Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается в том, чтобы на основе имеющейся литературы и нормативных документов осуществить анализ основных положений стратегии социально-экономического развития региона.
Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• раскрыть особенности и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;
• выявить новые факторы социально-экономического развития региона.
Введение ……………………………………………………..……….…... 3
Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития
регионов в рыночной среде
Модернизация системы стратегического программирования развития регионов…………………………………………………………….…5
Сценарии развития………………………………………………...…9
Миссия, цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития
Вологодской области
2.1. Анализ социально-экономического положения
Вологодской области.
2.1.1. Основные условия социально-экономического
развития Вологодской области………………………..…………...24
2.1.2 Макроэкономические характеристики и
структура экономики……………………………………………...….25
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской
области: достижения и риски……………………………...……...26
Глава 3. Реализация Стратегии.
3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43
3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47
3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………………...........54
2.1.2 Макроэкономические
Вологодская область, занимая чуть менее одного процента территории России, имеет серьезные позиции в экономике страны. В области производится:
Специализируется Вологодская
область и на выпуске
продукции пищевой
Крупный, сопоставимый с размерами областного центра, «второй» город, наличие монопрофильных городов, слабая плотность заселения территорий, концентрация населения вокруг крупных городов и вдоль транспортных коридоров. Перекос в сторону базового сектора экономики рынка труда и ориентированная в первую очередь на данный сектор система профессионального образования.
Текущая структура рынка
труда Вологодской области
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской области: достижения и риски.
Вологодская область в числе первых регионов приступила к системному стратегическому планированию социально-экономического развития. В 1998 году Администрацией области был сформирован интегрированный пакет видения будущего, который включал в себя миссию, доктрину, а также протоконцепцию, которая в совокупности с индикативным планированием трансформировалась в Концепцию развития Вологодской области, разработанную в 2004 году. В марте 2006 года Концепция Стратегии области была одобрена на заседании Межведомственной комиссии в Министерстве регионального развития России, на котором было отмечено ее высокое качество. В феврале 2007 года работа Правительства Вологодской области по социально-экономическому развитию была одобрена Правительством Российской Федерации. В регионе разработаны стратегии «опорных» городов области, ориентированные на создание условий для комфортного проживания в городах:
Стратегический план развития муниципального образования город Вологда на период до 2015 года «Комфортная бизнес-зона»;
Стратегия развития города Череповца до 2012 года «Череповец – город лидеров».
Деятельность муниципальных образований области также строится на основе стратегий социально-экономического развития и является новой формой совместной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Благодаря этому каждый район, каждое поселение будут точно знать перспективные направления развития, а также то, к какому результату они должны стремиться. Стратегия развития 2000-х в целом успешно эксплуатировала сильные стороны социально-экономической системы области и адекватно реагировала на возможные вызовы-риски:
1. Поддержка базового сектора, содействие его диверсификации, в частности, углублению переработки сырья, связанная с:
- инфраструктурной подготовкой инвестиционных площадок,
- развитием транспортной системы.
2. Поддержание
3. Укрупнение внутреннего
рынка, формирование крупной
4. Развитие рынка труда.
Приоритетные направления, выдвинутые в предыдущей версии Стратегии оправдались в полной мере: запущен процесс технологической модернизации отраслей экономики, производилась подготовка к вовлечению использования новых ресурсов, формировалось бережное отношение к экологии, возросли инвестиции государства и частного бизнеса в человеческий капитал, шла работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также комфортных условий жизни для жителей Вологодской области.
Оправдался курс на повышение роли Вологодской области в промышленности России: реализация проекта индустриального парка «Шексна» позволит наладить производство продукции высокоточной металлопереработки, продукции стройиндустрии, производство автокомпонентов, а также привлечь в качестве резидентов высокотехнологичные компании. Результаты развития экономики области подтверждались не только количественными показателями, но и независимыми оценками. Ведущие международные агентства (Standard & Poor’s, Fitch) оценивали регион как надежного заемщика, что означает: область является привлекательным регионом для инвестиционных вложений. В 2009 году международные рейтинговые агентства сохранили текущие позиции Вологодской области на докризисном уровне.
По оценкам Российского рейтингового агентства «Эксперт - РА», по инвестиционным рискам область занимает 20 место в России (в 2000 году – 35-е место). Международное агентство Moody's Investors Service присвоило области кредитный рейтинг по глобальной шкале. Кредитные рейтинги по национальной шкале присвоены области международными агентствами «Мoody's Interfax Rating Agency» и Standart & Poor's. По оценкам рейтингового центра АК&М, Вологодская область по кредитоспособности занимает 9 место.
Рейтинги поддерживаются
устойчивым экономическим ростом области
в предыдущие годы, а также ответственной
бюджетной политикой
Вместе с тем, в условиях активного роста сырьевых рынков и рынков первичных переделов сырья, генерализовались риски, препятствующие устойчивому развитию области.
С учетом высокой
доли черной металлургии,
Вместе с тем социально-
в объеме прибыли – 73 %, в объеме экспорта – 64,4%, в объеме производства – 51%, в объеме инвестиций – 43%, в налоговых поступлениях – 23,4 %, в численности работающих – 18,6%.
В итоге конъюнктурные
колебания на рынках черных металлов
отражаются на результатах работы
предприятий, а соответственно, и
на налоговых платежах. Поэтому на
первый план выходит необходимость
ускорения диверсификации структуры
промышленности, увеличение производства
продукции с высокой
Наглядной иллюстрацией последствий зависимости ключевых предприятий Вологодской области от ситуации на мировых рынках стало существенное снижения производства на предприятиях ОАО «Северсталь» в 2008-2009 годах: падение мирового спроса на сталепрокат и металлические изделия привело к снижению производства стального проката на предприятиях холдинга на 17% (до 12,7 млн. тонн) и полуфабрикатов – на 33% (до 1,48 млн. тонн). Финансовые показатели холдинга выровнялись лишь в третьем квартале 2009 года, когда компания получила чистую прибыль в размере 66 млн. долларов.
Экономический кризис и спад
на мировом рынке лесоматериалов
также негативно отразились на состоянии
лесопромышленного комплекса
Несмотря на относительно стабильные финансовые показатели, восстановившиеся после падения производства в 2008-2009 годах, существующее на территории области промышленное производство не способно обеспечить необходимые темпы роста региональной экономики. В первую очередь, это связано с «традиционностью» производства на ключевых предприятиях Вологодской области: продукция ЧерМК ОАО «Северсталь», ОАО «ФосАгро» и лесопромышленного комплекса ориентирована на старые, устоявшиеся рынки, не обеспечивающие быстрого роста новых секторов и, соответственно, возникновения и развития новых компаний-игроков рынка (за исключением производства целлюлозы и бумаги, во многом ориентированных на быстро растущие рынки Китая и Индии).
Область находится
в зависимости от доступности
и стоимости сырьевых ресурсов
(в первую очередь,
В частности, именно
из-за дефицита энергоресурсов, а
также особенностей рынка труда
на территории Вологодской
В случае сохранения индустриальной
специализации Вологодской
Одна из ключевых проблем социально-экономического развития Вологодской области – наличие крупных моногородов, экономика которых в значительной степени зависит от поставок на внешние рынки. К таким городам относится Череповец – самый крупный город области и один из крупнейших металлургических центров страны.
Структура промышленного производства в городе за прошедшие 8 лет не претерпела значительных изменений: в 2008 году доля черной металлургии составляла более 70%, доля химической промышленности выросла до 18 %, машиностроения до 4%. Это в свою очередь означает следующие риски развития города и региона в целом:
- В перспективе Череповец
рискует остаться
- Развитие черной металлургии
подвержено цикличности (
- Промышленные предприятия
ориентированы на выпуск
- Развитие промышленных предприятий города сопровождается высвобождением трудовых ресурсов. Прогнозируется тенденция роста незанятых трудовых ресурсов.
Нынешняя система расселения в Вологодской области характеризуется некоторой степенью неустойчивости. Существующая разница в уровне жизни между основными зонами расселения Вологодской области (Вологда и Череповец, прилегающие к ним районы, остальная территория области) приводит к оттоку сельского населения в города, разрушению транспортной и энергетической инфраструктуры в наименее заселенных районах и, в итоге, к падению уровня освоенности территории Вологодской области . Кроме того, индустриальная и пространственная организация ключевых городов Вологодской области – Вологды и Череповца – мало способствует развитию в них новой, постиндустриальной экономики. Старение населения, недостаточная транспортная связность с соседними территориями и с региональными центрами, а также отсутствие новых производств, с высокой степенью вероятности, существенно затруднит формирование в них современной городской среды.
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития региона