный или краткосрочный).
Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:
– целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;