Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:22, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды
Предприятия …………………………………………………………………..7
1.1 Сущность стратегического анализа ………………………………….7
1.2 Сущность и содержание анализа внешней среды предприятия …...13
1.3 Методы анализа внешней среды …………………………………….22
Глава 2. Исследование стратегического потенциала ОАО
«АвтоВАЗ-Салон» …………………………………………………………….33
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности
предприятия ……………………………………………………………….33
2.2 Характеристика внутренней среды ………………………………….45
2.3 Характеристика внешней среды ……………………………………..55
Глава 3. Предложения по внедрению инструментов стратегического
анализа в систему управления ОАО «АвтоВАЗ-Салон» ………………60
3.1 STEP-анализ организации ……………………………………….......60
3.2 SWOT- анализ организации …………………………………………66
Выводы и предложения …………………………………………………….73
Список использованной литературы ……………………………………..76
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом.РОМА.doc

— 616.50 Кб (Скачать)

 

Выявить слабы и сильные стороны можно путём сравнения внутренний силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Рассмотрим сильные и слабые стороны ОАО «АвтоВАЗ-Салон» в табл. 18.

Таблица 18 - Матрица анализа сильных и слабых сторон ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

 

Оценка качества

Очень слабое

Слабое

Нейтральное

Сильное

Очень сильное

Важность

Высшая

1.4., 2.1., 3.2., 3.4.

1.5., 4.3

1.3., 4.7.

2.4.

 

Средняя

4.2.

1.6., 4.1., 4.4.

1.2.

3.1.,3.3, 4.6.

1.1.

Низшая

1.7, 1.8

2.2., 3.5.

2.3.,3.6., 4.5.

 

 

 

Как видно из матрицы анализа слабых и сильных сторон, слабые стороны предприятия преобладают над сильными. Надо отметить, что самыми проблемными факторами являются те, которые расположены в верхнем левом углу матрицы – проблемной области, это – 1.4., 2.1., 3.2., 3.4., 4.2., 1.5., 4.3., 1.6., 4.1., 4.4.

Таким образом, как видно из табл. 8, неважные показатели в сфере маркетинга. Желательно скорейшее изменение сложившейся ситуации.

Сильные стороны финансового фактора несколько превосходят слабые, необходимо отметить, что к преимуществам сильных сторон относится финансовая стабильность предприятия.

Главный изъян - в производственном факторе – недостаточный ассортимент продукции, это приводит к тому, что компания не может полностью удовлетворить покупательский спрос.

 

Таблица 19 - Итог анализа деятельности ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

 

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Последствия

МАРКЕТИНГ

Известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка

Низкий уровень обслуживания, низкая эффективность НИОКР, невысокая репутация в отношении качества, средняя эффективность продаж, имеет неудобное месторасположение, недостаточная реклама

Падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов

ФИНАНСЫ

Высокая доходность капитала, финансовая стабильность

Невысокая стоимость капитала доступность капитальных ресурсов

Благополучное финансовое состояние фирмы

ПРОИЗ-ВОДСТВО

Высокотехнологичное современное оборудование, своевременная поставка услуг

Очень "скудный" ассортимент услуг, большие затраты на производство, невысокая степень удовлетворения покупательского спроса

Потеря клиентов, увеличение стоимости продукции

ОРГАНИ-ЗАЦИЯ

Инициативное руководство, достаточно преданные организации работники

Недостаточная квалификация руководства и менеджеров низкая реакция на изменение рыночной ситуации, больше необходимого число сотрудников

Нескоординированная работа фирмы

 

Существенным минусом организационного фактора является недостаточная квалификация руководства и менеджеров фирмы. Необходимо повышение квалификации в первую очередь менеджеров, а также руководства.

Анализ факторов внешней среды, основных угроз и возможностей представлен в табл. 20.

 

Таблица 20 - Анализ факторов внешней среды предприятия.

Факторы внешней среды

Оценка качества

Важность

 

5

4

3

2

1

ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

 

 

 

 

 

 

1. ПОКУПАТЕЛИ:

 

 

 

 

 

 

1.1. Крупные клиенты

+

 

 

 

 

0,05

1.2. Мелкие клиенты

 

+

 

 

 

0,04

1.3. Угроза неплатежа

со стороны покупателя

 

 

 

+

 

0,04

1.4. Угроза потери покупателя

 

+

 

 

 

0,05

1.5. Важность появления

нового покупателя

 

 

+

 

 

0,04

1.6. Возраст покупателя

 

 

+

 

 

0,03

1.6.1. от 16 до 25 лет

 

 

 

+

 

0,05

1.6.2. от 26 до 45 лет

+

 

 

 

 

0,04

1.6.3. от 46 до 55 лет

 

 

+

 

 

0,04

1.6.4. от 56 и старше

 

 

 

 

+

0,03

2. КОНКУРЕНТЫ:

 

 

 

 

 

 

2.1. Преимущества

 

+

 

 

 

0,05

2.2. Слабость

 

 

 

+

 

0,04

2.3. Борьба с конкурентами

 

 

+

 

 

0,04

3. ПОСТАВЩИКИ:

 

 

 

 

 

 

3.1. Надежность

+

 

 

 

 

0,05

3.2. Необходимость

поиска нового поставщика

 

+

 

 

 

0,03

3.3. Репутация

+

 

 

 

 

0,04

3.4. Цены поставок

 

+

 

 

 

0,05

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА:

 

 

 

 

 

 

4.1. Устойчивость законов, по которым работает предприятие

 

 

+

 

 

0,05

4.2. Возможность появления новых законов

 

+

 

 

 

0,03

4.3. Субсидии

+

 

 

 

 

0,05

4.4. Налоги

 

 

 

+

 

0,04

ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

 

 

 

 

 

 

5. Уровень социально-экономического развития

 

 

 

+

 

0,02

6. Уровень научно-технического развития экономики

 

 

 

+

 

0,03

7. Уровень научно-технической развития отрасли

 

 

 

+

 

0,04

8. Экономические кризисы внутри страны

 

 

 

 

+

0,03

 

Согласно данным табл. 20 практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации предприятия.

И наоборот, любая возможность дает ОАО «АвтоВАЗ-Салон» шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.

В табл. 21 приведены основные угрозы и возможности.

 

Таблица 21 - Список основных угроз и возможностей

Угроза

Возможность

Последствия для предприятия

Возможные меры для избежания угрозы или не использования возможностей

Потеря клиента

 

Финансовые потери, а в случае потери крупного клиента, значительные; возможно, уменьшение з/платы сотрудников или сокращение штата. Падение репутации предприятия

Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с клиентом

 

Появление клиента

Дополнительный рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств

Скидки, рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок.

Преимущества конкурентов

 

Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка

Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться "обойти" конкурента другими преимуществами.

 

Слабость конкурентов

Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов

Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка. При очень бедственном положении конкурента, предложить ему объединиться для устранения других конкурентов

Потеря поставщика

 

Срыв поставок, финансовые убытки, потеря клиентов, падение авторитета фирмы, поиск нового поставщика

Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы

 

Появление нового поставщика

Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов

Перезаключение договоров имеет смысл делать только тогда, когда новый поставщик имеет хорошую репутацию или значительно более выгодные условия для сотрудничества.

Введение дополнительных налогов

 

Повышение стоимости продукции

Попытка получения налоговых льгот

 

Предоставление государством субсидий

Снижение стоимости продукции, расширение предприятия и увеличение объемов производства

Попытка получения новых субсидий

 

 

Таким образом, основная группа покупателей товаров ОАО «АвтоВАЗ-Салон» - это взрослые люди, имеющие постоянный доход, но неудовлетворённые им, что в существующей политической ситуации в стране делает их потенциальным материалом для социально – политической нестабильности в стране.

Согласно проведённому STEP – анализу ОАО «АвтоВАЗ-Салон» для фирмы все факторы (политические, социальные, экономические, технологические) имеют важное значение.

В результате проведённого SWOT- анализа нами было выявлено, что слабые стороны предприятия преобладают над сильными, а так же неудовлетворительные показатели в сфере маркетинга. Сильные стороны финансового фактора несколько превосходят слабые, необходимо отметить, что к преимуществам сильных сторон относится финансовая стабильность предприятия.

Существенным минусом организационного фактора является недостаточная квалификация руководства и менеджеров фирмы. Необходимо повышение квалификации в первую очередь менеджеров, а также руководства.

Практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации предприятия. И наоборот, любая возможность дает ОАО «АвтоВАЗ-Салон» шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что ОАО «АвтоВАЗ-Салон», не смотря на серьёзную конкуренцию нашёл своего покупателя и занял устойчивую нишу на рынке продажи отечественных автомобилей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель данной работы было изучить факторы анализа внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон».

В ходе проведённого нами исследования было выяснено, что стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Иными словами создаётся определённый план развития хозяйствующего субъекта на перспективу.

Стратегическое управление является непрерывным процессом. После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить в определенные периоды оценку их реализации. Важным условием при этом является выбор соответствующих критериев, которые определяют, насколько удачна выбрана стратегия с точки зрения стратегического анализа. Это, прежде всего, ее осуществимость, т.е. степень трудности и объем усилий для того, чтобы данная была применена на практике, а также ее приемлемость, т.е. определение того, в какой мере результаты применения конкретного стратегического варианта направлены на выполнение миссии и достижения ее целей.

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»