Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:28, дипломная работа
Цель работы: оценить товарооборот общественного питания предприятий Несвижского Райпо и обосновать направления совершенствования системы стимулирования развития товарооборота.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические.
Исследования и разработки: изучены перспективные направления развития товарооборота общественное питания предприятий Несвижского Райпо дана оценка его развития, разработаны конкретные предложения по его совершенствованию.
1Сущность товарооборота, его значение в торговой производственной деятельности предприятий общественного питания Несвижского Райпо.
1.1Сущность ,виды, состав товарооборота и его значения в хозяйственной деятельности организации питания………………………………………….
1.2Методика анализа товарооборота общественного питания…………..
1.3Тенденции развития товарооборота общественного питания в Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
2 Анализ товарооборота предприятий общественного питания Несвижского Райпо……………………………………………………………………………..
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятий общественного питания Несвижского Райпо…………………………………
2.2 Анализ общего объёма и динамики товарооборота………………………
2.3 Количественная оценка факторов влияющих на товарооборот…………..
3 Совершенствования системы стимулирования развития товарооборота предприятий общественного питания Несвижского Райпо…………………..
3.1 Совершенствования договорной системы………………………………..
3.2 Совершенствования труда работников……………………………………
3.3 Стимулирования потребительского спроса………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………….
Приложение
Товарооборот предприятия питания состоит из двух основных частей:
реализации продукции собственного производства; продажи покупных товаров.
Оборот по покупным товаром |
Оптовый отпуск в розничную торговую сеть предприятия питания |
Оптовый оборот |
Розничный оборот |
Рис. 1. Состав товарооборота общественного питания [2. ст. 23]
Таким образом стр 23
К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке. Она включает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.
Продукция собственного производства по степени готовности подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной обработки.
В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную и прочую продукцию.
Обеденная продукция –
это блюда, реализуемые и потребляемые
в залах, а также отпускаемые
на дом. Блюдо – порция пищи, приготовленная
из определённого набора сырья, прошедшую
полную или частичную тепловую или
первичную обработку, и готовая
к потреблению. Все блюда в
зависимости от назначения подразделяются
на первые, вторые, третьи, горячие и
холодные закуски. Из общего выпуска
продукции собственного производства
на долю обеденной продукции
Остальные виды продукции собственного производства (бутерброды, изделия, запечённые в тесте, горячие напитки, мороженое, безалкогольные напитки собственного производства, молочнокислая продукция и др.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи (мясные, рыбные, крупяные, овощные, очищенный картофель и др.), кондитерские, мучные изделия как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции собственного производства.
Продукция собственного производства
учитывается и планируется в
стоимостных и натуральных
Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины и т.п. составляет розничный товарооборот предприятий питания.
Отдельные предприятия продают
готовую продукцию или
Сумма оборота от реализации продукции собственного производства (розничного и оптового) и оборота от реализации выкупных товаров образует общий оборот общественного питания, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объём производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания. По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания.
Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем:
- товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
- по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
- товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
- по доле товарооборота предприятия питания, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);
- по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемости, рентабельность, уровень издержек и др.).[2. С 39 - 43].
Товарооборот общественного питания вал 93.
1.2 Методика анализа
товарооборота общественного
В 123
Анализ товарооборота
предприятия питания позволяет
оценить достигнутые
Стр е 26
Факторы розничного товарооборота – стр 97
Факторы розничного товарооборота |
Внешние (макроэкономические) |
Внутренние (микроэкономические) |
Рис.
Методика экономического анализа товарооборота предприятия питания включает в себя:
- изучение выполнения плана товарооборота по собственной продукции, в том числе обеденной и прочей, по розничной реализации, оптовой продаже, выполнении плана по валовому товарообороту;
- изучение динамики валового, розничного, оптового товарооборота, а так -же оборота по собственной продукции, в том числе обеденной и прочей;
- анализ производственной программы предприятия питания;
- исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота(товарного обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др. )
- выявление резервов роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличению товарооборота.
Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объём с момента действия новых цен разделить на индекс цен.
Важным показателем, характеризующим
торгово-производственную деятельность
предприятия питания, является доля
собственной продукции в
Анализ динамике товарооборота должен проводится не только по сравнению с данными прошлого года, но и за ряд лет (в действующих и сопоставимых ценах).
Анализ динамике товарооборота
не будет полным без расчёта средних
темпов роста. Исчисления производятся
по формуле средней
,
где Y1 - товарооборот базисного года;
Yn - товарооборот, достигнутый в n-м году;
n - число лет в периоде.
При анализе динамики
товарооборота рекомендуется
В темпах прироста, исчисляются цепным методом, абсолютное значения 1% прироста за разные годы имеет разное значение. Поэтому при анализ рядов динамики определяют абсолютное значение 1% прироста. Этот показатель равен отношению абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период.
Анализ выполнения плана динамики товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, неделям, ежедневно. Это помогает установить, как ритмично развивается товарооборот, как удовлетворяется спрос потребителя. Если план в отдельные периоды не выполнен, то выясняются причины и подсчитывают потери в товарообороте.
Для оценки равномерности
развития товарооборота следует
составить специальные
Для определения коэффициента равномерности необходимо предварительно найти среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации или неравномерности.
,
,
где x - процент выполнения плана или темп изменения в динамике по
изучаемому показателю за период(месяц, квартал);
- процент выполнения плана или темп снижения(повышения) по
анализируемому показателю за год;
n - число изучаемых периодов(месяц, квартал);
Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии изучаемого показателя.
По коэффициенту неравномерности можно проанализировать неравномерность изменения товарооборота. Коэффициент равномерности рассчитывается по формуле
Кр =100 - V,
Кроме того, анализ товарооборота предприятия проводятся по его структурным подразделениям. Особое внимание уделяют изучению деятельности тех структурных единиц, которые достигли значительного роста товарооборота, а также не выполнивших план, допустивших снижение темпов развития товарооборота. Если в состав входит более пяти структурных подразделений, то целесообразно провести их группировку по различным признакам, например по степени выполнении плана товарооборота.
Особое внимание уделяется изучению выполнения плана и динамики розничного товарооборота. Розничный товарооборот анализируют с подразделениями на реализацию продукции собственного производства продажу покупных товаров.
Далее подробно следует проанализировать производство и реализацию собственной продукции. Продукция собственного производства изучают в стоимостных и натуральных показателях. Этот анализ проводится по предприятию, его структурным подразделениям, видам продукции собственного производства, анализируется выпуск обеденной продукции. Анализ производится по сравнению с плановым заданием, в динамике, анализируются годовые, месячные, квартальные показатели.