Стратегия развития Казахстана 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года (далее – Стратегия «Казахстан – 2030»). Стратегия «Казахстан – 2030» обозначила долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
I. Стратегический план – 2020: глобальные тенденции. 5
Тенденции в мировой экономике. 5
Вызовы и возможности. 6
II. Стратегический план – 2010: основные результаты.. 7
Достижения. 7
Вызовы, остающиеся актуальными. 8
III. Ключевые направления развития Казахстана до 2020 года. 8
Казахстан в 2020 году. 8
Стабильная база для роста, процветания и безопасности Казахстана: пять ключевых направлений. 9
Ключевое направление: подготовка к посткризисному развитию.. 11
Улучшение бизнес-среды.. 11
Укрепление финансового сектора. 12
Формирование надежной правовой среды.. 14
Ключевое направление: ускорение диверсификации экономики. 18
Формирование благоприятной экономической среды.. 18
Макроэкономическое управление в поддержку диверсификации экономики. 18
Противодействие неэффективным проектам.. 19
Построение национальной инновационной системы.. 19
Принципы успешной индустриализации. 19
Приоритеты диверсификации. 20
Агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции. 22
Строительная индустрия и производство строительных материалов. 23
Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора. 23
Металлургия и производство готовых металлических продуктов. 23
Химическая, фармацевтическая и оборонная промышленность. 23
Развитие энергетики, включая атомную энергетику и альтернативные источники энергии. 24
Транспорт и телекоммуникации. 25
Ключевое направление: инвестиции в будущее. 30
Образование. 30
Здравоохранение. 34
Трудовые ресурсы.. 37
Ключевое направление: услуги для граждан. 37
Социальная защита населения. 38
Жилищно-коммунальное хозяйство. 39
Ключевое направление: обеспечение межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений 41
Поддержание внутренней стабильности. 41
Национальная безопасность. 43
Международные отношения и внешняя политика. 44
IV. Основа для реализации Стратегического плана – 2020: результативный государственный сектор. 46
Определение четких полномочий и ответственности. 46
Повышение качества оказания государственных услуг 47
Профессионализация государственной службы.. 47
Государственное управление, ориентированное на результат. 48
Управление реформами государственного сектора. 48
V. Мониторинг и оценка реализации Стратегического плана – 2020. 49
Система мониторинга и оценки. 49
Вовлечение граждан. 50
Создание базы статистических данных для мониторинга. 50
Заключение. 51

Работа содержит 1 файл

Гос сектор экономики.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

     
    Ключевое  направление: ускорение  диверсификации экономики  

 

   

 
 
     В период реализации Стратегического плана – 2020 будет ускорена диверсификация экономики путем форсированной индустриализации. 

     Индустриализация  страны, нацеленная на комплексное  повышение производительности экономики,  будет осуществляться по следующим направлениям: 

 
 
      развитие традиционных отраслей: нефтегазового сектора, горнометаллургического комплекса, атомной и химической промышленности с последующим переходом  сырьевых производств на более высокие  переделы; 

      развитие  секторов, основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства: машиностроение, стройиндустрия, оборонная промышленность, фармацевтика; 

 

 развитие  производств, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных преимущественно  на экспорт: агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм; 

 
 
      развитие секторов «экономики будущего», которые будут  играть доминирующую роль в мировой  экономике в последующие 15-20 лет: информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика.  

 
 
     Индустриализация  Казахстана будет сопровождаться созданием благоприятной экономической среды и соблюдением четких принципов успешной индустриализации. 

 

 

 
 
     Формирование  благоприятной экономической  среды 

 
 
     Благоприятная экономическая среда будет поддерживаться рациональной макроэкономической политикой, созданием системы противодействия неэффективным проектам, построением национальной инновационной системы, в том числе совершенствованием системы научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). 

 

 

 
 
     Макроэкономическое управление в поддержку диверсификации экономики 

 
 
     Казахстан как крупный экспортер сырьевых ресурсов будет обеспечивать баланс между использованием средств, поступающих  от экспорта сырья, и созданием макроэкономических условий, способствующих росту во всех секторах экономики. 

     Быстрое расходование доходов от природных  ресурсов повышает обменный курс валюты и ведет к развитию так называемых «неторгуемых секторов экономики» (финансовый сектор, операции с недвижимостью  и сфера услуг). В Казахстане будет  учтен опыт других стран, богатых природными ресурсами, которые столкнулись с фактическим исчезновением своего некогда оживленного агропромышленного комплекса и обрабатывающей промышленности вследствие утери контроля за валютным курсом. 

     С учетом этого будет усовершенствована концепция функционирования Национального фонда Республики Казахстан с усилением его сберегательной функции. 

 

   

 
 
     Противодействие неэффективным проектам 

 
 
     В процессе ускорения диверсификации экономики государство будет  противостоять реализации неэффективных проектов. Повысится открытость и прозрачность процесса расходования государственных средств. Будут введены стандарты финансовой и экономической рентабельности для всех проектов, получающих государственное финансирование. С учетом положительного зарубежного опыта будет усилена оценка инвестиционных проектов, финансируемых государством. 

 

   

 
 
     Построение  национальной инновационной  системы 

 
 
     Анализ  зарубежного опыта свидетельствует, что все лучшие инновационные  системы мира получают государственную  поддержку, во многих случаях значительную. 

     В рамках диверсификации экономики государство  обеспечит формирование национальной инновационной системы на следующих  принципах: 

     1) создание университетов мирового  уровня и развитие университетской  науки для формирования передовой системы НИОКР; 

     2) финансирование приоритетных для  государства НИОКР на основе  системы грантов. Определение  приоритетов НИОКР в соответствии  с приоритетами индустриализации  страны будет осуществляться  Высшей научно-технической комиссией  при Правительстве Республики Казахстан; 

     3) внедрение транспарентного процесса  оценки заявок на гранты с  привлечением экспертов, включая  иностранных специалистов; 

     4) применение эффективных зарубежных  технологий, адаптированных к национальным  потребностям. 

 

 

 
 
     Принципы  успешной индустриализации 

 
 
     Индустриализация  Казахстана будет основана на следующих  принципах: 

     1) четкое определение ролей государственного  и частного секторов; 

     2) максимизация прозрачности деятельности  компаний и государственных органов; 

     3) обеспечение конкуренции как ведущего фактора роста качества товаров и производительности работ и услуг, снижения их стоимости. 

     Будет проводиться эффективная торговая политика в целях формирования надежной системы защиты и продвижения  экономических интересов страны, создания для отечественных товаров и услуг доступа к внешним рынкам и устранения недобросовестной конкуренции. 

     С целью развития взаимной торговли, повышения конкурентоспособности  отечественной продукции и содействия росту инвестиций Казахстан будет являться  активным участником интеграционных процессов в СНГ. Прорывным проектом станет становление и развитие  Таможенного союза с Россией и Беларусью, который вступил в силу                   с 1 января 2010 года. Следующим этапом интеграции трех стран станет формирование с 1 января 2012 года Единого экономического пространства.  

     Поддерживая региональные экономические объединения  в СНГ, республика ускорит процессы вступления во Всемирную торговую организацию  на условиях, отвечающих приоритетам  экономического развития страны. 

 

 

 
 
     Приоритеты  диверсификации 

 
 
     На  первом этапе (2010 – 2014 годы) форсированная  диверсификация отечественной экономики  будет осуществляться, в первую очередь, по семи направлениям. Это – агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции; строительная индустрия и производство строительных материалов; нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора; металлургия и производство готовых металлических продуктов; химическая, фармацевтическая и оборонная промышленность; энергетика; транспорт и телекоммуникации. 

     Данные  направления, а также развитие индустрии  туризма и машиностроения станут приоритетами Государственной программы  форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.  

     На  втором этапе (2015 – 2019 годы) приоритетные направления и ключевые показатели диверсификации будут определены с  учетом результатов реализации Государственной  программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.  

     Успешная  диверсификация экономики неразрывно связана с устойчивым развитием  республики, в том числе путем: 

     внедрения современных технологий на основе возобновляемых ресурсов и источников энергии. Будут  созданы стимулирующие условия  для развития ветроэнергетики, солнечной и геотермальной энергетики, внедрены технологии эффективного использования водных ресурсов страны с учетом принципов интегрированного управления водными ресурсами, а также предприняты дальнейшие усилия по обеспечению населения питьевой водой;  

     оптимизации системы управления устойчивого  развития и внедрения «зеленой»  политики низкоуглеродной экономики, в том числе в вопросах привлечения  инвестиций, решения экологических  проблем, снижения негативного воздействия  антропогенной нагрузки, усиления ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, комплексной переработки отходов. 

     Диверсификация  экономики будет увязана с  планами по формированию центров  экономического роста с целью  создания рациональной территориальной организации экономического потенциала и благоприятных условий для жизнедеятельности населения. 

     Особое  значение будет придаваться дальнейшему  развитию столицы Казахстана – Астаны. В соответствии с утвержденным Стратегическим планом устойчивого развития города Астаны до 2030 года главной задачей является формирование столицы Казахстана как города с конкурентоспособной экономикой, привлекательного для граждан страны и туристов, с благоприятной окружающей средой. В период реализации Стратегического плана – 2020 будут созданы необходимые условия для вхождения к 2030 году города Астаны в число тридцати самых конкурентоспособных городов мира.  

     Будут приняты меры по развитию других регионов страны, направленные на укрепление их экономического потенциала.  

 

 

 
 
     Стратегические  цели диверсификации экономики 

 

 

К 2020 году   доля  обрабатывающей промышленности в структуре  ВВП составит не менее 13 %    

 доля  несырьевого экспорта в общем  объеме экспорта составит не менее 45 % 

  

 объем несырьевого  экспорта составит не менее 50 % от совокупного производства обрабатывающей промышленности 

  

 производительность  труда в обрабатывающей промышленности увеличится не менее чем в 2 раза 

  

 производительность  труда в агропромышленном комплексе  увеличится не менее чем в 4 раза 

  

 доля  транспортных расходов в структуре  себестоимости несырьевого сектора  сократится не менее чем на 15 % 

  

 энергоемкость ВВП снизится не менее чем на 25 % 

 доля  инновационно активных предприятий  увеличится  до 20% 

К 2015 году   доля  обрабатывающей промышленности в структуре ВВП составит не менее 12,5%    

 доля  несырьевого экспорта в общем  объеме экспорта составит не менее 40 % 

  

 объем несырьевого  экспорта составит не менее 43% от совокупного  производства обрабатывающей промышленности 

  

 производительность труда в обрабатывающей промышленности увеличится не менее чем в 1,5 раза 

  

 производительность  труда в агропромышленном комплексе  увеличится не менее чем в 2 раза 

  

 доля  транспортных расходов в структуре  себестоимости несырьевого сектора  сократится не менее чем на 8% 

  

 энергоемкость ВВП снизится не менее чем на 10% 

  

 доля  инновационно активных  предприятий  увеличится  до  10 % 

 

   

 
 
     Агропромышленный  комплекс и переработка  сельскохозяйственной продукции 

 
 
     Казахстан с его огромными земельными ресурсами имеет долгосрочное сравнительное преимущество в развитии сельскохозяйственного производства. Будет продолжена работа по повышению производительности сельского хозяйства и увеличению добавленной стоимости в сельскохозяйственной переработке. Наряду с повышением эффективности водопользования в сельском хозяйстве, будут реализованы меры по адаптации растениеводства к возможным последствиям глобального потепления. 

     Учитывая, что в сельской местности проживает  около 50 % населения страны, развитие аграрной отрасли является ключевым фактором повышения качества жизни сельского населения. В этой связи, будет продолжена работа по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села, моделированию оптимального сельского расселения. 

 

 

Стратегические  цели в сфере сельского хозяйства 

 

   

К 2015 году   экспортный  потенциал аграрной отрасли увеличится до 8% в общем объеме экспорта    

 производительность  труда в агропромышленном комплексе  увеличится не менее чем в 2 раза 

  

 повысится доля переработки мяса до 27%, молока – до 40%, плодов и овощей – до 12% 

 
 
     Строительная  индустрия и производство строительных материалов 

 
 
     С ростом экономики повысится спрос  на услуги строительства и строительные материалы. Учитывая, что 50 % строительных материалов импортируются в страну, имеются значительные возможности для развития строительной индустрии и производства строительных материалов. 

 

 

Стратегические  цели в сфере строительства 

 

   

К 2015 году   80 % строительных  материалов производятся внутри  страны    

 20 % от  объема производства в секторе строительства и строительных материалов экспортируются 

 

   

 
 
     Нефтепереработка  и инфраструктура нефтегазового сектора 

Информация о работе Стратегия развития Казахстана 2020