Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:22, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.
Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды
Предприятия …………………………………………………………………..7
1.1 Сущность стратегического анализа ………………………………….7
1.2 Сущность и содержание анализа внешней среды предприятия …...13
1.3 Методы анализа внешней среды …………………………………….22
Глава 2. Исследование стратегического потенциала ОАО
«АвтоВАЗ-Салон» …………………………………………………………….33
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности
предприятия ……………………………………………………………….33
2.2 Характеристика внутренней среды ………………………………….45
2.3 Характеристика внешней среды ……………………………………..55
Глава 3. Предложения по внедрению инструментов стратегического
анализа в систему управления ОАО «АвтоВАЗ-Салон» ………………60
3.1 STEP-анализ организации ……………………………………….......60
3.2 SWOT- анализ организации …………………………………………66
Выводы и предложения …………………………………………………….73
Список использованной литературы ……………………………………..76
Приложения
Рис. 3. Классификация сотрудников ОАО «АвтоВАЗ-Салон» по уровню образования.
81% сотрудников ОАО «АвтоВАЗ-Салон» имеют высшее образование. Это очень высокий показатель, что создает позитивную картину образовательного уровня кадров. 11% работников находятся в стадии получения высшего образования, среди них 8 человек до 28 лет и 6 человек в возрасте от 30 до 40 лет. 8% работников имеют среднеспециальное образование. Это все сотрудники, имеющие среднеспециальное образование представляют собой неспециализированный персонал.
Распределение работников по количеству лет стажа работы в системе РФ выглядит как представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Распределение работников по количеству лет стажа работы в ОАО «АвтоВАЗ-Салон»
В итоге, основное количество сотрудников – 53% работают в ОАО «АвтоВАЗ-Салон» от 5 до 10 лет; 25% имеют стаж до 1 года, следовательно, они были приняты в течение 2011 г.
Интересен и тот факт, что 7% сотрудников, имеющие стаж работы на предприятиях данной отрасли свыше 10 лет, работали именно в ОАО «АвтоВАЗ-Салон» и пережили вместе с Обществом ряд реорганизаций.
Формирование персонала – это фундаментальное стратегическое направление, которое во многом обеспечивает стабильность и эффективность работы.
Следует учитывать тот факт, что среднесписочная численность персонала не бывает постоянной. Поэтому необходимо по данным таблицы 12 рассмотреть наличие и движение кадров в целом и по категориям и по группам персонала.
Таблица 12 - Данные для анализа движения кадров ОАО «АвтоВАЗ-Салон» за 2010 г.
Наличие на 01.01.06 | Поступило за 2010 г. | Выбыло за 2010 г. | Наличие на 01.01.11 | В том числе работавших весь период | ||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
Собственное желание | Выход на пенсию | Несоответствие занимаемой должности | ||||||||
34 | 8 | - | - | - | 6 | 3 | - | 3 | 36 | 32 |
В таблице 13 приведены данные движения кадров ОАО «АвтоВАЗ-Салон» за 2011 год.
Таблица 13 - Данные для анализа движения кадров ОАО «АвтоВАЗ-Салон» за 2011 год.
Наличие на 01.01.11 | Поступило за 2011 г. | Выбыло за 2011 г. | Наличие на 01.01.12 | В том числе работавших весь период | ||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
Собственное желание | Выход на пенсию | Несоответствие занимаемой должности | ||||||||
36 | 10 | - | - | - | 8 | 5 | - | 3 | 44 | 40 |
На основании данных таблиц 12 и 13 рассчитаем:
1. Коэффициент текучести:
Кт = Чвт : Чс (1)
где Кт – коэффициент текучести;
Чвт – число выбывших за период работников по причинам, относящимся к текучести кадров;
Чс - среднесписочное число работников.
Кт2011 = 5 / ((44+42)/2 = 0,1.
2. Коэффициент замещения:
где Кз - коэффициент замещения;
Чп – число принятых за период работников;
Чв - число выбывших за период работников;
Чс – среднесписочное число работников.
3. Коэффициент постоянства кадров (3):
где Кп - коэффициент постоянства кадров;
Чвп – число работников, проработавших весь отчетный период;
Чкп – число работников на конец этого периода.
Кпк2010 = 32 / 36 = 0,88.
Таким образом, коэффициент текучести в рассматриваемый период сравнительно низкий (0,08 и 0,1), что свидетельствует о заинтересованности персонала в своей работе.
Положительный результат в числителе коэффициента замещения говорит о том, что число принятых на работу выше числа выбывших и значит часть принятых на работу возмещает убыль ресурсов рабочей силы в связи с увольнением, а часть принятых используется на вновь созданных местах.
Коэффициент постоянства кадров высокий, следовательно, наибольшее число принятых работников необходимо доучивать, что снижает затраты на обучение в общем числе затрат предприятия.
Анализ кадрового состава позволил определить, что среди женщин, работающих в ОАО «АвтоВАЗ-Салон» 78% замужем и имеют от одного до четырех детей в возрасте старше четырех лет.
В отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком не находится ни одна сотрудница ОАО «АвтоВАЗ-Салон». Оставшиеся 22% не состоят в браке, из них 18 имеют детей в возрасте от 5 лет и старше. Причем, общий процент детей дошкольного возраста невелик, всего 4% всего общего числа детей женского персонала.
Следует учесть, что женщины, имеющие детей дошкольного возраста, были приняты на работу в организацию в течение 2010 года. Проведенные исследования позволяют сказать, что при трудоустройстве предпочтение отдается женщинам, либо имеющим детей школьного возраста, либо не имеющим детей и в ближайшие 3-5 лет не планирующим обзаводится семьей.
Данная ситуация и отношение администрации к этому вопросу настораживает, принимая во внимание общий кризис деторождения в нашей стране. Подобное отношение напрямую ставит сотрудниц ОАО «АвтоВАЗ-Салон» перед дилеммой – либо рожать и не работать, либо работать и не рожать. Это явные признаки половой дискриминации, поскольку наличие детей у мужчин не является одним из главенствующих факторов при трудоустройстве и дальнейшей работы.
Половой признак является также одним из главных факторов при карьерном росте, учитывая факт, что 86% руководящих постов ОАО «АвтоВАЗ-Салон» занято мужчинами.
К сожалению, вопрос карьерного роста обязательно сопровождается либо чьим-либо увольнением, либо понижением в должности и достаточно редко более высокая должность высвобождается в связи с естественными причинами. Однако, данное положение вещей мало беспокоит администрацию ОАО «АвтоВАЗ-Салон». Следовательно, администрации следует обратить на решение этого вопроса пристальное внимание.
Система отпусков в ОАО «АвтоВАЗ-Салон» отработана очень четко. В январе разрабатывается график отпусков с учетом пожеланий каждого сотрудника. Отпуск составляет 28 рабочих дней и по желанию работника может быть разбит на две части.
Каждый работник ОАО «АвтоВАЗ-Салон» имеет свое строго фиксированное рабочее место, оснащенное необходимыми техническими средствами.
В ОАО «АвтоВАЗ-Салон» 2010 г. была открыта комната отдыха и сауна для сотрудников. Это позитивным образом сказалось на производительности труда.
Стоит отметить, что в ОАО «АвтоВАЗ-Салон» мало уделяется внимания дополнительным льготам для сотрудников. Общество не строит жилья, не имеет детские сады своим работникам, не субсидирует расходы на питание и транспорт. В ОАО «АвтоВАЗ-Салон» нет в штате психолога, который бы помогал в решении личных проблем работников.
Среди всех праздников сотрудники встречают в кругу коллег лишь Новый год. Данная ситуация негативно сказывается на установлении дружественных отношений.
В ряде отделов ОАО «АвтоВАЗ-Салон» прослеживается нездоровый морально-психологический климат. Это проявляется в том, что не все сотрудники доброжелательно воспринимают критику, ряд руководителей среднего и низшего звена оказывают давление на подчиненных. Степень включенности в процесс взаимопомощи низкая.
Администрация ОАО «АвтоВАЗ-Салон» не принимает никаких мер по его оздоровлению. Морально-психологический климат является одним из главных факторов эффективной работы всей организации, следовательно, эта проблема нуждается в незамедлительном решении.
Подбор кадров для ОАО «АвтоВАЗ-Салон» - это ключевой вопрос, решение которого обеспечивает выполнение главной задачи предприятия - получение прибыли. На предприятии только генеральный директор имеет право расставлять кадры, чтобы каждый занимал ту должность, которой он соответствует. Он не допускает, чтобы специалист имел зону ответственности ниже своих возможностей - это для него ежедневно накапливающаяся неудовлетворенность. А если поручить зону ответственности выше возможностей специалиста - то тоже неудовлетворенность, которая, постепенно накапливаясь, может осложнить отношения "начальник-подчиненный".
Руководство планирует отбор кадров и приём персонала происходит не в пожарном порядке. Подбор работников производится по рекомендациям, личному знакомству, объявлениям (в основном рабочих).
Первая беседа – консультация, просмотр трудовой книжки проходит в отделе кадров; если по квалификации (документально) кандидат устраивает фирму (отсутствие замечаний по трудовой дисциплине), то он направляется на участок для беседы с его руководителем и при положительном отзыве направляется на приём к генеральному директору, где объясняются правила внутреннего распорядка, система оплаты, льгот и др.
В фирме всех работников принимает лично генеральный директор; что говорит об изначальном отношении к подбору кадров в фирме.
Среди положительных черт организационной культуры ОАО «АвтоВАЗ-Салон» можно выделить:
1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;
2. Традицию отмечать День Рождения предприятия;
3. Символику предприятия, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др.;
4. Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);
5. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья, бассейна, солярия и др.
6. Запись на видеофильмы основных событий в жизни ОАО «АвтоВАЗ-Салон»: конференций, семинаров, торжественных мероприятий и др.
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»