Стратегия социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается в том, чтобы на основе имеющейся литературы и нормативных документов осуществить анализ основных положений стратегии социально-экономического развития региона.
Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• раскрыть особенности и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;
• выявить новые факторы социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……….…... 3
Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития
регионов в рыночной среде
Модернизация системы стратегического программирования развития регионов…………………………………………………………….…5
Сценарии развития………………………………………………...…9
Миссия, цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития
Вологодской области
2.1. Анализ социально-экономического положения
Вологодской области.
2.1.1. Основные условия социально-экономического
развития Вологодской области………………………..…………...24
2.1.2 Макроэкономические характеристики и
структура экономики……………………………………………...….25
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской
области: достижения и риски……………………………...……...26
Глава 3. Реализация Стратегии.
3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43
3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47
3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………………...........54

Работа содержит 1 файл

курсовая РЭ.docx

— 96.21 Кб (Скачать)

1. Содействие модернизации  базового сектора, а также развитие  сырьевой базы. 

2. Рост диверсификации  и уровня инновационности экономики  области, в том  числе за  счет: 

- развития инвестиционной  и инновационной инфраструктуры; 

- повышения инвестиционного  рейтинга;

- активного инвестиционного  маркетинга, улучшения делового  климата, а также  программ  развития конкуренции .

3. Усиление взаимосвязи  агломерации «Вологда-Череповец».

4.  Формирование  разнообразного  и  динамичного  рынка   труда,  способного  сформировать  различные предложения, в том  числе и за пределами традиционной  индустрии (базового сектора). 

5. Повышение устойчивости  системы расселения, а также инфраструктурное  развитие территорий. 

6.  Рост  сбалансированности  бюджетной  системы,  гибкости  и  эффективности  системы  государственного управления, координация  федеральных, региональных и   муниципальных программ социально-экономического  развития территорий области.

 

Основные составляющие экономической  политики Правительства Вологодской  области в долгосрочной перспективе.

Пространственная  политика.

 Главным  ресурсом  реализации  Стратегии  социально-экономического  развития области до 2020 года является  консолидация усилий власти, бизнеса  и  общества в реализации  мегапроектов,  направленных на  диверсификацию экономики,  стимулирование  внутреннего спроса,  привлечение  в экономику незадействованных  финансовых средств.

Развивая экономический  потенциал области в условиях ограниченных ресурсов, Правительство  Вологодской области поставило  задачу сосредоточить усилия на  тех территориях, где можно получить максимально быстрый и значительный эффект   как экономический, так и социальный.   В Стратегии определены основные институциональные проекты преобразования экономического пространства области в формате мега-проектов, это:

-  коридоры развития;

- структурирование межгородской агломерации «Вологда-Череповец»;

-  структурирование и  развитие кластеров: 

- строительный; 

- лесной; 

- агропромышленный;

- льняной; 

- туристский.

  Использование  в  Вологодской области категории «коридоры развития»,  а не  «точки роста» вызвано достаточно большими расстояниями, крайней неоднородностью плотности населения, плотности бизнесов, дифференциацией развития инфраструктур и невозможностью привлечь единовременно на всю территорию области  материальные ресурсы и человеческий капитал. Такие « коридоры»,  получив  благоприятный  импульс  и  окрепнув,  смогут  «втягивать» в свою экономическую орбиту потенциал соседних территорий. 

В Стратегии выделены «коридоры  развития», основным направлением развития  которых является углубленная переработка  древесины, рекреационный бизнес и  различ- ные виды туризма:

-  западный коридор  «Кириллов - Белозерск - Липин Бор – Вытегра» специализируется на переработке хвойного леса и развитии рекреационного бизнеса. 

-  северный  коридор  « Вохтога -  Грязовец -  Сокол  -  Харовск –  Вожега»   развивает углубленную переработку  хвойного и лиственного леса.

- восточный коридор «Тотьма  - Нюксеница - Великий Устюг»:  переработка  преимущественно  лиственного леса, а также развитие  сферы туризма. 

За последние 6 лет (2004-2009 годы) в «коридорах развития» реализовано  более 360 крупных инвестиционных проектов.

  К инновационным мегапроектам  Стратегии развития области относится мегапроект «Структурирование и развитие агломерации «Вологда-Череповец».  Суть этого проекта – создание предпосылок для выравнивания условий ведения бизнеса  в этих близких территориально, но значительно отличающихся по другим параметрам городов, что должно дать существенный синергетический эффект.  Предпосылками  создания агломерации  являются  уникальные  свойства транспортного коридора Вологда-Шексна-Череповец (120 км), в котором: 

- стыкуются транспортные  коммуникации;  

- формируется значительная  часть прибыли, инвестиций, налоговых  поступлений, сконцентрировано порядка  90% объемов промышленного производства  области; 

- проживает более половины  населения области, причем около  70% занятых в экономике имеют высшее и среднее профессиональное образование;

- расположены крупные  банки и страховые компании;

- степень развития инфраструктур  - высокая. 

Механизмом  трансформации  и  усиления  взаимосвязи  выступает  ряд «сшивающих» инфраструктурных проектов, которые формируют единое экономическое пространство. (Инфраструктурные проекты в агломерации «Вологда-Череповец» -  приложение 5).

В перспективе, как в «коридорах развития», так и агломерации  «Вологда - Череповец» продолжится  дальнейшее развитие системы инфраструктур. (Приложение  7(1), 7(2)). А также оптимизация  сети учреждений социальной сферы.

Инфраструктурное  насыщение  территории  стимулирует  развитие действующих производств, а также  формирование нового бизнес-окружения. (Приложения 8(1), 8(2)).

 

Инвестиционная  политика

 Основными направлениями  инвестиционной политики Вологодской  области на  долгосрочную перспективу  станут:

   - формирование благоприятного  инвестиционного климата, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс;

  - предоставление льготных  условий  и нефинансовая поддержка  инвесторов  в  приоритетных  отраслях и проектных направлениях;

   - осуществление поддержки  приоритетных инвестиционных проектов  путем разработки и экспертизы  бизнес-планов и технико-экономических  обоснований стратегически важных  проектов за счет государственных  источников финансирования;

  - предоставление гарантий  и поручительств банкам под  выделенные ими средства  для  реализации отобранных на конкурсной  основе инвестиционных проектов;

   - создание инфраструктуры  регионального инвестиционного  рынка;

   - либерализация предпринимательского  пространства;   - позиционирование  на рынках инвестиций и активный  инвестиционный маркетинг (в том  числе через участие в выставочно-ярмарочной  деятельности, конференциях);

   - стимулирование  инвестиционной активности хозяйствующих  субъектов. 

  - направление инвестиций  в социальную сферу с учетом  их эффективности. 

 При этом значимые  инструменты формирования эффективности:

- программно-целевой метод  финансирования бюджетных организаций; 

- применение  методологии   управления  проектами  и   соответствующего  программного  обеспечения;

- результативная модель  функционирования бюджетных организаций; 

- государственно-частное  партнерство региональных властей,  бизнеса и организаций социальной  сферы.

 

 

Инфраструктурная  политика

 Инфраструктурное развитие  территории Вологодской области  в долгосрочной  перспективе должно  быть направлено на преодоление  ограничений экономического  развития: достаточное развитие транспортной , энергетической, телекоммуникационной  инфраструктуры устранение кадровых и квалификационных дефицитов,  развитие современной городской среды и пр., а также на достижение сбалансированного пространственного развития территории области (снижение диспропорций  в уровне развития отдельных территорий, развитие хозяйственной специализации муниципальных образований области, выявление перспективных точек роста). 

Инновационная политика 

На основании долгосрочных целевых ориентиров развития экономики  Российской Федерации – перехода страны к инновационному типу развития и построению  к 2020 году конкурентоспособной  экономики знаний и высоких технологий, а также  учитывая обстоятельства исчерпания доступных ресурсов роста  региональной экономики, в качестве долгосрочной основы развития предполагается переход экономики Вологодской  области на технологическую парадигму  экономического развития. Конкурентоспособность региональной  экономики будет обеспечена, главным образом, за счет разработки и использования уникальных технологий и повышения добавленной стоимости создаваемого продукта.  В связи с этим одним из важнейших направлений инновационной политики Вологодской области будет создание инновационной инфраструктуры, позволяющей запустить модернизацию  региональной  экономики.  Первоочередными объектами создаваемой инновационной инфраструктуры для области станут исследовательский университет, специализирующийся на исследованиях и разработках в приоритетных  секторах экономики, технопарк на базе этого университета, а также создание сети  между проектными и исследовательскими организациями области, в том числе входящими в состав организаций.

 

Политика институционального развития 

Развитие рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность  экономики:  Развитие рынка земли, развитие строительного комплекса, развитие  массового  малоэтажного  жилищного  строительства,  формирование практики государственно-частного партнерства  в строительстве  инженерной и  социальной инфраструктур, реформирование ЖКХ, развитие малого предпринимательства, развитие конкуренции.   Основная задача – формирование рыночной среды, благоприятной для ведения  бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. В  рамках  данной  политики  в  регионе  разработана  и  реализуется  программа  «Развитие  конкуренции в Вологодской области  на 2010 – 2012 годы». 

Бюджетная политика 

Бюджетная политика Вологодской  области должна быть направлена на обеспечение устойчивости, рост сбалансированности бюджетной системы и возможности  гибко реагировать на циклические  колебания рынков.   Основные направления  бюджетной политики на краткосрочную  и среднесрочную перспективу  – закрепление в качестве инструмента  управления программного  бюджета, внедрение принципов результативного  управления, бюджетирования, ориентированного на результат (разработка и принятие нормативных правовых актов,  закрепляющих бюджетирование, ориентированное на результат,  и результативную  оплату труда, аудит и стандартизацию бюджетных  услуг), а также формирование  бюджетных резервов.    

Миграционная  политика

Демографические тенденции  в Вологодской области обуславливают  необходимость  введения  активной миграционной  политики, направленной  на  привлечение  трудовых мигрантов  в приоритетные отрасли экономики  Вологодской области.  Для этого  необходима планомерная работа в  нескольких направлениях, тесно  связанная  с остальными приоритетными направлениями  в реализации Стратегии:   повышение привлекательности рынка труда Вологодской области для квалифицированных специалистов:

- диверсификация экономики,  запуск инновационных отраслей;

  - модернизация и создание  интересного предложения занятости  в традиционных отраслях; 

позиционирование городов  Вологодской  области как привлекательного  места  жительства:

- повышение качества  городской среды (повышение разнообразия, плотности, толерантности, безопасности  и комфортности городского пространства, повышение разнообразия времяпрепровождения,  реализация программы благоустройства   и городского дизайна);

-  реализация мер   социальной  поддержки переселенцев (обеспечение социальным  жильем,  единовременной  денежной  поддержкой,  обеспечение  семейного  трудоустройства  мигрантов).   

 

 

 

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛОГОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

2.1. Анализ социально-экономического положения Вологодской области

2.1.1. Основные   условия социально- экономического развития  Вологодской области

Вологодская область расположена  на севере Европейской части России и входит в Северо-Западный федеральный  округ. Удобное географическое положение  позитивно влияет на развитие экономики. Через область проходят все виды транспортных коммуникаций: железные и автомобильные дороги, Волго-Балтийский водный путь, воздушный коридор Европа- Азия.

    По системе  газопроводов, идущих через территорию  области, ежегодно перекачивается  около 80 млрд. куб. м природного  газа. Кроме того, по территории  Вологодской  области  будет   проходить  часть  транснационального  Северо-Европейского газопровода протяженностью более 300 км, его строительство уже  ведется.   Выгода географического положения области заключается также в близости к  главным промышленным центрам страны: Москве и Санкт-Петербургу, а также в  соседстве с ведущими регионами Северо-Запада и Центра.  Волго-Балтийский канал позволяет в течение 6 месяцев навигации отправлять  грузы в порты Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Средиземного море.

 Вологодская область  не располагает запасами таких высоколиквидных полезных ископаемых, как нефть и газ, но в регионе есть богатейшие ресурсы леса, которые занимают значительную часть территории области – 11,6 млн. га.

   В комплексе природных  ресурсов большое значение имеют  земельные и водные ресурсы,  а также запасы строительных  материалов.  Лес является одним  из важнейших природных богатств. Основные ресурсы сосредоточены  в северо-западных и юго-восточных  районах. По размеру расчетной  лесосеки в Северо-Западном федеральном  округе Вологодская область уступает  только Республике Коми, Архангельскую  область превосходит на 14%, Республику  Карелия – в 2,9 раза.  На территории Вологодчины много таких полезных ископаемых, как песчано-гравийные материалы, строительные пески, доломиты для металлургической промышленности,  торф,  стекольное  сырье,  минеральные краски.  В соответствии  с геолого-экономической оценкой области минерально-сырьевой потенциал извлекаемых запасов полезных ископаемых составляет 266,5 млрд. рублей. По разведанным запасам песчано-гравийных материалов Вологодчина – лидер на северо-западе.   Область занимает одно из первых мест на европейской территории России по  числу и площади торфяных болот, а также запасам торфа – 6,4 млрд. тонн.  Вологодская  область  располагает  также  большими  запасами  минеральных  подземных вод различных типов, используемых для лечебно-столовых целей.   В настоящее время обозначились перспективы по выявлению на территории  области месторождений углеводородного сырья и алмазов, перспективные площади для более детальной оценки россыпной золотоносности территории области.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития региона