Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается в том, чтобы на основе имеющейся литературы и нормативных документов осуществить анализ основных положений стратегии социально-экономического развития региона.
Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• раскрыть особенности и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;
• выявить новые факторы социально-экономического развития региона.
Введение ……………………………………………………..……….…... 3
Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития
регионов в рыночной среде
Модернизация системы стратегического программирования развития регионов…………………………………………………………….…5
Сценарии развития………………………………………………...…9
Миссия, цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития
Вологодской области
2.1. Анализ социально-экономического положения
Вологодской области.
2.1.1. Основные условия социально-экономического
развития Вологодской области………………………..…………...24
2.1.2 Макроэкономические характеристики и
структура экономики……………………………………………...….25
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской
области: достижения и риски……………………………...……...26
Глава 3. Реализация Стратегии.
3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43
3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47
3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………………...........54
Развитие технопарков.
Создание технопарка
в Вологодской области возможно
прежде всего на базе Вологодского
государственного технического университета,
который намерен приобрести статус исследовательского
университета. Данный технопарк мог бы
функционировать как «дуальный», то есть
технопарк вуза, в котором технологические
лидеры размещают свои учебные центры
и заказы на научно-исследовательские
работы, соседствует с индустриальным
парком, в котором данные компании ставят
свои производственно-
Для успешного функционирования вологодского технопарка необходима координация учебной и научной деятельности университета со специализацией технопарка. Главным направлением развития инноваций могут стать сфера новой энергетики и энергоэффективных технологий в строительстве, а также сфера IT, – основные направления развития Вологодского государственного технического университета как исследовательского университета. Наряду с Вологодским технопарком возможно развитие технопарка в г. Череповце, в основе которого будут развитая индустриальная и инфраструктурная составляющая, а также научная – в лице Череповецкого государственного технического университета.
Для интенсификации
инновационного процесса в
Маркетинг территории.
Политика территориального
маркетинга предполагает смещение экономической
политики от управления отраслями к
управлению развитием территорий. Это
позволяет вовлечь в
Города Вологодской
области – города с
Образование, предлагаемое в области, соответствует мировым стандартам.
Экономика Вологодской области
динамично развивается в русле
инновационного развития, что делает
ее привлекательной для
Организации области производят высококачественную, экологичную и инновационную продукцию.
Природа и историко-
1. Привлечение качественных ресурсов.
Инвестиционная политика:
- проведение переговоров с потенциальными инвесторами и выяснение потребностей, требований к земельным участкам, инфраструктурам, возможные дополнительные меры административного сопровождения;
- проведение в городах Вологодской области мероприятий макрорегионального масштаба, освещающих инвестиционные возможности территории;
- максимальное участие в инвестиционной политике Российской Федерации.
Приоритеты инвестиционной
политики региона должны быть согласованы
с региональной стратегией долгосрочного
развития, а также являться одним
из инструментов по ее реализации. Ключевыми
направлениями привлечения
2. Позиционирование региона вовне.
Создание системы регионального брендирования. Брендирование продукции агропромышленного комплекса - единый бренд «Вологодские продукты». Смысловое наполнение бренда – экологичность, традиционное высокое качество; туристский бренд региона, в основе которого историко-культурный.
Задачи системы региональных брендов – сделать узнаваемыми продукты и услуги, предлагаемые организациями Вологодской области.
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения.
Повышение качества городской среды:
- Развитие сектора услуг городской экономики.
Городские индустрии
развиваются в кластерной
- Градостроительная
политика. Новый этап развития
городов требует проведения
- Повышение эффективности
коммунального хозяйства
Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения.
Одним из основных условий формирования инновационной экономики является возрастание роли человеческого капитала. Человеческий капитал является наиболее ценным активом, обеспечивающим конкурентоспособность территории в эпоху постиндустриальной экономики.
- повышение качества жизни социально уязвимых слоев населения
- повышение эффективности предоставления услуг
- развитие новых форм опеки и попечительства
- сохранение и укрепление кадрового потенциала
- повышение социальных гарантий работников и обеспечение соблюдения трудовых прав.
4. Модернизация образования:
- модернизация институтов образования
- обеспечение инновационного
характера образования в
- создание условий для непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров
5. Совершенствование и модернизация системы здравоохранения.
- повышение эффективности функционирования системы здравоохранения: повышение эффективности оказания медицинской помощи и развития межрайонных центров;
- улучшение состояния здоровья детей и матерей;
- снижение смертности
от управляемых причин и
- формирование условий для развития здорового образа жизни.
6. Развитие физической культуры и спорта.
7. Развитие культуры.
8. Формирование активного социума.
9. Демографическое развитие и миграционная политика
10. Улучшение экологической ситуации.
11. Профилактика правонарушений.
12. Молодежная политика.
Совершенствование системы управления.
Целью повышения качества управления и эффективности бюджетных услуг является создание в Вологодской области безбарьерной, комфортной среды для бизнеса и населения.
Разработка программы развития и проекта электронного межведомственного оборота в социальной сфере и бюджетном секторе.
Основные задачи развития внешнего сотрудничества области:
- расширение торгово-экономических и гуманитарных связей области с внешними партнерами;
- привлечение внешних ресурсов (финансовых, кадровых и интеллектуальных);
- развитие инвестиционного потенциала области;
- формирование и продвижение
имиджа области как региона,
комфортного для
- углубление сотрудничества
с субъектами Российской
- построение прямых партнерских
связей Правительства области
с региональными, федеральными
органами государственной власти,
органами местного самоуправления,
общественными организациями и
научно-производственными
Результатами развития внешнего сотрудничества области станут:
- увеличение внешнеторгового оборота области;
- увеличение объема внешних инвестиций, поступающих в область;
- повышение имиджа Вологодской области;
- привлечение большего числа участников выставочно-ярмарочных мероприятий.
3.3. Этапы реализации Стратегии
Стратегия – документ общественного согласия о приоритетных направлениях развития. Несмотря на то, что стратегии развития принимаются на долгосрочную перспективу, Стратегия должна гибко реагировать на изменение внешних и внутренних факторов социально-экономического развития региона. По мере реализации положений Стратегии, а также вследствие изменений факторов развития основные направления Стратегии должны уточняться и дополняться. Поэтому необходима система мониторинга и периодической коррекции Стратегии. Как правило, первая «ревизия» и коррекция Стратегии проводится примерно через 3 года после ее принятия.
Реализация Стратегии возможна в ходе нескольких этапов:
1. Этап подготовки проектов и программ развития (2010 – 2011 годы).
В ходе этого этапа необходимо осуществить:
-подготовку проектов и программ, обеспечивающих реализацию Стратегии;
- запуск проектов-стартеров
реализации стратегии (переход
к управлению
2. Этап запуска проектов (2012 – 2020 годы), обеспечивающих инновационный сценарий развития области.
В ходе него предполагается осуществить:
- эффективные кластеры в промышленном, агропромышленном секторе и сфере услуг;
- запуск программы
- запуск проектов модернизации городской среды.
3.4 Механизмы реализации Стратегии.
1. Организационные механизмы .
Организационный механизм связан с совершенствованием системы управления, прежде всего, в части бюджетного управления:
- в среднесрочной перспективе – формирование долгосрочной и среднесрочной финансовой политики, в том числе разработка показателей результативности на среднесрочный период, внедрение механизма промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и разработки альтернативных вариантов достижения поставленных целей;
- адаптация существующих долгосрочных и ведомственных целевых программ приоритетам, целям и задачам Стратегии развития Вологодской области;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств (развитие целевого программного планирования, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, снижение доли текущих затрат);
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития региона