Стратегия социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается в том, чтобы на основе имеющейся литературы и нормативных документов осуществить анализ основных положений стратегии социально-экономического развития региона.
Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• раскрыть особенности и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;
• выявить новые факторы социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……….…... 3
Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития
регионов в рыночной среде
Модернизация системы стратегического программирования развития регионов…………………………………………………………….…5
Сценарии развития………………………………………………...…9
Миссия, цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития
Вологодской области
2.1. Анализ социально-экономического положения
Вологодской области.
2.1.1. Основные условия социально-экономического
развития Вологодской области………………………..…………...24
2.1.2 Макроэкономические характеристики и
структура экономики……………………………………………...….25
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской
области: достижения и риски……………………………...……...26
Глава 3. Реализация Стратегии.
3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43
3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47
3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………………...........54

Работа содержит 1 файл

курсовая РЭ.docx

— 96.21 Кб (Скачать)

 

2.1.2 Макроэкономические характеристики  и структура экономики

Вологодская область, занимая  чуть менее одного процента территории России,  имеет серьезные позиции  в экономике страны.  В области  производится: 

  • каждая  шестая  тонна  российского  проката  и  стали;
  • каждая восьмая тонна минеральных удобрений;
  • каждый восьмой метр льняных тканей;
  • каждый десятый кубометр клееной фанеры.

 Специализируется  Вологодская   область  и  на  выпуске   продукции  пищевой  промышленности  –  масла  животного,  мяса  и  мясопродуктов, мукомольно-крупяных, кондитерских, макаронных  изделий.  Особенности  климата,  истории   и  географическое  положение  (северная  ветка  Транссиба,  газопроводы, речные сообщения)  предопределили основные  характеристики  экономики области, развития ее  социальной системы и системы  расселения:  - наличие базового сектора экономики – металлургии, химии (производство  удобрений),  лесопромышленного  комплекса.  Высокая  степень  индустриального  развития  региона определяет лидирующие позиции в общероссийском производстве промышленной продукции.

Крупный, сопоставимый с  размерами областного центра, «второй» город, наличие монопрофильных городов, слабая плотность заселения территорий, концентрация населения вокруг крупных городов и вдоль транспортных коридоров.  Перекос в сторону базового сектора экономики рынка труда и ориентированная в  первую очередь на данный сектор система профессионального образования.

Текущая структура рынка  труда Вологодской области является традиционной  для региона –  наибольшее число занятых приходится на промышленность: черную  металлургию,  машиностроение,  химическое  производство,  лесопромышленный  сектор, составляя 29% занятого населения. Доля занятых в бюджетной сфере, торговле и сельском хозяйстве составляет  18%, 16% и 7% соответственно; на данный момент более 70% вакансий в регионе  составляют рабочие специальности. 

 

2.1.3. Система стратегического   планирования   Вологодской области:   достижения и риски.

Вологодская область в  числе первых регионов приступила к  системному  стратегическому планированию социально-экономического развития.   В 1998 году Администрацией области был  сформирован интегрированный  пакет  видения будущего, который включал  в себя миссию, доктрину, а также  протоконцепцию,  которая  в  совокупности  с  индикативным  планированием  трансформировалась в Концепцию  развития Вологодской области, разработанную в 2004 году.  В марте 2006 года Концепция Стратегии области была одобрена на заседании  Межведомственной  комиссии  в  Министерстве  регионального  развития  России, на котором было отмечено ее высокое качество. В феврале 2007 года  работа Правительства Вологодской области по социально-экономическому развитию была одобрена Правительством Российской Федерации.  В регионе разработаны стратегии «опорных» городов области, ориентированные на создание условий для комфортного проживания в городах:

Стратегический план развития муниципального образования  город  Вологда на период до 2015 года «Комфортная  бизнес-зона»;

Стратегия развития  города Череповца до 2012 года «Череповец – город лидеров».

 Деятельность  муниципальных  образований области также строится на основе стратегий социально-экономического развития и является новой формой совместной  работы  органов государственной власти и органов местного  самоуправления. Благодаря этому каждый район,  каждое  поселение  будут точно знать перспективные направления развития, а также то, к какому результату они  должны стремиться. Стратегия развития 2000-х в целом успешно эксплуатировала сильные стороны социально-экономической системы области и адекватно реагировала на  возможные вызовы-риски: 

1.  Поддержка базового  сектора, содействие его диверсификации, в частности, углублению переработки сырья, связанная с:

- инфраструктурной подготовкой  инвестиционных площадок,

  - развитием транспортной  системы. 

2.  Поддержание  диверсифицированной  экономики,  в том числе отдельных звеньев ЛПК и сельского хозяйства, способствовавших устойчивости  системы расселения. 

3.  Укрупнение внутреннего  рынка, формирование крупной связанной   системы  городов:  коридор   между  Вологдой  и  Череповцом;  создание  нового  крупного индустриального  парка «Шексна».

  4.  Развитие рынка  труда.

  Приоритетные направления, выдвинутые в предыдущей версии Стратегии  оправдались в полной мере: запущен процесс технологической модернизации  отраслей экономики, производилась подготовка к вовлечению  использования  новых ресурсов, формировалось бережное отношение к экологии, возросли инвестиции государства и частного бизнеса в человеческий капитал, шла работа  по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также комфортных  условий жизни для жителей Вологодской области.

 Оправдался курс на  повышение роли Вологодской области в промышленности России: реализация проекта индустриального парка «Шексна» позволит  наладить производство продукции высокоточной металлопереработки, продукции стройиндустрии, производство автокомпонентов, а также привлечь в качестве резидентов высокотехнологичные компании.   Результаты развития экономики области подтверждались не только количественными показателями, но и независимыми оценками.    Ведущие международные  агентства (Standard & Poor’s, Fitch)  оценивали  регион как надежного заемщика, что означает: область является привлекательным регионом для инвестиционных вложений.  В 2009 году международные рейтинговые агентства сохранили текущие позиции Вологодской области на докризисном уровне.

По оценкам Российского  рейтингового агентства «Эксперт - РА», по инвестиционным рискам область занимает 20 место в России (в 2000 году – 35-е место).  Международное  агентство Moody's Investors Service  присвоило  области  кредитный рейтинг по глобальной шкале. Кредитные рейтинги по национальной шкале присвоены области международными агентствами «Мoody's Interfax Rating Agency» и Standart & Poor's.  По оценкам рейтингового центра АК&М, Вологодская область по кредитоспособности занимает 9 место.

Рейтинги  поддерживаются устойчивым экономическим ростом области  в  предыдущие годы, а также ответственной  бюджетной политикой Правительства  области, положительной кредитной  историей и очень низкой долговой нагрузкой. 

Вместе с тем, в условиях активного роста сырьевых рынков и рынков первичных переделов  сырья, генерализовались риски, препятствующие устойчивому развитию области.

  1. Сильная зависимость от цикличности ключевых для области товарно-сырьевых рынков.

 С учетом  высокой  доли черной металлургии, химической  промышленности и лесопромышленного  комплекса в общем объеме экспорта  из Вологодской  области (97,6%), а также в налоговых поступлениях  бюджета области, отмечается высокая  степень зависимости экономики  региона от состояния мировых   рынков стали, удобрений, лесоматериалов.

Вместе с тем социально-экономические  проблемы, с которыми продолжает  сталкиваться  область,  свидетельствуют  о  недостаточной  устойчивости  роста  экономики, так  как моноструктурная  промышленность региона не  позволяет  рассчитывать на устойчивые тренды экономического развития. На долю черной  металлургии  приходится: 

в объеме прибыли – 73 %,  в объеме экспорта – 64,4%,  в объеме производства – 51%,  в объеме инвестиций – 43%,  в налоговых поступлениях – 23,4 %,  в численности работающих – 18,6%.

В итоге конъюнктурные  колебания на рынках черных металлов отражаются  на результатах работы предприятий, а соответственно, и  на налоговых платежах. Поэтому на первый план выходит необходимость  ускорения диверсификации структуры  промышленности, увеличение производства продукции с высокой добавленной  стоимостью в других отраслях экономики.

 Наглядной иллюстрацией последствий зависимости ключевых предприятий  Вологодской  области  от  ситуации  на  мировых  рынках  стало  существенное  снижения производства на предприятиях ОАО «Северсталь» в 2008-2009 годах:  падение мирового спроса на сталепрокат и металлические изделия привело к  снижению производства стального проката на предприятиях холдинга на 17% (до 12,7 млн. тонн) и полуфабрикатов – на 33% (до 1,48 млн. тонн). Финансовые показатели холдинга выровнялись лишь в третьем квартале 2009 года, когда компания получила чистую прибыль в размере 66 млн. долларов.

Экономический кризис и спад на мировом рынке лесоматериалов также негативно отразились на состоянии  лесопромышленного комплекса России: компании, работающие в регионах, где  на российский экспорт приходится значительная часть  поставок  древесного  волокна,  стремятся  снизить  свою  зависимость  от российских поставщиков   Единственной отраслью промышленности,  практически  не пострадавшей  от мирового экономического кризиса, стало производство удобрений: в 2009  году предприятия холдинга «ФосАгро», расположенные в Вологодской  области, увеличили выпуск продукции. Тем не менее, следует учитывать, что дальнейший рост внутрироссийских цен на природный газ, формирующих от 50 до  75% конечной стоимости продукции российских азотопроизводящих предприятий, означает для вологодских производителей азотно-фосфорных удобрений неизбежное повышение стоимости продукции при долгосрочном общемировом тренде на ее снижение.

  1. Снижение  конкурентоспособности  традиционных  секторов  экономики. 

Несмотря  на  относительно  стабильные  финансовые  показатели,  восстановившиеся после падения  производства в 2008-2009 годах, существующее на территории области промышленное производство не способно обеспечить необходимые темпы роста региональной экономики. В первую очередь, это связано с «традиционностью»  производства на ключевых предприятиях Вологодской области:  продукция ЧерМК ОАО «Северсталь», ОАО «ФосАгро» и лесопромышленного  комплекса ориентирована на старые, устоявшиеся рынки, не обеспечивающие быстрого роста новых секторов и, соответственно, возникновения и развития новых  компаний-игроков рынка (за исключением производства целлюлозы и бумаги, во  многом ориентированных на быстро растущие рынки Китая и Индии).

 Область находится  в зависимости от доступности  и стоимости сырьевых  ресурсов (в первую очередь, железорудного  сырья и природного газа) и  энергии  (область энергодефицитна  и не имеет доступа к дешевым энергетическим ресурсам). При этом либерализация рынка электроэнергии и газа толкают вверх  цены на эти ресурсы (плановое повышение цен на газ, полная либерализация  оптового рынка электроэнергии с 2011 года и т.п.), что ведет к росту издержек в  базовом секторе и снижению его конкурентоспособности.

  В частности, именно  из-за дефицита энергоресурсов, а  также особенностей  рынка труда  на территории Вологодской области маловероятно создание крупных  новых  предприятий,  связанных  с  усилиями  ОАО « Северсталь»  по  выстраиванию законченной цепочки производства – от выплавки стали до создания автокомпонентов.   Производство  удобрений  в  Вологодской  области  ориентировано  на  уже  сложившийся,  во  многом  традиционный  и  инертный  рынок,  показывающий  очень умеренный рост (2-3% в год) и не предоставляющий возможности для агрессивной экспансии. Определенным потенциалом роста   обладает внутрироссийский рынок азотно-фосфорных удобрений. Тем не менее, следует понимать,  что даже при его расширении существующее соотношение «экспорт 60-70% – внутреннее потребление 30-40%» принципиально не изменится. Иными словами, единственный путь развития существующих в Вологодской области предприятий по производству удобрений является экстенсивным (наращивание объемов производства для удержания своей доли внешнего рынка) и не предполагает  выхода  на  новые  рынки или  же внедрения  инновационных  технологий.  Перечисленные причины не позволяют рассматривать производство удобрений  в качестве перспективной «опорной точки» для дальнейшего развития региона.

В случае сохранения индустриальной специализации Вологодской области  (лес, сталь, удобрения), ориентированной на традиционные, слабодинамичные  рынки, возникает риск того, что Вологодская область не сможет стать одним из  «полюсов роста» Северо-Западного федерального округа и российского Севера,  проигрывая соседним регионам по темпам роста экономики, влиянию на глобальный рынок  и темпам роста ВРП, во многом определяющим «вес» региона в экономике страны. 

  1. Риски в системе расселения: неустойчивость, в первую очередь, монопрофильных городов, дальнейшее давление урбанизации на сельские территории.

  Одна из ключевых проблем социально-экономического развития Вологодской  области – наличие крупных моногородов, экономика которых в значительной степени зависит от поставок на внешние рынки. К таким городам относится  Череповец – самый крупный город области и один из крупнейших металлургических центров страны.

Структура промышленного  производства в городе за прошедшие 8 лет  не претерпела значительных изменений: в 2008 году доля черной металлургии составляла более 70%, доля химической промышленности выросла до 18 %, машиностроения до 4%.   Это в свою очередь означает следующие риски развития города и региона в  целом:

- В перспективе Череповец  рискует остаться моноструктурным  промышленным  городом. Определяющая  роль в экономике города сохранится  за крупными предприятиями черной металлургии. 

- Развитие черной металлургии  подвержено цикличности (периодичность   подъемов и спадов производства) и во многом зависит от мировой конъюнктуры.

   - Промышленные предприятия  ориентированы на выпуск продукции  первичного передела, фиксируется низкое внедрение инновационных технологий.

- Развитие промышленных  предприятий города сопровождается высвобождением трудовых ресурсов. Прогнозируется тенденция роста незанятых трудовых ресурсов. 

  Нынешняя система расселения в Вологодской области характеризуется некоторой  степенью  неустойчивости.  Существующая  разница  в  уровне  жизни  между основными зонами расселения Вологодской области (Вологда и Череповец, прилегающие к ним районы, остальная территория области) приводит к оттоку сельского населения в города,  разрушению транспортной  и  энергетической инфраструктуры в  наименее заселенных районах и,  в итоге,  к  падению  уровня освоенности территории Вологодской области .  Кроме того, индустриальная и пространственная организация ключевых городов Вологодской области – Вологды и Череповца – мало способствует развитию в них новой, постиндустриальной экономики. Старение населения, недостаточная  транспортная  связность  с соседними территориями  и  с  региональными  центрами, а также отсутствие новых производств, с высокой степенью вероятности, существенно затруднит формирование в них современной городской среды.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития региона