Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:22, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды
Предприятия …………………………………………………………………..7
1.1 Сущность стратегического анализа ………………………………….7
1.2 Сущность и содержание анализа внешней среды предприятия …...13
1.3 Методы анализа внешней среды …………………………………….22
Глава 2. Исследование стратегического потенциала ОАО
«АвтоВАЗ-Салон» …………………………………………………………….33
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности
предприятия ……………………………………………………………….33
2.2 Характеристика внутренней среды ………………………………….45
2.3 Характеристика внешней среды ……………………………………..55
Глава 3. Предложения по внедрению инструментов стратегического
анализа в систему управления ОАО «АвтоВАЗ-Салон» ………………60
3.1 STEP-анализ организации ……………………………………….......60
3.2 SWOT- анализ организации …………………………………………66
Выводы и предложения …………………………………………………….73
Список использованной литературы ……………………………………..76
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом.РОМА.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

 

2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия

 

ОАО «АвтоВАЗ-Салон» существует с 1995 года. Юридический адрес: 160028, г. Вологда, ул. Илюшина, д. 28 А. Генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ-Салон»: Чуранов Сергей Авенирович.

ОАО «АвтоВАЗ-Салон» являясь дистрибьютером Волжского автозавода по Вологодской и Архангельской областям. Сегодня это одно из крупнейших предприятий области, реализующих автомобили ВАЗ, ИЖ, Ока. Кроме того, в продаже и на заказ квадроциклы, гидроциклы, снегоходы американской корпорации POLARIS.

«АвтоВАЗ-Салон» выступает в Северо-Западном регионе России в качестве проводника достижений автопрома. Силами фирмы ежегодно проводится вологодский автосалон – праздник для вологжан и гостей города. Благодаря участию в ежегодных лотереях и розыгрышах «АвтоВАЗ-Салона» можно оказаться владельцем двух автомобилей по цене одного.

Автомобиль является средством повышенной опасности, поэтому его продажа требует особой подготовки предприятия и сотрудников. Автомеханики «АвтоВАЗ-Салона» – одни из лучших в Вологде. Производственная база предприятия обширна: цеха гарантийного и технического обслуживания оснащены новейшим оборудованием, приборами для диагностики новых моделей ВАЗ, имеются кузовной и окрасочный цеха. Используется новая технология подготовки поверхности кузова автомобилей, высококачественные краски фирмы DU PONT и компьютерный подбор красок. Открыт участок ремонта иномарок. Действуют мойка высокого давления Lavor Wash, эвакуатор.

Запчасти поступают на склады ОАО «АвтоВАЗ-Салон» непосредственно с заводов-изготовителей, что обеспечивает их качество и доступные цены.

Ведутся работы по организации системы VIP-обслуживания клиентов и срочного ремонта. ОАО «АвтоВАЗ-Салон» оказывает большой спектр услуг: предпродажную подготовку, гарантийное обслуживание, прием предварительных заказов на автомобили соответствующих цветов и модификаций, реализацию автомобилей в лизинг и кредит.

Выполняются сертифицированные услуги: тюнинг и антикоррозийная обработка автомобилей, установка аудио- и охранных систем, предоставляются скидки на покупку автомобилей и техническое обслуживание в рамках дисконтной карты.

Производятся все виды оценки автотранспорта, комиссионная торговля и переоформление автомобилей.

Для удобства покупателей в здании ОАО «АвтоВАЗ-Салон» работает офис КБ «Севергазбанк». Начинающие автолюбители могут пройти обучение в автошколе или учебном центре ОАО «АвтоВАЗ-Салон». К их услугам – учебные автомобили «классика» и переднеприводные модели ВАЗ, а также ГАЗ-53. В 2003 году ОАО « АвтоВАЗ-Салон» создает современный диагностический центр. Проект одобрен АО «АВТОВАЗ» и КБ «Севергазбанк». По оценке руководства экономической службы АВТОВАЗа в соответствии с рейтинговой оценкой, ОАО «АвтоВАЗ-Салон» уверенно занимает первое место по Северо-западу среди предприятий фирменной сети по основным производственным и экономическим показателям и второе место – по России.              

Мастера предприятия неоднократно подтверждали свою высокую квалификацию на областных, общероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства. ОАО АвтоВАЗ-Салон является постоянным спонсором культурных, спортивных и многих других общественно-значимых областных мероприятий.

Уставный фонд общества сформирован за счёт денежных взносов учредителей и распределен между ними в долях. Преимущества такой формы хозяйствования состоит в том, что участники общества несут ответственность ограниченную своими вкладами при общем экономическом интересе.

Стратегическое управление предприятием определяется общим собранием учредителей ОАО «АвтоВАЗ-Салон». Текущее руководство деятельностью предприятия поручено генеральному директору. Организационная структура предприятия представлена на рис.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 - Организационная структура ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

 

ОАО «АвтоВАЗ-Салон» имеет линейную производственную структуру управления. Каждый работник предприятия подчинен  только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящим органом через него. В данной структуре разделение системы управления на составные части осуществляются по производственному признаку с учётом степени концентрации и специализации производства, а также технологических особенностей. Система звеньев управления отражает производственную структуру.             

Органы управления – заместитель директора по коммерческим вопросам, заместитель директора по производству, главный бухгалтер - на высшем уровне осуществляют координацию деятельности составных частей всей системы производства.

Производственная структура предприятия - это форма организации производственного процесса, в котором взаимосвязаны размеры предприятия, состав, количество и удельный вес производственных подразделений, а также их участки и рабочие места.

Первичным звеном производственной структуры является  рабочее место, где рабочие выполняют отдельные операции по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства, используя соответствующее оборудование.

Количество и взаимосвязь рабочих мест в производственном процессе определяют основную производственную структуру - производственный участок. Он представляет собой совокупность территориально обособленных рабочих мест, предназначенных для выполнения технологически однородной работы или различных операций по изготовлению одноименной продукции. В производственном участке осуществляется часть технологического процесса.

Рассматриваемая производственная структура ОАО «АвтоВАЗ-Салон» имеет привычный, можно сказать, классический вид. Её преимущества в простоте и понятности для всех участников производственного процесса.

Поскольку, предприятие ОАО «АвтоВАЗ-Салон» не большое, а его структурные подразделения мало территориально обособленны, то линейная структура, вполне обособлена и полностью себя оправдывает.

В то же время у этой структуры есть и отрицательные факторы:

1) очень высокие требования к руководителю подразделения, который должен быть всесторонне подготовлен для выполнения порученной работы (в том числе – частично несвойственные функции, но необходимые в данный момент);

2) нет участков по планированию и подготовке решений (задание дано, а детали планирует и согласовывает сам);

3) перегрузка информацией;

4) концентрация власти в управляющей верхушке.

Очевидно, что для эффективной работы фирмы нужны соответствующие кадры, которые нужно подбирать, учить.

Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах. В структуре стоимости имущества отражается специфика деятельности каждого предприятия, её анализ приведён в Приложении 1.

Согласно данным Приложения 1 у предприятия произошло изменение структуры стоимости имущества. В 2009 году внеоборотные активы составляли 34,3%, в 2010 году они уже составляли 24,4%, в 2011 году доля увеличилась до 71%. Соответственно изменялась и доля оборотных активов. Видно, что в 2010 г. они уменьшились, а в 2011 г. снова увеличились. Соотношение внеоборотных и текущих активов свидетельствует об отрицательном сдвиге в структуре - имущество стало менее мобильным.

В структуре оборотных активов произошли некоторые изменения: в 2011 году по сравнению с 2010 годом сумма материальных оборотных средств снизилась почти в 1,5 раза, а по отношение 2009 г. к 2010 г. по сумме материальных оборотных средств увеличились в 0,7 раз; денежные средства снизились с 99865 тыс. руб. в 2009 году до 96864 тыс. руб. в 2010 году и до 11410 тыс. руб. в 2011 году, дебиторская задолженность в 2011 году составляла 56034 тыс. руб., что ниже уровня прошлого года на 82091 тыс. руб., но при этом в 2009 году данная статья содержит 145854 тыс. руб.

Сама по себе структура имущества и даже ее динамика не дает ответ на вопрос, насколько выгодно для инвестора вложение денег в данное предприятие, а лишь оценивает состояние активов и наличие средств для погашения долгов.

При анализе структуры имущества предприятий отмечается значительный прирост оборотных средств в имуществе. Благодаря этому приросту повышается уровень мобильности имущества, т.е. один из важнейших показателей финансового состояния. Но, если преимущественно за счет заемных источников, т.е. кредитов, займов и кредиторской задолженности, то в последующие периоды этих источников может не быть, по крайней мере, в прежних размерах. В этом случае повышение мобильности имущества имеет нестабильный характер. И наоборот, если главным источником прироста явились собственные средства предприятия, значит, высокая мобильность имущества не случайна и должна рассматриваться как постоянный финансовый показатель данного предприятия.

Из заемных источников прирост оборотных средств анализируемого предприятия обеспечивался лишь кредиторской задолженностью, а задолженность по кредитам отсутствовала.

Собственные источники формируют и прирост основных средств и других внеоборотных активов. Если на предприятии одновременно с увеличением оборотных средств повышались суммы статей отраженных в разделе 1 актива балансов, часть источников собственных средств была направлена на эти цели, т.е. отвлечена от прироста оборотных средств. Прочие пассивы выделены как источник прироста оборотных средств, т.к. они отражены не в 1, а в 3 разделе пассива балансов.

Наряду с анализом структуры активов, для оценки финансового состояния необходим анализ структуры пассивов, т.е. источников собственных и заемных средств, вложенных в имущество. При этом важно, куда вкладываются собственные и заемные средства - в основные средства и другие внеоборотные активы или в мобильные оборотные средства. Хотя с финансовой точки зрения повышение доли оборотных средств в имуществе всегда благоприятно для предприятия, это не означает, что все источники должны направляться на рост оборотных средств. Анализ собственных и заемных средств, вложенных в имущество приведён в таблице 8.

 

Таблица 8 - Собственные и заемные средства, вложенные в имущество

Показатели

2009 г.

2010г.

2011г.

2011г в % к 2009г

2011г в % к 2010г

Руб.

в % к ст-сти имущества

Руб.

в % к стоимости имущества

Руб.

в % к ст-сти имущества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Всего имущества

298170

100

345574

100

444387

100

149,0

128,6

в т.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Собственные средства

75840

25,43

84977

24,6

117099

26,3

154,4

109,1

3.Заемные средства

222 330

74,57

260597

75,4

327288

73,6

147,2

143,0

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Долгосрочные займы

-

-

-

-

200437

45,0

-

-

3.2.Краткосрочные займы

21560

7,23

23116

7,0

1905

0,4

8,83

8,2

3.3.Кредиторская задолженность

205811

69,02

237481

68,7

125246

28,1

60,85

28,2

 

Показатели таблицы 8 свидетельствуют, заемные средства предприятия состоят практически из одной кредиторской задолженности, доля которой в источниках средств достаточно высока и, хотя и незначительно, выросла за полугодие.

Анализ источников формирования имущества показал, что в 2011 году предприятие имеет достаточно собственного капитала (117099 тыс. руб., что выше прошлого года на 32122 тыс. руб.).

Наблюдается увеличение заемного капитала с 260597 тыс. руб. в 2010 году до 327288 тыс. руб. в 2011 году. В 2011 году в структуре заемного капитала наибольший удельный вес занимают долгосрочные обязательства 45%. Кредиторская задолженность в 2010 году составляла 68,7%, в 2011 году 28,1%. Краткосрочные кредиты составляют в 2011 году всего 0,4%.

Эффективность заемных средств в 2010 году составляла 11% (28979 / 260597), а в 2011 году 7,4% (24411 / 327288), что означает, что в 2011 году на 1 рубль заемных средств приходится 7,4 копеек прибыли, что ниже уровня в 2010 году на 3,6 копеек и свидетельствует о снижении эффективности заемного капитала. Эффективность собственных средств также снизилась с 34% в 2010 году до 20% в 2011 году.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что предприятие недостаточно привлекательно с точки зрения инвесторов. Однако давать однозначного ответа можно только на основе проведения всестороннего глубокого финансового анализа.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы: А1- наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочное финансовые вложения, А2 - быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность и прочие активы, А3 – медленно реализуемые активы – запасы (без расходов будущих периодов), а также статьи из раздела 1 актива баланса "Долгосрочно финансовые вложения" (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий), А4 – труднореализуемые активы – итог раздела 1 актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Пассивы баланса группируются по степи срочности их оплаты:

П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные срок;

П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;

П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»