Стратегия социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается в том, чтобы на основе имеющейся литературы и нормативных документов осуществить анализ основных положений стратегии социально-экономического развития региона.
Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• раскрыть особенности и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;
• выявить новые факторы социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……….…... 3
Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития
регионов в рыночной среде
Модернизация системы стратегического программирования развития регионов…………………………………………………………….…5
Сценарии развития………………………………………………...…9
Миссия, цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития
Вологодской области
2.1. Анализ социально-экономического положения
Вологодской области.
2.1.1. Основные условия социально-экономического
развития Вологодской области………………………..…………...24
2.1.2 Макроэкономические характеристики и
структура экономики……………………………………………...….25
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской
области: достижения и риски……………………………...……...26
Глава 3. Реализация Стратегии.
3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43
3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47
3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………………...........54

Работа содержит 1 файл

курсовая РЭ.docx

— 96.21 Кб (Скачать)

 

Развитие технопарков.

  Создание технопарка  в  Вологодской области возможно прежде всего на базе  Вологодского государственного технического университета, который намерен приобрести статус исследовательского университета. Данный технопарк мог бы функционировать как «дуальный», то есть технопарк вуза, в котором технологические  лидеры размещают свои учебные центры и заказы на научно-исследовательские работы, соседствует с индустриальным парком, в котором данные компании ставят  свои производственно-технологические мощности.

    Для успешного функционирования вологодского технопарка необходима координация учебной и научной деятельности университета со специализацией технопарка. Главным направлением развития инноваций могут стать сфера новой энергетики и энергоэффективных технологий в строительстве, а также сфера IT, – основные направления развития Вологодского государственного технического университета как исследовательского университета.   Наряду с Вологодским технопарком возможно развитие технопарка в г. Череповце, в основе которого будут развитая индустриальная и инфраструктурная составляющая, а также научная – в лице Череповецкого государственного технического университета.

    Для интенсификации  инновационного процесса в Вологодской  области важным  и желательным  является не только образование  региональной сети технопарков,  но  и вхождение технопарков  области в существующую российскую  сеть технопарков.   

 

 

 

Маркетинг территории.

Политика территориального маркетинга предполагает смещение экономической  политики от управления отраслями к  управлению развитием территорий. Это  позволяет вовлечь в коммерческий оборот ресурсы, имеющиеся на территории региона,  которые  в настоящий  момент не  используются  или используются неэффективно.  Управление территориями включает в себя в первую очередь  создание инфраструктуры для развития определенных видов деятельности и  благоприятных условий для  ведения  бизнеса на территории области.   Для реализации целевого сценария развития маркетинг территории должен быть  направлен  на следующие аспекты  позиционирования территории Вологодской  области:

  Города Вологодской  области –  города с исторической  средой, предлагающие  современное  качество жизни. 

Образование, предлагаемое в области, соответствует мировым  стандартам. 

Экономика Вологодской области  динамично развивается в русле  инновационного развития, что делает ее привлекательной для инвестирования.

 Организации области  производят высококачественную, экологичную  и инновационную продукцию. 

 Природа  и историко-культурный  потенциал  территории  делают  ее  привлекательной для путешествий. 

1. Привлечение  качественных ресурсов. 

Инвестиционная политика:

  - проведение переговоров с потенциальными инвесторами   и выяснение потребностей,  требований  к  земельным  участкам,  инфраструктурам,  возможные  дополнительные меры административного сопровождения;

- проведение в городах Вологодской области мероприятий макрорегионального  масштаба, освещающих инвестиционные возможности территории;

- максимальное участие в инвестиционной политике Российской Федерации. 

Приоритеты инвестиционной политики региона должны быть согласованы  с региональной стратегией долгосрочного  развития, а также являться одним  из инструментов по ее реализации. Ключевыми  направлениями привлечения инвестиций для  Вологодской области должны стать: исследования и инновации, проекты, направленные  на  укрепление ресурсной базы,  технологическую  модернизацию организаций традиционных секторов экономики: сельского хозяйства,  лесного комплекса.

  2. Позиционирование  региона вовне. 

 Создание системы регионального брендирования. Брендирование продукции агропромышленного комплекса - единый бренд «Вологодские продукты». Смысловое наполнение бренда – экологичность, традиционное высокое качество;  туристский бренд региона,  в основе которого  историко-культурный. 

  Задачи системы региональных  брендов – сделать узнаваемыми продукты и услуги, предлагаемые организациями Вологодской области.

 

3.2. Проекты социальной  сферы и системы расселения.

Повышение качества городской среды:

-  Развитие сектора  услуг городской экономики. 

 Городские индустрии  развиваются в кластерной логике. Необходимы действия,  направленные  на оформление  кластеров в   торговле;  сфере  досуга и  развлечений;  гостиницах, ресторанах, кафе, индустрии здоровья; культуре  и творческих индустриях; индустрии  образования.  Формирование пешеходных  зон и торговых улиц в городах  области. 

-  Градостроительная  политика.   Новый этап развития  городов требует проведения скоординированной  политики  урбанизации, основанной  на логике эффективного и гармоничного  пространственного  развития  города, что позволяет избежать  многих конфликтов, связанных с  использованием ключевого актива.  Ключевые направления градостроительной  политики:  Максимальная ориентация  на повышение качества и модернизацию  городских  пространств, стимулирование  редевелопмента городских территорий, занятых объектами старых форматов;  «Уплотнение» городского пространства. Одно из ключевых требований к реализуемым проектам – многофункциональность пространства и объектов. Экономические и социальные основания такой политики: генерация потока потребителей, принадлежащих к различным целевым группам, в течение максимального времени (в  идеале – 24 часа в сутки). Это способствует максимальной капитализации городских  пространств; обеспечение  высокого  качества  городского  дизайна,  единый  архитектурный  проект и комплексность застройки, благоустройство и оформление территории; обеспечение пешеходного масштаба в городах области. Расширение тротуаров,  благоустройство и оформление улиц, совершенствование фасадной линии, создание  зоны комфортного движения пешеходов.

-  Повышение эффективности  коммунального хозяйства области.  Внедрение технологий энергоэффективности,   разработка долгосрочного плана модернизации системы освещения города в соответствии с существующими трендами развития светотехники – переход на более энергоэффективные виды ламп и осветительных приборов, внедрение систем автоматического отключения, снижение удельного потребления электроэнергии, тепла, воды и газа организациями и населением. Развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, развитие конкуренции в ЖКХ.   Потенциальные  сектора  активизации  малого  предпринимательства:  энергетический аудит, производство и распространение энергосберегающего оборудования, обслуживание  и эксплуатация жилищного фонда и сетевого хозяйства, экологический  мониторинг, сбор и утилизация мусора, клининг жилых и промышленных объектов,  производство  инновационных  строительных  материалов,  продажа  фильтрованной  питьевой воды, услуги теплоизоляции зданий, инжиниринг инфраструктурных систем,  дизайн жилых и промышленных объектов.

 

 

 

Развитие человеческого  капитала и повышение качества  жизни населения.

  Одним из основных условий формирования инновационной экономики является  возрастание роли человеческого капитала. Человеческий капитал является наиболее  ценным активом, обеспечивающим конкурентоспособность территории в эпоху постиндустриальной экономики.

  1. Повышение уровня жизни населения.
  2. Развитие рынка труда.
  3. Повышение социальной защиты населения и развитие механизмов социального  партнерства:

-  повышение качества жизни социально уязвимых слоев населения

-  повышение эффективности предоставления услуг

-  развитие новых форм опеки и попечительства

-  сохранение и укрепление кадрового потенциала

-  повышение социальных гарантий работников и обеспечение соблюдения трудовых прав.

      4. Модернизация  образования:

- модернизация институтов  образования

- обеспечение инновационного  характера образования  в соответствии  с  требованиями федеральных  государственных образовательных  стандартов

- создание  условий   для непрерывного образования,  подготовки  и переподготовки  профессиональных кадров

  5. Совершенствование и модернизация системы здравоохранения.

- повышение эффективности функционирования системы здравоохранения:  повышение эффективности оказания медицинской помощи и развития межрайонных центров;

- улучшение состояния  здоровья детей и матерей;

- снижение смертности  от управляемых причин и предупреждение  распространения социально значимых  заболеваний;

- формирование условий  для развития здорового образа  жизни.

6. Развитие физической культуры и спорта.

7.  Развитие культуры.

8. Формирование активного социума.

9. Демографическое развитие и миграционная политика

10. Улучшение экологической  ситуации.

11. Профилактика правонарушений.

12. Молодежная политика. 

Совершенствование системы управления.

  1. Повышение эффективности управления общественными финансами.

Целью повышения качества управления и эффективности бюджетных  услуг является создание в Вологодской  области безбарьерной, комфортной среды  для бизнеса и населения.

  1. Электронная Вологодская область.

Разработка  программы  развития  и  проекта  электронного  межведомственного  оборота  в  социальной  сфере  и  бюджетном  секторе.

  1. Расширение внешнеэкономического сотрудничества.

Основные задачи развития внешнего сотрудничества области: 

- расширение  торгово-экономических   и  гуманитарных  связей  области   с  внешними  партнерами;

-  привлечение внешних  ресурсов (финансовых, кадровых и  интеллектуальных);

- развитие инвестиционного  потенциала области; 

- формирование и продвижение  имиджа области как региона,  комфортного для  инвестирования  и реализации проектов, взаимовыгодного  сотрудничества; 

- углубление сотрудничества  с субъектами Российской Федерации  и государствами, входящими в  число приоритетных партнеров  области; 

- построение прямых партнерских  связей Правительства области  с региональными,  федеральными  органами  государственной  власти,  органами  местного  самоуправления, общественными организациями и  научно-производственными объединениями  России и иностранных государств.

Результатами развития внешнего сотрудничества области станут:

- увеличение внешнеторгового оборота области; 

- увеличение объема внешних инвестиций, поступающих в область; 

- повышение имиджа Вологодской области;

- привлечение большего числа участников выставочно-ярмарочных мероприятий.

 

3.3. Этапы реализации Стратегии

Стратегия – документ общественного  согласия о приоритетных направлениях  развития. Несмотря на то, что стратегии  развития принимаются на долгосрочную  перспективу, Стратегия должна гибко  реагировать на изменение внешних  и внутренних факторов социально-экономического развития региона. По мере реализации  положений Стратегии, а также  вследствие изменений факторов развития основные  направления  Стратегии  должны  уточняться  и  дополняться.  Поэтому  необходима  система  мониторинга и периодической  коррекции Стратегии. Как правило, первая  «ревизия» и коррекция  Стратегии проводится примерно через 3 года после ее принятия.

Реализация Стратегии  возможна в ходе нескольких этапов: 

1. Этап подготовки проектов  и программ развития (2010 – 2011 годы). 

 В ходе этого этапа  необходимо осуществить:

-подготовку проектов  и программ, обеспечивающих реализацию  Стратегии; 

- запуск проектов-стартеров  реализации стратегии (переход  к управлению конкурентоспособностью  территорий, подготовка проектов территориального маркетинга, оптимизация бюджетных программ, реализация инновационных проектов в профессиональном образовании).

2. Этап запуска проектов (2012 – 2020 годы), обеспечивающих инновационный   сценарий развития области. 

  В ходе него предполагается  осуществить: 

- эффективные кластеры  в промышленном, агропромышленном  секторе и сфере  услуг; 

- запуск программы инновационного  развития экономики; 

- запуск проектов модернизации  городской среды.

 

3.4  Механизмы реализации  Стратегии.

1.  Организационные механизмы .

Организационный механизм связан с совершенствованием системы управления,  прежде всего, в части бюджетного управления:

- в среднесрочной перспективе – формирование долгосрочной и среднесрочной  финансовой  политики,  в  том  числе  разработка  показателей  результативности  на  среднесрочный период, внедрение механизма промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и разработки альтернативных вариантов достижения  поставленных целей; 

- адаптация существующих  долгосрочных  и ведомственных целевых программ  приоритетам, целям и задачам Стратегии развития Вологодской области;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств (развитие целевого программного планирования, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, снижение доли текущих затрат); 

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития региона