Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:22, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.
Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды
Предприятия …………………………………………………………………..7
1.1 Сущность стратегического анализа ………………………………….7
1.2 Сущность и содержание анализа внешней среды предприятия …...13
1.3 Методы анализа внешней среды …………………………………….22
Глава 2. Исследование стратегического потенциала ОАО
«АвтоВАЗ-Салон» …………………………………………………………….33
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности
предприятия ……………………………………………………………….33
2.2 Характеристика внутренней среды ………………………………….45
2.3 Характеристика внешней среды ……………………………………..55
Глава 3. Предложения по внедрению инструментов стратегического
анализа в систему управления ОАО «АвтоВАЗ-Салон» ………………60
3.1 STEP-анализ организации ……………………………………….......60
3.2 SWOT- анализ организации …………………………………………66
Выводы и предложения …………………………………………………….73
Список использованной литературы ……………………………………..76
Приложения
Анализ табл. 14 показывает, что все компании являются виолентами, придерживаются стратегии дифференциации продукции. Компании используют стратегию индивидуальных разработок в сфере продажи отечественных автомобилей, продукция всех компаний представлена в каждом из ценовых сегментов рынка.
Процесс конкуренции осуществляется через корпоративные стратегии и стратегии бизнес – уровня таб. 15.
Таблица 15 - Стратегии бизнес-уровня
Компания | Стратегия конкуренции бизнес-уровня |
ОАО «АвтоВАЗ-Салон» | Расширение рынка |
ООО «Лада-авто» | Улучшение рыночной позиции |
ОАО «Отечественное Авто» | Удержание рыночных позиций |
ООО «Таганка» | Улучшение рыночной позиции |
Исходя из положения, что конкуренция – это система бизнес - процессов, то конкурентоспособность предприятия определяется совокупностью свойств и особенностей реализации его бизнес-процессов, анализ внутренней среды предполагает разработку, расчет и экономическую интерпретацию системы показателей, характеризующих основные и вспомогательные бизнес-процессы предприятия, а также процесс управления.
В основе успеха компании лежат конкурентные преимущества высшего порядка. Ключевым фактором успеха на любом рынке, является установление долгосрочных отношений с важнейшими клиентами. Для установления подобных отношений необходимо сформировать у клиента высокий уровень лояльности к компании и ее услугам.
Высокий уровень лояльности со стороны ключевых клиентов обеспечивается следующим набором конкурентных преимуществ: имидж продвинутого, динамично развивающейся компании; высокое качество услуг; высокая репутация; позитивные межличностные отношения между руководителями и ключевых клиентов; неконфликтность (все спорные вопросы с клиентами, вопросы задолженности и т. п. решаются во внесудебном порядке); финансовая надежность; известность фирмы; наличие крупных клиентов; большой опыт работы на рынке; перспективы расширения деятельности фирмы; положительный психологический климат в коллективе; остановимся более подробно на вопросе формирования имиджа компании.
На данном этапе своего развития компания захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней. Компания может позволить себе осуществлять расходы на общую рекламу и на имидж-рекламу.
Репутация компании и качество предоставляемых ею услуг являются ключевыми характеристиками успеха любой компании в сфере услуг, важнейшими конкурентными преимуществами высшего порядка.
Стратегические цели ОАО «АвтоВАЗ-Салон» - расширение продаж отечественных автомобилей и предоставление сопутствующих услуг, включая гарантийное обслуживание.
Оперативные цели: поддержание качества предоставляемых услуг и приобретение новых потребителей, реализация дополнительных услуг и гарантийного обслуживания.
Исходя из миссии, руководство предприятия ставит перед собой стратегические цели на 2012 г. по следующим направлениям:
- создание и выпуск новых услуг, соответствующих нуждам потребителей, с индивидуальными характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособность предприятия на рынках сбыта;
- развитие и поддержание на необходимом уровне системы менеджмента качества, с реализацией принципа ТQМ по улучшению деятельности на основе систематической оценки эффективности процессов СМК;
- совершенствование систем энергетического и материально - технического снабжения, обеспечивающих партнерские отношения с поставщиками и гарантированные поставки автомобилей с минимальными издержками;
- совершенствование системы оплаты труда, обеспечивающей эффективную мотивацию работы персонала, обучение и подготовку кадров;
- внедрение, на базе современных технических средств информационных технологий, эффективной автоматизированной системы управления предприятием;
- получение прибыли, необходимой и достаточной для развития предприятия, повышение доходов государства и работников предприятия.
Стратегия ОАО «АвтоВАЗ-Салон» — предложение наиболее оптимальных решений поставленных задач, в четком соответствии с требованиями заказчиков, не только за счет повышения эффективности уже существующих видов деятельности, но и путем развития новых направлений, охватывающих все более широкий спектр деловых интересов постоянных и потенциальных заказчиков.
STEP – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
Выявленные аспекты оцениваются и наносятся на специальный график, образуя интуитивно понятную фигуру, обращающую внимание руководителя на самые неприятные моменты.
Например, в России, как уже отмечалось выше, в последнее время приобретает негативное значение политический фактор, который ещё совсем недавно был положительным для рассматриваемого предприятия и отрасли в целом, поскольку существующая власть предпринимала действенные шаги для развития отечественного автопрома: льготы для покупателей, повышение таможенных пошлин на импортные автомобили, особенно на подержанные, т.к. в ценовом плане они главный конкурент отечественным.
Кроме того, прослеживается зависимость от разного рода инспекций и прочих аналогичных служб, причем такого рода и силы, что требует заметных затрат – либо в виде подношений, либо (что предпочтительнее) в виде инвестиций, соответствующих их требованиям. Чем острее связанные с этими проблемами вопросы и чем больше потребные для их решения инвестиции, тем выше должна быть оценка по этой шкале. При высокой оценке финансисту нужно сделать пометку о тщательной разработке бюджетов инвестиций и калькуляции себестоимости продукции.
Социальные проблемы в нашей экономике сами по себе достаточно сильны, но по отношению ко многим предприятиям не ощущаются – внутри предприятий они решены. Однако там могут существовать внутренние проблемы, которые вызывают недовольство персонала и порой воспринимаются как социальные. Их проявлением можно считать текучесть кадров, потерю мотивации к работе, плохое прохождение информации внутри коллектива и т.д. В зависимости от степени выраженности этих симптомов оценка будет выше или ниже. При высокой оценке следует углубленно проанализировать показатели отдачи от живого труда и провести сравнение с другими предприятиями.
Технологический аспект, конечно, сугубо индивидуален. Но чем острее стоят связанные с технологией проблемы, тем актуальнее связанные с их решением бюджеты.
Экономические аспекты проявляются прежде всего через основную динамику рынка, на котором работает компания. Если интересующий нас сегмент развивается, причем в нужном нам направлении – скажем, в направлении большего потребления продукции отечественного автопрома, а мы заняты их производством, то все отлично.
STEP – анализ ОАО «АвтоВАЗ-Салон» приведён в таблице 16.
Таблица 16 - STEP – анализ ОАО «АвтоВАЗ-Салон»
Экономические факторы | Технологические факторы |
- влияние инфляции - динамика ставки рефинансирования; - ставка налогообложения; - сезонность услуг (наибольший рост продаж происходит летом) - основные внешние издержки: энергоносители, транспорт, сырье, коммуникации | - развитие конкурентных технологий - высокий уровень производственной емкости - влияние информационных технологий - доступ к технологиям, лицензированию - владение интеллектуальной собственностью |
Социальные факторы | Политические факторы |
- тенденции образа жизни - модели поведения покупателей; - мнения и отношения потребителей; - представления СМИ; - демографическая ситуация | - будущие изменения в законодательстве; - текущее законодательстве на рынке;
|
Таким образом, мы видим, что все факторы для ОАО «АвтоВАЗ-Салон» имеют важное значение.
Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами.
Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации ОАО «АвтоВАЗ-Салон», а также потенциальные возможности и угрозы.
Анализ факторов внутренней среды, основных угроз и возможностей представлен в табл. 17.
Таблица 17 - Анализ факторов внутренней среды предприятия
Факторы внутренней среды | Оценка качества | Важность
| ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
1. МАРКЕТИНГ: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Известность компании на рынке | + |
|
|
|
| 0,04 |
1.2. Доля рынка |
|
| + |
|
| 0,04 |
1.3. Репутация в отношении качества |
|
| + |
|
| 0,05 |
1.4. Репутация в отношении обслуживания |
|
|
|
| + | 0,05 |
1.5. Реклама |
|
|
| + |
| 0,06 |
1.6. Эффективность продаж |
|
|
| + |
| 0,04 |
1.7. Эффективность НИОКР |
|
|
|
| + | 0,03 |
1.8. Месторасположение |
|
|
|
| + | 0,02 |
2. ФИНАНСЫ: |
|
|
|
|
|
|
2.1. Стоимость капитала |
|
|
|
| + | 0,05 |
2.2. Доступность капитальных ресурсов |
|
|
| + |
| 0,02 |
2.3. Доходность капитала |
|
| + |
|
| 0,03 |
2.4. Финансовая стабильность |
| + |
|
|
| 0,05 |
3. ПРОИЗВОДСТВО: |
|
|
|
|
|
|
3.1. Современное оборудование |
| + |
|
|
| 0,04 |
3.2. Удовлетворение покупательского спроса |
|
|
|
| + | 0,05 |
3.3. Соблюдение сроков предоставления услуг |
| + |
|
|
| 0,04 |
3.4. Ассортимент продукции |
|
|
|
| + | 0,05 |
3.5. Затраты на сервис |
|
|
| + |
| 0,02 |
3.6. Технический уровень ремонтной службы |
|
| + |
|
| 0,03 |
4. ОРГАНИЗАЦИЯ: |
|
|
|
|
|
|
4.1. Квалификация руководства |
|
|
| + |
| 0,04 |
4.2. Малый штат сотрудников |
|
|
|
| + | 0,04 |
4.3. Квалификация и способности менеджеров |
|
|
| + |
| 0,05 |
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации |
|
|
| + |
| 0,04 |
4.5. Преданность работе сотрудников |
|
| + |
|
| 0,03 |
4.6. Инициативность руководства |
| + |
|
|
| 0,04 |
4.7. Оперативность принятия решений |
|
| + |
|
| 0,05 |
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»