Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:22, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды
Предприятия …………………………………………………………………..7
1.1 Сущность стратегического анализа ………………………………….7
1.2 Сущность и содержание анализа внешней среды предприятия …...13
1.3 Методы анализа внешней среды …………………………………….22
Глава 2. Исследование стратегического потенциала ОАО
«АвтоВАЗ-Салон» …………………………………………………………….33
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности
предприятия ……………………………………………………………….33
2.2 Характеристика внутренней среды ………………………………….45
2.3 Характеристика внешней среды ……………………………………..55
Глава 3. Предложения по внедрению инструментов стратегического
анализа в систему управления ОАО «АвтоВАЗ-Салон» ………………60
3.1 STEP-анализ организации ……………………………………….......60
3.2 SWOT- анализ организации …………………………………………66
Выводы и предложения …………………………………………………….73
Список использованной литературы ……………………………………..76
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом.РОМА.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

 

Анализ табл. 14 показывает, что все компании являются виолентами, придерживаются стратегии дифференциации продукции. Компании используют стратегию индивидуальных разработок в сфере продажи отечественных автомобилей, продукция всех компаний представлена в каждом из ценовых сегментов рынка.

Процесс конкуренции осуществляется через корпоративные стратегии и стратегии бизнес – уровня таб. 15.

 

Таблица 15 - Стратегии бизнес-уровня

Компания

Стратегия конкуренции бизнес-уровня

ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

Расширение рынка

ООО «Лада-авто»

Улучшение рыночной позиции

ОАО «Отечественное

Авто»

Удержание рыночных позиций

ООО «Таганка»

Улучшение рыночной позиции

 

Исходя из положения, что конкуренция – это система бизнес - процессов, то конкурентоспособность предприятия определяется совокупностью свойств и особенностей реализации его бизнес-процессов, анализ внутренней среды предполагает разработку, расчет и экономическую интерпретацию системы показателей, характеризующих основные и вспомогательные бизнес-процессы предприятия, а также процесс управления.

В основе успеха компании лежат конкурентные преимущества высшего порядка. Ключевым фактором успеха на любом рынке, является установление долгосрочных отношений с важнейшими клиентами. Для установления подобных отношений необходимо сформировать у клиента высокий уровень лояльности к компании и ее услугам.

Высокий уровень лояльности со стороны ключевых клиентов обеспечивается следующим набором конкурентных преимуществ: имидж продвинутого, динамично развивающейся компании; высокое качество услуг; высокая репутация; позитивные межличностные отношения между руководителями и ключевых клиентов; неконфликтность (все спорные вопросы с клиентами, вопросы задолженности и т. п. решаются во внесудебном порядке); финансовая надежность; известность фирмы; наличие крупных клиентов; большой опыт работы на рынке; перспективы расширения деятельности фирмы; положительный психологический климат в коллективе; остановимся более подробно на вопросе формирования имиджа компании.

На данном этапе своего развития компания захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней. Компания может позволить себе осуществлять расходы на общую рекламу и на имидж-рекламу.

Репутация компании и качество предоставляемых ею услуг являются ключевыми характеристиками успеха любой компании в сфере услуг, важнейшими конкурентными преимуществами высшего порядка.

Стратегические цели ОАО «АвтоВАЗ-Салон» - расширение продаж отечественных автомобилей и предоставление сопутствующих услуг, включая гарантийное обслуживание.

Оперативные цели: поддержание качества предоставляемых услуг и приобретение новых потребителей, реализация дополнительных услуг и гарантийного обслуживания.

Исходя из миссии, руководство предприятия ставит перед собой стратегические цели на 2012 г. по следующим направлениям:

- создание и выпуск новых услуг, соответствующих нуждам потребителей, с индивидуальными характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособность предприятия на рынках сбыта;

- развитие и поддержание на необходимом уровне системы менеджмента качества, с реализацией принципа ТQМ по улучшению деятельности на основе систематической оценки эффективности процессов СМК;

- совершенствование систем энергетического и материально - технического снабжения, обеспечивающих партнерские отношения с поставщиками и гарантированные поставки автомобилей с минимальными издержками;

- совершенствование системы оплаты труда, обеспечивающей эффективную мотивацию работы персонала, обучение и подготовку кадров;

- внедрение, на базе современных технических средств информационных технологий, эффективной автоматизированной системы управления предприятием;

- получение прибыли, необходимой и достаточной для развития предприятия, повышение доходов государства и работников предприятия.

Стратегия ОАО «АвтоВАЗ-Салон» — предложение наиболее оптимальных решений поставленных задач, в четком соответствии с требованиями заказчиков, не только за счет повышения эффективности уже существующих видов деятельности, но и путем развития новых направлений, охватывающих все более широкий спектр деловых интересов постоянных и потенциальных заказчиков.

STEP – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Выявленные аспекты оцениваются и наносятся на специальный график, образуя интуитивно понятную фигуру, обращающую внимание руководителя на самые неприятные моменты.

Например, в России, как уже отмечалось выше, в последнее время приобретает негативное значение политический фактор, который ещё совсем недавно был положительным для рассматриваемого предприятия и отрасли в целом, поскольку существующая власть предпринимала действенные шаги для развития отечественного автопрома: льготы для покупателей, повышение таможенных пошлин на импортные автомобили, особенно на подержанные, т.к. в ценовом плане они главный конкурент отечественным.

Кроме того, прослеживается зависимость от разного рода инспекций и прочих аналогичных служб, причем такого рода и силы, что требует заметных затрат – либо в виде подношений, либо (что предпочтительнее) в виде инвестиций, соответствующих их требованиям. Чем острее связанные с этими проблемами вопросы и чем больше потребные для их решения инвестиции, тем выше должна быть оценка по этой шкале. При высокой оценке финансисту нужно сделать пометку о тщательной разработке бюджетов инвестиций и калькуляции себестоимости продукции.

Социальные проблемы в нашей экономике сами по себе достаточно сильны, но по отношению ко многим предприятиям не ощущаются – внутри предприятий они решены. Однако там могут существовать внутренние проблемы, которые вызывают недовольство персонала и порой воспринимаются как социальные. Их проявлением можно считать текучесть кадров, потерю мотивации к работе, плохое прохождение информации внутри коллектива и т.д. В зависимости от степени выраженности этих симптомов оценка будет выше или ниже. При высокой оценке следует углубленно проанализировать показатели отдачи от живого труда и провести сравнение с другими предприятиями.

Технологический аспект, конечно, сугубо индивидуален. Но чем острее стоят связанные с технологией проблемы, тем актуальнее связанные с их решением бюджеты.

Экономические аспекты проявляются прежде всего через основную динамику рынка, на котором работает компания. Если интересующий нас сегмент развивается, причем в нужном нам направлении – скажем, в направлении большего потребления продукции отечественного автопрома, а мы заняты их производством, то все отлично.

STEP – анализ ОАО «АвтоВАЗ-Салон»  приведён в таблице 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 16 - STEP – анализ ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

Экономические факторы

Технологические факторы

- влияние инфляции

- динамика ставки рефинансирования;

- ставка налогообложения;

- сезонность услуг (наибольший рост продаж происходит летом)

- основные внешние издержки: энергоносители, транспорт, сырье, коммуникации

- развитие конкурентных технологий

- высокий уровень производственной емкости

- влияние информационных технологий

- доступ к технологиям, лицензированию

- владение интеллектуальной собственностью

Социальные факторы

Политические факторы

- тенденции образа жизни

- модели поведения покупателей;

- мнения и отношения потребителей;

- представления СМИ;

- демографическая ситуация

- будущие изменения в законодательстве;

- текущее законодательстве на рынке;

 

 

Таким образом, мы видим, что все факторы для ОАО «АвтоВАЗ-Салон» имеют важное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 SWOT- анализ организации

 

Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами.

Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации ОАО «АвтоВАЗ-Салон», а также потенциальные возможности и угрозы.

Анализ факторов внутренней среды, основных угроз и возможностей представлен в табл. 17.

 

Таблица 17 - Анализ факторов внутренней среды предприятия

Факторы внутренней среды

Оценка качества

Важность

 

5

4

3

2

1

1. МАРКЕТИНГ:

 

 

 

 

 

 

1.1. Известность компании на рынке

+

 

 

 

 

0,04

1.2. Доля рынка

 

 

+

 

 

0,04

1.3. Репутация в отношении качества

 

 

+

 

 

0,05

1.4. Репутация в отношении обслуживания

 

 

 

 

+

0,05

1.5. Реклама

 

 

 

+

 

0,06

1.6. Эффективность продаж

 

 

 

+

 

0,04

1.7. Эффективность НИОКР

 

 

 

 

+

0,03

1.8. Месторасположение

 

 

 

 

+

0,02

2. ФИНАНСЫ:

 

 

 

 

 

 

2.1. Стоимость капитала

 

 

 

 

+

0,05

2.2. Доступность капитальных ресурсов

 

 

 

+

 

0,02

2.3. Доходность капитала

 

 

+

 

 

0,03

2.4. Финансовая стабильность

 

+

 

 

 

0,05

3. ПРОИЗВОДСТВО:

 

 

 

 

 

 

3.1. Современное оборудование

 

+

 

 

 

0,04

3.2. Удовлетворение покупательского спроса

 

 

 

 

+

0,05

3.3. Соблюдение сроков предоставления услуг

 

+

 

 

 

0,04

3.4. Ассортимент продукции

 

 

 

 

+

0,05

3.5. Затраты на сервис

 

 

 

+

 

0,02

3.6. Технический уровень ремонтной службы

 

 

+

 

 

0,03

4. ОРГАНИЗАЦИЯ:

 

 

 

 

 

 

4.1. Квалификация руководства

 

 

 

+

 

0,04

4.2. Малый штат сотрудников

 

 

 

 

+

0,04

4.3. Квалификация и способности менеджеров

 

 

 

+

 

0,05

4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации

 

 

 

+

 

0,04

4.5. Преданность работе сотрудников

 

 

+

 

 

0,03

4.6. Инициативность руководства

 

+

 

 

 

0,04

4.7. Оперативность принятия решений

 

 

+

 

 

0,05

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»