Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:22, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды
Предприятия …………………………………………………………………..7
1.1 Сущность стратегического анализа ………………………………….7
1.2 Сущность и содержание анализа внешней среды предприятия …...13
1.3 Методы анализа внешней среды …………………………………….22
Глава 2. Исследование стратегического потенциала ОАО
«АвтоВАЗ-Салон» …………………………………………………………….33
2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности
предприятия ……………………………………………………………….33
2.2 Характеристика внутренней среды ………………………………….45
2.3 Характеристика внешней среды ……………………………………..55
Глава 3. Предложения по внедрению инструментов стратегического
анализа в систему управления ОАО «АвтоВАЗ-Салон» ………………60
3.1 STEP-анализ организации ……………………………………….......60
3.2 SWOT- анализ организации …………………………………………66
Выводы и предложения …………………………………………………….73
Список использованной литературы ……………………………………..76
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом.РОМА.doc

— 616.50 Кб (Скачать)


75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды

Предприятия …………………………………………………………………..7

1.1   Сущность стратегического анализа ………………………………….7

1.2   Сущность и содержание анализа внешней среды предприятия …...13

1.3   Методы анализа внешней среды …………………………………….22

Глава 2. Исследование стратегического потенциала ОАО

«АвтоВАЗ-Салон» …………………………………………………………….33

2.1 Анализ финансово – хозяйственной деятельности

предприятия ……………………………………………………………….33

2.2 Характеристика внутренней среды ………………………………….45

2.3 Характеристика внешней среды ……………………………………..55

Глава 3. Предложения по внедрению инструментов стратегического

анализа в систему управления  ОАО «АвтоВАЗ-Салон» ………………60

3.1 STEP-анализ организации ……………………………………….......60

3.2 SWOT- анализ организации …………………………………………66

Выводы и предложения …………………………………………………….73

Список использованной литературы ……………………………………..76

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной дипломной работы: Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон».

Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Современные российские руководители не всегда и недостаточно уделяют внимание данной проблеме. Подобная практика вызвана, по нашему мнению, двумя аспектами. Во-первых, российское общество относительно недавно встало на путь рыночных отношений, а соответственно, ещё не все их нюансы являются «открытой книгой». Во-вторых, нестабильная экономическая ситуация в стране, обострившаяся международным экономическим кризисом, заставляет больше уделять внимание текущим, повседневным, оперативным вопросам, чем перспективным и стратегическим проблемам.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена, с одной стороны, важностью анализа внешней среды для жизнедеятельности и развития предприятия, а с другой, недостаточным вниманием к данным вопросам со стороны руководства российских предприятий.

Цель данной работы: изучить факторы анализа внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выяснить сущность стратегического анализа;

-определить сущность и содержание анализа внешней среды предприятия и определить основные факторы, влияющие на неё;

- рассмотреть методы анализа внешней среды;

- изучить внешнюю и внутреннюю среду ОАО «АвтоВАЗ-Салон»;

- провести STEP-анализ и SWOT- анализ организации.

В соответствии с поставленной целью и задачами построена и структура данной работы.

Первая глава посвящена вопросам выявления сущности и методам стратегического анализа внешней среды предприятия. Во второй, приводится характеристика и анализ внешней среды ОАО «АвтоВАЗ-Салон». Третья глава посвящена путям совершенствования стратегического анализа и устранения  внешних угроз рассматриваемого предприятия. В заключение сделаны основные выводы по данной работе. В конце приведён список использованной литературы.

Объектом исследования в данной работе является стратегический анализ внешней среды предприятия, а непосредственным предметом: внешняя среда ОАО «АвтоВАЗ-Салон».

Теоретическое значение полученных результатов состоит в обобщении и систематизации теоретических и методологических исследований, позволивших наиболее полно раскрыть сущность стратегического анализа внешней среды предприятия.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложения и исследования автора могут быть применимы в организациях разных отраслей и организационно-правовых форм деятельности для повышения их эффективности.

В процессе исследования применялись традиционные методы экономического анализа: абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, монографическое исследование, сравнения, детализации, группировки, сопоставления и другие.

Информационной базой для выполнения работы послужили: учебная и научная литература, материалы периодической печати, материалы статистической, бухгалтерской отчетности ОАО «АвтоВАЗ-Салон».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы стратегического анализа внешней среды предприятия

 

1.1 Сущность стратегического анализа

 

С средины ХХ веке развитие товарно – денежных отношений, усложнением взаимодействия между субъектами экономической деятельности, дали толчок для развития экономической науки и поискам путей получения преимущества в конкурентной борьбе. В связи с этим возросла роль принятия тех или иных управленческих решений, и очень быстро стало очевидно, что данные решения эффективнее, когда они принимаются, не только для решения оперативных вопросов, но и рассчитаны на длительную перспективу. Так, появился термин «стратегическое развитие» предприятия.

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения[1].

Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Иными словами создаётся определённый план развития хозяйствующего субъекта на перспективу.

Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

Как и любой процесс управления, стратегическое управление обязательно включает этапы стратегического анализа, стратегического выбора и реализации стратегии[2].

Этап стратегического анализа интерпретирует стратегическое положение организации с помощью, во-первых, определения изменений, которые возникали в экономическом окружении, и выявления их воздействия на организацию и ее деятельность, во-вторых, определения преимуществ и ресурсов организации в зависимости от этих изменений.

Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор. Исследование внешней среды предприятия включает множество элементов (политические, технологические, социальные и экономические). Внешняя обстановка претерпевает значительные изменения, что ставит перед организацией стратегические вопросы.

Необходимо провести различие между двумя взаимосвязанными средами: микро - и макросредой организации. Микросреда – это непосредственная или отраслевая среда, т.е. та обстановка, в которой действует организация. Ей соответствует понятие "ближнее окружение" организации. Оно включает оценку конкурентной структуры отрасли, а также ключевых параметров развития отрасли. Микросреда является специфической для данной организации, каждая организация обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание действующих факторов. Макросреда предполагает изучение макроэкономических, социальных, юридических, международных и технологических факторов, которые могут влиять на организацию. Макросреда одинакова для всех работающих в ней организаций[3].

Стратегический анализ включает в себя и исследование внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, имеющихся в распоряжении организации по направлениям ее деятельности. Простым методом исследования внутренних ресурсов является учет ключевых преимуществ и недостатков организации. Более сложный путь – это использование концепции "цепочки образования стоимости".

Цель анализа состоит в том, чтобы разработать общую картину внутренних воздействий и ограничений, накладываемых на стратегический выбор. Внутренний анализ сосредотачивается на двух областях: выявление сильных и слабых сторон организации и определение ожиданий и возможностей влиять на процесс стратегического планирования владельцев и персонала. Работники являются важным объектом этапа внутреннего анализа[4].

Одним из результатов стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль.

После проведения стратегического анализа наступает период стратегического выбора в ходе, которого вырабатываются варианты стратегии, даётся их оценка, определяется стратегическая линия поведения и планы.

Выработка вариантов стратегии – это выработка серии стратегических альтернатив, исходя из целей компании, ее преимуществ и недостатков, а также внешних возможностей и угроз. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий. Для того чтобы выбрать тот или иной вариант, разработчики стратегии сравнивают их между собой, учитывая, в какой мере каждый из них способен обеспечить достижение целей организации. Оптимальный вариант стратегии должен обеспечить наилучшее соотношение между сильными и слабыми сторонами организации, возможностями и угрозами внешней среды[5].

Выбор стратегии может сделать необходимым принятие решений, например, сколько производственных площадок будет использовать организация, какой вид технологии необходимо применить, какова численность рабочей силы, необходимой при осуществлении новой стратегии. Стратегические линии поведения и планы предполагают работу в таких областях, как исследования и разработки, потребности в капитале и вопросы трудовых ресурсов.

Самым продолжительным этапом стратегического процесса является реализация стратегии. В это время претворяется в жизнь та стратегия, которую выбрало руководство. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией. Эта система определяет: какие подразделения будут нести ответственность и за что, какая потребуется переподготовка рабочей силы.

На данном этапе выделяют следующие мероприятия:

- оперативная корректировка реализуемых планов, поскольку ситуация меняется, то необходимо реагировать на важные изменения в организационном окружении;

- разработка организационной структуры, что подразумевает распределение ответственности за выполнение задач и права на принятие решений в организации;

- выбор системы управления организацией;

- работа с кадрами, направленная на то, чтобы персонал активно включился в процесс реализации стратегии;

- Это еще одна важнейшая проблема, так как именно кадры определяют успешное внедрение стратегии[6].

Таким образом, стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Иными словами создаётся определённый план развития хозяйствующего субъекта на перспективу.

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды предприятия на примере ОАО «АвтоВАЗ-Салон»