Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:22, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.
Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды
Предприятия …………………………………………………………………..7
1.1 Сущность стратегического анализа ………………………………….7
1.2 Сущность и содержание анализа внешней среды предприятия …...13
1.3 Методы анализа внешней среды …………………………………….22
Глава 2. Исследование стратегического потенциала ОАО
«АвтоВАЗ-Салон» …………………………………………………………….33
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности
предприятия ……………………………………………………………….33
2.2 Характеристика внутренней среды ………………………………….45
2.3 Характеристика внешней среды ……………………………………..55
Глава 3. Предложения по внедрению инструментов стратегического
анализа в систему управления ОАО «АвтоВАЗ-Салон» ………………60
3.1 STEP-анализ организации ……………………………………….......60
3.2 SWOT- анализ организации …………………………………………66
Выводы и предложения …………………………………………………….73
Список использованной литературы ……………………………………..76
Приложения
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «АвтоВАЗ-Салон» существует с 1995 года. Юридический адрес: 160028, г. Вологда, ул. Илюшина, д. 28 А. Генеральный директор ОАО «АвтоВАЗ-Салон»: Чуранов Сергей Авенирович.
ОАО «АвтоВАЗ-Салон» являясь дистрибьютером Волжского автозавода по Вологодской и Архангельской областям. Сегодня это одно из крупнейших предприятий области, реализующих автомобили ВАЗ, ИЖ, Ока. Кроме того, в продаже и на заказ квадроциклы, гидроциклы, снегоходы американской корпорации POLARIS.
«АвтоВАЗ-Салон» выступает в Северо-Западном регионе России в качестве проводника достижений автопрома. Силами фирмы ежегодно проводится вологодский автосалон – праздник для вологжан и гостей города. Благодаря участию в ежегодных лотереях и розыгрышах «АвтоВАЗ-Салона» можно оказаться владельцем двух автомобилей по цене одного.
Автомобиль является средством повышенной опасности, поэтому его продажа требует особой подготовки предприятия и сотрудников. Автомеханики «АвтоВАЗ-Салона» – одни из лучших в Вологде. Производственная база предприятия обширна: цеха гарантийного и технического обслуживания оснащены новейшим оборудованием, приборами для диагностики новых моделей ВАЗ, имеются кузовной и окрасочный цеха. Используется новая технология подготовки поверхности кузова автомобилей, высококачественные краски фирмы DU PONT и компьютерный подбор красок. Открыт участок ремонта иномарок. Действуют мойка высокого давления Lavor Wash, эвакуатор.
Запчасти поступают на склады ОАО «АвтоВАЗ-Салон» непосредственно с заводов-изготовителей, что обеспечивает их качество и доступные цены.
Ведутся работы по организации системы VIP-обслуживания клиентов и срочного ремонта. ОАО «АвтоВАЗ-Салон» оказывает большой спектр услуг: предпродажную подготовку, гарантийное обслуживание, прием предварительных заказов на автомобили соответствующих цветов и модификаций, реализацию автомобилей в лизинг и кредит.
Выполняются сертифицированные услуги: тюнинг и антикоррозийная обработка автомобилей, установка аудио- и охранных систем, предоставляются скидки на покупку автомобилей и техническое обслуживание в рамках дисконтной карты.
Производятся все виды оценки автотранспорта, комиссионная торговля и переоформление автомобилей.
Для удобства покупателей в здании ОАО «АвтоВАЗ-Салон» работает офис КБ «Севергазбанк». Начинающие автолюбители могут пройти обучение в автошколе или учебном центре ОАО «АвтоВАЗ-Салон». К их услугам – учебные автомобили «классика» и переднеприводные модели ВАЗ, а также ГАЗ-53. В 2003 году ОАО « АвтоВАЗ-Салон» создает современный диагностический центр. Проект одобрен АО «АВТОВАЗ» и КБ «Севергазбанк». По оценке руководства экономической службы АВТОВАЗа в соответствии с рейтинговой оценкой, ОАО «АвтоВАЗ-Салон» уверенно занимает первое место по Северо-западу среди предприятий фирменной сети по основным производственным и экономическим показателям и второе место – по России.
Мастера предприятия неоднократно подтверждали свою высокую квалификацию на областных, общероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства. ОАО АвтоВАЗ-Салон является постоянным спонсором культурных, спортивных и многих других общественно-значимых областных мероприятий.
Уставный фонд общества сформирован за счёт денежных взносов учредителей и распределен между ними в долях. Преимущества такой формы хозяйствования состоит в том, что участники общества несут ответственность ограниченную своими вкладами при общем экономическом интересе.
Стратегическое управление предприятием определяется общим собранием учредителей ОАО «АвтоВАЗ-Салон». Текущее руководство деятельностью предприятия поручено генеральному директору. Организационная структура предприятия представлена на рис.2.
Рис. 2 - Организационная структура ОАО «АвтоВАЗ-Салон»
ОАО «АвтоВАЗ-Салон» имеет линейную производственную структуру управления. Каждый работник предприятия подчинен только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящим органом через него. В данной структуре разделение системы управления на составные части осуществляются по производственному признаку с учётом степени концентрации и специализации производства, а также технологических особенностей. Система звеньев управления отражает производственную структуру.
Органы управления – заместитель директора по коммерческим вопросам, заместитель директора по производству, главный бухгалтер - на высшем уровне осуществляют координацию деятельности составных частей всей системы производства.
Производственная структура предприятия - это форма организации производственного процесса, в котором взаимосвязаны размеры предприятия, состав, количество и удельный вес производственных подразделений, а также их участки и рабочие места.
Первичным звеном производственной структуры является рабочее место, где рабочие выполняют отдельные операции по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства, используя соответствующее оборудование.
Количество и взаимосвязь рабочих мест в производственном процессе определяют основную производственную структуру - производственный участок. Он представляет собой совокупность территориально обособленных рабочих мест, предназначенных для выполнения технологически однородной работы или различных операций по изготовлению одноименной продукции. В производственном участке осуществляется часть технологического процесса.
Рассматриваемая производственная структура ОАО «АвтоВАЗ-Салон» имеет привычный, можно сказать, классический вид. Её преимущества в простоте и понятности для всех участников производственного процесса.
Поскольку, предприятие ОАО «АвтоВАЗ-Салон» не большое, а его структурные подразделения мало территориально обособленны, то линейная структура, вполне обособлена и полностью себя оправдывает.
В то же время у этой структуры есть и отрицательные факторы:
1) очень высокие требования к руководителю подразделения, который должен быть всесторонне подготовлен для выполнения порученной работы (в том числе – частично несвойственные функции, но необходимые в данный момент);
2) нет участков по планированию и подготовке решений (задание дано, а детали планирует и согласовывает сам);
3) перегрузка информацией;
4) концентрация власти в управляющей верхушке.
Очевидно, что для эффективной работы фирмы нужны соответствующие кадры, которые нужно подбирать, учить.
Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах. В структуре стоимости имущества отражается специфика деятельности каждого предприятия, её анализ приведён в Приложении 1.
Согласно данным Приложения 1 у предприятия произошло изменение структуры стоимости имущества. В 2009 году внеоборотные активы составляли 34,3%, в 2010 году они уже составляли 24,4%, в 2011 году доля увеличилась до 71%. Соответственно изменялась и доля оборотных активов. Видно, что в 2010 г. они уменьшились, а в 2011 г. снова увеличились. Соотношение внеоборотных и текущих активов свидетельствует об отрицательном сдвиге в структуре - имущество стало менее мобильным.
В структуре оборотных активов произошли некоторые изменения: в 2011 году по сравнению с 2010 годом сумма материальных оборотных средств снизилась почти в 1,5 раза, а по отношение 2009 г. к 2010 г. по сумме материальных оборотных средств увеличились в 0,7 раз; денежные средства снизились с 99865 тыс. руб. в 2009 году до 96864 тыс. руб. в 2010 году и до 11410 тыс. руб. в 2011 году, дебиторская задолженность в 2011 году составляла 56034 тыс. руб., что ниже уровня прошлого года на 82091 тыс. руб., но при этом в 2009 году данная статья содержит 145854 тыс. руб.
Сама по себе структура имущества и даже ее динамика не дает ответ на вопрос, насколько выгодно для инвестора вложение денег в данное предприятие, а лишь оценивает состояние активов и наличие средств для погашения долгов.
При анализе структуры имущества предприятий отмечается значительный прирост оборотных средств в имуществе. Благодаря этому приросту повышается уровень мобильности имущества, т.е. один из важнейших показателей финансового состояния. Но, если преимущественно за счет заемных источников, т.е. кредитов, займов и кредиторской задолженности, то в последующие периоды этих источников может не быть, по крайней мере, в прежних размерах. В этом случае повышение мобильности имущества имеет нестабильный характер. И наоборот, если главным источником прироста явились собственные средства предприятия, значит, высокая мобильность имущества не случайна и должна рассматриваться как постоянный финансовый показатель данного предприятия.
Из заемных источников прирост оборотных средств анализируемого предприятия обеспечивался лишь кредиторской задолженностью, а задолженность по кредитам отсутствовала.
Собственные источники формируют и прирост основных средств и других внеоборотных активов. Если на предприятии одновременно с увеличением оборотных средств повышались суммы статей отраженных в разделе 1 актива балансов, часть источников собственных средств была направлена на эти цели, т.е. отвлечена от прироста оборотных средств. Прочие пассивы выделены как источник прироста оборотных средств, т.к. они отражены не в 1, а в 3 разделе пассива балансов.
Наряду с анализом структуры активов, для оценки финансового состояния необходим анализ структуры пассивов, т.е. источников собственных и заемных средств, вложенных в имущество. При этом важно, куда вкладываются собственные и заемные средства - в основные средства и другие внеоборотные активы или в мобильные оборотные средства. Хотя с финансовой точки зрения повышение доли оборотных средств в имуществе всегда благоприятно для предприятия, это не означает, что все источники должны направляться на рост оборотных средств. Анализ собственных и заемных средств, вложенных в имущество приведён в таблице 8.
Таблица 8 - Собственные и заемные средства, вложенные в имущество
Показатели | 2009 г. | 2010г. | 2011г. | 2011г в % к 2009г | 2011г в % к 2010г | |||
Руб. | в % к ст-сти имущества | Руб. | в % к стоимости имущества | Руб. | в % к ст-сти имущества | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.Всего имущества | 298170 | 100 | 345574 | 100 | 444387 | 100 | 149,0 | 128,6 |
в т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Собственные средства | 75840 | 25,43 | 84977 | 24,6 | 117099 | 26,3 | 154,4 | 109,1 |
3.Заемные средства | 222 330 | 74,57 | 260597 | 75,4 | 327288 | 73,6 | 147,2 | 143,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.Долгосрочные займы | - | - | - | - | 200437 | 45,0 | - | - |
3.2.Краткосрочные займы | 21560 | 7,23 | 23116 | 7,0 | 1905 | 0,4 | 8,83 | 8,2 |
3.3.Кредиторская задолженность | 205811 | 69,02 | 237481 | 68,7 | 125246 | 28,1 | 60,85 | 28,2 |
Показатели таблицы 8 свидетельствуют, заемные средства предприятия состоят практически из одной кредиторской задолженности, доля которой в источниках средств достаточно высока и, хотя и незначительно, выросла за полугодие.
Анализ источников формирования имущества показал, что в 2011 году предприятие имеет достаточно собственного капитала (117099 тыс. руб., что выше прошлого года на 32122 тыс. руб.).
Наблюдается увеличение заемного капитала с 260597 тыс. руб. в 2010 году до 327288 тыс. руб. в 2011 году. В 2011 году в структуре заемного капитала наибольший удельный вес занимают долгосрочные обязательства 45%. Кредиторская задолженность в 2010 году составляла 68,7%, в 2011 году 28,1%. Краткосрочные кредиты составляют в 2011 году всего 0,4%.
Эффективность заемных средств в 2010 году составляла 11% (28979 / 260597), а в 2011 году 7,4% (24411 / 327288), что означает, что в 2011 году на 1 рубль заемных средств приходится 7,4 копеек прибыли, что ниже уровня в 2010 году на 3,6 копеек и свидетельствует о снижении эффективности заемного капитала. Эффективность собственных средств также снизилась с 34% в 2010 году до 20% в 2011 году.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что предприятие недостаточно привлекательно с точки зрения инвесторов. Однако давать однозначного ответа можно только на основе проведения всестороннего глубокого финансового анализа.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы: А1- наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочное финансовые вложения, А2 - быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность и прочие активы, А3 – медленно реализуемые активы – запасы (без расходов будущих периодов), а также статьи из раздела 1 актива баланса "Долгосрочно финансовые вложения" (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий), А4 – труднореализуемые активы – итог раздела 1 актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.
Пассивы баланса группируются по степи срочности их оплаты:
П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные срок;
П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;
П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»