Стратегические аналитические методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Стратегические аналитические методы играют значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.2 Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.

Содержание

Стр.
Введение 3
Анализ, его взаимосвязь со стратегией и конкурентной
информацией

Стратегия и процесс сбора конкурентной информации


Основные стратегические аналитические методы, применяемые в аналитической практике


2.1. Бостонская матрица "рост - удельный вес в обороте

Рынка"


2.2 Анализ стратегических групп


2.3 SWOT-анализ


2.4. Анализ стоимостных цепочек


2.5. Матрица General Electric / McKinsey


Заключение


Список использованной литературы


Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК[1].doc

— 418.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

"Финансовая  академия при Правительстве  Российской Федерации" 

Факультет очно-заочного обучения

Кафедра экономического анализа 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  курсу

«Теория экономического анализа» 

на  тему:

«Стратегические аналитические методы» 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва - 2009

Оглавление. 

  Стр.
Введение 3
  1. Анализ, его взаимосвязь со стратегией и конкурентной
информацией  
    1. Стратегия и процесс сбора конкурентной информации     
 
  1. Основные  стратегические аналитические методы, применяемые в аналитической  практике
 

     2.1. Бостонская матрица "рост - удельный  вес в обороте 

Рынка"  

     2.2 Анализ стратегических групп  

     2.3 SWOT-анализ  

     2.4. Анализ стоимостных цепочек  

     2.5. Матрица General Electric / McKinsey 

Заключение  

Список использованной литературы 

Приложения  

4 
 

10 

19 
 

22 

26 

27 

29 

33 

36 

37 

39

Введение.

   Характерная черта современной теории экономической организации – это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения.1 

     Стратегические  аналитические методы  играют значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.2  Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.  В прошлом многие предприятия могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования трудовых ресурсов в текущей действительности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала, в текущей действительности, исключительно важным становится  осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстроменяющимся условиям ведения бизнеса.3 Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции, появление новых достижений науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий , изменение роли человеческих ресурсов, а так же ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.4

   Задача  исследования состоит в определении  целей, задач, миссии и стратегии  предприятий, разработки  предложении  и рекомендаций по выбору и реализации стратегий.

  1. Анализ, его взаимосвязь со стратегией и конкурентной информацией.

     Исследование  непосредственного окружения осуществляется через анализ конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов и контактных аудиторий (банков, страховых компаний), имеющих прямые деловые контакты с фирмой. Фактически в данном разделе  изучаются тенденции той отрасли, в которой работает рассматриваемое предприятие.

     Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

      Положительный эффект конкуренции во многом зависит  от тех условий, в которых она  действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

      Различают несколько видов конкуренции, или  так называемых форм рыночных структур.

      Совершенная (чистая) конкуренция возникает при  следующих условиях:

      • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

      • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

      • вступление новых фирм в отрасль  не встречает каких-либо препятствий  или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

      • нет ограничений на доступ той  или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

      Конкуренция, которая в той или иной степени  связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

      Между совершенной и несовершенной  конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается  в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, — это так называемая монополистическая конкуренция.

      Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

      Противоположностью  конкуренции служит монополия (от греч. monos — один и poleo — продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos — один и opsonia — закупка).

      В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма).

     Чистая  монополия и чистая монопсония —  сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. oli-gos — немногий и poleo — продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

     Модель  рынка совершенной конкуренции  исходит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Ангуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.

      Для лучшего понимания механизма  рынка несовершенной конкуренции  важно рассмотреть классификацию  рыночных структур, при этом яснее  будут видны различия между совершенной  и несовершенной конкуренцией (Приложение 1).

      В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

             В реальной действительности не существует только совершенной конкуренции или только чистой (абсолютной) монополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рассмотренных в таблице 1 рыночных структур.

             Остановимся подробнее на существовании  препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна.

      Входной барьер при вступлении на рынок это  условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли.

      К основным видам входных барьеров относятся следующие:

      1. Правительство наделяет фирму  исключительными правами (выдача  правительственной лицензии на  определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.

      2. Собственность на невоспроизводимые  и редкие ресурсы. Классический пример власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

      3. Авторские нрава и патенты.  Фирма, чья деятельность защищена  патентом, обладает исключительным нравом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

     4. Эффект масштаба, т. е. преимущества  крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства.

      5. Вступлению в отрасль могут  препятствовать и нелегальные  метод!.. борьбы с новыми потенциальными  конкурентами, вплоть до угрозы  физического уничтожения (мафиозные  структуры).

      Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.

      Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Монопольная прибыль проявляется как нарушение совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.

      Насколько устойчиво это превышение над  нормальной прибылью, будет зависеть от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше но шальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей.

Информация о работе Стратегические аналитические методы