Стратегия социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается в том, чтобы на основе имеющейся литературы и нормативных документов осуществить анализ основных положений стратегии социально-экономического развития региона.
Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• раскрыть особенности и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;
• выявить новые факторы социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……….…... 3
Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития
регионов в рыночной среде
Модернизация системы стратегического программирования развития регионов…………………………………………………………….…5
Сценарии развития………………………………………………...…9
Миссия, цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития
Вологодской области
2.1. Анализ социально-экономического положения
Вологодской области.
2.1.1. Основные условия социально-экономического
развития Вологодской области………………………..…………...24
2.1.2 Макроэкономические характеристики и
структура экономики……………………………………………...….25
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской
области: достижения и риски……………………………...……...26
Глава 3. Реализация Стратегии.
3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43
3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47
3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………………...........54

Работа содержит 1 файл

курсовая РЭ.docx

— 96.21 Кб (Скачать)

 При сохранении существующих тенденций в демографии и пространственном развитии области, а также недостаточной развитости внутрирегиональной  транспортной инфраструктуры, будет существовать некоторый риск того, что  развитие отдельных секторов экономики региона (туризм, пищевая  промышленность) даст импульс развития ограниченному числу территорий, также тяготеющих к Вологде и Череповцу и расположенных в наиболее развитых транспортных коридорах в пределах региона (Волго-Балтийский водный путь, железнодорожные ветки, автодороги).  

  1. Относительно малый рынок внутреннего потребления .

Современное потребление,  требующее развития  соответствующих  технологий, рынков и инфраструктур  сконцентрировано в городах. Основные города Вологодской области относительно небольшие (Вологда – 293,7 тыс. человек, Череповец – 308,5 тыс. человек), с ограниченным потенциалом роста доходов населения -  соответственно  региональный  потребительский рынок недостаточен  для роста бизнеса потребительского сектора.  В то же время для крупнейших российских агломераций – Московской и  Петербургской – Вологодская область достаточно дальняя периферия. Вокруг  Москвы и Московской агломерации уже сформировался «первый круг» влияния из прилегающих к Московской области регионов. 

В  рамках данной  модели  Вологодская  область  попадает  во «второй  круг»  влияния Московской агломерации. В силу существенной удаленности региона от  Москвы (около 450 км) можно говорить скорее о косвенном влиянии Московской  агломерации на область: как правило, влияние «базовых регионов» распространяется на 250-300 км (50-километровая зона – зона «маятниковой» миграции; 100- километровая зона – зона расселения мегаполисов; 200-километровая зона – зона  размещения крупных процессинговых центров и бэк-офисов и интенсивной вахтовой миграции).

  1. Недостаточный уровень инфраструктурного развития.

Дополнительным  фактором,  ограничивающим  возможности  использования  имеющихся в Вологодской области  природных и производственных ресурсов, является высокая степень износа ключевых для жизнедеятельности  экономики региона инфраструктур  – транспортной и энергетической.  Исторически транспортная инфраструктура Вологодской области, во-первых,  ориентирована на  обслуживание промышленного сектора (предприятий черной  металлургии, химической и лесной промышленности), во-вторых, является частью общероссийской транспортной системы, что  делает  Вологодскую область  транзитной территорией. В настоящее время развитие транзита через территорию  области затрудняется  недостаточной пропускной  способностью  Волго-Балтийского водного пути, требующего реконструкции системы шлюзов и гидротехнических сооружений: степень износа гидротехнических сооружений Волго-Балтийского водного пути составляет около 70%.  

Наибольший объем грузовых и пассажирских перевозок области  приходится на  железнодорожный  транспорт: Вологодский и Череповецкий железнодорожные узлы  являются одними из наиболее загруженных в России (110 млн. тонн грузов в год, из  них около 60 млн. тонн – транзитные грузы).

Что касается региональной системы автодорог, то ее невысокое  качество (недоремонт региональных дорог) является сдерживающим фактором, в  первую очередь, для роста лесного  кластера. Недостаточное развитие региональной системы  автодорог также является причиной ослабления внутренней связности  Вологодской области и неравномерного развития территории региона: так, от 30 до 40%  сельских поселений области  не имеют круглогодичной связи с  районными центрами по автодорогам  с твердым покрытием. 

Следует отдельно отметить недостаточное развитие в Вологодской  области  воздушного сообщения и  деловой логистики в целом: невысокая  транспортная  доступность Вологды  и Череповца приводит к переносу управленческой функции крупных  компаний в Москву как в город, обладающий высокой транспортной  связностью (авиасообщение)  с  большинством  российских  регионов  и  с  крупнейшими мировыми центрами. 

Что касается обеспеченности Вологодской области электроэнергией, то в  настоящее время регион импортирует  порядка 55% всей потребляемой электроэнергии: так, производство электроэнергии в  регионе в 2009 году составило 6,8  млрд. кВт. ч., потребление – 12,5 млрд. кВт. ч 11 ; в среднем за последние 10 лет потребление составляло около 13,4 млрд. кВт. ч. Дефицит генерирующих мощностей дополняется высокой степенью  износа  оборудования,  дефицитом трансформаторной мощности и отсутствием соответствующей сетевой инфраструктуры, что обуславливает сравнительно высокую стоимость электроэнергии в Вологодской области. 

 

 

Глава 3. Реализация Стратегии.

3.1. Экономическое развитие.

Транспортная инфраструктура.

Сфера транспорта и логистики  – одна из важнейших, определяющих возможности экономического развития области. Ключевые направления:

   - формирование единой опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающей  круглогодичное сообщение Вологодской области с соседними регионами, а также между муниципальными образованиями и городскими округами, в том числе за счет  расширения сети федеральных дорог;

  - проектирование (восстановление) полноценной мультимодальной транспортной  сети, обеспечивающей эффективную  логистику движения грузов  и  круглогодичную доступность транспортных  услуг для жителей, учитывая  несколько  рамочных условий;

  - совершенствование  существующей транспортной сети: строительство обходов  административных  центров  муниципальных  образований   и  городских  округов,  строительство   искусственных  сооружений (мосты,  путепроводы,  многоуровневые  развязки);

  - создание сети современных  перегрузочных терминалов для  переработки грузов;

  - строительство железнодорожного  обхода г. Вологды (Молочное-Лоста).

  -  реконструкция   железнодорожных станций  Вологда-2,  Череповец-1, Череповец-2, Кошта, Бабаево, Суда, Шеломово;

  - реконструкция системы  шлюзов  и гидротехнических сооружений  на  Волго-Балтийском водном пути, включая возможное строительство  второй нитки водных  шлюзов  для существенного увеличения  его пропускной способности;

  - восстановление и  развитие судоходства на р.  Сухоне для реанимации Северо-Двинского направления путем строительства объектов гидрорегулирования, проведения дноуглубительных работ;

  - капитальный ремонт  и реконструкция взлетно-посадочных  полос, совершенствование средств  наземного обслуживания аэропортов  г. Вологды, г. Великого Устюга;

  - развитие малой авиации  и сооружение новых воздушных  гаваней в населенных пунктах,  удаленных от областного центра  – в Верховажье и Чагоде, в  Белозерске предусматривается строительство  вертолетной площадки в комплексе  с существующей взлетно-посадочной  полосой для обслуживания туристов. (Приложение 9).

Энергетическая  инфраструктура.

 В рамках соглашения  Правительства области и ОАО  РАО «ЕЭС России» на период  до 2012 года, а также в соответствии  с Генеральной схемой размещения  объектов электроэнергетики   до 2020 года планируется реализация  проектов по комплексному развитию  энергетики области (Приложение 10).

Создание индустриальных парков

 Одним из главных направлений подготовки или модернизации промышленной  инфраструктуры является организация индустриальных парков. 

Индустриальный парк –  территория, где создана вся необходимая  для развития  бизнеса инженерная инфраструктура и предоставляются  востребованные предпринимателями  услуги – логистические, консалтинговые, организационные.

 

 Индустриальный  парк «Шексна» 

 Индустриальный парк  «Шексна» является проектом, «сшивающим»  агломерацию «Вологда-Череповец», а  также принимающим на себя  свободные трудовые ресурсы с  предприятий Череповца.   Территория  индустриального  парка  расположена   на  пересечении  всех  видов   транспортных коммуникаций: железные  и автомобильные дороги федерального  значения, Волго-Балтийский водный  путь и воздушный коридор Европа  – Азия, что позволяет собрать  «пакет» инфраструктур. Финансирование и строительство инфраструктур осуществляется Правительством Вологодской области с 2006 года. Сформирован пакет инфраструктур первого этапа освоения индустриального парка, что позволяет принимать в качестве резидентов высокотехнологичные компании.  Результаты на 5-й год освоения индустриального парка:

- объем частных инвестиций  составит более 50 млрд. рублей;

- объем промышленного  производства – 43 млрд. рублей;

- налоговые поступления  – 4 млрд. рублей;

- ВРП увеличится на 11,7 млрд. рублей;

- создание новых рабочих  мест – около 5 тысяч.

 

«Индустриальный парк «Сокол» 

Проектируемая  специализация  « Индустриального  парка «  Сокол» –  производство  продукции  для малоэтажного жилищного строительства. На территории парка планируется  реализация первого проекта по строительству  завода по производству плит с ориентированной  стружкой (OSB) с объемом производства 250 тыс. куб. м в год на 1-ом этапе  (увеличение мощности завода до 500 тыс. куб. м в год – 2-й этап).  В  перспективе на территории индустриального  парка планируются следующие  производства:

- производство комплектов  домов каркасного домостроения;

- выпуск мягких кровельных  материалов и утеплителя;

- сборка и сервисное  обслуживание домов; 

- производство мебели  и фурнитуры.

  Данный проект тесно  связан с планами развития  лесного кластера.  

 

Индустриальный  парк «Череповец»

В г. Череповце планируется  проведение комплекса работ по подготовке полноценной промышленной площадки для реализации инвестиционных проектов. Проведена предпроектная проработка, выполнены укрупненные расчеты, подготовлена концепция развития проекта. Объем инвестиций в развитие инфраструктур парка – порядка 2,3 млрд. рублей.  Положительный опыт, накопленный Вологодской областью в сфере проектирования индустриальных парков, позволяет расширить эту практику на территориях  области, имеющих промышленный потенциал: территории, развивающие лесопромышленный комплекс, строительство и индустрию строительных материалов: прежде всего Вытегорский, Великоустюгский, Никольский, Сокольский, Вологодский и  Череповецкий районы.  

 

Создание исследовательского университета

Долгосрочное развитие экономики  Вологодской области напрямую зависит  от  способности  вологодских  предприятий  воспринять  инновации,  а  инновационно-технологического  модуля  региона –  производить  технологические  решения  или  обеспечивать их быстрый трансферт (импорт) и готовить специалистов, обладающих ключевыми современными квалификациями.

  Своевременной модернизации системы высшего профессионального образования требует и трансформация регионального рынка труда Вологодской области, на  который влияют старение кадров в многих организациях базового сектора.

  Необходимо в ближайшее  время разрешать  проблемы, связанные со  сжатием  рынка труда (следствие демографического сжатия), усилением конкуренции за кадры  для  традиционной индустрии  со стороны других секторов экономики, ростом  конкуренции за кадры с московским и петербургским рынками труда, отставанием уровня подготовки в системе профобразования от требований современных производств.

   Указанные причины  обосновывают  необходимость формирования в Вологодской области инновационно-технологического кластера, ориентированного на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также проектные работы  в сфере новой энергетики и энергоэффективных технологий в строительстве, а также сфере IT.  Научно-исследовательский потенциал Вологодской области позволяет на своей  основе формировать инновационно-технологический кластер.  По количеству поданных заявок на изобретения Вологодская область занимает  лидирующие  позиции в Северо-Западном  федеральном  округе ( после Санкт- Петербурга и Ленинградской области).

  Основой формирования кластера способен выступить крупный региональный университет, имеющий исследовательскую специализацию. Миссия  такого  университета –  выступить  ядром данного инновационно-технологического и кадрового модуля, выстроить систему «управления знаниями» в рамках экономики Вологодской области, выполнить функцию управляющего центра в этой  системе.

   Несмотря  на  общую  тенденцию  к  сокращению  инженерного  образования  в  стране, вузы в Вологодской области сохранили свою специализацию  и являются  главными  поставщиками  кадров  для  промышленных  организаций  и  научно-исследовательских институтов области. Одним из таких вузов является Вологодский  государственный технический университет (ВоГТУ), который может стать основой  формируемого инновационно-технологического модуля в области.

   ВоГТУ в качестве исследовательского университета должен иметь четкий профиль, как по исследовательской составляющей, так и по направлениям подготовки.

 В долгосрочной перспективе  ВоГТУ должен занять лидерские позиции по выбранным направлениям исследований и подготовки кадров в Северо-Западном регионе и  России. Предметный исследовательский профиль университета должен основываться на приоритетах Российской Федерации в сфере развития технологий, а также соответствовать мировому тренду технологического развития.

  Формирование ВоГТУ  как федерального исследовательского университета потребует специального конструирования его модуля научно-исследовательских работ  (НИР) и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Основу его должны составлять оригинальные исследования (фундаментальные и прикладные), технологический аудит и консультационные экспертизы, проектирование.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития региона