Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается в том, чтобы на основе имеющейся литературы и нормативных документов осуществить анализ основных положений стратегии социально-экономического развития региона.
Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• раскрыть особенности и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;
• выявить новые факторы социально-экономического развития региона.
Введение ……………………………………………………..……….…... 3
Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития
регионов в рыночной среде
Модернизация системы стратегического программирования развития регионов…………………………………………………………….…5
Сценарии развития………………………………………………...…9
Миссия, цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития
Вологодской области
2.1. Анализ социально-экономического положения
Вологодской области.
2.1.1. Основные условия социально-экономического
развития Вологодской области………………………..…………...24
2.1.2 Макроэкономические характеристики и
структура экономики……………………………………………...….25
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской
области: достижения и риски……………………………...……...26
Глава 3. Реализация Стратегии.
3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43
3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47
3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………………...........54
1. Содействие модернизации
базового сектора, а также
2. Рост диверсификации
и уровня инновационности
- развития инвестиционной
и инновационной
- повышения инвестиционного рейтинга;
- активного инвестиционного маркетинга, улучшения делового климата, а также программ развития конкуренции .
3. Усиление взаимосвязи
агломерации «Вологда-
4. Формирование разнообразного
и динамичного рынка
труда, способного сформировать
различные предложения, в том
числе и за пределами
5. Повышение устойчивости системы расселения, а также инфраструктурное развитие территорий.
6. Рост сбалансированности
бюджетной системы, гибкости
и эффективности системы
государственного управления, координация
федеральных, региональных и
муниципальных программ
Основные составляющие экономической политики Правительства Вологодской области в долгосрочной перспективе.
Пространственная политика.
Главным ресурсом
реализации Стратегии социально-
Развивая экономический потенциал области в условиях ограниченных ресурсов, Правительство Вологодской области поставило задачу сосредоточить усилия на тех территориях, где можно получить максимально быстрый и значительный эффект как экономический, так и социальный. В Стратегии определены основные институциональные проекты преобразования экономического пространства области в формате мега-проектов, это:
- коридоры развития;
- структурирование межгородской агломерации «Вологда-Череповец»;
- структурирование и развитие кластеров:
- строительный;
- лесной;
- агропромышленный;
- льняной;
- туристский.
Использование в Вологодской области категории «коридоры развития», а не «точки роста» вызвано достаточно большими расстояниями, крайней неоднородностью плотности населения, плотности бизнесов, дифференциацией развития инфраструктур и невозможностью привлечь единовременно на всю территорию области материальные ресурсы и человеческий капитал. Такие « коридоры», получив благоприятный импульс и окрепнув, смогут «втягивать» в свою экономическую орбиту потенциал соседних территорий.
В Стратегии выделены «коридоры развития», основным направлением развития которых является углубленная переработка древесины, рекреационный бизнес и различ- ные виды туризма:
- западный коридор «Кириллов - Белозерск - Липин Бор – Вытегра» специализируется на переработке хвойного леса и развитии рекреационного бизнеса.
- северный коридор
« Вохтога - Грязовец - Сокол
- Харовск – Вожега»
развивает углубленную
- восточный коридор «Тотьма - Нюксеница - Великий Устюг»: переработка преимущественно лиственного леса, а также развитие сферы туризма.
За последние 6 лет (2004-2009 годы) в «коридорах развития» реализовано более 360 крупных инвестиционных проектов.
К инновационным мегапроектам Стратегии развития области относится мегапроект «Структурирование и развитие агломерации «Вологда-Череповец». Суть этого проекта – создание предпосылок для выравнивания условий ведения бизнеса в этих близких территориально, но значительно отличающихся по другим параметрам городов, что должно дать существенный синергетический эффект. Предпосылками создания агломерации являются уникальные свойства транспортного коридора Вологда-Шексна-Череповец (120 км), в котором:
- стыкуются транспортные коммуникации;
- формируется значительная
часть прибыли, инвестиций, налоговых
поступлений, сконцентрировано
- проживает более половины
населения области, причем
- расположены крупные банки и страховые компании;
- степень развития
Механизмом трансформации
и усиления взаимосвязи выступает
ряд «сшивающих»
В перспективе, как в «коридорах развития», так и агломерации «Вологда - Череповец» продолжится дальнейшее развитие системы инфраструктур. (Приложение 7(1), 7(2)). А также оптимизация сети учреждений социальной сферы.
Инфраструктурное насыщение территории стимулирует развитие действующих производств, а также формирование нового бизнес-окружения. (Приложения 8(1), 8(2)).
Инвестиционная политика
Основными направлениями
инвестиционной политики
- формирование благоприятного инвестиционного климата, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс;
- предоставление льготных
условий и нефинансовая
- осуществление поддержки
приоритетных инвестиционных
- предоставление гарантий
и поручительств банкам под
выделенные ими средства для
реализации отобранных на
- создание инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;
- либерализация
- стимулирование
инвестиционной активности
- направление инвестиций в социальную сферу с учетом их эффективности.
При этом значимые
инструменты формирования
- программно-целевой метод
финансирования бюджетных
- применение методологии управления проектами и соответствующего программного обеспечения;
- результативная модель
функционирования бюджетных
- государственно-частное
партнерство региональных
Инфраструктурная политика
Инфраструктурное развитие
территории Вологодской
Инновационная политика
На основании долгосрочных целевых ориентиров развития экономики Российской Федерации – перехода страны к инновационному типу развития и построению к 2020 году конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, а также учитывая обстоятельства исчерпания доступных ресурсов роста региональной экономики, в качестве долгосрочной основы развития предполагается переход экономики Вологодской области на технологическую парадигму экономического развития. Конкурентоспособность региональной экономики будет обеспечена, главным образом, за счет разработки и использования уникальных технологий и повышения добавленной стоимости создаваемого продукта. В связи с этим одним из важнейших направлений инновационной политики Вологодской области будет создание инновационной инфраструктуры, позволяющей запустить модернизацию региональной экономики. Первоочередными объектами создаваемой инновационной инфраструктуры для области станут исследовательский университет, специализирующийся на исследованиях и разработках в приоритетных секторах экономики, технопарк на базе этого университета, а также создание сети между проектными и исследовательскими организациями области, в том числе входящими в состав организаций.
Политика институционального развития
Развитие рыночных институтов,
обеспечивающих конкурентоспособность
экономики: Развитие рынка земли,
развитие строительного комплекса,
развитие массового малоэтажного
жилищного строительства, формирование
практики государственно-частного партнерства
в строительстве инженерной и
социальной инфраструктур, реформирование
ЖКХ, развитие малого предпринимательства,
развитие конкуренции. Основная
задача – формирование рыночной среды,
благоприятной для ведения бизнеса,
развития компаний и рынков, наиболее
полного удовлетворения потребностей
общества. В рамках данной политики
в регионе разработана и
реализуется программа «Развитие
конкуренции в Вологодской
Бюджетная политика
Бюджетная политика Вологодской
области должна быть направлена на
обеспечение устойчивости, рост сбалансированности
бюджетной системы и
Миграционная политика
Демографические тенденции
в Вологодской области
- диверсификация экономики, запуск инновационных отраслей;
- модернизация и создание
интересного предложения
позиционирование городов Вологодской области как привлекательного места жительства:
- повышение качества
городской среды (повышение
- реализация мер
социальной поддержки переселенцев
(обеспечение социальным жильем,
единовременной денежной поддержкой,
обеспечение семейного
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Анализ социально-экономического положения Вологодской области
2.1.1. Основные условия социально- экономического развития Вологодской области
Вологодская область расположена на севере Европейской части России и входит в Северо-Западный федеральный округ. Удобное географическое положение позитивно влияет на развитие экономики. Через область проходят все виды транспортных коммуникаций: железные и автомобильные дороги, Волго-Балтийский водный путь, воздушный коридор Европа- Азия.
По системе
газопроводов, идущих через территорию
области, ежегодно
Вологодская область не располагает запасами таких высоколиквидных полезных ископаемых, как нефть и газ, но в регионе есть богатейшие ресурсы леса, которые занимают значительную часть территории области – 11,6 млн. га.
В комплексе природных
ресурсов большое значение
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития региона